Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Теоретические основы социокультурной компетенции на уроках английского языка

Часть диплома

Глава I. Теоретические основы социокультурной компетенции на уроках английского языка

 

1.1. Социокультурная компетенция обучающихся старших классов: понятие и функции

 

Современную жизнь невозможно представить без знания хотя бы одного иностранного языка, поскольку язык является одним из ключевых инструментов познания мира, открывает возможности для осуществления коммуникации с представителями других культур. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Без социокультурных знаний нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Исходя из концепции преподавания иностранного языка учебные цели должны формироваться как конкретные коммуникативные задачи, решаемые при помощи соответствующих языковых средств. Прагматическая направленность программы выражает выбор контекстно-ситуативного метода презентации явлений языка, при этом коммуникативные и языковые навыки формируются одновременно. Важна не только передача понятий о языке и признанных учебных норм, но и свободное понимание, переживание определенной реальности. Введение в педагогику и методику понятий межкультурной коммуникации и компетенции кардинально меняет сущность и содержание целей обучения иностранному языку в школе [Иващенко И.А. Методы повышения мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – №2. – С. 29 – 32.]

На сегодняшний день одной из главных целей обучения иностранным языкам является формирование у обучающихся социокультурной компетенции. Овладевая данной компетенцией, обучающиеся уже не просто говорят на иностранном языке, а используют полученные знания, касающиеся особенностей социального и речевого поведения носителей языка (их обычаев, этикета, правил, социальных стереотипов), в процессе общения. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту среднего (полного) общего образования основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарата среднего (полного) общего образования». – Москва: 17 мая 2012. – 83 с.].

Центральное место в педагогическом процессе должно занять соизучение языка и культуры. Язык является одним из средств формирования картины мира, поэтому владение социокультурной компетенцией дает возможность чувствовать себя увереннее, а в отношении культуры быть практически на равных с носителями языка. Кроме того, овладевая социокультурной компетенцией на уроке иностранного языка, обучающиеся получают возможность сравнить свою культуру с культурой страны того языка, который они изучают, а также ознакомиться с общечеловеческими ценностями.

В условиях модернизации современного образования выдвигаются новые требования к личности обучающегося, основным достоянием которой становится мобильность, способность и желание самостоятельно совершенствоваться в своей деятельности и участвовать в формировании и развитии социокультурной компетенции. 

Углубленное рассмотрение социокультурных процессов, протекающих в современном поликультурном обществе, способствует поиску новых подходов и методов обучения иностранному языку, введению нового подхода к изучению социолингвистической/социокультурной ситуации и, следовательно, социокультурной компетенции, «теоретической и практической готовности коммуниканта к социокультурной деятельности» [Жукова Т.А. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2007. - 23 c. с. 7].

Основоположник социокультурного подхода в отечественной методике В.В. Сафонова определяет социокультурную компетенцию как «знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого иностранного языка, умение осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире» [Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с. с. 142].

По мнению В.В. Сафоновой, «ученик должен уметь адекватно реагировать и рефлексировать, исходя из культурных, социальных, политических, межличностных событий» [Сафонова B.B. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М.: Высш. шк., Амскорт интернейшнл, 1991. - 325 с. с. 32]. 

Вслед за В. В. Сафоновой и И. Э. Риске, мы понимаем социокультурную компетенцию как совокупность социокультурных знаний о родной и иноязычной культуре, умений и навыков обучающихся понимать, интерпретировать и применять социокультурную информацию в разнонаправленных ситуациях общения и способности участвовать в эффективном межкультурном взаимодействии [Риске И.Э. Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: дис. ... канд. пед. наук. – СПб.: РГПУ, 2000. – 259 с.].

Согласно П. В. Сысоеву, в содержании социокультурной компетенции можно выделить четыре составляющих:

а) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, о духовных ценностях культурных традиций, в том числе у представителей разных этнических групп, знания об особенностях национальной ментальности поведения);

6) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);

в) личностное отношение к фактам культуры (в том числе способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);

г) владение способами применения языка (правильное употребление национально- маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям международным и иноязычным социокультурными полями) [Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография. – Тамбов: ТБУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 145 с.].

По мнению П.В. Сысоева, «социокультурная компетенция - это, в первую очередь, уровень знаний социокультурных особенностей при использовании иностранного языка в различных ситуациях» [Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Теория и практика. - М.: Глосса-Пресс, 2008. - 385 с. с. 45].

Коммуникативная компетенция является ключевой и включает в себя не только владение иностранным языком, но и навыки работы в группе, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, владение различными социальными функциями в коллективе.

Коммуникативная компетенция, по мнению Е.Н. Солововой, является «сложной структурой, которая предполагает подчинение одних составляющих ее аспектов другим. Нельзя отрицать связь между социокультурной и лингвистической компетенциями, поскольку в том случае, если коммуниканты не обладают достаточными знаниями о системе языка и не могут корректно их использовать, об акте коммуникации не может быть и речи. Не обязательно виртуозно владеть теоретическими знаниями структуры языка для высокого уровня социокультурной компетенции и наоборот» [Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с., c. 65].

По мнению Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, социокультурная компетенция – это «не только общие сведения о стране изучаемого языка, но и знание, и принятие национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, согласно обычаям, правилам этикета, социальным особенностям и стереотипам поведения носителей языка» [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Теория и практика преподавания языков. - СПб.: Златоуст, 2008. - 448 с. с. 286].

Говоря о современных исследованиях в области педагогики, можно увидеть следующую трактовку социокультурной компетенции. Например, С.Г. Муравьева утверждает: «Социокультурная компетенция – это интегративная личностная характеристика, предполагающая наличие знаний о различных культурных и социальных сферах. Социокультурная компетенция включает готовность и способность взаимодействовать с другими людьми, опираясь на свой опыт, а также обеспечивает способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [Муравьева С.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовании // Вестник Тюменского государственного университета. Педагогика. Психология. - 2011. - № 9. - С. 136-143. с. 143]. 

Г. А. Козберг рассматривает данные понятия следующим образом: «компетенция – что-то отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его успешной продуктивной деятельности в определённой сфере; компетенция – это обладание учеником необходимой компетенцией» [Козберг Г.А. Учитель на пути реформирования современной школы. – М.: Просвещение. – 2010. – 53 с. с. 29].

Таким образом, несмотря на тот факт, что зарубежные ученые отождествляют понятия «компетенция» и «компетентность», в свою очередь в отечественной педагогике видна тенденция разделения данных понятий. Исходя из итогов проведённого анализа педагогической литературы необходимо сделать вывод о том, что компетенция является результатом образования, который отражает совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, позволяющей успешно и результативно, что самое главное, реализовывать деятельность в определённой сфере. Более того, реализация данной системы говорит о готовность к активации внутренних и внешних возможностей потенциала для успешной деятельности в разного рода ситуациях.

Компетентность является уровнем образованности индивида, что в свою очередь содержит в себе сугубо субъективное отношение к деятельности, ценностным ориентациям, а также включает в себя определённые личностные характеристики, подразумевающие эффективное выполнение необходимых функций. Исходя и того, что компетенция является результатом образования, то необходимо сказать о том, что она является и еще нормой образовательной подготовки, а компетентность – это характеристика определенной личности, которая обладает нужной компетенцией [Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Просвещение. – 2007. – 132 с. с. 83].

Таким образом, в настоящем исследовании социокультурная компетенция рассматривается как совокупность конкретных знаний, умений и навыков, а также качеств, которые формируются у обучающихся при подготовке к межкультурному общению. Наличие у обучающегося сформированной на должном уровне социокультурной компетенции позволяет ему не только владеть различными языковыми знаниями и умениями и успешно применять их в межличностном общении, но толерантно воспринимать другие культуры и лучше узнать родную культуру, сопоставляя различные явления и реалии. Кроме того, формирование социокультурной компетенции способствует воспитанию готовности к межкультурному общению.

Проведенный анализ понятия «социокультурная компетенция» позволяет определить ее аспектный состав: 

  • Аксиологический (ценностная позиция в вопросах культуры, толерантность и мотивация);
  • Информационный (теоретические знания о культуре своей страны и о стране изучаемого языка);
  • Деятельностный (умение на практике использовать полученную информацию, социальная гибкость, мобильность, креативность). 

В данной структуре социокультурной компетенции прослеживается, что ее формирование происходит только в том случае, если обучающийся при получении материала может оценить его относительно собственных норм и ценностей, умея рефлексировать. 

Считаем необходимым определить уровни, отражающие сформированность социокультурной компетенции у старшеклассников, и критерии, на основе которых выделяются данные уровни. Мы предлагаем выделить три уровня (критический, адаптивный и продуктивный, соответственно) сформированности социокультурной компетенции, основывающиеся на следующих критериях: мотивации, когнитивности, функциональности и поведения. Рассмотрим содержание этих критериев:

  • Мотивационный критерий состоит из имеющихся у обучающихся мотивов для изучения языка;
  • Когнитивный       критерий    включает имеющиеся знания социокультурного плана присущих данной культуре традиций, тактики и стратегии коммуникации;
  • Функциональный критерий подразумевает под собой знания и умения выбора различных стилей поведения (как речевого, так и неречевого), адекватных ситуаций, которые приняты в этой культуре;
  • Поведенческий критерий соотносится с уважением и принятием чужой культуры, эмпатией и отсутствием категоричности и предвзятости к представителям страны изучаемого языка [Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - С. 11-15].

Анализ литературы позволяет определить следующие показатели сформированности социокультурной компетенции: знания, умения и навыки, личностные качества и стратегии. Знания состоят из следующих элементов:

– знание языка;

– знание фактов о родной и изучаемой культуре;

– знание норм социального и личностного взаимодействия;

– знание паралингвистических средств общения;

–знание культурных ценностей, присущих своей и изучаемой культурам.

Умения включают в себя:

– интерпретацию культурных фактов;

– соотнесение событий в родной и изучаемой культуре;

– извлечение и усвоение новых знаний о культуре;

– применение знаний в практических ситуациях общения;

– критическую оценку своей и иной культур [Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение. – 2008. – 73 с. с. 63].

Личностные качества включают открытость, любознательность, готовность отказаться от предубеждений, принятие культуры изучаемого языка. Гармоничное сочетание этих компонентов позволяет сформировать социокультурную компетенцию [Баранова К.М. Startlight10. – М.: Титул. – 2008. – С. 24–31. с. 20].

Таким образом, современное состояние учебного процесса также, как и все сферы жизни, претерпевает определенные изменения, связанные не только с вновь вступившими образовательными стандартами, но и с современными тенденциями образования в мире в целом. На сегодня обучающийся старших классов общеобразовательной школы обладает рядом компетенций, способствующих осуществлению определенной деятельности. Исходя из того, что стратегической целью обучения иностранному языку является формирование языковой личности, то развитие социокультурной компетенции у обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса относительно учебного предмета «Иностранный язык».

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика