Организация театрализованной деятельности в ДОО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
МДК 02. 07. Организация театрализованной деятельности в ДОО
Студента (ки) группы_____________________________ Специальность___________________________________ Фамилия______________________Имя______________ Отчество_______________________________________ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики_____________________ _______________________________________________ Учебный год_____________________________________
|
План практики
Дата |
Содержание выхода |
К-во часов |
|
|
|||
|
Знакомство студента-практиканта с программным содержанием производственной практики и заполнением отчетной документации. Прохождение инструктажа и проверки знаний по охране труда в ДОО. |
1 |
|
II. Основной этап |
|
||
|
Наблюдение, анализ развивающей предметно пространственной среды группы. Организация и проведение воспитателем группы показа театра на фланели, игрушки, настольного театра с плоскостными фигурками (по выбору); проектирование спектаклей по темам. |
5 |
|
|
Планирование и организация показа пальчикового, настольного театра с плоскостными фигурками, театра ложек (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Планирование и организация показа пальчикового, плоскостного театра, театра теней (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Планирование и организация показа театра теней, кукольного театра, театра маски (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Планирование и организация показа кукольного театра, театра маски, театра из нагрудников, театра из платков (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Обследование практических умений детей дошкольного возраста, сформированных в результате театрализованной деятельности. Составление рекомендаций по их развитию и совершенствованию. |
4 |
|
VI. Заключительный этап |
|||
Подготовка отчетной документации. Отчет по итогам производственной практики (в форме круглого стола с презентацией своих профессиональных достижений). |
2
|
||
Памятка для студента, начинающего практику
До начала практики следует:
– уточнить место прохождения практики (адрес базового учреждения, телефон, способы проезда) получить рабочую программу практики, план практики;
– принять участие в инструктивном совещании по практике,
По прибытии на место практики необходимо:
– познакомиться со специалистом учреждения, под руководством которого предстоит работать;
– ознакомиться с режимом работы учреждения, составить индивидуальный план проведения мероприятий и выполнения заданий по практике, график пребывания в учреждении;
– пройти инструктаж по охране труда, режиму работы учреждения, при необходимости, пройти медицинский осмотр или сделать отметку о прохождении медосмотра в регистрационном журнале учреждения.
Права и обязанности студента-практиканта
1. Студент-практикант обязан:
1.2. Посещать инструктивные совещания по практике, знакомиться с нормативными документами, регламентирующими его деятельность в образовательном учреждении (Конвенция о правах ребенка, необходимые статьи Конституции РФ, касающиеся защиты прав детей. Инструкция по охране труда, инструкция по охране жизни и здоровья детей, план педагогической практики и др.) В случае непосещения студентом инструктивных совещаний и отсутствия его росписи в инструктивных журналах он не может быть допущен к производственной практике;
1.3. В практической деятельности соблюдать требования вышеназванных инструкций и нормативных документов, при нарушении инструкций и нормативных документов, регламентирующих прохождение практики, студент может быть отстранен от прохождения производственной практики;
1.4. Подчиняться правилам внутреннего распорядка базового образовательного учреждения, распоряжениям администрации и непосредственно руководителю практики. В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики;
1.5. В дни практики студент обязан своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой и планом производственной практики, вести необходимую документацию и предъявлять ее на проверку по первому требованию лицу, осуществляющему контроль за его практической деятельностью;
1.6. Осуществлять своевременную методическую подготовку к выполнению заданий по практике, производить сбор материалов для профессионального портфолио и учебно-исследовательской работы;
1.7. В поведении и деятельности проявлять себя как начинающий специалист, обладающий необходимыми моральными качествами, должным уровнем культуры взаимодействия в образовательном учреждении, проявлять внимательное, доброжелательное и предупредительное отношение к детям (учащимся, воспитанникам), уважение к сотрудникам учреждения;
1.8. При организации педагогического процесса использовать весь потенциал теоретических знаний, полученных в колледже, и методы работы, исключающие физическое, моральное, психологическое, эмоциональное негативное воздействие на детей (учащихся, воспитанников);
1.9. Соблюдать график прохождения производственной практики, учитывать рекомендации руководителя практики, администрации учреждения;
1.10. Активно участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения;
1.11. При возникновении конфликтных ситуаций немедленно ставить в известность руководителя практики, администрацию образовательного учреждения, зам. директора колледжа по УПР;
1.12. Посещать отчетные заседания по практике и своевременно готовить необходимую документацию. При отсутствии студента на отчетном заседании по производственной практике и несвоевременную сдачу отчетной документации прохождение практики данному студенту может быть не зачтено.
2. Студенты-практиканты имеют право:
2.1. Применять теоретические знания, полученные в колледже, в решении конкретных педагогических задач в образовательном учреждении.
2.2. По всем вопросам, возникающим в процессе учебной практики, обращаться к руководителю практики, администрации и педагогам образовательного учреждения, зам. директора колледжа по УПР.
2.3. В процессе прохождения производственной практики обращаться за методической помощью непосредственно к руководителю практики, преподавателям колледжа, сотрудникам базовых образовательных учреждений.
2.4. Осваивать, использовать и распространять передовой педагогический опыт образовательных учреждений.
2.5. Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и организации практики.
2.6. Проявлять творчество, использовать современные технологии, участвовать в инновационных процессах образовательного учреждения.
2.7. Принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в колледже и образовательном учреждении.
2.8. Обобщать свой опыт практической деятельности через материалы для портфолио, учебно-исследовательскую деятельность, статьи и публикации.
2.9. Организовывать деятельность по педагогическому проектированию и развертыванию социального партнерства с образовательными учреждениями;
2.10. Пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений колледжа и, по согласованию, базового образовательного учреждения.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра.
Подпись студента |
Допуск к практике/ подпись руководителя практики |
|
|
II. Основной этап
1-й день
Задание 1. Наблюдение, анализ развивающей предметно пространственной среды группы. Организация и проведение воспитателем группы показа театра на фланели, игрушки, настольного театра с плоскостными фигурками (по выбору); проектирование спектаклей по темам.
Наблюдение и анализ показа театра на фланели, (на магнитах), игрушки, воспитателем (по выбору)
Вывод.
1. Созданы ли условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов театра?
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности в группе созданы условия:
– наличие среды, способствующей созданию театральной постановки;
– формирование воспитателем мотивации к участию в постановке;
– созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
- Проходит ли обучение детей приемам показа в кукольных театрах?
Процесс вхождения в театральную постановку происходит постепенно. Воспитатель организовывает театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы, в свободное время. Сначала воспитатель с детьми читают сказку, затем воспитатель рассказывает ее с использованием персонажей и затем только пробует вводить детей в совместную игру-драматизацию.
3. Как дети воспринимают показ театра?
Театральный уголок стал одним из любимых мест в группе, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
4. Решает ли воспитатель задачи: поддерживает у детей интерес к театральной деятельности, поощряя их участие в ней. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?
Знакомство со сказкой, героями, сюжетом воспитатель органично включает в различные другие занятия (музыкальное, познавательное, речевое и др.) В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. На занятиях воспитатель использует игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
5. Какие умения театрализованной деятельности развиваются у детей посредствам действий воспитателя?
Театрализованная деятельность очень увлекает детей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, к умению общаться друг с другом посредством участия в одной постановке, к умению выражать свои чувства и эмоции. Воспитатель с детьми играют в театрализованные игры, и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля.
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы особенности развития театрализованной деятельности детей в раннем возрасте?
В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет.
Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку, игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры-драматизации с несколькими персонажами расширяют игровой опыт детей. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:
- настольного театра игрушек,
- настольного плоскостного театра,
- плоскостного театра на фланелеграфе
- пальчикового театра.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Домашнее задание: составьте сценарий спектакля для детей раннего, дошкольного возраста театра на фланели, (на магнитах), игрушки.
Тема: сказка «Репка»
Цель Развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору.
Задачи:
•Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказки в игре – драматизации.
•Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок.
•Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
•Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства.
Материал для _показа: шапочки персонажей, мягкая набивная репка,подборка музыкальных фрагментов, фланелеграф с изображениями персонажей сказки "Репка".
Формы: игровая, театрализованная деятельность.
Приемы и методы: беседа, ответы на вопросы, игра-драматизация, театр на фланели, художественное слово, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение.
Описание проведения:
Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, где расположены персонажи сказки.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за сказка? (ответы детей).
Правильно, «Репка». А давайте, мы все вместе покажем сказку.
Посадил репку, кто? А какой же был дед? Молодцы, дедушка был старенький.
Воспитатель: Дедушка старенький, ходит согнувшись, неторопливо, медленно. Взял дед семечко и посадил в землю.
Воспитатель предлагает изобразить деда и дает роль тому, кто выразительнее передаст образ персонажа. Так же выбираем и следующих персонажей.
Воспитатель: Выросла репка большая пребольшая (ставит репку). Увидал дед красавицу- репку, удивился. Покажите, как он удивился?
Стал дед репку из земли тянуть. Тянет – потянет, а вытянуть не может. Тогда позвал он бабку. Каким голосом позвал её дед? Позовите: «Бабка, иди репку тянуть!»
А бабка отвечает: «Иду, иду!»
Стали они репку тянуть. Тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Воспитатель: Ребята, тяжело им тянуть? Давайте покажем, как им тяжело (воспитатель утирает пот со лба, произносит «ух!»)
Воспитатель: Тянут – потянут, а вытянуть не могут. Решили позвать на помощь внучку.
Бабка: Внученька, иди к нам, помоги!
Внучка прибежала. Стали они тянуть вместе. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку.
После того, как дети понимают принцип игры, они сами включаются в игровые действия, обыгрывают ситуации, придумывают текст по ходу игры.
Воспитатель: Кликнула внучка собаку Жучку. Как внучка позвала Жучку? Какой у внучки голос? (Да, звонкий, весёлый, задорный, громкий).
Стали они репку тянуть вместе. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Тогда позвала Жучка, кого?
Правильно, кошку. Как звала Жучка (Гав- гав.). Как она виляла хвостиком?
Тянут - потянут, вытянуть не могут.
А кошка кого позвала? Как она звала мышку?
Мяу- мяу, мышка помоги, пожалуйста!
Прибежала мышка. Как мышка пищит? (Пи- пи- пи).
Какая мышка? Маленькая, серенькая, шустренькая.
Тянут - потянут, тянут - потянут
Вытянули репку! "УРА!"
Воспитатель: Обрадовались все и стали веселиться, танцевать. (звучит "Весёлая пляска")
Почему вытянули репку? Потому что тянули дружно, все вместе.
А сейчас давайте мы сами посадим репку (пальчиковая гимнастика):
Мы посадим репку, (Ребенок роет лунку пальчиками левой ручки на ладошке правой руки)
А затем польем. (Имитируется поливание лунки с репкой водой)
Наша репка вырастет –(разводим ручки в стороны, показываем большущую репку)
В дом ее внесем. (шаг на месте)
- Что-то наша репка
В лунке сидит крепко! (Ручки сцепляем между собой)
Вытянуть ее не можем,
Кто же в этом нам поможет? (Медленно разводим обе ручки, разгибая постепенно сцепленные восемь пальчиков.)
- Наши ручки сильные,
Сами репку вытянем! (Ребенок расцепляет пальчики, а затем встряхивает кистями, чтобы расслабить их).
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
2-й день
Задание 2. Планирование и организация показа пальчикового, настольного театра с плоскостными фигурками, театра ложек (по выбору) для детей дошкольного возраста.
Тема спектакля: «Козлята и волк».
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
Задачи
- Формировать умение при отгадывании загадок соотносить признаки с реальным предметом (внеситуативное общение).
- Закреплять умение отзываться на образное слово.
- Принимать участие в рассказывании сказки, перемещая фигурки и подсказывая взрослому слова роли.
- Помогать употреблять в речи имена существительные согласованные с прилагательными.
- Строить простые предложения, и самостоятельно высказываться по поводу происходящего.
- Воспитывать интерес к русской народной сказке.
- Воспитывать стремление действовать совместно с другими детьми.
- В пластических этюдах соотносить слова с выразительными движениями.
- Развивать творчество, самостоятельность.
Материал для _показа:
-Сундучок с плоскостными фигурками персонажей сказки.
- Корзинка.
- Платок, передник.
- Йогурт.
- Кукла Би-ба-бо (Коза).
Форма работы: игровая обучающая ситуация, театрализованная деятельность.
Приемы и методы: беседа, ответы на вопросы, художественное слово, подвижное упражнение, инсценировка сказки.
Описание проведения:
- Вот, ребятки, у нас снова в гостях сундучок со сказкой. А с какой сказкой мы сейчас узнаем.
(Воспитатель достаёт из сундучка куклу би-ба-бо- козу).
-Кто это? (коза).
-Да, это мама коза. А из какой она сказки пришла к нам? (Волк и козлята).
- А какая мама коза в сказке? (мама добрая, ласковая, заботливая).
- Каким голосом пела мама коза (тоненьким)
- Давайте вспомним какую песенку пела коза, когда возвращалась домой?
(Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отваритеся!
Ваша мама пришла-
Молочка принесла.)
- Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте и скажите или покажите, кто это.
Седоват,
Зубаст,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк).
-Какой он в сказке? (злой, страшный, голодный).
- Коза пела тоненьким голосом, а волк (толстым).
- Покажите, какой волк. (Дети показывают).
- Отгадайте, а это кто. У кого рога длиннее хвоста? (У козы). Покажите какие рожки у козы. (Дети выставляют рожки. «ме-е»).
- А какими были козлятки в сказке? (весёлые, озорные, шумные).
- Когда мама уходила, а козлятки оставались одни дома, что они делали? Печку топили? Кашу варили? (Воспитатель изображает вместе с детьми).
- А как они пекли пирожки? (Показывают).
- Чай пили? (Показывают).
- Пол подметали? (Показывают).
- А потом они плясали.
Физминутка: (дети пляшут под весёлую музыку).
- Я сейчас открою сундучок, и мы вместе с вами расскажем сказку.
(Воспитатель раздает изображение с персонажами сказки. Рассказывает сказку, а ребята выставляют персонажи).
- Жила- была коза. Она в лес ходила, травку ела и возвращалась к себе домой. Жила коза со своими козлятками. Жили они дружно и весело. Пироги пекли, пели да плясали. Уходит коза, а козлятам строго- настрого наказала дверь открывать только на её голосок. Только ушла коза к домику козы подкрался волк, постучался и запел грубым голосом песню козы. Но козлята узнали волка и не открыли ему дверь. Вернулась коза, накормила, напоила козлят и снова ушла в лес. Толька ушла коза, волк вернулся и запел песню козы тоненьким голоском. Козлята и открыли дверь, волк кинулся в избу и всех козлят собрал в мешок. Только один козлёнок спрятался. Вернулась коза, а козлят- то нет. Заплакала коза. Подбежал к ней козлёнок и всё рассказал, что волк унёс козлят. Пошла коза к волку и говорит: «Отдавай козлят! А не то всех зверей позову на помощь!» Испугался волк, да и отдал мешок. А из него вылезли козлята. И стали жить-поживать по- прежнему.
- Вот какая сказка у нас получилась. А вы хотите поиграть в козлят. Я буду мама коза (воспитатель одевает платок, передник, вы козлята. Согласны?
- Вернулась мама коза, смотрю в окошко. Что делают козлята? А козлята все спят. (Дети укладывают на ковёр).
- Проснулись козлятки (дети встают, умыли мордочку (показывают). Маму ждут (звучит песня мамы).
- Вот мой дом. Я вам детушки гостинцы принесла.
Вот вам вкусный и полезный йогурт. Его сделали из козьего молока. Угощайтесь. А когда вы козлятки съедите йогурт пойдём с мамой козой на прогулку.
Вопросы для самоконтроля:
- Назовите условия проведения
Инсценировка проходила в группе, в промежутке времени между завтраком и прогулкой (9-10 утра). Для спектакля использовались плоскостные фигурки персонажей сказки и ширма.
- С какими трудностями вы столкнулись во время организации данного спектакля?
Трудно организовать детей на занятие, поддерживать дисциплину. Дети перебивали «актеров» и друг друга.
Домашнее задание: Пополнить портфолио конспектами спектаклей: плоскостными фигурками (конусного), театра из ложек.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
3-й день
Задание 3. Планирование и организация показа пальчикового, плоскостного театра (конусного), театра теней (по выбору) для детей дошкольного возраста.
Составьте сценарий показа для теневого театра для детей дошкольного возраста с последующей реализацией.
Тема сценария «Теремок»
Цель: Знакомство детей с театром теней
Задачи:
1.Познакомить детей с новым видом театра–теневым.
2.Знакомство детей с «закулисной» жизнью.
3.Учить детей узнавать героев знакомой сказки по силуэтным изображениям, следить за развитием сюжета.
4.Учить детей инсценировать простейшую сказку, используя теневой театр;
сочетать в роли движения и текст; развивать чувство партнерства
Наглядные пособия:
Фигуры теневого театра: Теремок «старый», теремок «новый», солнышко, ёлки, мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь.
Атрибуты: Ширма для теневого театра, лампа, музыкальный центр, микрофоны.
Форма работы: игровая, инсценировка сказки
Приемы и методы: художественное слово, показ теневого театра.
Описание проведения
Автор:
Стоит в поле теремок, не низок, не высок. Бежит мышка – норушка. Увидала теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет.
Автор: Никто не ответил. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Мышка:
В теремке одна сижу.
И в окошечко гляжу.
Может, кто ко мне придет.
И со мною поживет.
Автор: Вот по полю – полю лягушка - квакушка бежит.
У дверей остановилась и стучит.
Лягушка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я мышка – норушка. А ты кто?
Лягушка:
А, я лягушка - квакушка по кочкам скакала.
И, совсем случайно ваш домик увидала.
Мышка: Иди ко мне жить.
Автор: И стали они жить вместе. Бежит мимо зайчик – побегайчик. Увидал теремок, постучал в окошко и спрашивает.
Заяц: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет.
Мышка: Я мышка – норушка
Лягушка: Я лягушка квакушка. А ты кто?
Заяц: А я зайчик – побегайчик. К вам бежал издалека по лесной дорожке.
Лягушка: Иди к нам жить.
Автор: Зайчик стал жить с мышкой и лягушкой вместе.
Идет мимо красавица лисичка. Постучала в дверь и спрашивает.
Лиса: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет.
Мышка: Я мышка – норушка.
Лягушка: Я лягушка квакушка.
Заяц: Я зайчик – побегайчик. А ты кто?
Лиса: Я, красавица – лисичка, буду всем я вам сестричка.
Заяц: Ступай к нам жить.
Автор: Лиса поселилась в теремке. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волк – зубами щелк, заглянул в дверь и спрашивает.
Волк: Кто, кто в таком красивом теремочке живет?
Мышка: Я мышка – норушка.
Лягушка: Я лягушка – квакушка.
Заяц: Я зайчик – побегайчик.
Лиса: Я красавица – лисичка. А ты кто?
Волк: А я волк – зубами щелк, я в хозяйстве знаю толк.
Лиса: Иди к нам жить.
Автор: Устроился волк в теремке. Стали они жить впятером. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет.
Мышка: Я мышка – норушка.
Лягушка: Я лягушка квакушка.
Заяц: Я зайчик – побегайчик.
Лиса: Я красавица – лисичка.
Волк: А я волк – зубами щелк.
Все: А ты кто?
Медведь: А я медведь, люблю я песни очень петь.
Волк: Иди к нам жить.
Автор: Медведь и полез в теремок. Лез – лез, лез – лез – никак не может влезть и говорит:
Медведь: Я лучше у вас на крыше жить буду.
Медведь: Не-е, не раздавлю.
Лиса: Ну, тогда полезай!
Автор: Полез медведь на крышу и только уселся – трах – тарарах! – затрещал теремок и развалился. Еле – еле успели из него звери выбежать.
Медведь: Простите меня звери. А давайте новый теремок построим, большой, в котором всем места хватит.
Звери: Да, давайте.
Автор: Звери построили новый теремок и стали в нем все вместе жить и песни петь. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Автор: Ребята, хочу представить наших героев.
В роли очаровательной мышки – норушки, была - …
Озорную лягушку – квакушку, сыграла – …
Ловкого зайчика – побегайчика, сыграл – …
Роль грациозной красавицы лисички, сыграла –.
Серьезного волчонка, сыграл – …
Находчивого медведя, сыграл – …
Ну и конечно, роль замечательного автора, сыграла – …
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали?
Дети: В театре теней.
Воспитатель: Вам понравилось театрализованное представление?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята справились со своими ролями?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Обращение к ребятам – актерам, а как вы считаете, у вас все получилось?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: С каким настроением вы придете домой?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо всем! Мы обязательно встретимся еще раз, только в других сказках.
- Студенту на заметку
1. Для закрепления у детей полученных знаний при обсуждении необходимо закреплять их практическими действиями либо наглядными образами.
2. В свободное от занятий время дети самостоятельно могут использовать полученные знания показа.
Вопросы для самоконтроля:
1.Назовите условия проведения данных видов театров
Для представления понадобилось хорошее освещение и плоский экран.
Источником света была настольная лампа, а экраном ширма. Театр проходил в группе, в вечернее время (после полдника).
2. С какими трудностями вы столкнулись во время организации спектакля?
Было недостаточно времени, чтобы дети успели выучить свои реплики. Многие путались, сбивались, нужна была постоянная организующая помощь.
Домашнее задание: Пополнить портфолио сценариями для детей 5 года жизни: пальчикового, плоскостного театра (конусного), театра теней.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
4-й день
Задание 4. Планирование и организация показа театра теней, кукольного театра, театра маски (по выбору) для детей дошкольного возраста.
Составьте конспект сценария для детей дошкольного возраста.
Тема сценария «Репка»
Цель: эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
-Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, слове.
-Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое творчество.
-Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.
-Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.
Игровой материал: Шапочки – маски героев сказки «Репка». Магнитофон. Иллюстрации к загадкам.
Форма работы: театрализованная деятельность.
Приемы и методы: Рассказывание сказки (вспоминаем сказку и её персонажей, загадки о героях, показ иллюстраций (последовательность помощи героев, объяснения мимики и жестов персонажей.
Описание проведения
Дети разбирают маски тех персонажей, которых хотят изобразить, и надевают их.
Воспитатель: Ребята, скажите вы любите сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы знаете сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки?
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился. (Колобок)
С кем встречался колобок?
Кто имеет рыжий бок?
Очень хитрая сестричка,
Ну, конечно же… (Лисичка)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Летом скачет в шубке серой,
А зимою в шубке белой
Длинноухий побегайчик,
Маленький трусишка (Зайчик)
(Дети отгадывают загадки, играет музыка и в группу заходит сказочница)
Сказочница: Здравствуйте дети. Я услышала, что вы говорите о сказках, разгадываете загадки и пришла к вам. Хотите, я тоже расскажу вам сказку, а вы поможете мне.
Ответы детей.
Сказочница: Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть (Дед тянет репку).
Тянет - потянет, а вытянуть не может.
Сказочница: Позвал дед бабку
Дед: бабка иди репку тянуть
(Приходит бабка)
Сказочница: Бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
Бабка: внучка иди репку тянуть (Приходит внучка)
Сказочница: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка жучку.
Внучка: жучка иди репку тянуть (Прибегает жучка)
Сказочница: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, а вытянуть не могут. Позвала жучка кошку
Жучка: кошка иди репку тянуть. (Прибежала кошка)
Сказочница: Кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
Кошка: мышка иди репку тянуть (Прибежала мышка)
Сказочница: Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, и вытянули репку.
Воспитатель: Какие молодцы, нам очень понравилась сказка. А давайте немного отдохнем, а Сказочница отдохнет вместе с нами.
Физкультминутка
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Воспитатель: Какую сказку вы рассказали нашим гостям вместе со Сказочницей? Понравилось ли вам? Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам.
Сказочница: Как хорошо вы знаете сказки. Хочу подарить вам подарки. Мне очень понравилась у вас, но пора прощаться. До свидания.
(Звучит музыка и Сказочница уходит)
Вопросы детям для подведения итогов:
Как называлась сказка?
О чем она?
Кто главные герои?
- Студенту на заметку
- Роли распределяются по договоренности с детьми, роль должна быть для ребенка желанной.
- При спорных моментах распределения ролей используйте соответствующие приемы (например, считалочки)
- Когда спектакль закрепится, дети меняются ролями.
Вопросы для самоконтроля:
Проанализируйте методику (этапы) организации спектакля
1. Поддержание у детей интереса к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней:
Инсценировка была написана с учетом возрастных и психологических способностей старшего дошкольного возраста. Основными действующими лицами были дети в образе знакомых сказочных персонажей. Они с удовольствием вошли в роль, и каждый ребенок был неподражаемо похож на сказочных героев. У ребят было столько радостных эмоций, им очень нравилось быть похожими на героев сказки.
2._ Как подвели детей к пониманию эмоционального состояния других людей и живых существ и развивали умение выразить своё, учили передавать мимикой, позой, жестом некоторые эмоциональные состояния (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый)
Данная задача была реализована посредством вводной беседы и отгадывания загадок.
3._ Как решали задачу: сформировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей
Сказка на примере своих героев воспитывает в детях доброту, терпимость, гуманное отношение к окружающим, любовь, помогает осознать, что ничего не дается легко.
У детей группы достаточно развита способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, развиваются коллективные и товарищеские отношения, они не перестают относиться друг к другу как товарищи по игре, не теряют реального плана отношений друг с другом, могут указывать друг другу на нарушение правил поведения, свойственных той или иной взятой партнером роли, проявление доброжелательного отношения друг к другу, сопереживание, отзывчивости, взаимопомощи.
4._ Учитываете ли требования ФГОС, используете ли интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области
Интеграция образовательных областей:
Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
_________________________________________________________________________________
Домашнее задание: Пополнить портфолио сценариями спектаклей для детей дошкольного возраста.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
5-й день
Задание 5. Планирование и организация показа кукольного театра, театра маски, театра из нагрудников, театра из платков (по выбору) для детей дошкольного возраста. Планирование и организация театрализованной деятельности дошкольников.
Составьте сценарий показа спектакля для детей дошкольного возраста c последующим проведением.
Тема спектакля: «Платковый театр по мотивам русской народной сказки «Репка»
Цель: формировать у детей интерес к театрализованной деятельности; развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально - театральной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев.
Развивающие:
- развивать артистические способности детей, способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства сопереживания.
Оборудование: платковые костюмы героев, музыка.
Форма организации театрализованной деятельности (например, совместная, самостоятельная, мини театр): совместная деятельность педагога и детей по театрализации сказки.
Роли:
-Дедка
-Бабка
-Внучка
-Жучка
-Кошка
-Мышка
-Рассказчик
Приемы и методы
- беседа;
- ответы на вопросы;
- использование художественного слова;
- рассказ воспитателя;
- инсценировка сказки (платковый театр).
Описание проведения:
1. Организационный момент
- Сегодня вам предстоит выступать героями одной известной сказки.
Отгадайте, пожалуйста, название сказки по загадке :
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
Ответ: Репка
- Мы с вами отправимся в сказку и называется она «Репка». Это русская народная сказка.
Воспитатель демонстрирует детям картину по сказке «Репка».
2. Основная часть
- Для начала я сейчас назначу, кто из вас какую роль будет выполнять в сказке. (Распределение ролей между детьми)
Детям надевают атрибуты платковые костюмы героев. Далее дети исполняют свою роль под слова сказки.
Рассказчица: Дедка репку посадил, (Репка садится на корточки)
Лето все ее растил (дед поливает)
Репка быстро подрастала.
К осени большущей стала. (Репка встает, поднимает руки вверх)
Стал дедок ее тянуть
Дед: Репка, ну послушной будь,
Вылезай-ка из земли
Меня, старого, не зли (тянет)
Репка: Огород- мой дом родной!
Я отсюда ни ногой!
Рассказчица: Притомился, было, Дедка.
Только все на месте Репка.
Держит Дедка за ботву,
Дед: Эх, дай-ка, Бабку позову!
С Бабкою вдвоем сейчас
Вытянем мы Репку враз!
(Выход Бабки под музыку).
Рассказчица: Бабка тут же появилась,
За дедулю ухватилась.
Дед: Ну, родимая, тяни!
Бабка: Ууух, не вытянем одни!
Репка: Огород- мой дом родной!
Я отсюда ни ногой!
Рассказчица: Стали внучку они звать.
Не пришлось им долго ждать.
Бабка: Мы сейчас ее втроем,
Прямо, с корнем оторвем!
(Выход Внучки под муз.)
Рассказчица: Внучка на подъем легка,
Уж держит бабку за бока.
Внучка: Толстошкурая, держись,
3,4-все взялись?
Рассказчица: Пот с лица у всех уж льется,
Только Репка не дается.
Да над ними все смеется!
Репка: Огород- мой дом родной!
Я отсюда ни ногой!
(Выход Жучки под муз.)
Рассказчица: Тут собачка Жучка шла,
Ее Внучка позвала.
Внучка: Репка наша- ишь красавица!
Мы не можем с нею справиться.
Ей пора уж в погребок,
С нами стань в один рядок.
Рассказчица: Вчетвером тянули снова,
Только толку –никакого.
(Выход Кошки под муз.)
Рассказчица: Жучка Кошку увидала
И сквозь зубы прорычала:
Жучка: Что ты вертишь здесь хвостом?
Стань, потянем впятером.
Рассказчица:
Кошка смотрит. (оглядывает Репку со всех сторон)
Кошка: Что рычать, Репку надо раскачать!
(Все начинают раскачивать репку)
Рассказчица: Все качали Репку дружно,
Ну, а Репке то и нужно!
Она глазки призакрыла
И наружу не спешила.
Репка: Огород- мой дом родной!
Я отсюда ни ногой!
(Выход Мышки под муз.)
Рассказчица: Пробегала Мышка мимо,
Наша Мурочка взмолила:
Мурка: Уж большая Репка слишком,
Помоги, прошу нам, Мышка.
Рассказчица: Мышь вцепилась в Мурку крепко,
Рааааз… и вытянули Репку!
Все смеются и хохочут.
Ешьте Репку, все, кто хочет!
Внучка: Как же Мышка, вот дела,
С Репкой справиться смогла?
Дед: Дружба и взаимопомощь
Помогла убрать нам овощ!
3. Итог
- Вот и сказочке конец. Как хорошо, что всё хорошо закончилось. А почему удалось вытянуть репку? (Потому что все вместе, дружно тянули). В народе говорят: «Берись дружно – не будет грузно». С самым трудным делом можно справиться, если взяться за него всем вместе. Желаю вам оставаться дружными, всегда приходите друг другу на помощь. Любите сказки, в них много мудрости.
Вопросы детям для подведения итогов:
Как называется сказка?
О чем она?
Кто герои?
Чему учит?
- Студенту на заметку
- Роли распределяются по договоренности с детьми, роль должна быть для ребенка желанной.
При спорных моментах распределения ролей используйте соответствующие приемы (например, считалочки).
- Когда дети запомнят спектакль, можно меняются ролями.
- В ходе показа спектаклей следует:
- работать над ритмопластикой ребенка: выполнение движений под музыку;
- вырабатывать культуру и технику речи: развивать речевое дыхание, артикуляцию, интонацию; развивать умения сочинять миниатюры и пополнять словарный запас.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие сложности возникли в процессе проведения данного спектакля?
Был ребенок, который во время инсценировки сказки начал агрессивно реагировать, спорить, конфликтовать, грубо обращаться со сверстниками и предметами. На то, чтобы успокоить ребенка, ушло достаточно времени, многие дети после этого потеряли настрой, начали путаться в ролях.
2. Какие упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д. с детьми были использованы вами?
Перед началом детям была показана иллюстрация к сказке, на которой были ярко отражены образы и эмоции героев. Эмоциональный настрой персонажей дети понимали из слов рассказчика, подстраивались под сюжет. Дети самостоятельно создавали образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производили собственные действия исполнения роли, переживали за своего героя, действовали от его имени, привнося в персонаж свою личность.
3. Какие этапы целиком посвящены непосредственной подготовке к проведению самого спектакля, выступлению на сцене.
Написание сценария, подготовка материалов и оборудования, распределение ролей.
4. Этапы работы над ролью:
Распределение ролей осуществлялось считалкой. Предварительной работой к данному занятию было чтение сказки по ролям. Т.к. дети уже знакомы с данной сказкой, заучивать роли не пришлось, воспитанники ориентировались на слова рассказчика.
5. Этапы работы над речью:
Для того, чтобы дети запомнили свою роль, свои слова, с ними была проведена предварительная работа: чтение сказки по ролям.
Домашнее задание: Пополнить портфолио сценариями спектаклей для детей 7 года жизни:
кукольного театра, театра маски, театра из нагрудников, театра из платков.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
6-й день
Задание 6. Обследование практических умений детей дошкольного возраста сформированных в результате театрализованной деятельности. Составление рекомендаций по их развитию и совершенствованию.
Организация и проведение свободной театрализации детей с использованием прямых и косвенных приемов руководства.
- Определите интересы детей к показу выбранного вами спектакля.
- Обеспечьте детей игровым местом, материалом и оборудованием.
- Используя прямые и косвенные приемы руководства:
- поддерживайте увлеченность детей к показу спектаклей;
- сохраняйте эмоциональную приподнятость детей в ходе показа;
- обогащайте процесс показа смысловой нагрузкой;
- стимулируйте инициативу детей, опирайтесь на их чувства, используйте юмор
и предвосхищайте оценку действий детей.
- Подведите с детьми итоги показа спектакля.
- Проанализируйте собственное участие в свободной деятельности детей.
Игры-инсценировки проводились в форме дословного пересказа по ролям художественного произведения, прочитанного предварительно воспитателем. Дословный пересказ текста выполнялся педагогом вместе с детьми, роль ведущего у педагога, а детям поручались другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, проговаривался педагогом, а дети повторяли. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходила как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это были сказки, прочитанные много раз и потому хорошо известные детям. Занятия проводились в течение 25-30 минут. Форма занятий, как групповая, так и индивидуальная.
По итогам наблюдения заполните следующую Таблицу 1.
Таблица 1.
Имя ребенка
|
Григорий Р. |
Мария М. |
Анна К. |
Даниил А. |
Лев С. |
Виталина Т. |
Виктория Х. |
Иван П. |
Умение согласовывать свои действия с партнерами |
+ |
с |
с |
+ |
+ |
с |
+ |
+ |
умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом |
с |
с |
с |
с |
+ |
с |
с |
с |
умение пользоваться интонацией |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
с |
с |
+ |
умения строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
с |
+ |
умение рассказывать сказки от имени разных героев |
- |
- |
с |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
устойчивость игрового замысла |
+ |
с |
+ |
+ |
+ |
с |
с |
+ |
Условные обозначения:
Критерий не проявляет (-)
Критерий проявляет с помощью воспитателя, не всегда устойчиво (+)
Критерий проявляет самостоятельно (с)
Проанализируйте результаты обследования, на основании которых выполните следующее задание.
Составление рекомендаций по развитию и совершенствованию умений детей.
При составлении рекомендаций обратить внимание на следующие моменты:
- Частота планирования театральной деятельности в течение недели.
- Виды театров (первая и вторая половина дня).
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Учет гендерных особенностей ребенка.
- Систематичность и последовательность планирования.
- Роль воспитателя и родителей в подготовке спектаклей.
Рекомендации для воспитателя |
Рекомендации для родителей |
1. Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентируемое время, ограничено включена в различные занятия (музыка, рисование, а также запланирована регламентировано. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут 2. В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие репертуар, рисунки детей и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. 3. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки», «Театр-малышам», «Театральный салон»). Учет возрастных особенностей ребенка как граней его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе учитывать возрастную адресованность оборудования и материалов. 4. При распределении ролей в театральной постановке педагоги, как правило, руководствуются гендерным принципом: девочкам предлагают женские роли, мальчикам – мужские. 5. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. 6. Воспитатель предлагает детям тему для игры, помогает распределить роли. Играет вместе с детьми, этому способствуют привитие норм морали, нравственно — ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.
|
1. По инициативе детей театрализованные игры возникают редко, поэтому рекомендует постепенно вовлекать детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественной выразительности, развивая фантазию и воображение. Театрализованной деятельности стоит уделять время 2 раза в неделю. 2. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Можно предложить ребенку следующие виды театра: -Пальчиковый театр. Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых прорезаются отверстия для пальцев. Это могут быть миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы или рисуются фигурки, или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы. -Интересен пальчиковый театр из поролона, из которого вырезаются головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали лучше пришить, используя разноцветный поролон, кусочки ткани. Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны также из различных видов тканей. Если ткани несыпучие, детали сшиваются швом «вперед иголку» с лицевой стороны, обметочным швом «через край» или сшивать детали с изнанки, затем вывернуть на лицевую сторону. Используются пуговицы, шерстяные нитки, тесьма, кружево. -Куклы из перчаток. Персонажей можно сделать из старых перчаток. Из пальчиков перчаток можно смастерить любых сказочных персонажей, если пришить к ним глазки, носик, ушки и т.д. Когда надевают игрушку на руку, все ее части становятся подвижными. -Куклы из варежек. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка - туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). 3. Организовывая кукольный театр дома, следуем помнить, что он является не только средством развлечения, но имеет и большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интерес ребенка, его возраст и развитие. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества и взаимопомощи. 4. При распределении ролей в театральной постановке необходимы учитывать не только интересы ребенка, но и гендерный принцип: девочкам предлагать женские роли, мальчикам – мужские. 5. При организации театрализованной деятельности дома можно выделить 3 этапа. 1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда родитель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь родителя должна быть интонационно выразительной. 2 этап - этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ родителя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. 3 этап - проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст - произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. 6. Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. В такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко, а родитель следует правилам этой игры, отыгрывает задуманную ребенком роль, вместе с тем направляя сюжет игры в нужное русло.
|
Вопросы для самоконтроля:
- На каком уровне идет приобщение к театральной культуре?
Приобщение детей к театральной культуре происходит на уровне игры. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении.
2. Что важно соблюдать воспитателям и родителям для того, чтобы театральные умения детей развивались сообразно их возрасту и индивидуальным особенностям?
Для развития театральных умений у детей дошкольного возраста педагогам и родителям необходимо соблюдать следующие требования:
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
3. Составить модель: взаимодействие кукольного театра с другими видами искусства
Домашнее задание: Пополнить портфолио: играми и упражнениями на развитие речевого дыхания; силы голоса; артикуляционной гимнастики; на развитие дикции, интонационной выразительности, на развитие мелкой моторики.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Аттестационный лист по производственной практике
студента____________________________________________________________________
ФИО
по МДК 02.07. Организация театрализованной деятельности в ДОО
в объеме 36 часа с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г. в организации _____________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими (в баллах) |
||
Методист-руководитель |
||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 2.1. |
Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. |
|
|
|
ПК 2.6. |
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста |
|
|
|
ПК 2.7. |
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей. |
|
|
|
ПК 5.2. |
Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
|
|
|
ПК 5.3. |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
|
|
|
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
|
|
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
|
|
ОК 3. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
|
|
|
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
|
|
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
|
|
|
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
|
|
|
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
|
|
|
ОК 9. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
|
|
|
ОК 10. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
|
|
|
ОК 11. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Суммарный итог: |
|
|
|
Критерии оценивания:
0-2 балла – показатель проявляется частично или его совсем нет
3-4 балла – показатель проявляется стабильно, но имеет методические или организационные недочёты
5-6 балла – показатель проявляется стабильно в профессиональной деятельности студента-практиканта.
Руководитель практики ________________ / ____________________
(подпись) (расшифровка ФИО)
МП
Руководитель практики (воспитатель) _______________ / ____________________
(подпись) (расшифровка ФИО)
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
__________________ / ______________________
(подпись) (расшифровка ФИО)