Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная Каталог готовых… Процессуальное…

Криминалистика

Практикум 101 л.

Цена: 1 000 1000 RUB 2029-12-31 руб.
Заказать

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника филиала

по учебной и научной работе

полковник полиции

 

В.В. Качалов

 

«___» ___________ 20_ г.

 

 

 

Практикум

по учебной дисциплине

КРИМИНАЛИСТИКА

для слушателей  обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Специализация: Административная деятельность

узкая специализация: Деятельность участкового уполномоченного полиции

квалификация выпускника: юрист

набор 2019 года

заочная форма обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсужден и одобрен на заседании кафедры криминалистики «___»_сентября_20__ года, протокол № __,

на заседании Методического совета «___»_________20_г., протокол № ___,

 

Криминалистика: практикум для слушателей заочной формы обучения (по 40.05.02 Правоохранительная деятельность Специализация: Административная деятельность узкая специализация: Деятельность участкового уполномоченного полиции  – Старотеряево: МОФ Мос. У МВД России имени В.Я. Кикотя, 20__. –  93 с.

 

 

 

 

Подготовлен: начальником кафедры криминалистики к.ю.н., доцентом, полковником полиции М.И. Пилякиным.

 

                                                                                                           

 

Рецензент: Доцент кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, к.ю.н., доцент, полковник полиции Л.В. Кокорева.


 

 

Оглавление:

 

  • Организационно-методический раздел (методические рекомендации по выполнению заданий практикума по дисциплине «Криминалистика»).......................................................................................................с.4-11
  • Задания (по практикуму: тесты, задачи, фабулы в соответствии с тематическим планом)………………………………………………………………….....................с. 12-65
  • Справочно-вспомогательный аппарат (образцы заполнения документов)………………………………………………………………………,,,.…с. 66-78
  • Справочные материалы (словарь специальной лексики /глоссарий/, справочные материалы)…………………………………………………………...........................с. 78-89
  • Список литературы (основной, дополнительной)……….………...….....с. 90-92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

График контроля выполнения заданий практикума по разделам криминалистики

 

№

п/п

Название раздела

Дата проверки

Отметка о выполнении работ

Ф.И.О., подпись преподавателя, осущ. контроль

1.

Криминалистическая фотография и видеозапись

 

 

 

2.

Криминалистическая трасология

 

 

 

 

3.

Криминалистическое оружиеведение

 

 

 

4.

Криминалистическая габитоскопия

 

 

 

5.

Криминалистическая документология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Практикум предназначен для самостоятельного выполнения слушателями прак­тических работ, предусмотренных планом семинарских и практических занятий по криминалистике.

Задания практикума составлены в соответствии с программой курса «Криминалистика» по основным темам ее разделов – «Криминалистическая техника», «Криминалистическая тактика».

Практикум состоит из отдельных работ (бланков документов), выполняемых обу­чающимися по указанию преподавателя на практических занятиях и в часы самостоя­тельной работы. Последовательность выполнения практических заданий должна соответ­ствовать порядку изучаемых тем. При выполнении заданий наряду с литературой, рекомендованной в программе по криминалистике, следует пользоваться справочниками следователя, образцами процессуальных документов и учебно-методическими материалами кабинета криминалистики. Черновые записи сле­дует вести в отдельной тетради. В случае нехватки листов практикум допускается рас­шивать и дополнять чистыми листами.

Предназначенные для помещения в практикум фотоснимки обрезают, не оставляя белых полей. Клей наносят, не оставляя пятен, только на края оборотной стороны снимков. Размещают снимки в соответствии с последовательностью изложения материала в процессуальных документах по принципу «от общего – к частному». Изображения объектов и их признаки, имеющие значение для дела, на снимках показывают стрелками. Отмеченные участки обозначают цифрами или буквами. В начале фототаблицы указывают, к какому процессуальному документу она прилагается (наименование документа и дата его составления). Под снимками указываются следующие сведения:

  • что сфотографировано (наименование объекта или совершаемого действия);
  • что показано стрелками или обозначено цифрами (буквами);
  • какие технические средства использовались для съемки (фотоаппарат, объектив, карта памяти и т.д.).

Общие для всех снимков условия указывают в конце фототаблицы.

Файлы, полученные в результате фотосъемки, должны быть записаны на компакт-диск и помещены в конверты, которые прилагаются к практикуму.

Описание объектов (фрагменты протоколов) должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению процессуальных документов, и с использованием криминалистической терминологии. В них нельзя излагать выводы и предположительные суждения лиц, их составлявших.

При выполнении заданий по теме № 10 «Криминалистическая регистрация» необходимо воспользоваться приказами МВД РФ № 612дсп от 09.07.2007г., № 70 от 10.02.2006г.

 Бланки процессуальных документов по криминалистической тактике заполняются слушателями на практических занятиях после отработки соответствующих заданий либо в часы самоподготовки.

Слушатель обязан в назначенный преподавателем срок, в соответствии с графи­ком выполнения работ, отчитываться по выполненным заданиям с соответствующей от­меткой в табеле практикума.

Если слушатель по той или иной причине не выполнил какие-либо задания, преподаватель должен обязать его в свободное от занятий время выполнить их под его наблюдением (или наблюдением лаборанта).

Отрабатываемая на занятиях тема может быть зачтена только в том случае, если слушатель получил положительные оценки за выполнение заданий.

 

СЛУШАТЕЛЬ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ:

 

  • производить все виды фотосъемки места происшествия и вещественных доказательств;
  • применять набор технических средств, находящихся в следственном чемодане, для обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств;
  • изымать следы рук, ног, транспортных средств, орудий взлома, инструментов, следы выстрела и т.д.;
  • распознавать по следам на месте происшествия инсценировку преступления;
  • описывать вещественные доказательства (предметы и следы), обнаруженные на месте происшествия;
  • изымать с места происшествия вещественные доказательства (в том числе огнестрельное и холодное оружие, стреляные пули, гильзы и огнестрельные повреждения);
  • анализировать рукописные тексты и определять по ним признаки письма, почерка, обнаруживать подделки в документах;
  • описывать внешность человека по методу «словесного портрета»;
  • дактилоскопировать живых лиц и по папиллярным узорам выводить дактилоскопическую формулу;
  • использовать систему криминалистической регистрации для получения криминалистически значимой информации;
  • проводить все виды следственных действий и результаты оформлять в протоколах;
  • вычерчивать планы, схемы как приложения к протоколам следственных действий.

 

 

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ № 5

"КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ И ВИДЕОЗАПИСЬ"

 

Предназначенные для помещения в практикум фотоснимки обрезают, не оставляя белых полей. Клей наносят, не оставляя пятен, только на края оборотной стороны снимков. Размещают снимки в соответствии с последовательностью изложения материала в процессуальных документах по принципу «от общего – к частному». Изображения объектов и их признаки, имеющие значение для дела, на снимках показывают стрелками. Отмеченные участки обозначают цифрами или буквами. В начале фототаблицы указывают, к какому процессуальному документу она прилагается (наименование документа и дата его составления). Под снимками указываются следующие сведения:

  • что сфотографировано (наименование объекта или совершаемого действия);
  • что показано стрелками или обозначено цифрами (буквами);
  • какие технические средства использовались для съемки (фотоаппарат, объектив, карта памяти и т.д.).

Общие для всех снимков условия указывают в конце фототаблицы.

Файлы, полученные в результате фотосъемки, должны быть записаны на компакт-диск и помещены в конверты, которые прилагаются к практикуму.

Описание объектов (фрагменты протоколов) должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению процессуальных документов, и с использованием криминалистической терминологии. В них нельзя излагать выводы и предположительные суждения лиц, их составлявших.

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ № 6

"КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАСОЛОГИЯ"

 

Изучить учение о следах и следообразовании: понятие трасологии, следов. Классификация следов: в узком смысле (следы-отображения, следы-предметы и следы вещества); в зависимости от объектов, оставивших следы отображения (следы человека, следы орудий, инструментов, производственных механизмов, следы транспортных средств); в зависимости от условий формирования следов (статические и динамические; объемные и поверхностные; локального и периферического воздействия); по степени восприятия – (видимые, плохоразличимые и невидимые). Разобрать основные принципы криминалистического учения о следах: индивидуальность объектов материального мира; внешнее строение объекта, способно при определенных условиях достаточно точно отображаться на других объектах; отображение в следе внешнего объекта всегда является обратным (негативным), зеркальным.

При изучении следов человека (антропоскопия) разобрать:

В следах рук – строение кожи ладонных поверхностях рук; криминалистическое значение папиллярных узоров (индивидуальность, относительная устойчивость и восстанавливаемость); общие признаки  (типы) папиллярного узора пальцев рук (дуговые, петлевые и завитковые), а также их виды и разновидности.

В следах перчаток (кожаных, матерчатых) – их идентификационные признаки (узор кожи, морщины, складки, дефекты возникшие в процессе носки, признаки ткани, вид переплетения, дефекты ткани, следы ушивок и т.п.).

Методы и приемы обнаружения следов рук (исследование объекта под различными углами к источнику освещения; физический способ (обработка следов дактилоскопическими порошками или окуривание парами йода) и химический способ (обработка предмета химическими соединениями и веществами).

В следах ног (босых ног, обуви, ног, одетых в носки) – классификация следов ног (статические и динамические; объемные и поверхностные). Обстоятельства, по которым можно судить о человеке, оставившего следы ног (его рост, признаки походки, направление и темп движения и т.д.). Изучить общие и частные признаки, которые используются при идентификации следов ног. Способы фиксации и изъятия следов ног.

По следам зубов – классификация по механизму образования (следы надкуса и откуса). Изучить общие и частные признаки зубного аппарата. Способы  фиксации и изъятия следов зубов.

При изучении следов орудий взлома, инструментов (механоскопия) разобрать: определение взлома, классификация орудий взлома:

- по виду: специально предназначенные, имеющие общетехническое применение и случайно оказавшиеся на месте взлома;

- по способу  их воздействия: механические и термические;

- по характеру воздействия и вида орудия: следы давления, скольжения (трения) и резанья;

Разобрать проведения анализа следов орудий взлома на месте происшествия, способы фиксации и изъятия следов, вопросы разрешаемые трасологической экспертизой.

При изучении следов производственных механизмов – основную задачу трасологического исследования изделий массового производства (установление общего источника происхождения), разрешаемые вопросы (не изготовлено ли данное изделие на данном агрегате (производственном механизме); не принадлежат ли изделия, обнаруженные в разных местах, к одной партии). Изучить признаки, отражающие технологический процесс производства изделия.

При изучении следов транспортных средств – криминалистическое значение следов (след ходовой части; следы выступающих частей; отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы)).

По следам ходовой части разобрать – следы качения и следы скольжения. Классификации следов: поверхностные и объемные; следы наслоения и отслоения; позитивные и негативные. Как определяются: направление движения, вид, модель автотранспорта, величины базы автомобиля и ширины колеи. Способы фиксации и изъятия следов транспортных средств, вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой.

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ № 7

"КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕВЕДЕНИЕ"

 

Изучить понятие криминалистического исследования оружия, боеприпасов и следов их применения, в том числе: объекты судебно-баллистических исследований (огнестрельное оружие, его части и принадлежности; боеприпасы и их части; инструменты и материалы; следы-вещества; следы выстрела; следы-отпечатки оружия; взрывные устройства, их части и следы их применения); задачи, решаемые при баллистических исследованиях (идентификационные и диагностические). Классификация огнестрельного оружия: боевое (военное, служебное), гражданское, охотничье, учебно-спортивное и криминальное.

Разобрать криминалистическое исследование боеприпасов, в том числе: классификацию патронов (боевые, спортивные, охотничьи); устройство патронов (гильза, капсуль с инициирующим составом, навеска пороха и снаряда (пули)); виды гильз (цилиндрическая, бутылочная или коническая); конструкция гильзы (дульце, корпус и шляпка); способы крепления пули в гильзе (кернением, обжимом и тугой посадки); виды пуль (оболочечные, полуоболочечные и безоболочечные);  классификация пуль:

- по форме головной части (оживальные, полусферические, остроконечные и тупоконечные);

- по назначению (трассирующие, бронебойные, бронебойно-зажигательные, пристрелочно-зажигательные и т.п.).

Изучить способы и методы обнаружения, фиксации и изъятия боеприпасов, вопросы разрешаемые баллистической экспертизой.

Разобрать криминалистическое исследование следов выстрела, в том числе: основные следы выстрела (сквозные или слепые пробоины, вмятины и отщепы, отколы, поясок обтирания, поясок осаднения); дополнительные следы выстрела (динамическое и термическое действие газов, отложение копоти и несгоревших порошинок, отложение продуктов смазки канала ствола или осалки пули). При исследовании следов выстрела уяснить способы установления факта применения огнестрельного оружия, вид оружия и боеприпасов, определение входного и выходного отверстия, направление выстрела и дистанцию выстрела. Способы и методы обнаружения, фиксации и изъятия следов выстрела, вопросы разрешаемые баллистической экспертизой.

При изучении взрывных устройств и следов их применения обратить внимание на: понятие взрывного устройства; классификацию:

- по способу изготовления (промышленные, кустарные и самодельные);

- по назначению (предназначенные для поражения людей, техники, автотранспорта, укреплений и т.п.; предназначенные для проведения диверсий, актов терроризма, убийств и т.п.; предназначенные для ведения взрывных работ в созидательных целях; предназначенных для имитационно-пиротехнических, учебных и иных специальных целей).

Разобрать основные и дополнительные элементы взрывных устройств (заряд ВВ и средство инициирования, механизм приведения в действие, оболочка заряда, корпус устройства, дополнительные поражающие элементы, предметы маскировки, хранения и доставки). Способы и методы обнаружения, фиксации и изъятия взрывных устройств и следов их применения, вопросы разрешаемые взрыво-технической экспертизой.

При изучении холодного оружия обратить внимание на: определение ХО, классификацию ХО:

- по принципу действия (рубящие, колюще-рубящее, колющее, колюще-режущее, ударно-раздробляющее и комбинированное);

- по целевому назначению (боевое (военное, гражданское) и охотничье);

- по способу изготовления (заводское, кустарное и самодельное);

- по конфигурации, размерам, способом удержания в руке (с рукояткой, с древком, с креплением к огнестрельному оружию, короткоклинковые, длиноклинковые).

Разобрать конструкцию ХО по их видам. Способы и методы фиксации и изъятия холодного оружия, вопросы разрешаемые экспертизой.

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ № 8

"КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГАБИТОСКОПИЯ"

 

Изучить понятие габитоскопии, признаки внешности: анатомические (пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов); функциональные (походка, жестикуляция, мимика и т.п.); сопутствующие, или косвенные (приметы одежды, очки, трость и т.п.). Что понимается под особыми (броскими) приметами. По каким объектам происходит идентификация искомого лица. Освоить методику описания признаков внешности человека (метод словесного портрета):

  • Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности, затем анатомические и функциональные признаки, а потом сопутствующие предметы.
  • Описание признаков внешности осуществляется «от общего к частному», «сверху вниз». При этом сначала характеризуют фигуры в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.
  • Каждый из анатомических элементов характеризуются по форме, размеру и положению, а некоторые по цвету.

Разобрать методы и средства собирания информации о внешних признаках человека, в том числе: источники получения сведений (объективные и субъективные), методику опроса или допроса лица, показания которого предполагается использовать для составления описания разыскиваемого. Составление субъективных портретов (рисованные, рисовано-композиционные и фотокомпозиционные), современные компьютерные  программы, используемые для этих целей. Вопросы разрешаемые судебной портретной экспертизой.

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ № 9

"КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОЛОГИЯ"

 

Изучить понятие документа и криминалистического исследования документов, классификацию документов: по способу фиксации информации; по источнику происхождения; по соответствии действительности; по процессуальной природе, как объекты криминалистического исследования документов. Освоить правила обращения с документами, как с вещественными доказательствами. Уяснить задачи: криминалистического почерковедения – установление исполнителя  рукописных документов; криминалистического автороведения – установление автора исследуемых документов; технико-криминалистическом исследовании документов – исследование реквизитов документов (текст, подпись, оттиск печати и т.п.), когда применяются технико-криминалистические методы и исследование материалов документов (бумага, краситель, клей и т.п.), когда применяются химические методы. Изучить Понятие письма, почерка и письменной речи, классификация признаков письменной речи и почерка. Использование рукописных документов для розыска преступника и установления обстоятельств преступления. Уяснить способы полной подделки бланков документов, оттисков печатей и штампов их признаки. Изучить общие и частные признаки пишущих машин и устройств.

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ № 14

"КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ"

 

При подготовке к семинарскому занятию обучающимся необходимо знать, что раскрытие и расследование любого преступления представляет собой в широком смысле поиск, получение, использование криминалистически значимой информации, которая аккумулируется в форме различных учетов.

Криминалистическая регистрация – отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности собирания, накопления и использования криминалистически значимой информации в специализированных информационных массивах в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Общепринято разделять учеты на следующие основные группы: оперативно-справочные (для проверки наличия установочных сведений об объекте и его местонахождении на момент запроса); розыскные и криминалистические (для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов.

В настоящее время автоматизация и интеграция информационных систем в правоохранительных органах осуществляется посредством автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных банков данных (АБД), интегрированных банков данных (ИБД).

Централизованные учеты предназначены для: установления местонахождения лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; по идентификации неопознанных трупов и установлению личности лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

Объектами экспертно-криминалистического учета являются объекты, имеющие причинно-следственную связь с событием преступления. Это неустановленные лица, предметы (гильзы, поддельные монеты и др.), следы (следы пальцев рук, следы обуви и др.), вещества (частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и др.), обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для использования в процессе раскрытия и расследования преступлений.

 


 

ЗАДАНИЯ

 

Тема № 4. Криминалистическая фотография и видеозапись

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

ЗАДАНИЕ № 2

а) Назовите элементы цифровой фотокамеры «Canon», обозначенные на рисунке.

б)  Назовите типы композиции и экспозиции, которые можно задать с помощью диска установки режима съемки на цифровой фотокамере «Canon»

 

ЗАДАНИЕ № 3

 

а) С помощью цифровой фотокамеры «Canon» при различном разрешении сфотографируйте какой-либо объект, имеющий мелкие детали (например, тетрадь с рукописным текстом) и находящийся на расстоянии от 0,5 до 1 м:

  • при разрешении L (2048х1536) и компрессии – «отлично»
  • при разрешении S (640х480) и компрессии – «нормально».

б) Изготовьте фотоснимки размером 9х12 см и наклейте их на листы практикума. Под каждым фотоснимком сделайте пояснительную надпись и укажите условия съемки.

 

ЗАДАНИЕ № 4

 

а) С помощью цифровой фотокамеры «Canon» при различных режимах замера экспозиции сфотографируйте какой-либо объект, находящийся на переднем плане и отличающийся по яркости от фона (например, объект – темный, а фон – светлый, или объект – светлый, а фон – темный):

  • при оценочном (либо усредненном) замере экспозиции
  • при точечном замере экспозиции

б) Изготовьте фотоснимки размером 9х12 см и наклейте их на листы практикума. Под каждым фотоснимком сделайте пояснительную надпись и укажите условия съемки

 

ЗАДАНИЕ № 5

 

а) С помощью цифровой фотокамеры «Canon» при различной величине компенсации экспозиции сфотографируйте какой-либо объект, находящийся на переднем плане и отличающийся по яркости от фона (например, объект – темный, а фон – яркий):

  • при компенсации экспозиции равной -2 (либо -1)
  • при компенсации экспозиции равной +2 (либо +1)

б) Изготовьте фотоснимки размером 9х12 см и наклейте их на листы практикума. Под каждым фотоснимком сделайте пояснительную надпись и укажите условия съемки.

             

ЗАДАНИЕ № 6

 

а) С помощью цифровой фотокамеры «Canon» сфотографируйте какой-либо мелкий объект (например, гильзу, расположив ее на столе кверху донцем) используя режим «Макро» (без увеличения)  и при различном увеличении, используя рычаг зуммирования:

  • при увеличении 4х (либо 8х)
  • при увеличении 13х

б) Изготовьте фотоснимки размером 9х12 см и наклейте их на листы практикума. Под каждым фотоснимком сделайте пояснительную надпись и укажите условия съемки.

 

ЗАДАНИЕ № 7

 

а) Сфотографируйте имитированное место происшествия и отдельные детали на открытой местности ориентирующим, обзорным, узловым и детальным способами фотосъемки. Ориентирующую съемку выполните панорамным методом, применив при этом круговой способ съемки, а детальную – по правилам измерительной фотографии.

 

б) Изготовьте фотоснимки размером 9х12 см, наклейте их на листы практикума в виде фототаблицы. Файлы с изображением места происшествия скопируйте на компакт-диск. Фототаблицу с компакт-диском необходимо оформить в виде приложения к протоколу осмотра места происшествия, руководствуясь при этом требованиями ст.ст. 164, 176 и ч.ч. 1-4, 6 ст. 177 УПК РФ, а также соответствующими криминалистическими правилами.

 

Тема № 6. Криминалистическая       трасология

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

 

ЗАДАНИЕ № 2

 

Назовите детали папиллярных линий.

 

 


ЗАДАНИЕ № 3.

 

Произведите дактилоскопирование на бланке дактилоскопической карты. Оформите ее в соответствии с правилами оформления дактилоскопических карт. Вклейте дактилоскопическую карту в практикум.

 ЗАДАНИЕ № 4

 

По отпечаткам на дактилоскопической карте определите типы и виды папиллярных узоров. Схематически зарисуйте узоры и укажите тип и вид каждого.

 

ЗАДАНИЕ № 5

 

Возьмите какой-либо предмет с глянцевой поверхностью (бутылку, стакан, осколок керамической плитки и т. п.), оставьте на нем потожировые следы пальцев рук и произведите осмотр предмета на просвет или под различными углами к источнику света. Обработайте предмет соответствующим дактилоскопическим порошком. Составьте фрагмент протокола осмотра предмета и обнаруженных на нем следов рук.

ЗАДАНИЕ № 6

а)  С помощью дактилоскопических порошков (черного и белого) выявите на каком-либо предмете следы пальцев рук, откопируйте их на светлую и темную дактилоскопические пленки, и оформите эти пленки в виде приложения к протоколу осмотра.

 

б) Сформулируйте вопросы эксперту, исходя из следующих условий:

 

  • при визуальном осмотре на предмете обнаружены недостаточно четкие следы пальцев рук;
  • на исследование направлены следы пальцев рук и дактилоскопические карты двух подозреваемых;
  • на исследование представлены следы пальцев рук, обнаруженные на двух местах происшествий.

 

 ЗАДАНИЕ № 7

 

а) На влажном грунте или на снегу оставьте не менее четырех объемных следов обутых ног в процессе передвижения по прямой (дорожку следов).

б) Изучите основные элементы дорожки следов, произведите необходимые измерения, сделайте схематическую зарисовку и оформите в виде приложения к протоколу осмотра.

в) Выберите один наиболее четкий след, осмотрите его, выявите и зафиксируйте общие и частные признаки, сделайте схематическую зарисовку, проставьте размеры на схеме и оформите в виде приложения к протоколу осмотра.

 

ЗАДАНИЕ № 8

 

Опишите дорожку следов обуви и отдельный след в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия.

 

ЗАДАНИЕ № 9

 

а) Сформулируйте вопросы эксперту, которые могут быть разрешены экспертизой следов ног.

б) Перечислите материалы, направляемые в этом случае на экспертизу.

ЗАДАНИЕ № 10

 

а) Возьмите какой-либо инструмент (стамеску, отвертку, ломик-гвоздодер и т.п.) и с его помощью образуйте объемный след давления на деревянном бруске.

б) Осмотрите этот след, обратив внимание на характер отображения в нем формы, размеров и других признаков  рабочей части инструмента (заусенец, выбоин и т.п.). Произведите необходимые измерения.

в) Составьте описательную часть протокола осмотра данного следа, исходя из условия, что след обнаружен  на двери какого-либо помещения (квартира, служебное помещение).

 ЗАДАНИЕ № 11

 

Сформулируйте вопросы эксперту, исходя из условия, что с места происшествия изъята часть дверной коробки со следами взлома, а у подозреваемого гр-на А. – ломик. Перечислите материалы, которые необходимо направить на экспертизу.

ЗАДАНИЕ № 12

а) Осмотрите следы шин автомобиля, оставленные на грунте или на снегу. Схематически зарисуйте общий вид следов, укажите на схеме признаки направления движения, колею, ширину беговой дорожки.

б) Схематически зарисуйте рисунок протектора,  на схеме укажите размеры его отдельных элементов и особенности.

в) Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием следов автомобиля.

 

ЗАДАНИЕ № 13

 

а) Какие обстоятельства можно установить при осмотре следов автотранспортных средств, обнаруженных на месте происшествия?

 

б) Сформулируйте вопросы эксперту-трасологу в связи с обнаруженными следами автотранспортного средства (следы колес, осколки стекла фарного рассеивателя), исходя из условия, что установлена машина, которая могла быть причастна к расследуемому событию. Перечислите материалы (документы, объекты), подлежащие направлению на экспертизу.

 

Тема № 6. Криминалистическое оружиеведение

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

а) Укажите вид гильзы, форму ее корпуса.

б) Назовите части гильзы, обозначенные цифрами 1-8 и содержание маркировки, обозначенной цифрами 9, 10.

 

ЗАДАНИЕ № 2

 

Назовите части пули, обозначенные буквами.

 

ЗАДАНИЕ № 3

 

Назовите следы выстрела на стреляной пуле, обозначенные цифрами.

 

б)

 ЗАДАНИЕ № 4

 

Назовите следы выстрела на стреляной гильзе, обозначенные цифрами.

 

 

ЗАДАНИЕ № 5

 

Осмотрите стреляные пулю и гильзу. Результаты оформите в виде фрагментов протокола осмотра.

 

ЗАДАНИЕ  № 6

 

Сформулируйте типичные вопросы эксперту, исходя из условия, что стреляная гильза  и следы выстрела на преграде обнаружены при осмотре места происшествия, а стреляная пуля извлечена при оказании медицинской помощи потерпевшему. Укажите, какие материалы необходимо предоставить эксперту для решения данных вопросов.

 

ЗАДАНИЕ  № 7

 

Заполните схему классификации холодного оружия по принципу действия.

 

 

ЗАДАНИЕ  № 8

Назовите части ножа, обозначенные цифрами.

 

ЗАДАНИЕ  № 9

Осмотрите нож. Результаты оформите в виде фрагмента протокола осмотра.

 

Тема № 7. Криминалистическая габитоскопия

 

ЗАДАНИЕ № 1

Криминалистическая габитология - это подотрасль криминалистической техники, изучающая закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывающие технико-криминалистические методы и средства собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и расследования и предупреждения преступлений.

 

ЗАДАНИЕ № 2

Перечислите правила описания внешности человека по методу словесного портрета.

 

  •   писание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному
  •   описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью
  •   при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур)
  •   внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д
  •   голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль

 

 

ЗАДАНИЕ № 3

Назовите части лица и их элементы, обозначенные цифрами.

ЗАДАНИЕ № 4

 

а) Сфотографируйте человека по правилам сигналетической (опознавательной) съемки. Изготовьте два фотоснимка (анфас и правый профиль), наклейте их в практикум.

б) По данным опознавательным фотоснимкам составьте розыскную ориентировку в том объеме, в котором это можно сделать по фотоснимку.

 

ЗАДАНИЕ № 5

 

 

а) Сформулируйте вопросы эксперту при назначении портретной экспертизы, исходя из условия, что имеются два фотоснимка: разыскиваемого и проверяемого.

б) Перечислите материалы (документы и объекты), подлежащие направлению на портретную экспертизу в данном случае.

 

Тема № 8. Криминалистическая  документология

 

 

ЗАДАНИЕ № 1

ЗАДАНИЕ № 2

 

Впишите в схему виды криминалистического документоведения.

 

 


ЗАДАНИЕ № 3

 

Впишите в схему «Признаки письма» недостающие общие и частные признаки почерка и письменной речи.

 

Надпись: 38 

ЗАДАНИЕ  № 4

 

В рукописном документе изучите и опишите признаки письменной речи.

 

В рукописном тексте изучите и опишите признаки, характеризующие пространственную ориентацию и размещение движений.

 

ЗАДАНИЕ  № 6

 

Изучите представленные фрагменты рукописных текстов, сравните их между собой и охарактеризуйте по одному из указанных общих признаков почерка.

 

 

ЗАДАНИЕ  № 7

 

Подберите рукописный текст объемом в одну страницу тетрадного листа. На основании выявленных в нем признаков письменной речи, и признаков почерка составьте розыскную таблицу.

(Для выполнения задания рекомендуется использовать чужой рукописный текст).

ЗАДАНИЕ  № 8.

 

а) Сформулируйте наиболее типичные вопросы, решаемые экспертизой почерка.

б) Перечислите материалы, подлежащие направлению на почерковедческую экспертизу для решения данных вопросов.

ЗАДАНИЕ  № 9. 

 

Осмотрите документ, представленный преподавателем. Составьте описательную часть протокола осмотра данного документа. Сформулируйте вопросы, которые могут быть в данном случае решены судебно-технической экспертизой документов.

 

Тема № 14. Криминалистические     учеты

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

ЗАДАНИЕ № 2

 

Назовите учеты, сосредоточенные в Главном информационно-аналитическом центре и в информационных центрах МВД, УВД. Укажите, на каком уровне (федеральном, региональном) осуществляется их ведение.

 

ЗАДАНИЕ № 3

Назовите экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел и укажите, на каком уровне (федеральном, региональном, местном) осуществляется их ведение.

 

ЗАДАНИЕ № 4

 

У гражданина К., подозреваемого в убийстве, изъят пистолет ТТ № ЕН 3891. Подозреваемый дактилоскопирован. Перечислите учеты, по которым должны быть проверены пистолет и подозреваемый. Укажите цели проверки по каждому виду учета.

     
     
     
     

 

ЗАДАНИЕ № 5

 

Обнаружен труп неизвестного гражданина с огнестрельными повреждениями. При осмотре места происшествия изъяты: стреляная гильза патрона калибра 9 мм, стреляная пуля калибра 9 мм. Труп дактилоскопирован, на него составлена опознавательная карта. Перечислите, по каким учетам и с какой целью должны быть проверены названные объекты (стреляная гильза, стреляная пуля, дактилоскопическая и опознавательная карты трупа).

 

Тема № 5. Криминалистическая фотография и видеозапись

 

Тема № 6. Криминалистическая трасология.

Криминалистическая дактилоскопия

Типы и виды папиллярных узоров

2. Петлевые узоры

Тема № 7. Криминалистическое оружиеведение

Тема № 8. Криминалистическая габитоскопия

Описание человека по методу словесного портрета

 

Тема № 9. Криминалистическая документология

Порядок описание документов

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  • Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.
  • Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм.) //  «Российская газета», № 241, 18.12.1996.
  • Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм.) // «Российская газета», № 160, 18.08.1995.
  • Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности» (с изм.) // «Российская газета», № 106, 05.06.2001.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изм.) // «Российская газета», № 25, 08.02.2011.
  • Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (с изм.) // «Российская газета», № 191, 30.08.2005.
  • Приказ МВД России № 776 от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. 13 декабря. 2013. № 282.
  • Приказ МВД России от 29 августа 2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // «Российская газета», № 260, 14.11.2014.

 

Основная литература

 

  • Криминалистика. Полный курс [Текст]: учеб.для бакалавров обуч. по направлению подгот. «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза / В. В. Агафонов [и др.]; под общ.ред. А.Г. Филиппова. ‒ 5-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Юрайт, 2016. 
  • Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. – Электрон.текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 239 c. – 978-5-238-02145-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71096.html.
  • Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Т.В. Аверьянова, И.А. Архипова [и др.]. – 3-е изд. – Электрон.текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 799 c. – 978-5-238-02958-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71179.html.
  • Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник/ Т.В. Аверьянова [и др.]. ‒ Электрон.текстовые данные. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. ‒ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7022. ‒ ЭБС «IPRbooks».

 

Дополнительная литература

  • Зиннуров Ф.К. Образцы процессуальных документов предварительного следствия [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Зиннуров Ф.К., Амиров К.Ф., Хисамутдинов Ф.Р. ‒ Электрон.текстовые данные. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. ‒ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18180. ‒ ЭБС «IPRbooks», по паролю.
  • Организация и тактика осмотра места происшествия [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / М.В. Бондарева [и др.]. ‒ Электрон.текстовые данные. ‒ Омск: Омская академия МВД России, 2014. ‒ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36040. ‒ ЭБС «IPRbooks», по паролю.
  • Понятие, виды и назначение судебных экспертиз в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебно-справочное пособие / А.А. Кузнецов [и др.]. ‒ Электрон.текстовые данные. ‒ Омск: Омская академия МВД России, 2014. ‒ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36055. ‒ ЭБС «IPRbooks», по паролю.
  • Соколов А.Б. Расследование краж, совершаемых группами несовершеннолетних [Электронный ресурс]: учебное пособие / Соколов А.Б. ‒ Электрон.текстовые данные. ‒ Омск: Омская академия МВД России, 2014. ‒ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36074. ‒ ЭБС «IPRbooks», по паролю.
  • Чабукиани О.А. Методика расследования преступлений против личности [Текст]: учеб.-практ. пособие / О. А. Чабукиани, П. И. Шихов; Департамент кадрового обеспечения МВД России. ‒ М.: ЦОКР МВД России, 2010.
  • Григорович В.Л. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника [Электронный ресурс]: курс лекций / В.Л. Григорович. – Электрон.текстовые данные. – Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. – 304 c. – 978-985-7081-23-3. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28156.html.

 

Ресурсы сети «Интернет»

официальный сайт Верховного суда Российской Федерации: http://www.vsrf.ru

официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru

официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации: http://www.minjust.ru

официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации: http://www.sledcom.ru

официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.genproc.gov.ru


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика