Формирование временных представлений
- Составьте схему
«Направления работы педагога по формированию временных представлений на основе основной образовательной программы «Детство»
Направления работы педагога
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Пятый год жизни. Средняя группа
Шестой год жизни. Старшая группа
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
2. Представьте технологическую карту образовательной деятельности, включающей формирование временных представлений (возрастная группа на выбор).
Возраст детей: подготовительная группа
Тема: «Часы и время»
Цель:
- формировать у детей представления о часах и времени;
- закрепить полученные знания, при помощи развивающих игр;
- формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать знакомить детей с часами.
-Учить определять время, контролировать его по часам в процессе выполнения разнообразной деятельности.
-Обобщить и закрепить знание детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате).
-Продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток; определять время по часам с точностью до 1 часа; увеличивать и уменьшать данное число на 1; распознавать геометрические фигуры и ориентироваться на поверхности листа.
Развивающие:
-Развивать у детей познавательные процессы, внимание, логическое мышление, память.
-Развивать умение детей работать с циферблатом часов.
-Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.
Воспитательные:
-Формировать чувство удовлетворенности от умения выполнять задания на время.
-Воспитывать у детей интерес к занятию, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
-Воспитывать умение слушать указания педагога, действовать в соответствии с ними. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: картинки с изображением разных часов (настенных, напольных, ручных, каминных); ТСО для демонстрации фото; макеты часов с движущимися стрелками, частей времени суток, года и недель.
Для детей: макеты часов с движущимися стрелками, карточки с цифрами от 1 до 12 (по кругу на полу)
Ход занятия:
Этап, его продолжительность |
Задачи этапа |
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность воспитанников |
Организационный этап, 3 мин. |
Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. |
Сообщение о предстоящей деятельности. В.: - Ребята я вам предлагаю, посетить сегодня необыкновенную выставку. Но для начала нам надо подготовиться, чтобы у нас было хорошее настроение, чтобы мы были бодрыми и веселыми! |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. Организация образовательного пространства. Воспитатель вместе с детьми: Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем, Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. |
Приветствие, дети дарят друг другу улыбку
|
Актуализация, 3 мин |
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений. |
Сегодня я приглашаю вас на выставку.
(слышится звук - тиканье часов с музыкой)
|
Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. В.: - Что мы увидим на выставке, вы узнаете, отгадав загадку: Мы день не спим Мы ночь не спим. И день и ночь Стучим, стучим.
Для чего человеку нужны часы? - Ребята, как вы думаете, что это за звук и откуда он?
|
Ответ детей: часы
Ответы детей. Чтобы не проспать в д/с, на работу, никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор, выключить газ, знать время) Дети идут искать часы. Выходят дети с макетом часов. Танец «Тики- тики, тики- тики, так-так-так» |
Восприятие и усвоение новых представлений у детей, 6 мин
|
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д |
Работа с системным оператором
Дети высказывают свои предположения, из которых воспитатель выбирает решение о необходимости отдать часы в ремонт.
Музыкальная вставка «Ходят часики вот так»
Педагог поет распевку: |
Воспитатель вместе с детьми: рассматривают выставку и объясняет какие часы они видят на столе и на проекторе. Ребята, посмотрите, стрелки на этих часах замерли, часы остановились, и мы теперь не сможем определить время. Как вы думаете, время везде остановилось или только на часах? Правильно, время продолжает идти дальше. Какое сейчас время суток? А какое время суток сменит утро? Верно, скоро наступит день. Потом вечер, ночь, а за ночью опять наступит утро. Время идёт по кругу, так же, как и стрелки на часах. Значит, время не стоит на месте. Люди используют часы, чтобы определить точное время. Но только что же нам теперь делать с нашими часами? Как мы узнаем, который сейчас час? Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. - От какого слова происходит название этих часов? Давайте поиграем, и вспомним, как называются другие часы: - Висят на стене - Стоят на полу - Стоят на столе - На руке – - Лежат в кармане - Стоят на камине
Какой звук издают часы? Покажем, как они ходят.
Бьют часы на башне — Вопрос детям: часы тикают по разному, а почему? |
Дети подходят к выставке. Рассматривают виды часов на проекте и на столе.
Отвечают на вопросы (Остановилось время только на часах. Утро. Обед)
Ответы детей
– настенные – напольные – настольные – наручные – карманные – каминные
Тик- так, тик- так. (Наклоны головы к плечам)
Ответ детей: маленькие и большие |
Практическая работа, 4 мин |
Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. Умение детей работать с часами, указывать определенное время |
Дети присаживаются за столики, рассматривают макеты часов с движущимися стрелками и работают с ними.
При выполнении каждого задания воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.
|
А теперь познакомимся с часами поближе. Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например, на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем. Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час. Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.) — Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.) — Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час. — Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.) — Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.) — Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов. |
Дети выполняют задание. При этом всегда рассказывают, как должны быть расположены стрелки.
|
Динамическая пауза, 1,5 мин |
Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости |
Проведение физкультминутки, подвижной игры «Музыка часов» |
Воспитатель просит детей подняться на ножки и разделяет их на 3 команды. 1я команда – секунда (говорит: - «тик-так») 2я команда - минутка (трут ладошки) 3я команда – часы (говорят:- «бом-бом») |
Участвуют в игре, выполняют физические и артикуляционные упражнения по команде чередуя свои роли |
Расширение имеющихся представлений + Динамическая пауза, 10 мин |
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости |
Игра - опыт «Молчанка»
На магнитной доске расположены 9 геометрических фигур, Перед каждым ребенком лежит лист бумаги с изображение геометрических фигур. Детям необходимо за 1у минуту закрасить все фигуры цветными карандашами. Как только минута проходит дети перестают раскрашивать. Дети по очереди называют свои ответы.
Подвижная игра “Ходят стрелочки по кругу” На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. |
А хотите, мы проведем опыт? Как вы считаете 1мин - это много или мало времени Давайте проверим Я предлагаю вам помолчать одну минуту. «Стоп игра». Один, два, три... Как вы считаете 1мин - это много или мало времени Можно проверить, что можно успеть за 1у минутку. - Сколько геометрических фигур получилось закрасить у каждого из вас? Напишите сколько закрасили вы, сколько вы не успели закрасить? А сейчас, 1 минута- это много или мало времени. Мало времени, мы не успели раскрасить все фигуры. Воспитатель: Ребята, когда мы заняты делом, время проходит быстро, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго. Поэтому люди придумали пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего» А вам в детском саду скучно?
Педагог встает в центре и произносит с детьми слова. Мы - часы, наш точен ход, Водят стрелки хоровод. Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. Стрелки, стрелки, не спешите, Вы нам время подскажите!
Воспитатель: Пять часов! 7,9,12 часов. |
Ответы детей (много).
Показывают, что можно успеть сделать за определённый кусочек времени. Дети самостоятельно выполняют задание «Закрась фигуры»
Ответ детей: Нет!
Дети ходят по кругу, взявшись за руки.
Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой. (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12.) 7,9,12 часов
|
Расширение имеющихся представлений, 5 мин |
Систематизировать знания детей о временных представлениях: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.) Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
|
Рассматривание макетов: времена года, дни недели и время суток. Игра неделька |
Теперь посмотрим вокруг, где еще в группе у нас находятся часы? - Правильно, календарь времен года и месяцев похож на циферблат часов. Действительно при помощи календаря тоже можно отделять время. Правильно ли стоит стрелочка на наших календарных часах? - Год состоит из времен года: зима, весна, лето, осень - Из чего еще состоит год? - месяцы - Сколько месяцев в году? – 12 - Сколько месяцев, и какие во временах года? (в каждом по 3 и название месяцев) - Какое сейчас, время года, месяц, число? «Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем, каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний, появляется передний.
Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит день недели, ребенку нужно ответить какой день недели идет следом и между ними.
|
Участвуют в диалоге Отвечают на вопросы - время года - дни недели - время суток исправляют календарные часы
|
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин |
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. |
Игра «Короче – длиннее», загадки |
Воспитатель: Ребята, определите какой отрезок времени является более длинным, более протяженным. Слушайте внимательно, думайте, потом отвечайте. Один час или 2 часа? Что длиннее - неделя или месяц? Пять часов или одни сутки? Семь суток или одна неделя? 12 месяцев или 1 год?
Солнце пригревает, Воспитатель: Молодцы! |
Дети встают в круг по циферблату и отвечают, отгадывают загадки, поют песню
|
3. Спланируйте индивидуальную работу по решению математической задачи, представленной в конспекте (задание 1) с детьми, имеющими трудности в ее освоении.
1 неделя
1. Занятие
Цель: познакомить детей с моделью «Части суток».
Материал: готовая модель «Части суток» Она состоит из круга, разделенного на 4 части, каждая из которых имеет свой цвет (желтый, красный, голубой, фиолетовый), каждая часть обозначена соответствующей картинкой с действиями в то или иное время суток.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу модель.
«Что вы видите на картинках?» (людей, ребенок спит, делает зарядку)
«Ребята, это модель суток, представьте, что наш круг - это сутки, какие части суток вы знаете? (утро, день, вечер, ночь) Какие части суток вы видите здесь? Когда это бывает? Что делают утром, днем и т.д.?
В процессе работы с моделью дети выполняют различные задания:
- воспроизводят последовательно части суток, начиная с любого из них.
- определяют «соседей».
- устанавливают, что сутки состоят из 4 частей.
- угадывают, о какой части суток говорится в художественном произведении, показывают стрелкой на модели.
- указывают на модели прожитую часть суток.
2. В свободное от занятий время проводится беседа с воспитателем. В процессе индивидуальной беседы лучше всего использовать вопросы, начинающиеся со слов «что?», когда?». Их следует варьировать, учитывая, что на первый вопрос «что?» ребенку ответить легче, чем на второй «когда?». Например: Что вы делаете утром, когда проснулись? Когда вы приходите в детский сад? Когда светит солнышко особенно ярко? И т.д.
2 неделя
1. Занятие
Цель: познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».
Оборудование: Модель. (Это плоскостная модель – в виде ленты, которая разделена на три отрезка времени: вчера, сегодня, завтра. Каждый отрезок еще разделен на 4 части: утро, день, вечер, ночь – имеют свой цвет (желтый, красный, синий, фиолетовый). Внизу на ленте находится кармашек, куда можно вставлять «маленьких человечков», символизирующих определенный вид деятельности)
Ход занятия:
Рассмотреть модель, проговорить с детьми название цветов, изображенных на модели. Определить, что означает каждый символ; показать такие временные отрезки, как вчера утром, сегодня вечером, завтра днем и т.д.
Расставить «человечков» в соответствии с теми делами, которыми мы занимались в эти дни: вчера ходили на английский…вечером, рисовали мы сегодня… днем, музыкальное занятие у нас будет … завтра…днем.
3 неделя
1. Занятие
Цель: Знакомство с моделью «Времена года».
Продолжать учить различать времена года, их последовательность.
Определять и называть природные явления и состояния погоды.
Оборудование: модель «Времена года» (На модели наглядно представлены природные явления, характерные занятия медведя в разное время года.)
Ход занятия:
Воспитатель вносит модель, дети рассматривают и отвечают на вопросы воспитателя: Что изображено на картинке? Какие сезонные явления вы видите? В какое время года это бывает?
Отгадывание загадок о временах года используя модель.
Составление рассказа.
2. В свободное от занятий время: дети самостоятельно рассматривают модель.
Рекомендации для родителей «Дидактические игры и упражнения для формирования временных представлений у ребенка среднего дошкольного возраста в семье»
Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями. Работа по формированию временных представлений помимо занятий должна включаться и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня. Поэтому необходимо работать над формированием временных представлений в повседневной жизни ребёнка.
Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.
Игры с ребенком дома:
Необходимо формировать у ребенка представления о времени суток. Рассматривайте картинки в книжках. Покажите на картинку, где изображено утро, спросите ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу утром? – С добрым утром!
Доброе утро!
- Утром светло, светит солнышко.
Можно рассказать стихотворение, например, такое:
Солнце встало только-только,
В сад ведут детишек.
Там игрушек много столько,
Зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут.
Это время как зовут?
(Н.Нищева)
Покажите картинку, где изображён день, спросите ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу днём? – Добрый день!
- Днём тоже светло, светит солнышко.
Можно рассказать стихотворение:
Солнце в небе ярко светит,
Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите?
Время это назовите.
(Н.Нищева)
Покажите картинку, где изображён вечер, спросите:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу вечером? – Добрый вечер!
- Вечером темнеет, солнышко ложится спать.
Можно рассказать стихотворение:
Уже за окошком темнеет,
И вечер зевнул на ходу.
Из детского сада спешу я скорее,
Я к маме любимой иду! …
(М. Садовский)
Покажите картинку, где изображена ночь, спросите:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу на ночь? – Спокойной ночи!
- Ночью темно, светит луна.
Можно рассказать стихотворение или спеть песню:
Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят,
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Глазки закрывай,
Баю - бай...
(З. Петрова)
Когда расскажете про все части суток, обведите все картинки рукой и скажите: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.
Можно рассказать поговорку:
Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь!
Поиграйте в игры:
- Называйте часть суток и просите ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
- Спрашивайте ребенка: Завтракаем мы утром, а обедаем…? И т.д.
Задавайте вопросы и побуждайте ребёнка к рассказыванию.
Примеры вопросов: Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают ещё? Что наступает после вечера? Как мы узнаем, что наступила ночь?
Необходимо формировать у ребенка представления о днях недели.
Расскажите, что в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название.
Можно прочитать стихотворение:
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
а в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
а в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
сказки добрые читал.
(П. Башмаков).
Каждый день недели имеет своё название, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру.
Понедельник – первый день, он начинает неделю.
Вторник – второй день.
Среда – этот день недели посреди недели, серединка.
Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.
Задайте вопросы:
- Как называется первый день недели? Как второй? И т.д.
- В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?
Называйте день недели. А ребёнка попросите назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.
«Вчера, сегодня, завтра»
Расскажите ребенку, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Каждый день, происходит что-нибудь интересное.
Например, вспоминаем с ребёнком:
- Что мы делали сегодня: ходили в магазин.
- Давай вспомним, а что мы делали вчера? – ходили в цирк. А теперь давай подумаем, что мы будем делать завтра? – Завтра мы с тобой будем делать уборку.
Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.
Когда ребёнок уже будет познакомлен с частями суток и днями недели, ежедневно проговаривайте вместе название частей суток и дней недели, месяц и время года, вспоминайте предыдущие. Необходимо обращать внимание на события в повседневной жизни. Например, у кого из членов семьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? и т.д.
Для формирования представлений о временах года можно использовать следующие игры:
Игра «Времена года».
Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.
Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.
Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года. Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу (бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года. Со временем задания усложните - разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того, чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.
Когда это бывает?
Загадайте ребёнку загадки в стихах про времена года, а он пусть отгадывает. Можно предложить выбрать соответствующую картинку.
Загадки:
Белый снег одел поля,
Стала белою земля.
В поле вьюга завывает.
Это всё когда бывает?
Солнце в небе высоко
Светит, греет жарко.
Одеваемся легко
Для прогулки в парке.
В травке бабочки порхают.
Это всё когда бывает?
Солнце низко греет мало,
В травке бабочек не стало.
Сбросил клён свои одёжки
На дорожку нам под ножки.
Птичьи стаи улетают.
Это всё когда бывает?
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
По полям ручьи звенят,
Птиц на родину манят.
Снег на горке быстро тает.
Это всё когда бывает?
(Н.Нишева)
Представления о месяцах в году можно формировать в беседе. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например, с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году.
Можно использовать пословицы и поговорки:
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь – году начало, зиме – середина.
Помогают сформировать представления о месяцах - знакомство детей с литературными произведениями: сказка С. Маршака «12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».
Список рекомендованной литературы:
1. Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.» - М.: Просвещение, 1991.
2. Нищева Н.В.«Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста» Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СП..: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО0ПРЕСС», 2010.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени» ТЦ»Сфера», 2009.
4. Аромштам М. С. «Дом, в котором живет малыш» Серия: Семейная педагогика, Издательство: Академия Развития, 2001.
5. Решите педагогическую задачу.
Дети шестого года жизни не могли ответить на вопрос, какое число стоит до числа 3, а какое после этого числа. Они просто называли числа по порядку: 1, 2, 3. Некоторые дети, называя последующее число, не могли назвать предыдущее.
Вопросы: 1. Какую программную задачу средней и старшей групп дети усвоили плохо? Укажите причины. 2. Какие упражнения следует чаще включать в занятия с детьми данной группы?
1. Программная задача, которую дети усвоили плохо - умение определять предыдущее и последующее число. Причина: недостаточно велась работа по данному направлению. Возможно, были подобраны неправильные способы и методы формирования у детей представлений о числах-соседях.
2. Для формирования умения определять предыдущее и последующее число можно использовать следующие упражнения:
-Выкладывание числового ряда и числовой лесенки;
-«Определи соседей числа ...»;
-Прямой и обратный счет;
-Называние чисел определенного интервала. Например, «Назови числа от 3 до 6».
Все задания рекомендуется сопровождать наглядностью, соответствующей возрасту детей.