Организация театрализованной деятельности в ДОО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
МДК 02. 07. Организация театрализованной деятельности в ДОО
Студента (ки) группы_____________________________ Специальность___________________________________ Фамилия______________________Имя______________ Отчество_______________________________________ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики_____________________ _______________________________________________ Учебный год_____________________________________
|
План практики
Дата |
Содержание выхода |
К-во часов |
|
|
|||
|
Знакомство студента-практиканта с программным содержанием производственной практики и заполнением отчетной документации. Прохождение инструктажа и проверки знаний по охране труда в ДОО. |
1 |
|
II. Основной этап |
|
||
|
Наблюдение, анализ развивающей предметно пространственной среды группы. Организация и проведение воспитателем группы показа театра на фланели, игрушки, настольного театра с плоскостными фигурками (по выбору); проектирование спектаклей по темам. |
5 |
|
|
Планирование и организация показа пальчикового, настольного театра с плоскостными фигурками, театра ложек (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Планирование и организация показа пальчикового, плоскостного театра, театра теней (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Планирование и организация показа театра теней, кукольного театра, театра маски (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Планирование и организация показа кукольного театра, театра маски, театра из нагрудников, театра из платков (по выбору) для детей дошкольного возраста. |
6 |
|
|
Обследование практических умений детей дошкольного возраста, сформированных в результате театрализованной деятельности. Составление рекомендаций по их развитию и совершенствованию. |
4 |
|
VI. Заключительный этап |
|||
Подготовка отчетной документации. Отчет по итогам производственной практики (в форме круглого стола с презентацией своих профессиональных достижений). |
2
|
||
Памятка для студента, начинающего практику
До начала практики следует:
– уточнить место прохождения практики (адрес базового учреждения, телефон, способы проезда) получить рабочую программу практики, план практики;
– принять участие в инструктивном совещании по практике,
По прибытии на место практики необходимо:
– познакомиться со специалистом учреждения, под руководством которого предстоит работать;
– ознакомиться с режимом работы учреждения, составить индивидуальный план проведения мероприятий и выполнения заданий по практике, график пребывания в учреждении;
– пройти инструктаж по охране труда, режиму работы учреждения, при необходимости, пройти медицинский осмотр или сделать отметку о прохождении медосмотра в регистрационном журнале учреждения.
Права и обязанности студента-практиканта
1. Студент-практикант обязан:
1.2. Посещать инструктивные совещания по практике, знакомиться с нормативными документами, регламентирующими его деятельность в образовательном учреждении (Конвенция о правах ребенка, необходимые статьи Конституции РФ, касающиеся защиты прав детей. Инструкция по охране труда, инструкция по охране жизни и здоровья детей, план педагогической практики и др.) В случае непосещения студентом инструктивных совещаний и отсутствия его росписи в инструктивных журналах он не может быть допущен к производственной практике;
1.3. В практической деятельности соблюдать требования вышеназванных инструкций и нормативных документов, при нарушении инструкций и нормативных документов, регламентирующих прохождение практики, студент может быть отстранен от прохождения производственной практики;
1.4. Подчиняться правилам внутреннего распорядка базового образовательного учреждения, распоряжениям администрации и непосредственно руководителю практики. В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики;
1.5. В дни практики студент обязан своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой и планом производственной практики, вести необходимую документацию и предъявлять ее на проверку по первому требованию лицу, осуществляющему контроль за его практической деятельностью;
1.6. Осуществлять своевременную методическую подготовку к выполнению заданий по практике, производить сбор материалов для профессионального портфолио и учебно-исследовательской работы;
1.7. В поведении и деятельности проявлять себя как начинающий специалист, обладающий необходимыми моральными качествами, должным уровнем культуры взаимодействия в образовательном учреждении, проявлять внимательное, доброжелательное и предупредительное отношение к детям (учащимся, воспитанникам), уважение к сотрудникам учреждения;
1.8. При организации педагогического процесса использовать весь потенциал теоретических знаний, полученных в колледже, и методы работы, исключающие физическое, моральное, психологическое, эмоциональное негативное воздействие на детей (учащихся, воспитанников);
1.9. Соблюдать график прохождения производственной практики, учитывать рекомендации руководителя практики, администрации учреждения;
1.10. Активно участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения;
1.11. При возникновении конфликтных ситуаций немедленно ставить в известность руководителя практики, администрацию образовательного учреждения, зам. директора колледжа по УПР;
1.12. Посещать отчетные заседания по практике и своевременно готовить необходимую документацию. При отсутствии студента на отчетном заседании по производственной практике и несвоевременную сдачу отчетной документации прохождение практики данному студенту может быть не зачтено.
2. Студенты-практиканты имеют право:
2.1. Применять теоретические знания, полученные в колледже, в решении конкретных педагогических задач в образовательном учреждении.
2.2. По всем вопросам, возникающим в процессе учебной практики, обращаться к руководителю практики, администрации и педагогам образовательного учреждения, зам. директора колледжа по УПР.
2.3. В процессе прохождения производственной практики обращаться за методической помощью непосредственно к руководителю практики, преподавателям колледжа, сотрудникам базовых образовательных учреждений.
2.4. Осваивать, использовать и распространять передовой педагогический опыт образовательных учреждений.
2.5. Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и организации практики.
2.6. Проявлять творчество, использовать современные технологии, участвовать в инновационных процессах образовательного учреждения.
2.7. Принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в колледже и образовательном учреждении.
2.8. Обобщать свой опыт практической деятельности через материалы для портфолио, учебно-исследовательскую деятельность, статьи и публикации.
2.9. Организовывать деятельность по педагогическому проектированию и развертыванию социального партнерства с образовательными учреждениями;
2.10. Пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений колледжа и, по согласованию, базового образовательного учреждения.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра.
Подпись студента |
Допуск к практике/ подпись руководителя практики |
|
|
II. Основной этап
1-й день
Задание 1. Наблюдение, анализ развивающей предметно пространственной среды группы. Организация и проведение воспитателем группы показа театра на фланели, игрушки, настольного театра с плоскостными фигурками (по выбору); проектирование спектаклей по темам.
Наблюдение и анализ показа театра на фланели, (на магнитах), игрушки, воспитателем (по выбору)
Вывод.
1. Созданы ли условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов театра?
В группе созданы все условия для развития театрализованной деятельности детей. Имеется фланелеграф с фигурками персонажей из разных сказок, театральная ширма, разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы).
Все виды театра гармонично применяются воспитателем в процессе образовательной деятельности с детьми, развития их творческой активности
- Проходит ли обучение детей приемам показа в кукольных театрах?
Обучение детей приемам показа кукольного театра всегда проходит в игровой форме, т.к. игра еще является ведущей деятельности в дошкольном возрасте, поэтому детям это интересно, и в процессе этой игры идет их обучение и воспитание.
Как дети воспринимают показ театра?
Детям очень интересен данный вид деятельности, они всегда с удовольствием воспринимают театрализованные представления, сами участвуют в ней.
- Решает ли воспитатель задачи: поддерживает у детей интерес к театральной деятельности, поощряя их участие в ней. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?
В ходе театрализованной деятельности воспитатель поддерживает интерес у детей, стимулирует их активность, персонажи сказок часто «общаются» с конкретными детьми, привлекая их внимание. Как правило, театрализованная деятельность сопровождается художественным словом, чаще всего, сказками, поэтому, помимо развития творческих способностей, такой вид деятельности развивает у детей еще и морально-нравственные качества.
5. Какие умения театрализованной деятельности развиваются у детей посредствам действий воспитателя?
Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей.
Театрально-игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. Поэтому воспитатель старается создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы особенности развития театрализованной деятельности детей в раннем возрасте?
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает интерес к литературе, музыке, побуждает к созданию новых образов, к мышлению, совершенствует навык воплощаться в игре.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, речевое развитие. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение
или сказка для детей раннего возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование
качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-
либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Знакомство детей раннего возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, можно отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
Для детей раннего возраста самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Домашнее задание: составьте сценарий спектакля для детей раннего, дошкольного возраста театра на фланели, (на магнитах), игрушки.
Тема: "У Гнома в гостях"
Цель: развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.
Задачи: Формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра кукольных спектаклей.
Материал для _показа:
- Гномик;
- Зайка с морковкой;
- Ёжик с корзинкой и с яблоками;
- Медведь с бочонком конфет;
- Лес;
- Трава;
- Жёлтые листочки;
- Ширма для театрального представления.
Формы: групповая.
Приемы и методы: кукольный театр, художественное слово
Описание проведения:
ГНОМ:
Встал я утром, вышел в лес
Весь лесной народ исчез.
Не играют, не поют
В гости Гнома не зовут.
Что случилось, почему?
Ничего я не пойму.
(выбегает Зайка)
ГНОМ:
Здравствуй, Зайка, как живёшь?
И откуда ты идёшь?
Почему в своём лесу,
Никого я не найду?
ЗАЙКА:
Осень, Гномик, к нам пришла
Всех с собою увела
На поля, на огороды
Нынче много там работы,
Норки нужно утеплять
И продукты запасать
Съешь МОРОВКУ, угощаю
До свиданья, убегаю.
ГНОМ:
Зайка верно подсказал:
Осень наступила
Разукрасила листву,
Всех дождём умыла
Надо Ёжика позвать
У него хочу узнать:
Чем он занят, как живёт?
Пусть он к нам сейчас придёт
(входит Ёжик с корзинкой яблок или шишек)
ЁЖИК:
Здравствуй, Гном! И гости тоже
Всех поздравить Ёжик рад
И с хорошим урожаем
И с румяным караваем
Угощенье принимайте
Всех ребяток угощайте
ГНОМ:
Молодец, мой старый друг!
Выходи скорее в круг
Мы станцуем для гостей
Бей в ладоши веселей.
(Все хлопают, Гном и Ёж танцуют под р. н. мелодию)
ГНОМ:
Позову теперь Топтыжку,
Непоседу, шалунишку.
Пусть зайдёт он в этот сад
И посмотрит на ребят.
(Входит Медведь с бочонком конфет)
Здравствуй, Миша! Не робей.
Приходи вперёд, смелей
Что в бочонке? Мёд несёшь?
Хорошо же ты живёшь.
МЕДВЕДЬ:
Мёда нет. Грустить не надо,
Угощу всех шоколадом.
Принимай подарок мой,
Ну, а я, спешу домой.
ГНОМ:
Угощенья всё для вас.
До свиданья, ухожу.
Вас зимою навещу.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
2-й день
Задание 2. Планирование и организация показа пальчикового, настольного театра с плоскостными фигурками, театра ложек (по выбору) для детей дошкольного возраста.
Тема спектакля: Три поросенка.
Цель: актуализировать знания детей о сказке «Три поросенка»
Задачи
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, учить образовывать прилагательные от существительных, закреплять и уточнять значения слов.
- Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение, жалость, презрение).
- Развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики.
- Выявить знание основных цветов, закрепить счёт в пределах трёх.
- Воспитывать старательность, трудолюбие, любознательность.
Материал для _показа: иллюстрации к сказке «Три поросёнка», музыкальное сопровождение, портрет Михалкова Сергея Владимировича, кукла в английском национальном костюме, разрезные картинки по сказке «Три поросёнка», пальчиковый театр, камешки, солома, веточки.
Форма работы: групповая
Приемы и методы: пальчиковый театр, художественное слово, беседа, ответы на вопросы, показ иллюстраций, психогимнастика.
Описание проведения:
Воспитатель загадывает загадку:
Носики – круглым пятачком
Хвостики маленьким крючком
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи
Отгадайте, без подсказки
Из какой герои сказки? («Три поросенка»)
Воспитатель:
– Как звали поросят в этой сказке? (ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, предлагаю Вам вспомнить сказку, которою вы уже знаете и, надеюсь, любите. Вы догадались, как называется эта сказка? (Ответы детей)
Воспитатель:
-Правильно ребята! Эта английская сказка «Три поросенка». Сказка была написана в Англии – стране, которая находится очень далеко от нас, где небо почти всегда серое, часто идёт дождь. Там много красивых замков, и живут там замечательные люди – англичане (детям показываются фотоиллюстрации городов Великобритании, кукла в национальном костюме).
-А как вы думаете, на каком языке разговаривают англичане? (ответы детей).
-Правильно, на английском. Сказка «Три поросёнка» была написана на английском языке.
- А мы с Вами говорим, на каком языке? (ответы детей).
-Смогли бы мы прочитать сказку на английском языке? (ответы детей)
Правильно, конечно, не смогли бы. Поэтому для нас с Вами сказку перевел на русский язык Сергей Владимирович Михалков, чтобы мы могли ее прочитать. (детям показывается портрет писателя).
- Давайте вспомним сюжет сказки. Жили-были три поросенка, НИФ-НИФ, НУФ-НУФ и НАФ-НАФ. Они были очень похожи, и все их путали (детям показывается иллюстрация с изображением трёх поросят, одетых в комбинезоны разных цветов: жёлтый, зелёный и красный). Чтобы Вы смогли их различить, у меня есть подсказка:
-Ниф-Ниф носит ни красный и не жёлтый комбинезон (зелёный).
-Наф-Наф – ни зелёный и не жёлтый (красный).
-Какого же цвета комбинезон у Нуф-Нуфа? (жёлтый) Дети находят поросят на картинке. (закрепление знания детьми основных цветов, развитие внимания, наблюдательности)
Воспитатель:
- Летом поросята веселились, бегали и играли. Я предлагаю Вам закрыть глазки и представить себе веселое лето, где Вы радуетесь солнцу, бабочкам, цветам! Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень, и поросятам стало холодно. Давайте покажем, как им было холодно! (развитие мимики, жестов).
Поросята решили построить каждый себе дом! Давайте вспомним, из чего строили братья свои домики? (детям показывается иллюстрация из сказки с изображением трёх домиков). Дети вспоминают, что Ниф-Ниф строил дом из соломы.
Воспитатель:
-Правильно, значит, дом у него был какой? (ответы детей – соломенный).
Нуф-Нуф строил дом из деревянных палочек, веточек. Дом у него получился какой? (ответы детей – деревянный). Наф-Наф строил свой дом из камней и получился у него дом (ответы детей – каменный). (Упражнение на развитие мышления, умения образовывать прилагательные от существительных).
Далее проводится игра «Трое поросят» на развитие чёткого произношения звуков, развитие памяти: «Трое поросят по дорожке спешат». Дети поочерёдно надевают перчатку с изображением поросят (пальчиковый театр) и проговаривают чистоговорку.
Воспитатель:
- Построили братья свои домики и стали опять веселиться! И как Вы думаете, кого они разбудили? Конечно, волка! А волк какой?
Психогимнастика. (Цель: учить улавливать, понимать и различать чужое эмоциональное состояние; развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики).
Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка!!!
Посмотрите друг на друга, у кого самый страшный волк!!!
- громче рычит «р-р-р»
- зубами клацает, страшно скалится;
- глазами вращает, брови хмурит;
- щеки надувает, от ненависти чуть не лопается.
А теперь давайте покажем, как испугались поросята?!
- сжались в комочек, застыли;
- брови подняли вверх;
- глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелится;
- рот приоткрыли;
- голову втянули в плечи;
- задрожали, зубами застучали;
- Брр! Как страшно!
Воспитатель:
- Волк помчался за поросятами!!! И поросята разбежались по своим домикам! К какому первому домику подбежал волк? Что он стал делать? Ответы детей… Давайте вместе подуем как волк, вдыхаем в себя воздух через нос и выдыхаем через рот! Теперь вместе со мной! (дети дуют на солому). Сломал волк дом? Ответы детей…
Воспитатель:
- И младший брат спрятался в домике у среднего!
Второй домик из веток (дети дуют на сложенные веточки). Под более сильным напором волка дом тоже сломался!
Воспитатель:
- Куда братцы побежали? Ответы детей…
Воспитатель:
- Третий домик устоял, хоть волк изо всех сил дул на него!!! (дети дуют на сложенные камни). Почему у волка ничего не получилось? Ответы детей…
Беседа.
-Итак, ребята, чему эта сказка вас научила?
Ответы детей:
- Нельзя хвалиться.
- Делать всё плохо.
- Лодырничать, надеяться, что без труда само всё получится.
Вопросы для самоконтроля:
- Назовите условия проведения
Спектакль проходил в игровой форме, с группой детей, в групповой комнате. Заранее были подготовлены все необходимые материалы. Воспитатель помогал организовать детей, следил за их дисциплиной.
- С какими трудностями вы столкнулись во время организации данного спектакля?
Подбирать тему и содержание сценария приходилось исходя из того, какой наглядный материал (пальчиковые куклы) имеются в группе.
Домашнее задание: Пополнить портфолио конспектами спектаклей: плоскостными фигурками (конусного), театра из ложек.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
3-й день
Задание 3. Планирование и организация показа пальчикового, плоскостного театра (конусного), театра теней (по выбору) для детей дошкольного возраста.
Составьте сценарий показа для теневого театра для детей дошкольного возраста с последующей реализацией.
Тема сценария «Красная шапочка»
Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализации сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
Задачи:
образовательные:
- учить детей создавать выразительные образы героев сказки с помощью интонации, силы голоса
- учить проводить самоанализ собственной деятельности
- активизировать в речи употребление сравнительных прилагательных: короткая, длинная, большая, маленькая
развивающие:
- развивать речевую активность;
- развить творческие способности: выразительность речи, движений;
- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
- развивать слуховое внимание, интерес к сценическому искусству;
- развивать память, внимание
воспитательные:
- воспитывать интерес к драматизации, доброжелательность, чуткость;
дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Наглядные пособия:
- экран для показа теневого театра;
- лампа настольная;
- 2 парты;
- 2 ширмы;
- герои сказки, вырезанные из черного картона: Красная Шапочка, мама, бабушка, волк, два охотника;
- декорации для оформления экрана: деревья, дом, облака, солнце;
- музыкальная фонограмма
Форма работы: групповая
Приемы и методы:
- беседа по сказке;
- вопросы;
- использование художественного слова;
- рассматривание иллюстраций по сказке;
- рассказ воспитателя;
- показ теневого театра детям
Описание проведения
Вводная часть:
(под музыкальную фонограмму в зал выходит сказочник Шарль Перро)
Сказочник: Здравствуйте, дорогие гости и друзья! Я рад вас видеть. У меня сегодня прекрасное настроение, а у вас? Сегодня мы отправимся с вами туда, где есть афиша, занавес, сцена, актеры. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр. А вы знаете, что театры бывают разные? Кукольные, музыкальные, драматические, ледовые шоу, уличные театры…
Сегодня вы побываете в необычном театре, театре теней. Герои этого театра необычные. Они все черного цвета и сделаны из картона. При помощи освещения наши персонажи оживут за этой ширмой, и вы увидите театрализованное представление.
Чтобы узнать сказку, которую сейчас покажем, отгадайте загадку:
В гости к бабушке пошла.
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил.
Обманул и проглотил.
Дети: Красная Шапочка
Сказочник: Правильно, эта сказка называется «Красная шапочка». А написал ее я – французский писатель – сказочник Шарль Перро. И так, начинаем.
Тише, дети, не шумите.
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса.
Где же прячется она?
Сказку мы сейчас расскажем
И расскажем, и покажем.
Показ теневого театра
(Звучит музыка, в зале выключается освещение, включается настольная лампа. Дети за ширмой с помощью картонных героев показывают сказку)
Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили:
- Вот Красная Шапочка идет!
Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк.
- Куда ты идешь. Красная Шапочка? – спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
- А далеко живет твоя бабушка?
- Далеко, – отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.
А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты. Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: Тук-тук!
- Кто там? – спрашивает бабушка.
- Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк, – я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.
А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:
- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!
Волк дернул за веревочку – дверь и открылась.
Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.
Скоро она пришла и постучалась: Тук-тук!
- Кто там? – спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.
Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды, и ответила:
- Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!
Волк откашлялся и сказал потоньше:
- Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.
Красная Шапочка дернула за веревочку, дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:
- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной!
Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:
- Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Чтобы лучше видеть, дитя мое.
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.
Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые.
(Звучит финальная музыка)
Вопросы детям для подведения итогов:
Как называлась сказка, которую вам показали?
Дети: Красная Шапочка
Кто автор этой сказки?
Дети: Шарль Перро
Как называется этот вид театра, с помощью которого вы увидели представление?
Дети: Теневой театр
- Студенту на заметку
1. Для закрепления у детей полученных знаний при обсуждении необходимо закреплять их практическими действиями либо наглядными образами.
2. В свободное от занятий время дети самостоятельно могут использовать полученные знания показа.
Вопросы для самоконтроля:
1.Назовите условия проведения данных видов театров Спектакль проходил в игровой форме, с группой детей, в групповой комнате. Заранее были подготовлены все необходимые материалы. Воспитатель помогал организовать детей, следил за их дисциплиной. Для проведения данного вида театра потребовалось специальное оборудование: экран для показа теневого театра; лампа настольная; ширмы; герои сказки, вырезанные из черного картона: Красная Шапочка, мама, бабушка, волк, два охотника; декорации для оформления экрана: деревья, дом, облака, солнце; музыкальная фонограмма.
- С какими трудностями вы столкнулись во время организации спектакля?
Опыт проведения теневого театра был для в новинку, поэтому мне было сложно освоить технику. Всегда хотелось посмотреть, как мои действия выглядят с «лицевой» части ширмы.
Домашнее задание: Пополнить портфолио сценариями для детей 5 года жизни: пальчикового, плоскостного театра (конусного), театра теней.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
4-й день
Задание 4. Планирование и организация показа театра теней, кукольного театра, театра маски (по выбору) для детей дошкольного возраста.
Составьте конспект сценария для детей дошкольного возраста.
Тема сценария «Как Змей Горыныч аппетит потерял»
Цель: Использовать театрально-игровую и музыкальную деятельность для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к правилам личной гигиены.
Образовательные:
Учить детей внимательно слушать и смотреть кукольный спектакль, сопереживать героям, развивать усидчивость. Создавать веселое настроение, бережное отношение к своему здоровью. Формировать навыки общения, чувство радости от коллективной музыкально-игровой деятельности.
Развивающие:
Развивать речь, память, воображение, мышление, музыкальный слух.
Игровой материал: ширма, музыкальное сопровождение, куклы: мальчик Коля, Змей Горыныч, волк, Айболит, сказочница Варвара
Форма работы: групповая
Приемы и методы: кукольный театр, художественное слово
Описание проведения
Автор: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте гости дорогие! Я – сказочница, бабушка Варвара. Я знаю много интересного, необычного, неизвестного. А сегодня, я вас пригласила в
гости непросто так, я хочу рассказать вам очень интересную сказку! Хотите послушать?
Ну, тогда ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Расскажу я вам историю
Очень замечательную!
Звучит музыка
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка – впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Звучит музыка
Автор: Как-то раз гулял мальчик Коля по тридевятому царству и встретил Змея Горыныча.
Под музыкальное сопровождение песни «Вместе весело шагать» слова М. Матусовского, музыка: В. Шаинского, на ширме появляются мальчик Коля и Змей Горыныч.
Коля: Ой, какой большой змей! Сейчас он меня съест!
Автор: А Змей Горыныч, совсем не обращает внимания на Колю.
Коля: Интересно! Никакого внимания! Змей, а Змей!
Змей Горыныч: Ну чего тебе? Не дают, и посидеть спокойно.
Коля: Ты что, не хочешь меня съесть?
Змей Горыныч: Аппетит я потерял, да и настроения нет. Ничего мне не хочется! Баба-Яга предлагала и серого козленочка, и водицы болотной с тиной! Все мне не в радость! Ни аппетита, ни настроения!
Коля: В нашем саду у всех ребят аппетит отменный! Наши повара такие борщи и каши вкусные готовят – просто класс! Посмотри на меня – видишь, какой я упитанный мальчик, тебе сразу захочется съесть что-нибудь.
Змей Горыныч: Да какая уж там еда без аппетита! Так, только одно пережевывание, а с этим и кариес заработать недолго. Никакой «Бленд - а - мед» и «Орбит» не помогут.
Коля: Да…. А с утра аппетит у тебя был?
Змей Горыныч: Кажется, был. Не помню.
Коля: Вот и с памятью у тебя что-то не очень. Жалко тебя, Горыныч, правда, ребята? Того и гляди – отощает, и летать не сможет. Исчезнет из всех сказок. А без сказок нам, детям, никак нельзя. Надо тебе помочь. Решено! Сначала будем поднимать тебе настроение. Ребята, как можно поднять настроение?
Ответ детей.
Коля: Правильно! Споём, тебе, Горыныч песню.
Змей Горыныч: А с чем её едят?
Коля: Да ни с чем. Темнота! Песню надо слушать!
Исполняется песня «Улыбка» музыка В. Шаинского.
Коля: Ну, как, Горыныч, не появился аппетит? На вот тебе бублик, попробуй.
Змей Горыныч: Фу, невозможно есть!
Коля: Так. Я смотрю аппетит так и не появился. Интересно, а если потанцевать?
Звучит песня «Доброта» из репертуара детской группы «Барбарики»
Коля: Ну как, никаких изменений?
Змей Горыныч: Такая веселая песня, и вы, дети, такие веселые! Кажется, что-то меняется в моем настроении. Боюсь, без помощи санитара леса – Волка мне не обойтись. Давайте, ребята, его позовем, повторяйте за мной: Серый Волк из лесной глуши, поскорее к нам иди!
Дети повторяют фразу 3 раза.
На ширме появляется волк.
Волк: (напевает) А ты такой холодный, как айсберг в океане,
А я - такой голодный…
Коля: Здравствуй, Волк!
Волк: Привет! Чего звали?
Коля: Так мы с Горынычем тебя по делу побеспокоили.
Волк: Ну, если по делу, тогда давайте быстрее говорите: какое у вас ко мне дело? А то мне надо ещё с зайцем встретиться и зубную щетку найти.
Змей Горыныч: А зачем тебе зубная щетка?
Волк: Как зачем? А вы разве не знаете, что после еды зубы надо чистить, чтобы они не болели, да ещё и правильной пастой.
Коля: Слушай, Горыныч, а ты зубы чистил после еды?
Змей Горыныч: Что ещё за глупости!
Коля: Вот аппетит на тебя и обиделся. У тебя целых три комплекта зубов! Микробов – целая тьма! Ну-ка, открой рот, а мы с Волком посмотрим!
Волк: Да я в его пасти могу и не заглядывать. И так понятно - ему срочно нужно к зубному врачу.
Змей Горыныч: Нет, нет, нет! Только не к врачу!
Коля: Да ты не бойся! Я с тобой пойду. Стыдно тебе, должно быть перед ребятами. Такой большой, а боишься! Спасибо, тебе, Волк, что подсказал что делать.
Волк: Да ладно! Я вот сейчас еще и ребят проверю. Знают ли они, какие предметы необходимы, чтобы заботится о своем здоровье? Буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывайте.
1.Костяная спинка, жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит. Нам усердно служит. (Зубная щетка)
2. Дождик теплый и густой - этот дождик не простой.
Он без туч и облаков, целый день идти готов. (Душ)
3. Мы ей пользуемся часто хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать, ей бы зубки почесать. (Расчестка)
4. Я увидел свой портрет.
Отошел - портрета нет. (Зеркало)
5. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Дело, ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (Мыло)
6. Вытираю я, стараюсь после бани паренька.
Все промокло, все измялось – нет сухого уголка. (Полотенце)
7. Лег в карман и караулю - реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Платок)
8. Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните, что за море в комнате. (Ванна)
Ну, вижу, вы все знаете, и умеете бороться с микробами. Я могу попрощаться с вами и не бояться, что вы заболеете. Ребята, если встретите зайца, скажите, что я его жду у большого дуба.
Коля: Ты его, случайно, не хочешь съесть?
Волк: Да нет! Мы с ним на мультфильмы пойдем в 3Д. Там сегодня «Ну, погоди» показывают. Ну, пока всем!
Коля: Ну, что, Горыныч, пойдем?
Змей Горыныч: А может в другой раз?
Коля: Нет. Сегодня.
Звучит музыка, декорации меняются на «кабинет врача».
Коля: Здравствуйте, доктор!
Айболит: Здравствуйте, ребята, здравствуй, Коля, здравствуй, Змей Горыныч. С чем пожаловали?
Коля: Да вот, у Змея беда! Нет настроения и нет аппетита. Я очень боюсь, что он исчезнет из сказок, а без него будет не интересно.
Айболит: Да, это серьёзная проблема. А вы, ребята, здоровы?
Ответ детей.
Айболит: Ну, Горыныч, открой рот!
Змей Горыныч: Нет, я очень боюсь!
Айболит: Эх, ты, такой большой, а трусливый. Вот дети не боятся, правда? Вот смотри! Покажите мне свои ротики.
Айболит: Видишь! Совсем не страшно! Давай открывай рот! Так, все понятно. Зубы чистишь?
Змей Горыныч: Нет.
Айболит: А чем питаешься?
Змей Горыныч: Ну как чем! Мухоморами маринованными, тиной болотной да поганками.
Айболит: Эх, ты! Овощи да фрукты нужно кушать, да ещё и мыть их перед едой. Покажи свои лапы! Ай-я-яй! Ты когда их мыл последний раз?
Змей Горыныч: В прошлом году.
Айболит: Конечно, ты совсем не соблюдаешь правил гигиены.
Змей Горыныч: А какие это правила?
Айболит: Давай спросим у ребят, они, точно все знают.
Ответы детей.
Айболит: Вот видишь! Ребята и зубы чистят, и руки моют перед едой, и овощи и фрукты тоже моют. Да ещё и зарядкой занимаются. А раз ты ничего этого не делаешь, вот и аппетит у тебя пропал, и настроение тоже.
Коля: Что же делать?
Айболит: Сейчас почистим зубки, помоем лапки, примешь витаминчики аппетит и вернется.
Айболит «чистит» зубы Змею Горынычу, даёт баночку с витаминами.
Змей Горыныч: (поёт) как хорошо в России нашей жить, чистить зубы и не тужить!
Айболит: Осталось только сделать зарядку, ребята, покажите Горынычу, как вы делаете зарядку.
Исполняется песня «Веселая зарядка» из репертуара группы «Учитель танцев».
Змей Горыныч: Спасибо, вам, доктор Айболит, я все понял.
Айболит: Возьми зубную щетку и пасту, я тебе их дарю, а мне пора, другие пациенты ждут, до свидания, ребята! Желаю вам крепкого здоровья!
Айболит уходит.
Змей Горыныч: Спасибо, тебе, Коля, и вам, дорогие, ребята, за помощь.
И настроение у меня веселое, и что-то кушать захотелось!
Коля: Ты, Горыныч, кушай только овощи и фрукты, да мыть не забывай, теперь мы с тобой друзья! Ребята в нашем саду тоже все дружные и всегда придут на помощь, если что – зови!
Змей Горыныч: Спасибо вам ребята! Спасибо добрым докторам!
Обещаю по утрам
Зубы чистить, умываться
И зарядкой заниматься!
Коля: Что, Змей Горыныч, смог ты убедиться -
С грязью не к чему водиться!
Помнить нужно всем всегда!
ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ - ЧИСТОТА!!!
Автор: Вот как бывает, ребята, оказывается, правила гигиены полезны всем. И большим и маленьким. Их нужно обязательно соблюдать. Вот и сказке конец, до новых встреч!
Вопросы детям для подведения итогов:
О чем был спектакль?
Какая главная мысль?
- Студенту на заметку
- Роли распределяются по договоренности с детьми, роль должна быть для ребенка желанной.
- При спорных моментах распределения ролей используйте соответствующие приемы (например, считалочки)
- Когда спектакль закрепится, дети меняются ролями.
Вопросы для самоконтроля:
Проанализируйте методику (этапы) организации спектакля
1. Поддержание у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней: В ходе всей постановки у детей поддерживался интерес, дети внимательно наблюдали за происходящим и активно участвовали в этом процессе.
2._ Как подвели детей к пониманию эмоционального состояния других людей и живых существ и развивали умение выразить своё, учили передавать мимикой, позой, жестом некоторые эмоциональные состояния (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый)
Передача эмоциональных состояний героев происходила с помощью художественного слово, использования соответствующих интонаций, жестов героев.
3._ Как решали задачу: сформировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей
В ходе постановки дети активно участвовали в беседе с персонажами, учились слушать друг друга, уважать чужое мнение.
4._ Учитываете ли требования ФГОС, используете ли интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области
Театрально-игровая деятельность была интегрирована в такие образовательные области, как познавательное и социально-коммуникативное развитие.
_________________________________________________________________________________
Домашнее задание: Пополнить портфолио сценариями спектаклей для детей дошкольного возраста.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
5-й день
Задание 5. Планирование и организация показа кукольного театра, театра маски, театра из нагрудников, театра из платков (по выбору) для детей дошкольного возраста. Планирование и организация театрализованной деятельности дошкольников.
Составьте сценарий показа спектакля для детей дошкольного возраста c последующим проведением.
Тема спектакля: Платковый театр «Цыпленок»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к близким.
Задачи: - Развивать грамматический строй речи, творческие способности детей.
Оборудование: платки с прикреплёнными к одному концу головами персонажей: курица, петух, цыплёнок, лягушка, кот, забор, стульчик, синяя ткань – «лужа», чашка с горошком, салфетка
Форма организации театрализованной деятельности (например, совместная, самостоятельная, мини театр): совместная
Роли: курица, петух, цыплёнок, лягушка, кот
Приемы и методы
- беседа;
- вопросы;
- использование художественного слова;
- рассматривание иллюстраций;
- рассказ воспитателя;
- показ платкового театра детям.
Описание проведения:
( ставятся декорации : забор, возле него стул, трава,
деревья, куст «лужа» - синяя ткань)
два родителя и трое детей за ширмой прикрепляют платки с головой персонажа к туловищу).
- Давайте, похлопаем, поддержим персонажей.
(хлопают)
- И так, артисты готовы!
- «Жил- был на свете Цыплёнок. Он был маленький.
(выходит ребёнок «Цыплёнок», идёт лёгким мелким шагом, вертит головой влево-вправо)
Цыплёнок :
Здравствуй солнце!
Здравствуй небо!
Посмотрите, как я хорош!
(садится у забора на корточки)
- Цыплёнок, думал, что он большой и важно задирал голову (цыплёнок задирает голову)
- И была, у цыплёнка мама – Курица.
(выходит, подходит к цыплёнку, ласкает)
Курица: Ах, ты, моя крошечка! Сладенький ты мой сыночек!
(поправляет одежду, обнимает)
Что ты здесь один сидишь? Не играешь?
Не клюёшь?
Цыплёнок : Скучно мне!
- Появился во дворе- кот
Кинулся на неё мяукая и прогнал со двора. Остался цыплёнок один. Вдруг он видит взлетает на забор Петух!
(Петух – мама, выходит, становится за забором)
- Вытянул шею и во всё горло закричал.
Петух: (машет руками и кричит) Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
(затем выходит из-за забора и важно ходит, поднимая коленки, машет руками, говорит) :
«Я – Молодец!
Я - Удалец!»
Вос-ль: Цыплёнку он очень понравился.
Он встал, замахал крыльями
(цыплёнок, встаёт машет руками)
- И вытянув шею, пропищал:
Цыплёнок : Пи-пи-пи-пи!
Я тоже молодец!
Я тоже удалец!
Вос-ль: Но споткнулся и шлёпнулся в лужу.
(падает, распластавшись)
- В луже сидела лягушка.
(ребёнок скачет к луже)
Лягушка: Ква-ква-ква!
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Далеко тебе до петуха!
(скачет к забору, квакая, петух уходит)
Восп-ль: Тут к цыплёнку подбежала мама.
Курица: Вставай моя, милая крошечка!
Вставай сынишка дорогой!
(ласкает, обтирает салфеткой, берёт за руку
уводит, приговаривая)
- Сейчас я тебя обмою, обсушу.
Не расстраивайся! Скоро вырастишь и будешь
красивым петушком. Будешь по утрам будить
людей.
Вос-ль: Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
(персонажи выходят, по очереди издают звуко
подражание и кланяются)
Петух: Я Петушок-золотой гребешок,
Цыплятам-папа!
Ку-ка-ре-ку!
Курица: А Курочка-Ряба, цыплятам-мама
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Цыплёнок : Я цыплёнок- глупышка, - пи-пи-пи
Скоро я вырасту и закречу, как папа!
Кот: Я Кот-воришка, - мяу-мяу-мяу!
Но бабушкин любимчик!
Лягушка: Я лягушка-квакушка – ква-ква-ква!
Живу в болоте я!
Восп-ль: Поблагодарим наших артистов, бурными
аплодисментами!
(все хлопают)
Вопросы детям для подведения итогов:
О чем сказка?
Кто герои?
Что понравилось?
- Студенту на заметку
- Роли распределяются по договоренности с детьми, роль должна быть для ребенка желанной.
При спорных моментах распределения ролей используйте соответствующие приемы (например, считалочки).
- Когда дети запомнят спектакль, можно меняются ролями.
- В ходе показа спектаклей следует:
- работать над ритмопластикой ребенка: выполнение движений под музыку;
- вырабатывать культуру и технику речи: развивать речевое дыхание, артикуляцию, интонацию; развивать умения сочинять миниатюры и пополнять словарный запас.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие сложности возникли в процессе проведения данного спектакля?
Практически все дети хотели поучаствовать в спектакле, однако ролей было не так много, из-за этого между детьми возникали ссоры.
2. Какие упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д. с детьми были использованы вами?
Перед проведением инсценировки была использована пальчиковая и мимическая гимнастика с детьми.
3. Какие этапы целиком посвящены непосредственной подготовке к проведению самого спектакля, выступлению на сцене.
Подготовительный этап заключался в разработке сценария постановки, подготовке декораций.
4. Этапы работы над ролью: для проведения спектакля были распределены роли между детьми. Из-за того, что дети начали ссориться в процессе распределения, воспитателю самому пришлось выбирать, кто какую роль будет играть. При распределении ролей воспитатель исходила из возможностей и интересов детей.
5. Этапы работы над речью: для того, чтобы ребенок запомнил свою роль, свои слова, с ним проводилась предварительная работа по заучиванию слов и координации их с движениями.
Домашнее задание: Пополнить портфолио сценариями спектаклей для детей 7 года жизни:
кукольного театра, театра маски, театра из нагрудников, театра из платков.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
6-й день
Задание 6. Обследование практических умений детей дошкольного возраста сформированных в результате театрализованной деятельности. Составление рекомендаций по их развитию и совершенствованию.
Организация и проведение свободной театрализации детей с использованием прямых и косвенных приемов руководства.
- Определите интересы детей к показу выбранного вами спектакля.
- Обеспечьте детей игровым местом, материалом и оборудованием.
- Используя прямые и косвенные приемы руководства:
- поддерживайте увлеченность детей к показу спектаклей;
- сохраняйте эмоциональную приподнятость детей в ходе показа;
- обогащайте процесс показа смысловой нагрузкой;
- стимулируйте инициативу детей, опирайтесь на их чувства, используйте юмор
и предвосхищайте оценку действий детей.
- Подведите с детьми итоги показа спектакля.
- Проанализируйте собственное участие в свободной деятельности детей.
Для самостоятельной театрализованной деятельности детям была предложена сказка «Репка» и набор деревянных кукол по ней. Разместившись около ширмы, дети самостоятельно распределили роли. В роли сказочника выступал воспитатель, сопровождая действия детей художественным словом. Первая самостоятельная постановка детей по сказке прошла весело и интересно, дети были очень увлечены данной деятельностью и проявили инициативу разыгрывать кукольный театр по другим сказкам.
По итогам наблюдения заполните следующую Таблицу 1.
Таблица 1.
Имя ребенка
|
Саша |
Коля |
Катя |
Вика |
Савелий |
Артем |
Мила |
Настя |
Умение согласовывать свои действия с партнерами |
с |
с |
с |
+ |
с |
+ |
с |
с |
умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом |
с |
с |
+ |
+ |
с |
с |
+ |
с |
умение пользоваться интонацией |
+ |
+ |
с |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
умения строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах |
с |
с |
с |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
умение рассказывать сказки от имени разных героев |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
устойчивость игрового замысла |
+ |
с |
+ |
+ |
+ |
с |
+ |
+ |
Условные обозначения:
Критерий не проявляет (-)
Критерий проявляет с помощью воспитателя, не всегда устойчиво (+)
Критерий проявляет самостоятельно (с)
Проанализируйте результаты обследования, на основании которых выполните следующее задание.
Составление рекомендаций по развитию и совершенствованию умений детей.
При составлении рекомендаций обратить внимание на следующие моменты:
- Частота планирования театральной деятельности в течение недели.
- Виды театров (первая и вторая половина дня).
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Учет гендерных особенностей ребенка.
- Систематичность и последовательность планирования.
- Роль воспитателя и родителей в подготовке спектаклей.
Рекомендации для воспитателя |
Рекомендации для родителей |
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
|
Рекомендуется включать элементы театрализованной деятельности в ежедневные игры с ребенком, в его самостоятельную деятельность. |
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты. |
Для домашнего пользования доступны — кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. |
Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива. |
Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений, чтобы они соответствовали возрасту и возможностям ребенка. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. |
При распределении ролей следует придерживаться гендерного принципа. |
При распределении ролей следует придерживаться гендерного принципа. |
Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира. |
С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к народному творчеству: потешкам, пестушкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу; Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними; речь взрослого должна быть интонационно выразительной; Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. |
Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности |
Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. |
Вопросы для самоконтроля:
- На каком уровне идет приобщение к театральной культуре?
Приобщение детей к театральной культуре детей дошкольного возраста должно происходить не только на уровне дошкольной образовательной организации, но и дома.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть
из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над
внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности,продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
2. Что важно соблюдать воспитателям и родителям для того, чтобы театральные умения детей развивались сообразно их возрасту и индивидуальным особенностям?
Л.В. Макаренко говорит о следующих принципах организации театрализованной деятельности в детском саду:
-Организация театрализованной деятельности должна учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности их понимания разных видов театра, специфику эмоционального влияния театра на ребенка. Учитывая этот принцип, целесообразно начинать процесс восприятия театрального искусства детьми с кукольного театра.
-Необходимо, чтобы при организации процесса индивидуального развития самостоятельной театрализованной деятельности детей была учтена специфика исторического развития театра как социального явления.
-В театрализованной деятельности детей должны учитываться потребности дошкольников в импровизационной деятельности, а также реальный уровень их знаний о предмете и объекте деятельности.
-Организация театрализованной деятельности должна строиться на основе интеграции (взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных влияний, обеспечивающих формирование готовности к самостоятельной театрализованной деятельности) и дифференциации (обеспечения возможности проявления индивидуальных способностей каждого ребенка).
3. Составить модель: взаимодействие кукольного театра с другими видами искусства
Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Домашнее задание: Пополнить портфолио: играми и упражнениями на развитие речевого дыхания; силы голоса; артикуляционной гимнастики; на развитие дикции, интонационной выразительности, на развитие мелкой моторики.
ИТОГИ ДНЯ
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ/документация |
|
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Аттестационный лист по производственной практике
студента____________________________________________________________________
ФИО
по МДК 02.07. Организация театрализованной деятельности в ДОО
в объеме 36 часа с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г. в организации _____________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими (в баллах) |
||
Методист-руководитель |
||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 2.1. |
Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. |
|
|
|
ПК 2.6. |
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста |
|
|
|
ПК 2.7. |
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей. |
|
|
|
ПК 5.2. |
Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
|
|
|
ПК 5.3. |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
|
|
|
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
|
|
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
|
|
ОК 3. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
|
|
|
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
|
|
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
|
|
|
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
|
|
|
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
|
|
|
ОК 9. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
|
|
|
ОК 10. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
|
|
|
ОК 11. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Суммарный итог: |
|
|
|
Критерии оценивания:
0-2 балла – показатель проявляется частично или его совсем нет
3-4 балла – показатель проявляется стабильно, но имеет методические или организационные недочёты
5-6 балла – показатель проявляется стабильно в профессиональной деятельности студента-практиканта.
Руководитель практики ________________ / ____________________
(подпись) (расшифровка ФИО)
МП
Руководитель практики (воспитатель) _______________ / ____________________
(подпись) (расшифровка ФИО)
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
__________________ / ______________________
(подпись) (расшифровка ФИО)