Этапы урока, задачи работы
|
Методы и приемы обучения и воспитания
|
Деятельность учителя
|
Планируемый результат с учетом формируемых УУД
|
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. Воспитательная: воспитывать мотивацию к учебной деятельности; принятие социальной роли обучающегося. Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД (учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль: проявлять мобилизацию сил и энергии); коммуникативные УУД (учить сотрудничать с учителем и сверстниками); Учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой).
|
Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (объяснение); наглядные; практические (упражнения). -По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков. -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические). -Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (методы развития познавательного интереса). Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование, упражнение).
|
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Вячеславовна. Я очень рада вас видеть и сегодня занятие у вас снова проведу я. Кто готов к уроку, сядьте правильно, чтобы я увидела. (Выполнили) -А теперь, чтобы настроиться на предстоящую деятельность, давайте подарим друг другу хорошее настроение, но не как обычно, на словах, а с помощью ладоней. Повернитесь к своему соседу по парте. Сейчас вам нужно будет поочерёдно коснуться пальцами рук со своим соседом и улыбнуться ему. Начинаем выполнять такое упражнение с больших пальцев и проговаривая слова: Слайд 1 – Ладонь, а на ней слова -Желаю (соприкасаются большими пальцами);
-Успеха (указательными);
-Большого (средними);
-Во всём (безымянными);
-И везде (мизинцами);
-Добрый день! (прикосновение всей ладонью) -Давайте теперь сделаем это все вместе. (Выполнили) -Отлично, ребята! Я хочу пожелать вам, чтобы на нашем занятии вы были такими же дружными и активными.
|
Личностный: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают социальную роль обучающегося. Регулятивные УУД (проявляют самоконтроль, саморегуляцию: способны к мобилизации сил и энергии); Коммуникативные УУД (умеют сотрудничать с учителем и сверстниками); Воспринимают информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой).
|
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач Задача: повторить изученный материал, необходимый для изучения нового знания, сформулировать тему и задачи урока. Воспитательная: воспитывать интерес к уроку музыки. Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД (учить оценивать воздействие музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания; учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль); коммуникативные УУД (учить полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; учить сотрудничать с учителем и сверстниками); Учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Образовательная: научить знакам, которыми обозначаются паузы в мелодии, четверть, восьмая и половинная длительности.
|
Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные; практические (упражнения). -По дидактическим целям: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков. -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические, проблемно-поисковые). -Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (методы развития познавательного интереса). Методы музыкального образования -Методы музыкального восприятия: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный и практический. -Метод разучивания песни: прохлопывание длительностей. Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование, упражнение); -методы осмысления детьми своего социального опыта: (беседа).
|
-Ребята, давайте вспомним, что такое интонация? (Интонация – это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков) -А что такое интонация вопроса? -А интонация ответа? -Назовите музыкально-речевые интонации. -Хорошо, а сейчас для закрепления полученных знаний с прошлого урока, послушаем песню “Кто пасётся на лугу?” А.Н.Пахмутовой. Слушаем песню -Какое настроение вызывает у вас эта песня? -О чём поётся в данной песне? (О том, кто пасётся на лугу-коровы) -Почему в песне поётся “Пейте дети молоко – будете здоровы”? -Хорошо. Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать тему урока. А сделаем мы это с помощью фортепьяно. Есть ноты долгие – они тянутся и есть короткие. А как же мы можем узнать, когда нота долго звучит? (Сыграть на фортепьяно) -Верно. Долгие ноты звучат так. (Играю долгую ноту) -А короткие ноты звучат так. (Играю короткую ноту)
-А сейчас будьте внимательными, я буду играть ноту, а вы внимательно слушать, поднимать руку и отвечать, какая это нота по длительности. Договорились? (Да) Играю долгую ноту -Какая это нота? (Долгая) -Верно. Играю короткую ноту -А это? (Короткая нота) -Молодцы. Ребята, тема урока будет такой: “Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках”. А вы знаете, что у каждого музыкального звука есть длительность? (Нет) -А что такое длительность? -Длительность, ребята, – это продолжительность звучания ноты. Длительности бывают целыми, половинными, восьмыми, четвертными и половинными. Так же, есть паузы. Слайд 2 – Длительности
Прохлапываю длительности и считаю
-Ребята, а вы когда-нибудь играли на настоящих инструментах? (Ответы детей) -А на каких инструментах вы играли? (Ответы детей)
|
Личностный: проявляют интерес к уроку музыки. Регулятивные УУД (оценивают воздействие музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания; проявляют самоконтроль, саморегуляцию); Коммуникативные УУД (умеют полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками); Воспринимают информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Предметные: имеют понятие о знаках, которыми обозначаются пауза в мелодии, четверть, восьмая и половинная длительности.
|
3.Решение проблемы Задача: создать условия для освоения умения различать интонацию. Воспитательная: воспитывать интерес к уроку музыки. Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД (учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль); коммуникативные УУД (учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учить сотрудничать с учителем и сверстниками); Учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Образовательная: формировать знание определения ритма и метроритма; научить знакам, которыми обозначаются паузы в мелодии, четверть, восьмая и половинная длительности. Слушание музыки: формировать понимание ритма музыкального произведения, его темп. Игра на детских музыкальных инструментах: дать представления о приемах игры на народных инструментах, обучить первоначальным навыкам игры в ансамбле и основам игры в инструментальном ансамбле.
|
Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные; практические (упражнения). -По дидактическим целям: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков, применения знаний. -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические, проблемно-поисковые). Методы музыкального образования -Методы музыкального восприятия: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный и практический. -Метод создания композиций (игра на детских музыкальных инструментах). Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование, упражнение); -методы осмысления детьми своего социального опыта: (беседа).
|
-Ребята, у нас сегодня есть возможность поиграть на детских музыкальных инструментах, но – как настоящие музыканты. Нам понадобятся ложки и бубны. Давайте 1 вариант будет играть на ложках, а 2 – на бубнах. Разучим с вами ритм. А кто знает, что такое ритм? (Ответы детей) -Ребята, ритм – это последовательность длительностей – звуков и пауз, но отдельно. А метроритм – это объединение длительностей. А вам интересно изучить свой ритм? (Да) -Давайте приступим. Для обозначения нот разных по длительности используются такие знаки, как овал, он бывает закрашен или нет, вертикальная палочка - штиль, может добавляться хвост. Учитель рисует на доске знаки, которыми обозначаются ноты, разные по длительности звучания
-Будем играть 4-тую длительность звука и половинную. Четверть просчитывается так: Раз и… Два и… . Обозначается вот так. Закрашенный овал со штилем. (Рисую) -А половинная длительность считается вот так: Раз и два и… . Обозначается так. Не закрашенный овал со штилем. (Рисую) -А паузу обозначим вот так. Волнистой вертикальной линией. Когда изображаем паузу жестом – тогда разводим руки и слышим пустой звук. (Рисую) -Давайте сначала прохлопаем ритм ладонями, а затем уже на инструментах. Сначала ритм ложек. Приготовились, начинаем. (Прохлопали) -А теперь ритм бубнов. (Прохлопали) -Теперь возьмите музыкальные инструменты. Сначала так же сыграют ложки. Приготовился 1 вариант. Начинаем. (Сыграли - под счёт) -А теперь приготовились бубны – 2 вариант. Начинаем. (Сыграли – со счётом)
-Молодцы!
|
Личностный: проявляют интерес к уроку музыки. Регулятивные УУД (проявляют самоконтроль, саморегуляцию); Коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками); Воспринимают информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Предметные: демонстрируют знания в определении ритма и метроритма; имеют понятие о знаках, которыми обозначаются пауза в мелодии, четверть, восьмая и половинная длительности. Слушание музыки: определяют ритм музыкального произведения, его темп. Игра на детских музыкальных инструментах: имеет представления о приемах игры на народных инструментах, имеет первоначальные навыки игры в ансамбле, владеет основами игры в инструментальном ансамбле.
|
4.Первичное закрепление Задача: установить правильность и осознанность изученного материала. Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД (учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль); познавательные УУД (учить устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы); коммуникативные УУД (учить полно и точно высказывать свои мысли; учить сотрудничать с учителем и сверстниками). Образовательная: формировать знание определения метроритма. Игра на детских музыкальных инструментах: дать представления о приемах игры на народных инструментах, обучить первоначальным навыкам игры в ансамбле и основам игры в инструментальном ансамбле.
|
Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (беседа); наглядные; практические (упражнения). -По дидактическим целям: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков, применения знаний. -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические, проблемно-поисковые). -Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (методы развития познавательного интереса). Методы музыкального образования -Методы музыкального восприятия: наглядно-зрительный, практический. -Метод создания композиций (игра на детских музыкальных инструментах). Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование, упражнение); -методы осмысления детьми своего социального опыта: (беседа).
|
-Мы с вами отлично справились с ритмом этой мелодии. Теперь придумайте свой ритм мелодии и приготовьтесь исполнить его классу. Даю вам 1 минуту на подготовку. (Выполняют) По очереди слушаем ритмы всех готовых обучающихся -Как вы считаете, мы с вами разобрали определение понятия метроритм? (Да) -Что это такое? -А разобрали длительности и паузы в изученном ритме? (Да) -Какие длительности мы выучили? (Четвёртую, восьмую, половинную) -Значит, мы освоили данную тему? (Да)
|
Регулятивные УУД (проявляют самоконтроль, саморегуляцию); Познавательные УУД (умеют устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы); Коммуникативные УУД (умеют полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками). Предметные: демонстрируют знания в определении метроритма. Игра на детских музыкальных инструментах: имеет представления о приемах игры на народных инструментах, имеет первоначальные навыки игры в ансамбле, владеет основами игры в инструментальном ансамбле.
|
5.Организация самостоятельной работы Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации. Воспитательная: воспитывать интерес к уроку музыки, особенности деятельности композиторов, исполнителей, слушателей; проявляют умения сопереживать, чувствовать музыкальное произведение; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения. Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД (учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль: проявлять мобилизацию сил и энергии); коммуникативные УУД (учить понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; учить сотрудничать с учителем и сверстниками); Учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Образовательная: формировать умение исполнять куплеты музыкального новогоднего произведения “Новогодняя песня” в исполнении В. Богатырёва и А. Кукушкиной. Хоровое пение: формировать представление о соблюдении при пении певческой установки, использовании в процессе пения правильного певческого дыхания; представление о пении преимущественно с мягкой атакой звука; представление об употреблении твердой атаки в зависимости от образного строя исполняемой песни; формировать представление о пении доступным по силе, не форсированным звуком; развивать умение ясно выговаривать слова песни; формировать представление о пении с гласным округленным звуком, об умении отчетливо произносить согласные; формировать представления о средствах артикуляции для достижения выразительности исполнения.
|
Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные; практические (упражнения). -По дидактическим целям: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков, применения знаний. -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические, проблемно-поисковые). -Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (методы развития познавательного интереса). Методы музыкального образования -Методы музыкального восприятия: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный и практический. -Метод создания композиций (хоровое пение) -Метод музыкального обобщения -Метод сопереживания музыке -Метод разучивания песни: прослушивание песни, прохлопывание ритма с проговариванием текста песни в ритме. Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование, упражнение); -методы осмысления детьми своего социального опыта: (беседа).
|
-Ребята, сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Встаньте со своих мест, чтобы вам было комфортно двигаться.
Видео-физ. минутка
-Молодцы! Присаживайтесь.
Слушаем новогоднюю песню
-Из какого мультфильма данная мелодия? (Маша и медведь)
-Какие звуки по длительности использованы в новогодней песне? (Короткие звуки и паузы)
-Какое настроение?
-О чем эта песня?
Разучим с вами 1 куплет песни.
*Проговаривание слов первой фразы куплета в ритме песни*
1.Проговариваем слова по моей руке
К нам на праздничную ёлку
Ждём гостей из разных мест,
2.Слушаем фразу, артикулируем слова и поем внутренним голосом
К нам на праздничную ёлку
Ждём гостей из разных мест,
3.Поем под фонограмму, с настроением
К нам на праздничную ёлку
Ждём гостей из разных мест
1.Проговаривает слова 2 фразы, проговариваем слова по моей руке, в ритме песни
Все не сердятся нисколько,
Никого никто не ест.
2.Слушаем фразу, артикулируем слова и поем внутренним голосом
Все не сердятся нисколько,
Никого никто не ест.
3.Поем под фонограмму, с настроением
Все не сердятся нисколько,
Никого никто не ест.
Слушаем от начала до конца первую половину куплета (1 и 2 фраза), артикулируем и поем внутренним голосом
К нам на праздничную ёлку
Ждём гостей из разных мест,
Все не сердятся нисколько,
Никого никто не ест.
-Теперь поем самостоятельно, под фонограмму радостно, слушаем друг друга.
К нам на праздничную ёлку
Ждём гостей из разных мест,
Все не сердятся нисколько,
Никого никто не ест.
Разучим с вами 2 куплет песни.
*Проговаривание слов 2 фразы куплета в ритме песни*
1.Проговариваем слова по моей руке
Даже снег бежит вприпрыжку,
А не просто так идёт,
-А сейчас давайте проговорим и прохлопаем текст в ритме песни.
2.Слушаем фразу, артикулируем слова и поем внутренним голосом
Даже снег бежит вприпрыжку,
А не просто так идёт,
3.Поем под фонограмму, с настроением
Даже снег бежит вприпрыжку,
А не просто так идёт,
1.Проговаривает слова 2 фразы, проговариваем слова по моей руке, в ритме песни
Открывается, как книжка,
Наш весёлый Новый Год!
2.Слушаем фразу, артикулируем слова и поем внутренним голосом
Открывается, как книжка,
Наш весёлый Новый Год!
3.Поем под фонограмму, с настроением
Открывается, как книжка,
Наш весёлый Новый Год!
4.Слушаем от начала до конца первую половину куплета (1 и2 фраза), артикулируем и поем внутренним голосом
Даже снег бежит вприпрыжку,
А не просто так идёт,
Открывается, как книжка,
Наш весёлый Новый Год!
-Теперь поем самостоятельно, под фонограмму, и радостно, слушаем друг друга.
Даже снег бежит вприпрыжку,
А не просто так идёт,
Открывается, как книжка,
Наш весёлый Новый Год!
-А теперь слушаем 1 и 2 куплеты песни, артикулируем слова и поём внутренним голосом.
К нам на праздничную ёлку
Ждём гостей из разных мест,
Все не сердятся нисколько,
Никого никто не ест.
Даже снег бежит вприпрыжку,
А не просто так идёт,
Открывается, как книжка,
Наш весёлый Новый Год!
-А теперь споём самостоятельно под фонограмму, выразительно и с настроением.
К нам на праздничную ёлку
Ждём гостей из разных мест,
Все не сердятся нисколько,
Никого никто не ест.
Даже снег бежит вприпрыжку,
А не просто так идёт,
Открывается, как книжка,
Наш весёлый Новый Год!
*Разучиваем остальные 2 куплета точно так же*
-Молодцы, ребята. Мы выучили с вами “Новогоднюю песню” в исполнении Василия Богатырёва и Алины Кукушкиной.
|
Личностный: проявляют интерес к уроку музыки, осознают особенности деятельности композиторов, исполнителей, слушателей; проявляют умения сопереживать, чувствовать музыкальное произведение; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения. Регулятивные УУД (проявляют самоконтроль, саморегуляцию: способны к мобилизации сил и энергии); Коммуникативные УУД (умеют понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками); Воспринимают информацию с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой). Предметные: демонстрируют умение исполнять куплеты музыкального новогоднего произведения “Новогодняя песня” в исполнении В. Богатырёва и А. Кукушкиной. Хоровое пение: соблюдает при пении певческую установку, используют в процессе пения правильное певческое дыхание; поют преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляют твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, поют доступным по силе, не форсированным звуком; ясно выговаривают слова песни, поют гласные округленным звуком, отчетливо произносят согласные; используют средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
|
6.Информация о домашнем занятии Задача: сообщить домашнее задание. Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД (учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль); коммуникативные УУД (учить сотрудничать с учителем и сверстниками); Учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (слуховой).
|
Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (объяснение). -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные). Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование).
|
-А сейчас возьмите шариковую ручку и откройте дневники – запишем домашнее задание. (Открыли) -Вам нужно будет исполнить данную песню кому-нибудь из своих знакомых. (Записали)
|
Регулятивные УУД (проявляют самоконтроль, саморегуляцию); Коммуникативные УУД (умеют сотрудничать с учителем и сверстниками); Воспринимают информацию с опорой на анализаторы (слуховой).
|
7.Рефлексия учебной деятельности Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока. Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД (учить проявлять саморегуляцию, самоконтроль); коммуникативные УУД (учить сотрудничать с учителем и сверстниками); Учить воспринимать информацию с опорой на анализаторы (слуховой).
|
Методы обучения -По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение). -Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические). Методы воспитания: -методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование); -методы осмысления детьми своего социального опыта: (беседа).
|
-Ребята, наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат у каждого по 3 смайлика. Радостный, грустный и нейтральный. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке и объясните, почему вы его выбрали. (Подняли)
-Спасибо вам за работу, вы большие молодцы! Урок музыки окончен, можете готовиться к следующему уроку.
|
Регулятивные УУД (проявляют самоконтроль, саморегуляцию); Коммуникативные УУД (умеют сотрудничать с учителем и сверстниками); Воспринимают информацию с опорой на анализаторы (слуховой).
|