Педагогика
Домашнее задание:
- Составьте конспект индивидуальной или групповой совместной деятельности с детьми по развитию навыков культуры общения (беседу, игру и др.) с опорой на возрастные, индивидуальные особенности детей (в том числе на имеющийся уровень сформированности навыков культуры общения), тему недели. Воспользуйтесь материалами портфолио и Приложением 2. дневника.
Конспект занятия «Будем знакомы»
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.
Обучающие задачи:
1. Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.
2. Обогащение словарного запаса детей.
Развивающие задачи:
1. Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.
2. Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
3. Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
4. Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.
5. Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.
6. Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.
7. Развивать мимическую мускулатуру.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей культуру общения.
2. Развитие толерантности детей
Виды деятельности: игровая, двигательная
Методы и приёмы: словесные (стихи К. Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие «Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.
Оборудование:
пособие «Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.
Приветствие.
Участники встают в круг и берутся за руки.
Педагог: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами! Давайте поприветствуем друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»
Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).
А по голосу вы сможете узнать своих друзей?
Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»
Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза, дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.
Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).
Педагог: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие артисты. Будете изображать эмоции героев.
Удовольствие
Рано утром на рассвете
умываются мышата,
И котята, и утята,
и жучки, и паучки…
Гнев
Ты один не умывался,
и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки…
- Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?
Страх
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу муху в уголок
Поволок…
Ужас
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит
Ухмыляется…
Удивление
Вдруг откуда-то летит,
Маленький Комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик…
Радость
То-то стало весело
То-то хорошо!..
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра…
- Кому легко было изображать героев? Кому трудно?
Хороводная игра «Если нравится тебе…»
Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)
Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)
Если нравится тебе, то скажи «хорошо».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает педагог).
Релаксация. Прогулка в лес.
- Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие
деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).
Рефлексия
- Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.
Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?
Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересное занятие.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы уходя?..
- Подберите игры, направленные на развитие навыков невербального общения.
Игры на развитие навыков невербального общения
1. «Как говорят части тела»
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
- как говорят плечи “Я не знаю”;
- как говорит палец “Иди сюда”;
- как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
- как говорит голова “Да” и “Нет”;
- как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
2. «Зоопарк»
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное.
3. «Сделай подарок»
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
4. «День наступает, всё оживает…»
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
5. «Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
- Спланируйте индивидуальную или групповую совместную деятельность с детьми по развитию навыков невербального общения.
Конспект занятия "Вербальные и невербальные средства общения"
Задачи:
- Ознакомление детей с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями и др.);
- Закрепление знаний о вербальном общении (с помощью слов, используя интонацию);
- Развитие коммуникативных способностей детей, их мимических и пантомимических навыков.
Ход занятия
Вводная часть
Сегодня мы поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение?
(общение – это передача информации от одних людей другим).
- Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик – это общение или нет?
(Общение, только неправильное).
Итак, общение людей делится на вербальное, с помощью слов и невербальное с помощью жестов и мимики
С помощью слов мы все можем общаться, а сегодня я предлагаю потренироваться в невербальном общении, т. е с помощью жестов
Основная часть
Первое, что мы с вами сделаем, встанем в кружок и поздороваемся друг с другом без слов.
А теперь определите, что я хочу вам сказать (Я вас люблю)
А как быстро показать, что нам: все нравится, нет, да, привет
Упражнение «Определи на ощупь».
- Необходимо выбрать ведущего. Группа стоит в кругу, ведущему необходимо, пройти и определить на ощупь,
у кого самые теплые руки (носы, уши.).
- Данное упражнение мы выполнили с помощью тактильных ощущений.
Наука, которая изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр., называется такесика.
Следующую игру вам помогут выполнить другие средства невербального общения.
Называется игра "Пойми меня"
В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду следить строго.
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.
Задание буду давать я, (по желанию и ситуации, дети могут придумать сами) вам нужно с помощью мимики, жестов изобразить состояния:
Я сегодня устал
Вы мне надоели!
Я стесняюсь
Ну почему все так плохо?
Мне страшно
Мне скучно
А сейчас вы будете за мной повторять стихотворение, но мы выделим разной интонацией, каждое предложение
Повторяем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Все у нас получится!
Игра "А-у"
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Итог, выводы.
Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
Домашнее задание:
1. Подберите игры, направленные на предупреждение конфликтности в группе дошкольников.
Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением
Цель: актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации
Описание игры: детям предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.
Примеры конфликтных ситуаций:
1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт
2. Вы решили поиграть в игру «Магазин», но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт
Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта, обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон.
Рефлексия
Прощание
Игра «Король»
Цель: предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая
Инструкция: Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?
Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.
- Как та чувствовал себя, когда был королем?
- Что тебе больше всего понравилось в роли?
- Легко ли отдавать приказы?
- Что ты чувствовал, когда был слугой?
- Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?
Проигрывание ситуации
Цель: помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни
Инструкция: Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться
- Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?
- Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
Игра «Добрый волшебник»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками
Инструкция: «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя
Рефлексия
Прощание
Игра «Паровозик»
Цель: сплочение группы
Ход игры: Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Упражнение «Что и когда я чувствую»
Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Описание: ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)
Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по угла.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)
- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играй, давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину
Рефлексия
Прощание
Игра «Сладкая проблема»
Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу
Ход игры: В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой по паре детей – по одной салфетке.
«Дети, садитесь в круг. Игра, в которой нам предстоит поиграть, связанное с сладостями. Что бы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг протии друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять»
Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Они могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все – таки достанется печенье.
«А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз»
Воспитатель наблюдает, что и в этом случае дети действуют по – разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Вопросы для обсуждения:
- Дети кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?
- Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?
- Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
- В этой игре с каждым обошлись справедливо?
- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
- Как вы при этом себя чувствовали?
- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?
- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?
Рефлексия
Прощание.
Игра «Подари движение»
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.
Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий, и игра продолжается
Рефлексия
Прощание
Игра «Примирение»
Цель: учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации
Ход игры:
«В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда –то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее шаг за шагом назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и поднять друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуйте разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из- за книжки, которую принеси в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. 9Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д. Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по – другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое –машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по –другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения»
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствуете при этом?
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
- Как вы думаете, прощание – это признак силы или признак слабости?
- Почему так важно прощать других?
Упражнение «Новоселье»
Цель: формирование чувства единения с группой
Описание: Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого весит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.
Игра «Добрый волшебник»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками
Описание: «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Рефлексия
Прощание
Игра «Доброе животное»
Цель: способность сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Описание: Ведущий тихим таинственным голосом говорит:
«Встаньте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2шага назад. Вдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»
Рисунок «Мои друзья»
Цель: диагностика взаимоотношений детей
Описание: Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в идее животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п.
Интересным могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто – то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что это ребенок «колется».
В качестве варианты этого упражнения можно использовать рисунок «наша группа» который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
Материал: стол, стул, и т. д
Ход игры: Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д
В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Комментарии: Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Рефлексия
Прощание
Игра «Узнай, кто это»
Цель: создание положительного эмоционального фона в группе
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки, и выбирают ведущего. Он встает в центр круга. Ему платком завязывают глаза. По команде взрослого дети идут молча по кругу, пока взрослый не покажет на одно из детей. Тот, в свою очередь, должен окликнуть по имени водящего, а водящий с закрытыми глазами должен назвать того, кто его окликнул если водящий сказал верно, ребенок становится вместо него. Игра продолжается до тех, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.
Упражнение «возьми себя в руки»
Цель: умение сдерживать агрессию
Описание. Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого –то стукнуть, что – то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою слиу6 обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека»
Игра «Подари движение»
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания
Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий – в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течении 10- 15 секунд, а остальные повторяют эти движения. Далее меняется ведущий, и игра продолжается.
Рефлексия
Прощание
Игра «Путаница»
Цель: сплочение группы
Ход игры: Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся руками. По команде взрослого они, не бросая рук, путаются между собой. Взрослый помогает детям запутаться. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача - распутать путаницу.
Игра «Клоуны ругаются»
Цель: снятие вербальной агрессии
Описание: «Клоуны стали показывать детям представление, весели их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например, «Ты, - говорит клоун, - капуста!» А ребенок отвечает … (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты – продолжает клоун, - клубника». Другой ребенок отвечает ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используется другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т. д. И ласково называют друг друга цветами.
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Цель: снятие барьеров в общении, мышечного напряжения
Описание: Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу «Рычи, лев, рычи!», начинайте громко рычать».
Затем ведущий предлагает детям изображать паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станции меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.
Релаксация: Дети слушают спокойную музыку
Релаксация
Прощание
Игра «Филя и Хрюша»
Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры:
Воспитатель: в жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё — машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по- другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли.
Вам трудно было простить другого?
Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?
ИГРА «ЖУЧОК»
Цель: Раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки, и водит до тех пор. Пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:
лидер;
товарищ лидера;
неприсоединившийся оппозиционер;
покорный конформист;
«козёл отпущения».
ЭТЮД С СОДЕРЖАНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.
Ход игры: Воспитатель: ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу т Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».
Вопросы для обсуждения:
Почему Катя заплакала?
Правильно ли поступила Наташа?
Как бы вы поступили на её месте?
Давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы воспитатель делает обобщение:
Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», «давай я тебе помогу», « давай играть вместе».
Чаще улыбайтесь и вам не придётся ссориться.
Игра «ЗЕРКАЛА»
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Ход игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети
обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые
движения, играющие должны повторять их. Если ребёнок
ошибается. Он выбывает. Победивший ребёнок становится ведущим.
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры: Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Воспитатель: (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала - Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!»
Вопросы для обсуждения:
Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (из- за игрушки)
А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
А что чувствуют те, кто ссорится?
А можно обойтись без ссор?
Выслушав ответы воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
Игра ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: ребёнку говорят» как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.
Игра ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни.
мысленно скажи «я лев!» вдохни, выдохни.
скажи «я птица!» вдохни, выдохни.
скажи «я цветок!» вдохни, выдохни.
скажи «я спокоен!» выдохни.
Ты действительно успокоишься»
Основные задачи:
развитие произвольности;
снятие негативных переживаний;
развитие навыка работы в команде;
развитие эмпатийных способностей.
Игра РАССТАВИТЬ ПОСТЫ
Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Ход игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.) . Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарии: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый.
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Ход игры: дети становятся попарно, лицом друг к другу, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, игрушки, гору (в виде построек), реку (в виде разложенного полотенца) и т.д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ
Цель: формирование групповой сплочённости.
Ход игры:
Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся всё сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем вместе с этим ребёнком воспитатель выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участок игры не получил аплодисменты всей группы.
Игра «Попроси»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. I руппа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой (№2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику №1. «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали». Затем участники меняются ролями.
Игра ОБЪЯТИЯ
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для её «разогрева». Воспитатель должен проявить своё стремление видеть перед собой единую сплочённую группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
Воспитатель. Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.
2. Спланируйте индивидуальную или групповую совместную деятельность с детьми по предупреждению конфликтов в группе (беседу, игру, занятие). Подготовьтесь к самостоятельному проведению.
Совместная деятельность с детьми по предупреждению конфликтов в группе.
Цель: профилактика конфликтного поведения в группе (развивающая).
Задачи:
1. Активизировать воспоминания об опыте взаимодействия со сверстниками, продемонстрировав конфликт на примере мультфильма;
2. Простимулировать детей к проявлению эмпатии и вербальному выражению эмоций и чувств;
3. Коллективно рассмотреть способы мирного выхода из конфликтной ситуации;
4. Простимулировать воображение и творческий подход в решении задач.
Ход:
Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам забавный мультик. Мне интересно, как вы повели бы себя в такой ситуации.
Показывает: мультфильм «Мост», 2 мин. 45 сек.
Коллективная беседа:
Воспитатель: Как себя вели бегемот и мишка? Почему бегемот и мишка такие упрямые? А бывают такие упрямые дети? А мамы? Что почувствовал енотик, когда увидел, что ему не пройти? Что почувствовал зайка? Кому из них хотелось помочь? Почему никому не хотелось уступать? Приходилось ли вам бывать в подобной ситуации? Как зверята могли поступить, чтобы не ссориться?
Воспитатель: «Теперь мы знаем, что лучше жить дружно, а не спорить. И в любой ситуации можно найти решение, подходящее обеим сторонам. Но как же быть с разрушенным мостиком? Ведь он, наверняка, уже обвалился окончательно…
Предлагаю представить, что делать доброму малышу, который пришел к этому обрыву, а мостика нет… Но! малыш не обычный, а волшебник»
Раздается подготовленная заготовка рисунков.
Предлагается дорисовать, как волшебник может перебраться на другой берег необычно.
Воспитатель: Конечно, волшебник может просто построить новый мост одним взмахом волшебной палочки, но волшебники страшно гордятся своей фантазией и обожают придумывать что-то необычное, чтобы потом удивлять своих друзей – вот как на этом рисунке, например, волшебник заказал персональную радугу. А новый мостик для остальных зверят он потом тоже обязательно построит – ведь он же добрый малыш-волшебник.
Закрепление темы занятия:
Игра «Кукловоды»
Дети делятся на пары, в которых каждый участник по очереди становится «куклой» или «кукловодом». Кукловод управляет своей куклой, а та обязана ему подчиняться. Воспитатель говорит кукловодам о том, что их куклы поссорились. Задача кукловодов помирить кукол: они могут подводить свою куклу к другим куклам и мириться с ними. Затем по команде ведущего дети меняются ролями в парах.
Домашнее задание: Спланируйте организацию общения детей в разных видах деятельности (на выбор: в сюжетно-ролевой игре, в трудовой деятельности продуктивной деятельности).
Организация общения детей в сюжетно-ролевой игре «Магазин игрушек»
1. Задачи:
1) Расширить представление детей о работе продавца и кассира, закрепить знания о том, как продавец продаёт игрушки, его обращение с покупателями.
2) Формировать игровую деятельность детей, учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия; использовать во время игры инструменты продавца, активизировать словарь: «продавец», «кассир», «касса», «счеты», «витрина», «прилавок», «упаковывать», «обслуживать».
a) формировать умение взаимодействовать в сюжетах, менять свою игровую роль в зависимости от развития сюжета;
b) обучать детей использовать в сюжетах воображаемого предмета, с которым осуществляется игровое действие.
3) Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, воспитывать чуткое, внимательное отношение.
2. Подготовка к игре:
Изготовление атрибутов:
• Изготовление чеков из бумаги
• Изготовление денег, пакетов из бумаги
• Изготовление игрушек из бумаги и бросового материала
• Сбор коробок,
• Изготовление кассы из коробочки.
Обогащение впечатлениями:
Беседа с детьми о профессиях; кем работают их родители; кем будут, когда вырастут.
Знакомство с профессиями: продавец, кассир, водитель, директор магазина.
Предложить родителям понаблюдать с детьми за работой продавца.
Рассмотреть альбом «Наши игрушки».
Чтение произведений: С. Баруздин «Мамина работа», В. Маяковский «Кем быть? .
Обучение игровым приемам:
• Научить пользоваться счетами
• Раскладывать товар
• Упаковывать
3. Перспективный план подготовки к игре.
Сюжет- Магазин игрушек
Роль: Продавец
Атрибуты:
Упаковочный материал (пакеты, коробки, бумага, фартук, счеты, игрушки из бумаги и бросового материала, чеки из бумаги, деньги из бумаги.
Игровые действия: Подготавливает товар к продаже, выкладывает товар на витрину, полки, прилавки, оценивает, упаковывает, выдает товар по чеку, внимателен к покупателям.
Речевые обороты: Что Вы хотите купить?
Для кого вы выбираете подарок?
Я бы Вам посоветовала.
Пройдите, пожалуйста на кассу!
Предъявите, пожалуйста чек.
Спасибо за покупку!
Роль: Покупатель.
Атрибуты: Деньги из бумаги
Игровые действия: Устанавливает очередь; общаются; соблюдают правила поведения в общественном месте, делают заказ, предъявляет чек, получают товары.
Речевые обороты: Кто последний?
Я бы хотел купить…
Посоветуйте мне пожалуйста…
Где я могу оплатить покупку?
Могу ли я получить свою покупку?
Спасибо.
Роль: Кассир
Атрибуты: Касса, чеки из бумаги с палочками, деньги из бумаги.
Игровые действия: Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующие количество палочек, выдает чек, сдает сдачу.
Речевые обороты: Что бы вы хотели купить?
Будь так любезны, возьмите сдачу.
Роль: Директор магазина.
Атрибуты: Значок директора магазина.
Игровые действия: Контролирует правильность и аккуратность работы, общается с покупателями.
Речевые обороты: Скажите пожалуйста, чем мы можем Вам помочь?
Нравится ли Вам наш магазин? Кому Вы хотите подарить игрушку?
Приходите к нам снова.
Домашнее задание:
Составьте сценарий развлечения с детьми, подготовьтесь к его проведению. Пополните портфолио.
Сценарий развлечения с детьми с элементами развития речи «Давайте друг другу дарить комплименты»
Цель: Формирование умения общаться друг с другом, использование такой формы речевого этикета как комплимент.
Задачи:
-обогащать речь детей выражениями одобрения
-закреплять умения находить предмет для выражения похвалы конкретному человеку
-познакомить детей с новыми пословицами
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к людям, к окружающему миру.
Предварительная работа:
заучивание стихов, песен, пословиц, беседы об этикете общения, о комплиментах, чтение художественной литературы Н. Носов «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик- семицветик», сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин».
Методы и приемы: словесный (пословица, стихи, пение песен, общение, наглядный: (сказочный персонаж старухи Шапокляк, практический (постройка «Пирамида любви и дружбы»)
Оборудование: кубики, фонограммы песен, костюм персонажа Шапокляк, воздушные шарики, бэйджики.
Ход деятельности:
(Дети входят в зал под веселую музыку, выстраиваются полукругом, ведущая обращается к гостям)
Ведущий: «Дорогие мои друзья, добрый день, здравствуйте, милости просим» - от таких слов, наверное, всем становится теплее и светлее. Доброта- вещь удивительная. Она сближает нас. Это язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Благодаря доброте мы можем понять друг друга. Доброта- это стремление человека дать счастье людям, всему человечеству. Об этом говорится в пословицах.
1-реб.: Понять и исполнить желание другого –одно удовольствие, честное слово!
2-реб.: Если доброта живет на свете- радуются взрослые и дети!
3-реб.: Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой
Ведущий: Дети, вас в жизни ждет много славных дел впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
(Дети читают стихи.)
Дети:
1-реб.: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Все: «Доброе утро!»
1-реб.: «Доброе утро!» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам.
2-реб. И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера!
(дети становятся врассыпную исполняют песню)
Песня «Если добрый ты» муз Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.
Ведущий: Для того, чтобы стать вежливыми, нужно знать «волшебные слова». Доброе слово помогает человеку в трудную минуту рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит»
(дети перестраиваются в полукруг)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный шарик» и я узнаю, какие вы помните волшебные слова.
Игровое упражнение «Волшебный шарик»
Ведущий: Послушайте условие игры: я раздам вам воздушные шарики, каждый из вас, взяв в руки шарик, должен произнести любое «волшебное слово» и подарить его гостям.
(извините, пожалуйста, здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, добрый день, доброй ночи. Дети произносят слова и дарят воздушные шарики гостям)
Ведущий: Молодцы! А теперь поиграем еще в одну игру «Я начну, а вы продолжайте», хором дружно отвечайте!
Растает даже ледяная глыба от слова теплого.
Дети: Спасибо!
Ведущий: Зазеленеет старый пень, когда услышит…
Дети: Добрый день!
Ведущий: Ели есть уже не в силах скажем маме мы…
Дети: Спасибо!
Ведущий: Когда вас бранят за шалости, вы говорите….
Дети: Простите, пожалуйста
Ведущий: Кто-то к нам стучится в дверь (раздается стук)
Какие слова нужно сказать, когда слышен стук в дверь?
Дети: Войдите, пожалуйста!
Ведущий: Правильно, давайте все вместе дружно, скажем «Войдите, пожалуйста!»
(под музыку входит старуха Шапокляк, дети садятся на стульчики)
Шапокляк: Войдите, пожалуйста, войдите, пожалуйста…Здравствуйте, здравствуйте ребятишки, плутишки, хитришки, забияшки! Лариска, вперед, не останавливайся, ищи! Ах! Нашла, ну вот они ребятишки- дошколята, сидят, на нас с тобой глядят. Лариска! На место! (убирает крыску в сумку)
Ведущий: Кто это к нам пожаловал? (ответы детей)
Ведущий: Кажется, она не в настроении. Надо ее встретить добрыми словами и сделать ей комплименты.
Дети: (все вместе дети здороваются) Здравствуйте, уважаемая Шапокляк!
Шапокляк: (лукаво) Здравствуйте, детишки! Расскажите мне сейчас, где же вы бывали, что же вы видали?
Дети: Где мы были мы не скажем (пожимают друг другу руки, а что делали покажем.
Шапокляк: Неужели здоровались?
Дети: Правильно!
Ведущий: Уважаемая Шапокляк, а знаете ли вы, что у нас дети очень добрые, приветливые, вежливые и примерные.
Шапокляк: Это я самая примерная! С утра уже все примеряла, примеряла свою шляпку! (Смеется)
Ведущий: А какие вы слова добрые знаете?
(Шапокляк старается вспомнить, что-то шепчет, перебирает в памяти)
Шапокляк: Снежная, жадина, вредина. ОЙ, ой. нет, не помню. Помогите, мне, ребята!
Ведущий: Поможем, ребята нашей гостье, подарим ей комплименты?
Дети: (Ответы)
Ведущий: Присаживайтесь, уважаемая Шапокляк. (Шапокляк присаживается на предложенный стул)
Игра «Подари комплимент»
(дети по очереди подходят к старухе Шапокляк, говорят ей: ты у нас красавица, ты наше солнышко, ты- голубушка, ты-лапушка, ты- цветочек)
Шапокляк: Ой! Я даже расцвела от таких слов, так приятно! А сами небось деретесь? (лукаво улыбается)
Ведущий: Нет, дети наши, уважаемая Шапокляк, не обижают никого, они умеют говорить друг другу ласково комплименты, вот послушай.
Игра «Ласкавушка»
(дети становятся в полукруг и по очереди соседа называют ласково «Ты- шустрячок», «Ты- зайчик», «Ты - красавчик» и т. д., а затем игра продолжается в обратном порядке)
Шапокляк: Мне очень приятно, что вы растете такими доброжелательными, улыбчивыми и я получила большое удовольствие, побывав у вас в гостях, но мне пора уже уходить, я многому у вас научилась, пойду учить свою лапушку крысочку Ларисочку «волшебным словам»
Ведущий: Подожди, не уходи, мы тебе на память о нашей встрече подарим танец.
Танец «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. Пляцковского.
(после танца Шапокляк благодарит ребят и уходит)
Ведущий: Я тоже рада за вас, что вы растете доброжелательными. Если вы знаете и говорите такие замечательные слова-комплименты, значит, у вас чуткие сердца, и вы любите друг друга. А у меня для вас есть интересная игра, называется «Пирамида дружбы и любви»
Игра «Пирамида дружбы и любви»
Ведущий: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, вытяните правую руку и положите каждый свою на руку друга. Получилась пирамида дружбы. Вы чувствуете тепло, которое исходит от ладоней? Это тепло дружбы вы передаете его друг другу.
Подойдите, пожалуйста, к конструктору, возьмите по одному кубику.
Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному это выражаем. Сейчас я назову что или кого люблю, например, «Я люблю свою семью», обозначу это одним кубиком, поставлю его, затем рядом со мной сидящий Рома тоже возьмет кубик и скажет кого он любит или что любит, соединит свой кубик с моим, затем следующий и т. д., пока у нас не получится высокая пирамида.
(Дети строят пирамиду, используя все кубики)
Ведущий: У нас получилась замечательная «Пирамида любви», в которой поместилась не только любовь к своей семье, друзьям, но и ко всему миру, ко всем людям.
Ведущий: И на память о нашей встрече, мы дарим всем гостям по «улыбке» (бэйджики с изображением улыбки) и приглашаем всех на веселый танец!
«Есть друзья» (из репертуара гр. «Барбарики»)
Приложение 2
План работы воспитателя по организации общения с детьми,
развитию навыков общения
Месяц |
ООД |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Работа с родителями |
-– |
1. «Учимся представляться. Будем знакомы». Цель: Помочь составить ребенку представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определенных случаях; Методы и приемы: Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости «Ласковое имя», художественное слово, проигрывание игровых ситуаций «Знакомство».
|
Чтение художественных произведений: Г. Остер "Будем знакомы". Игры: "Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик". Игровые ситуации знакомства.
|
Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства; Игра"Лучшее знакомство". |
Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства.
|
2. «Говорю и понимаю без слов». Цель: познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов; Методы и приемы: Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое упражнение. |
Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение". Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций. Игровое упражнение "Мимическая гимнастика". |
Включение в ролевые игры детей игру "Придумай и покажи". Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов. |
Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных. |
|
|
3. «Давайте говорить друг другу комплименты…» Цель: познакомить с применением комплимента, как способа поощрения, выражения доброжелательности; Методы и приемы: Игровое упражнение; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций; рассматривание фотографий. |
Беседа с детьми. Игры: "Чудесные превращения", "Вежливые отгадки", "Комплимент", "Бояре", "Эхо", "Вежливый котик", "Волшебные очки". Игровые ситуации "Озвучь картинку", др. |
Рисуем автопортрет "В подарок другу". Дидактические настольные игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения.
|
Вместе с родителями придумать и записать в альбом детского словотворчества формулы комплиментов на: Одобрение внешности; Одобрение личных качеств; Одобрение деловых качеств. |
4. «Все начинается со слова «здравствуй» Цель: раскрыть значение слова «Здравствуй», употребление в зависимости от партнера, времени суток вариативных слов приветствия. Методы и приемы: Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово.
|
Чтение художественных произведений: А. Кондратьева «Добрый день», А.Барто «Шла вчера я по садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово». Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй". Игра-драматизация "Страна вежливости". |
Использование этикетных формул во время приветствия. Игра «Займи место». Игры-драматизации стихотворений. Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх. |
Придумать маленькую вежливую сказку «Здравствуй». |