Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Программа педагогической поддержки в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Контрольная работа

Актуальность. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация — это процесс привыкания ребенка к новым условиям, своей новой роли в жизни. От того, насколько благополучно она пройдет, зависит:

  • успешность овладения учебной деятельностью;
  • сохранение здоровья;
  • комфортность пребывания в новом социуме;
  • отношение к учебе, школе.

Это сложный и иногда довольно длительный процесс, который во многом зависит от индивидуальных особенностей первоклассника. Значительную роль играет и помощь окружающих, их правильные и скоординированные действия.

Не все дети одинаково реагируют на существенное изменение привычного течения жизни. В первые дни нахождения в школе большинство детей переживают состояние, характерное для эмоционально-стрессовой ситуации. У многих из них при попадании в новые условия может возникнуть ряд трудностей в адаптации, которые приведут к нарушениям поведения или здоровья:

  • чрезмерное возбуждение;
  • агрессивность;
  • депрессия;
  • заторможенность;
  • появление чувства страха;
  • отказ идти в школу;
  • замедление роста;
  • снижение массы тела;
  • острая заболеваемость;
  • повышенная утомляемость;
  • общая слабость;
  • часто возникающая головная боль;
  • проблемы с ЖКТ.

Дети, уже имеющие нарушения здоровья – это наиболее уязвимая категория обучающихся, для которых особенно необходима грамотно разработанная программа поддержки.

Пояснительная записка:

Целью программы является определение комплексной системы содействия благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению. В соответствии с целью программы выделены следующие задачи:

  • Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
  • Знакомство обучающихся с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;
  • Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;
  • Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности;
  • Профилактика школьной дезадаптации;
  • Определение особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им специализированной помощи при освоении школьной программы;
  • Определение оптимальных специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
  • Начало реализации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК).

Содержание программы определяют следующие дидактические принципы: введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы; использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка - создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития; соблюдение интересов ребенка – принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка; здоровьесберегающий принцип.

Психолого-педагогическое обеспечение. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает создание условий и контроль за успешностью адаптации обучающихся к школе, а также комплексное обследование и мониторинг динамики развития и успешности освоения ими образовательной программы. Функции психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ возложены на специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (далее ППС). Реализуется психолого-педагогическое сопровождение преимущественно во внеурочной деятельности специалистами ППС.  Задачи сопровождения:

  • Правильный выбор образовательного маршрута, адекватного проблемам развития обучающегося с ОВЗ;
  • Преодоление проблем в учёбе, формировании УУД
  • Решение личных проблем развития ребенка в формировании здорового образа жизни.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога может быть направлена на защиту прав всех обучающихся, охраны жизни и здоровья, соблюдение их интересов, создание для них комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог совместно с педагогом-психологом участвует в изучении особенностей обучающихся с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи, выявление признаков семейного неблагополучия, своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и семьях в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы первоклассников с ограниченными возможностями здоровья. Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом класса, в случае необходимости, с медицинским работником, а также с родителями (законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Педагоги-психологи проводят занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления деятельности педагога психолога: проведение психодиагностики развития и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся, совершенствование навыков социализации и расширение социального взаимодействия со сверстниками, разработка и осуществление развивающих программ, психологическая профилактика, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Помимо работы с обучающимися, педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информативно-просветительскую работу с родителями и педагогами.

Структура занятий. Цикл программы включает 10 объединенных занятий. Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Продолжительность каждого занятия составляет 30-40 минут в зависимости от психологического состояния детей и сложности предлагаемых упражнений. В содержание занятий включены разнообразные виды и формы организации деятельности, а именно:

1. Ролевые игры для младших школьников;

2.  Рисуночные методы.  Задания могут быть предметно тематические («Я в школе») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов («Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства.

3. Метафорические истории и притчи;

4. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия;

5. Работа с заданиями в парах (развитие навыка сотрудничества);

6. Диагностические методы;

7. Упражнения на развитие основных компетенций.

Общие рекомендации по проведению занятий. Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.  Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.  Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Программа рассчитана на работу в группе до 20 обучающихся. Программа рассчитана на 10 занятий Условия реализации программы:

  • Помещение: для проведения программы требуется учебный класс.
  • Инвентарь: бумага, ватман (1 лист), цветная бумага, черный маркер, фломастеры, мяч (небольшой, мягкий), ножницы (1 штука), клей (1 штука), распечатанные материалы с заданием (на каждого ученика), игрушка из серии «Кукольный театр».

Этапы реализации программы:

  1. этап: Организационный. Проведение установочно-организационных встреч с родителями обучающихся; получение информированного согласия родителей на участие детей в занятиях по программе; составление плана-графика занятий.
  2. этап: Реализация программы. Реализация программы адаптации первоклассников к обучению в школе; проведение консультационных встреч с родителями обучающихся.
  3. этап: Аналитический. Подготовка рекомендаций по сопровождению учащихся, нуждающихся в психологической помощи.

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Сформированность УУД.

  • Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог. Оценка результатов осуществляется через мониторинг – на основе анализа документов, проведения психологической диагностики.

Список методик для мониторинга. Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к школьному обучению применяется методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.). Диагностика сформированности УУД включает в себя:

Коммуникативные УУД - Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Регулятивные УУД - Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

Личностные УУД - Тест «Лесенка» (В.Г. Щур);

Познавательные УУД - Методический комплекс Л.А. Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных психических процессов).

Диагностические методики (описание, характеристика)

  1. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.). Схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе. Схема для учителей и родителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки.
  2. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

3. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Материал: тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками, простой карандаш.

4. Тест «Лесенка» (В.Г. Щур). Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

5. Методический комплекс Л.А. Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных психических процессов). В методическом руководстве описаны варианты тестирования:

  • для дошкольников и первых классов общеобразовательных школ;
  • для гимназических классов;
  • для диагностики вторых классов;
  • для диагностики психологической основы универсальных учебных действий (УУД).

Для каждого варианта предусмотрен стимульный материал и разработаны бланки фиксации результатов.

Паспорт программы

Наименование программы

«Я-первоклассник»

Разработчик программы

Педагог-психолог - ФИО

Учреждение

Общеобразовательная школа

Цели программы

Определение комплексной системы содействия благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Задачи программы

•              Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

•              Знакомство обучающихся с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

•              Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;

•              Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;

•              Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;

•              Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности;

•              Профилактика школьной дезадаптации;

•              Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им специализированной помощи при освоении школьной программы;

•              Определение оптимальных специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

•              Начало реализации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК).

Адресная группа

Обучающиеся начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, родители (законные представители), педагоги, участвующие в организации образовательной деятельности обучающихся, администрация образовательной организации.

Срок реализации

1 учебный год (сентябрь – май)

Исполнители

Администрация и педагогический коллектив образовательной организации

Ожидаемые результаты

По окончанию реализации программы у обучающихся должны сформироваться:

1.             Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

 

 

Тематический план

№

заня

тия

Основная задача

Цель

Содержание

работы

Готовность к занятию

1

Создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности.

Знакомство первоклассников с учителем, психологом и друг с другом.

-Упражнение «Здравствуй»;

-Упражнение «Эстафета хорошего настроения»;

-Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост»;

Упражнение «Мой смешной портрет»;

-Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Мяч (1 шт.);

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

2

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Осознание детьми статуса школьника.

-Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»;

-Упражнение «На что похоже настроение»;

-Упражнение «Что значит быть школьником»;

-Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник»; --Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Иллюстрации с разными ситуациями в школе;

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

3

Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива.

Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни.

-Упражнение «Ролевая гимнастика»;

-Упражнение «Лесные жители»;

- Сказка М.А. Панфиловой Создание "Лесной школы";

-Сказка М.А. Панфиловой «Школьные правила»;

Показ презентации «Школьные правила»;

-Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Тексты сказок М.А. Панфиловой «Создание Лесной школы» и «Школьные правила»;

-Презентация «Школьные правила»;

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

 

4

Осознание обучающимися значимости посещения школы.

Создание условий для осознания детьми своего нового статуса.

-Упражнение «Поздороваться носами»;

Упражнение «Закончи предложения»;

Упражнение «Самый лучший первоклассник»;

-Упражнение «Для чего ходят в школу»;

-Упражнение «Я в школе»;

-Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

5

Приучать детей к порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам.

Знакомство со школьными принадлежностями.

-Упражнение «Ветер дует на…»;

-Упражнение «Что мне нужно в школе»;

-Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля»;

-Упражнение «Я положу в свой портфель»;

-Упражнение «Четвертый лишний»;

-Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Загадки про школьные принадлежности;

- Текст сказки М.А. Панфиловой «Собирание портфеля»;

-Картинки с изображением предметов (три из них школьные принадлежности, а четвёртый предмет лишний);

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

6

Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника.

Более близкое знакомство обучающихся друг с другом, завязывание дружеский отношений.

-Упражнение «Воздушный бал»;

-Упражнение «Разминка с шариками»;

-Упражнение «Что изменилось»;

-Упражнение «Пересядьте все те, у кого...»;

-Упражнение «Что важно для меня»;

-Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Воздушные шары по количеству участников и запас;

-Веселые музыкальные фрагменты;

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

7

Создание условий для знакомства первоклассников с навыками учебного сотрудничества.

Развитие навыков сотрудничества и коммуникации.

-Упражнение «Поздороваемся»;

-Упражнение «Шарики»;

-Упражнение «Пингвины»;

-Упражнение «Сложить фигуру»;

-Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Воздушные шары по количеству участников и запас;

- 10 конвертов с набором разноцветный частей геометрических фигур;

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

8

Формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – «класс».

Сплочение коллектива.

-Упражнение «Ласковое имя»;

-Упражнение «Гусеница»;

-Упражнение «Портрет школьника»;

-Упражнение «Тропинка»;

-Упражнение «Наш класс – это все мы»;

-Упражнение «Рисуем настроение»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

- Цветная бумага, ножницы (на каждого обучающегося);

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

9

Снизить тревожность, усилить “Я” ребёнка, повысить психический тонус ребёнка, повысить уверенность в себе.

Повышение уровня эмоционального комфорта при нахождении в школе.

-Упражнение «Дождик»;

-Упражнение «Угадай настроение»;

-Упражнение «Изобрази настроение»;

-Упражнение «Хрустальное путешествие»;

-Упражнение «Цветопись настроения»;

-Упражнение «Мое настроение в школе»;

-Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

-Пиктограммы с изображением различных эмоций;

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося).

10

Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

Закрепление позиции школьника.

-Упражнение «Свеча»;

-Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника»;

-Упражнение «Остров первоклассников»;

-Упражнение «Прекрасный сад»;

-Упражнение «Огонь»;

-Упражнение «Лучи солнца»; -Упражнение «Полет бабочки»;

-Упражнение «Тепло наших сердец».

- Зажженная свеча;

- Подушка;

-Лист бумаги, цветные карандаши (на каждого обучающегося);

-Клей, ножницы (на каждого обучающегося).

 

Выявление уровня адаптации обучающихся к условиям образовательного учреждения в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Диагностика

-методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.);

- Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

- Тест «Лесенка» (В.Г. Щур);

- Методический комплекс Л.А. Ясюковой.

 

 

Собственно реализация программы:

Сроки

Мероприятие

Описание

Сенятбрь

Проведение установочно-организационных встреч с родителями учащихся.

Знакомство, выявление особенностей обучающихся, обсуждение целей и задач программы адаптации, сроков реализации, необходимых направлений.

Получение  информированного  согласия  родителей  на  участие  детей  в занятиях по программе.

Сентябрь

Проведение установочно-организационных встреч с классными руководителями.

Консультация классных руководителей по вопросам адаптации обучающихся к условиям образовательной организации. Обсуждение плана-графика занятий.

Сентябрь

Составление плана-графика занятий.

Составление календарно-тематического плана занятий, продумывание структуры и содержания занятий.

Сентябрь

Проведение первичной диагностики.

Проведение диагностики с целью выявления актуального уровня готовности первоклассников к школьному обучению.

Сентябрь - декабрь

Реализация программы адаптации первоклассников к обучению в школе «Я-первоклассник».

Проведение занятий, направленных на адаптацию обучающихся к условиям образовательного учреждения компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Декабрь

Проведение вторичной диагностики.

Выявление уровня адаптации обучающихся к условиям образовательного учреждения после реализации программы «Я-первоклассник».

Декабрь-январь

Анализ результатов диагностики.

Выявление проблем первоклассников, связанных с адаптацией к школьному обучению, а также эмоциональным настроем и готовности к учебной деятельности.

Январь

Проведение консультационных встреч с классными руководителями и родителями.

Обсуждение результатов программы, ее эффективности, а также результатов вторичной диагностики. Выявление динамики адаптации, проблем, связанных с переходом к школьному обучению. Консультация родителей и педагогов по интересующим вопросам.

Январь

Подготовка отчета для образовательной организации, в котором отражена информация о динамике адаптации первоклассников к школе, рекомендации по сопровождению обучающихся, нуждающихся в психологической помощи.

Анализ результатов работы, выявление обучающихся, нуждающихся в психологическом сопровождении, разработка рекомендаций для них.

Январь-май

Реализация психологического сопровождения обучающихся с низким уровнем адаптации к условиям образовательной организации.

Формирование группы детей, нуждающихся в психологическом сопровождении. Разработка и реализация программы психологического сопровождения.

 

Список литературы

 

  • Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62. Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61.
  • Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.
  • Григорьева М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей // Педагог.диагностика. - 2008. - N 4. - С. 69
  • Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред.
    С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы – М.: Эксмо, 2009.
  • Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 1 - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  • Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889).
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Ч. 1-4. Издательство «Генезис», 1998.
  • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему «я»: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.,2001.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2011.

 

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика