План работы с отдельной семьей (семья группы риска)
А) обследование в домашних условиях и анкетирование, наблюдение за ребенком и его поведение в группе
1. ФИО воспитанника, группа, дата и место рождения, домашний адрес
2. Семья ребенка: мать; отец; взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка; состав семьи, её структура; жилищно-бытовые условия; взаимоотношения в семье; наличие отклонений от норм поведения в семье; культурный уровень семьи; воспитательный потенциал семьи.
3.Группа здоровья ребенка, заболевания: __________________
4. Характер ребёнка __________________________
5. Качества личности ребенка (положительные, отрицательные) _______
6. Положение ребенка в семье _____________________________
7. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков, предпочитаемые виды труда, участие в трудовых делах.
8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка, наличие игрового места и т.д.)
9.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра, школьные и другие праздники)
10.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование, уход за домашними животными, искусство и т.д.)
11.Увлечения ребенка, кружки, секции. __________________________
12.Обязанности ребенка по дому. ________________________________
13.Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания, поощрения, дружеский контакт и т. д.) _______________________
14. Друзья ребенка, ходят в гости ________________________________
15. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из сада. ________
16. Как складываются отношения с воспитателями _____________
17. Как вы организовываете деятельность ребенка (культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)
18.Какое положение занимает воспитанник в коллективе? (лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
19. Как относится воспитанник к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям? (благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
20. Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)
21. В качестве кого участвует в садовский мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
22. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)
23. С кем чаще всего бывают конфликты? (с одногрупниками, воспитателями, родителями и родственниками)
Б) выстраивание плана работы с семьей.
СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ. Аналитический этап. Диагностика:
1. Изучение социально-психологического микроклимата семей. Выделение семей высокого социального риска. Заполнение социальных паспортов.
2. Сбор информации о семьях «группы риска». Анализ семейного окружения.
3. Выделение и изучение детей «неблагополучных» семей посредством экспертной оценки воспитателей: познавательная, эмоционально-личностная и поведенческая сфера, индивидуальные особенности и качества личности.
Коррекционные и профилактические действия со стороны ДОУ: организация совместной деятельности с родителями (спортивные праздники, творческие мастерские, родительские собрания и т.п.); подбор литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми, по вопросам, связанным с неблагополучием в семье; создание правовых уголков – подбор материала просветительского характера, размещение выдержек текстов документов о правах ребёнка; доведение до сведения родителей правовой информации по защите детства (индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях); размещение в родительском уголке информации по темам: «Роль матери и отца в воспитании ребёнка»; консультация для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье».
ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ. Практический этап.
- Дополнительное изучение семей воспитанников ДОУ: анализ продуктов деятельности ребёнка (рисунки на тему семьи); наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки –матери» и в свободной деятельности (деятельность, выбранная и организованная по желанию самого ребёнка).
- Обучение детей адекватным формам общения в процессе проведения организованной коррекционно-развивающей деятельности.
- Включение в непосредственно-образовательную деятельность игр, направленных на мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения у детей.
- Выставка детских рисунков «Моя семья»; конкурс для родителей «Письмо в будущее».
- Оформление наглядной агитации для родителей: «Права детей», «Воспитываем добротой», «Разговор о нравственности».
- Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.
- Выступление на родительских собраниях по вопросам защиты детства.
МАРТ – МАЙ. Заключительный этап. Анализ эффективности коррекционной работы с родителями и детьми. (Сравнение полученных результатов с первоначальными данными).