Логопедия
Практическая работа № 1 «Разработка конспекта фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР (III уровень)»
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка
Данные о группе (возраст, логопедическое заключение) – старший дошкольный, ОНР (III уровень).
Тема: Овощи и фрукты.
Цель: Совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей на материале лексической темы «Овощи и фрукты».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Овощи и фрукты»;
- Учить образовывать существительные множественного числа с окончаниями Ы-И;
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Учить образовывать качественные прилагательные от существительных.
коррекционно-развивающие:
- Развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи.
коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности, коммуникативные навыки.
Оборудование: разрезные картинки, «волшебный мешочек» с фигурками овощей и фруктов, картинки с изображениями овощей и фруктов, карточки с домашним заданием.
Ход занятия
№ п/п |
Этапы занятия |
Содержание этапов занятия |
1 |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Сегодня на занятии мы будем развивать нашу речь и узнаем много нового. Готовы? Начинаем! |
2 |
Формирование психологической базы речи |
- Разрезные картинки: - «Волшебный мешочек» (Опознавание фигурок фруктов и овощей наощупь). |
3 |
Формирование мелкой моторики |
Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Мы делили апельсин; Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. (на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого) Он сердит на нас, беда!!! (бросательное движение правой рукой) Разбегайтесь кто куда!!! (бегут пальцами по столу) |
4 |
Дыхательная гимнастика |
Дыхательная гимнастика «Сбор урожая» Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза |
5 |
Объявление темы. |
Вы любите отгадывать загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте правильно. - Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет… (банан) -Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук). - Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста). - Плод этот сладкий, И круглый, и гладкий. Внутри он душистый, Снаружи пушистый (персик). - Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице (морковь). - Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют (помидоры). - Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один — Кислый очень, очень (лимон). (По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением овощей и фруктов на доску.) - Молодцы, ребята. - О чем были загадки? (о фруктах и овощах) Логопед: Верно, сегодня на занятии мы будем говорить об овощах и фруктах. |
6 |
Изучение нового материала. |
Логопед вывешивает на доску изображения недостающих фруктов и овощей, разделив их на 2 группы (Фрукты отдельно, овощи отдельно). Беседа об овощах и фруктах - В какое время года мы собираем урожай фруктов и овощей? - Где растут? На чем? - Какие бывают по форме, цвету, вкусу? - Что приготовить? - Для чего их нужно есть? |
7 |
Закрепление. |
1. Игра «Один — много» Логопед: Я буду называть один фрукт или овощ, а вы много. Яблоко – яблоки; Банан – бананы; Апельсин – апельсины; Лимон — лимоны; Груша — груши; Персик – персики; Огурец – огурцы; Помидор – помидоры; Тыква – тыквы; Слива – сливы.
2. Игра «Назови ласково» Логопед: Я буду называть фрукт или овощ, а вы будете называть его ласково. Апельсин – апельсинчик; Банан – бананчик; Яблоко –яблочко; Лимон –лимончик; Огурец – огурчик; Помидор – помидорчик; Лук – лучок; Картошка – картошечка.
3. Игра «Подбери слово» Подбор однородных прилагательных к существительным. Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.) Помидор какой? (Красный, крупный, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д.
4. «Назови сок, салат». Употребление относительных прилагательных. Сок из моркови-морковный, суп из гороха–гороховый, сок из капусты- капустный, суп из картофеля – картофельный, сок из свёклы- свёкольный, салат из огурцов- огуречный, сок из тыквы-тыквенный, суп из лука-луковый и т.п.
5. «Четвертый лишний» Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово. Груша, лук, яблоко, абрикос. Помидор, груша, свёкла, тыква. Апельсин, банан, огурец, вишня. Яблоко, виноград, картошка, слива. |
8 |
Итог занятия. Рефлексия |
О чем мы сегодня с вами говорили? Где растут фрукты, где овощи? Какая польза во фруктах и овощах? Какие бывают по форме, цвету, вкусу? Что из них можно приготовить? |
9 |
Домашнее задание |
Выполняется с родителями (взрослыми) «Назови ласково». Взрослый записывает ответы ребёнка. огурец – огурчик тыква – лук – чеснок – морковь – помидор – Раскрась овощи и назови их с цветом: зелёный огурец, зелёная капуста и т.д. Раскрась фрукты и назови их с цветом: красное яблоко, синяя слива, желтый банан, зеленая груша и т.д. Чётко произноси окончания!
|
10 |
Оценивание работы детей. |
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо постарались, узнали много нового и интересного. Наше занятие окончено. До встречи! |
Практическая работа №2. «Разработка конспекта фронтального занятия по формированию связной речи у дошкольников с ОНР (III уровень)»
Конспект занятия по формированию связной речи при коррекции ОНР III уровня у старших дошкольников
Данные о группе (возраст, логопедическое заключение) - старший дошкольный, ОНР (III уровень).
Тема: Пересказ сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: Научить составлять связное высказывание по произведению с использованием серии сюжетных картин.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить обучающихся с литературным произведением;
- Научить составлять сюжетные картины в правильном порядке;
- Формировать представления о связном высказывании;
- Научить составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику с помощью статических и динамических упражнений; (применение карточек);
- Развивать общую моторику через физ. паузу;
- Развивать слуховое внимание через чтение рассказа;
- Развивать высшие психические функций (мышление, восприятие) через составление сюжетных картин в правильном порядке, установление причинно-следственных связей.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать уверенность в себе;
- Воспитывать уважение к друг другу на занятии.
Оборудование: артикуляционная гимнастика (карточки), портрет писателя, картинки для составления плана рассказа, опорные карточки с планом для детей.
Ход занятия
№ п/п |
Этапы занятия |
Содержание этапов занятия |
1 |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Сегодня на занятии мы будем развивать нашу речь и узнаем много нового. Готовы? Начинаем! |
2 |
Артикуляционная и дыхательная гимнастика |
Для того, чтобы нам красиво говорить, нужно делать упражнения для нашего рта, губ, щек и языка. Артикуляционная гимнастика (динамические и статические упражнения). Показ карточек. Статические упражнения. Делаем под счет, считаем до 6. «Окошко» – широко открыть рот, как при произнесении звука «А». «Улыбка» – широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты). «Трубочка» – губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У». «Заборчик» – отвести верхнюю губу вверх, а нижнюю – вниз, обнажив сжатые зубы. «Лопатка» – рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. «Иголочка» – рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед острый, как жало, язык. «Чашечка» – рот открыт. Широкий язык высунуть изо рта, поднять кверху, придав ему форму ковша. «Горка» – рот приоткрыт. Из положения «лопатка» широкий язык согнуть и упереть его кончик в нижние передние зубы. «Бублик (Рупор»).
Динамические упражнения для языка. «Грибок». «Часики (Маятник)». «Качели». «Чистка зубов». |
3 |
Объявление темы |
а) - Я, Мышка-норушка! - Я, Лягушка-квакушка! - Я, Зайчик-побегайчик!
б) Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, А от тебя, заяц, и подавно, уйду!
в) Иду-иду на пятах, Несу косу на плечах, Хочу лису посечи, Ступай, лиса, с печи! Отгадайте сказки по строчкам. Что общего у всех этих произведений? Какой персонаж есть во всех этих сказках? Как в русских сказках называют зайца? (Трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий). Как вы думаете, со сказкой о каком животном мы с вами сегодня познакомимся? |
4 |
Подготовительная работа. Рассматривание картины или первичное чтение рассказа (в зависимости от основной цели занятия: формирование навыка рассказывания, пересказа). |
Д.Н. Мамин-Сибиряк – русский писатель. Его главное произведение для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла, даже не увидев дочь; ребёнок рос слабеньким и болезненным. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о сборнике сказок так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное. Сегодня мы будем читать сказку о храбром зайце. Логопед читает сказку. |
5 |
Беседа по итогом увиденного или прочитанного |
Кто главный герой сказки? Каким изображен заяц вначале сказки? Почему заяц хвастался? Из-за чего над ним смеялись другие зайцы? Что случилось необычного с зайцем? Как он встретил волка? Чем закончилась сказка? |
6 |
Физ. пауза. |
Тик-так, тик-так, |
7 |
Лексико-грамматические упражнения, подготавливающие детей к составлению связного высказывания. |
Как вы поняли следующие высказывания? Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо. Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком. Язык у хвастуна точно примёрз - не смог говорить. Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать. Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью. Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил. Гонится по пятам – бежит след в след. Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться) |
8 |
Составление плана, деление текста на части и т.д. |
Деление текста на части. (три части). Озаглавливание каждой из частей, выделение главной мысли. Составление плана рассказа с наглядной опорой: 1.Заяц стал храбрым 2.Встреча с Волком 3.Трусость зайца 4.Заяц Герой
|
9 |
Составление рассказа или пересказ. |
Предлагается нескольким детям рассказать или пересказать. Использование сюжетных картин и плана рассказа. |
10 |
Оценивание работы детей, анализ получившихся рассказов |
Отмечаем, что получалось в рассказе или пересказе, над чем еще предстоит работать, создаем ситуацию успеха. Выслушиваем дополнения детей. Все сегодня большие молодцы. |
11 |
Итог занятия. Рефлексия |
Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем особенно вам запомнилась сказка? Что особо поразило вас? Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Будь храбрым, поверь в себя, и всё у тебя получится.) |
12. |
Задания для закрепления дома |
Нарисовать картину к тексту (по любой из частей). Пересказать свой составленный рассказ родителям. |