Экономика
Постановка задачи
Торговое предприятие ООО «Электрон» осуществляет розничную продажу бытового оборудования и средств вычислительной техники (СВТ). Для продвижения товара предприятие организует рекламную кампанию, на осуществление которой формируется бюджет в зависимости от объема продаж и показателя отчислений на рекламу.
Цель решения задачи. Для высокой розничной продажи бытового оборудования и средств вычислительной техники нужно правильно организовать и рассчитать рекламную компанию.
Условие задачи. Исходным условием является объем продаж бытовой техники (руб.), объем продаж средств вычислительной техники (руб.) и показатели отчислений на рекламу (%) за каждый месяц. В таблицу объема продаж будут вводиться данные о продажах (руб.)
Таблица 1
| 
 Месяц  | 
 Объем продаж бытовой техники, руб.  | 
 Объем продаж СВТ, руб.  | 
 Объем продаж всего за месяц, руб  | 
| 
 Январь  | 
 121 562  | 
 278 365  | 
 
  | 
| 
 Февраль  | 
 165 897  | 
 456 325  | 
 
  | 
| 
 Март  | 
 459 325  | 
 258 963  | 
 
  | 
| 
 Апрель  | 
 256 987  | 
 333 478  | 
 
  | 
| 
 Май  | 
 128 965  | 
 236 985  | 
 
  | 
| 
 Июнь  | 
 222 655  | 
 325 654  | 
 
  | 
| 
 Июль  | 
 179 258  | 
 289 741  | 
 
  | 
| 
 Август  | 
 258 963  | 
 569 258  | 
 
  | 
| 
 Сентябрь  | 
 165 321  | 
 456 921  | 
 
  | 
| 
 Октябрь  | 
 147 852  | 
 324 512  | 
 
  | 
| 
 Ноябрь  | 
 236 654  | 
 258 963  | 
 
  | 
| 
 Декабрь  | 
 456 321  | 
 547 963  | 
 
  | 
И дана таблица показателя отчислений на рекламу (%)
Таблица 2
| 
 Январь  | 
 Февраль  | 
 Март  | 
 Апрель  | 
 Май  | 
 Июнь  | 
 Июль  | 
 Август  | 
 Сентябрь  | 
 Октябрь  | 
 Ноябрь  | 
 Декабрь  | 
| 
 3,2  | 
 3,5  | 
 3,4  | 
 4,1  | 
 4,8  | 
 4,9  | 
 3,9  | 
 4,5  | 
 3,2  | 
 3,3  | 
 4,2  | 
 4,9  | 
Результаты из предыдущих таблиц (объем продаж всего за месяц, показатель отчислений на рекламу; с помощью функции ВПР или ПРОСМОТР) занести в третью таблицу и рассчитать рекламный бюджет
Таблица 3
| 
 Месяц  | 
 Объем продаж всего за месяц, руб.  | 
 Показатель отчислений на рекламу, %  | 
 Рекламный бюджет, руб.  | 
| 
 Январь  | 
|||
| 
 Февраль  | 
|||
| 
 Март  | 
|||
| 
 Апрель  | 
|||
| 
 Май  | 
|||
| 
 Июнь  | 
|||
| 
 Июль  | 
|||
| 
 Август  | 
|||
| 
 Сентябрь  | 
|||
| 
 Октябрь  | 
|||
| 
 Ноябрь  | 
|||
| 
 Декабрь  | 
|||
| 
 Итого общий рекламный бюджет за год, руб.  | 
В процессе решения задачи необходимо использовать межтабличные связи для организации ввода и контроля исходных данных, а также для организации процессов расчета функции ВПР, ПРОСМОТР.
Кроме того, информацию, находящуюся в таблицах для анализа, необходимо представить в виде диаграмм.
Компьютерная модель решения задачи состоит из трех частей: информационной и аналитической моделей и технологии решения задачи.
Аналитическая модель решения задачи. Перечень функций, используемых при решении задачи:
- ГПР;
 - ВПР;
 - Математические операции (сложение, вычитание, умножение, деление).
 
Для получения данных, затраченных на рекламный бюджет необходимо рассчитать следующие показатели:
- сумму объема продаж всего за месяц;
 - рекламный бюджет за месяц;
 - сумму общего рекламного бюджета за год.
 
Расчет рекламного бюджета за месяц будет вычисляться так: показатель отчислений на рекламу нужно разделить на 100 % и умножить на объем продаж всего за месяц, полученный результат занести в колонку 3 Таблицы 3.
Технология решения задачи. Решение задачи средствами MS Excel. Занести в ячейки формулы
* воспользоваться командой «Вставить функцию» меню «Формулы»;
* в поле «Категория:» выбрать «Ссылки и массивы»;
* в поле «Выберите функцию» нажать «ВПР» (рис. 1-3);
Рисунок 1 – Выберите функцию» нажать «ВПР
* нажать кнопку «OK»;
* ввести объем продаж в поле «Искомое_значение»;
* нажать «Enter»;
* ввести информацию в поле «Таблица»;
* выделить столбец объема продаж и сделать его абсолютным;
Рисунок 2 – Функция ВПР
* нажать«Enter»;
* ввести информацию - цифру 1 в поле «Номер_столбца»;
* ввести информацию - цифру 0 в поле «Интервальный_просмотр»;
* нажать кнопку «OK»;
* установить курсор на маркер в правом нижнем углу ячейки В3, щелкнуть левой клавишей мыши и протянуть его до ячейки В13.
10. Далее заполняется ячейка «Показатель отчисления на рекламу»
11. Рекламный бюджет вычисляется по формуле: = D4/100*C4
То есть «Показатель отчислений на рекламу делится на 100 % и умножается на объем продаж всего за месяц.
Представить наглядно результаты расчетов, создав диаграмму по данным таблицы:
Анализ полученных результатов. Таким образом, создание различных диаграмм (гистограмм, графиков) на основе данных таблиц средствами MS Excel позволяет не только наглядно представлять результаты обработки информации для проведения анализа с целью принятия решений, но и достаточно быстро осуществлять манипуляции в области их построения в пользу наиболее удобного представления результатов визуализации по задаваемым пользователем (аналитиком) параметрам.
    
          
        