Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Логопедия

Практическая работа

Практическая работа № 1 «Разработка конспекта фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР (III уровень)»

 

Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка

 

Данные о группе (возраст, логопедическое заключение) – старший дошкольный, ОНР (III уровень).

Тема: Овощи и фрукты.

Цель: Совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей на материале лексической темы «Овощи и фрукты».

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Овощи и фрукты»;

- Учить образовывать существительные множественного числа с окончаниями Ы-И;

- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Учить образовывать качественные прилагательные от существительных.

коррекционно-развивающие:

- Развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи.

коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности, коммуникативные навыки.

 

Оборудование: разрезные картинки, «волшебный мешочек» с фигурками овощей и фруктов, картинки с изображениями овощей и фруктов, карточки с домашним заданием.

 

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Содержание этапов занятия

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?  Сегодня на занятии мы будем развивать нашу речь и узнаем много нового. Готовы? Начинаем!

2

Формирование психологической базы речи

- Разрезные картинки:

- «Волшебный мешочек»

(Опознавание фигурок фруктов и овощей наощупь).

3

Формирование мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)

Он сердит на нас, беда!!!

(бросательное движение правой рукой)

Разбегайтесь кто куда!!!

(бегут пальцами по столу)

4

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика «Сбор урожая»

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза

5

Объявление темы.

Вы любите отгадывать загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте правильно.

- Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет… (банан)

-Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (лук).

- Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста).

- Плод этот сладкий,

И круглый, и гладкий.

Внутри он душистый,

Снаружи пушистый (персик).

- Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице (морковь).

- Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют (помидоры).

- Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один —

Кислый очень, очень (лимон).

(По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением овощей и фруктов на доску.)

- Молодцы, ребята.

- О чем были загадки? (о фруктах и овощах)

Логопед: Верно, сегодня на занятии мы будем говорить об овощах и фруктах.

6

Изучение нового материала.

Логопед вывешивает на доску изображения недостающих фруктов и овощей, разделив их на 2 группы (Фрукты отдельно, овощи отдельно).

Беседа об овощах и фруктах

- В какое время года мы собираем урожай фруктов и овощей?

- Где растут? На чем?

- Какие бывают по форме, цвету, вкусу?

- Что приготовить?

- Для чего их нужно есть?

7

Закрепление.

1. Игра «Один — много»

Логопед: Я буду называть один фрукт или овощ, а вы много.

Яблоко – яблоки;

Банан – бананы;

Апельсин – апельсины;

Лимон — лимоны;

Груша — груши;

Персик – персики;

Огурец – огурцы;

Помидор – помидоры;

Тыква – тыквы;

Слива – сливы.

 

2. Игра «Назови ласково»

Логопед: Я буду называть фрукт или овощ, а вы будете называть его ласково.

Апельсин – апельсинчик;

Банан – бананчик;

Яблоко –яблочко;

Лимон –лимончик;

Огурец – огурчик;

Помидор – помидорчик;

Лук – лучок;

Картошка – картошечка.

 

3. Игра «Подбери слово»

Подбор однородных прилагательных к существительным.

Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.)

Помидор какой? (Красный, крупный, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д.

 

4. «Назови сок, салат».

Употребление относительных прилагательных.

Сок из моркови-морковный, суп из гороха–гороховый, сок из капусты- капустный, суп из картофеля – картофельный, сок из свёклы- свёкольный, салат из огурцов- огуречный, сок из тыквы-тыквенный, суп из лука-луковый и т.п.

 

5. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, лук, яблоко, абрикос.

Помидор, груша, свёкла, тыква.

Апельсин, банан, огурец, вишня.

Яблоко, виноград, картошка, слива.

8

Итог занятия. Рефлексия

О чем мы сегодня с вами говорили?

Где растут фрукты, где овощи?

Какая польза во фруктах и овощах?

Какие бывают по форме, цвету, вкусу?

Что из них можно приготовить?

9

Домашнее задание

Выполняется с родителями (взрослыми)

«Назови ласково». Взрослый записывает ответы ребёнка.

огурец – огурчик

тыква –

лук –

чеснок –

морковь –

помидор –

Раскрась овощи и назови их с цветом: зелёный огурец, зелёная капуста и т.д.

Раскрась фрукты и назови их с цветом: красное яблоко, синяя слива, желтый банан, зеленая груша и т.д. Чётко произноси окончания!

 

10

Оценивание работы детей.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо постарались, узнали много нового и интересного. Наше занятие окончено. До встречи!

 

Практическая работа №2. «Разработка конспекта фронтального занятия по формированию связной речи у дошкольников с ОНР (III уровень)»

 

Конспект занятия по формированию связной речи при коррекции ОНР III уровня у старших дошкольников

Данные о группе (возраст, логопедическое заключение) - старший дошкольный, ОНР (III уровень).

Тема: Пересказ сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: Научить составлять связное высказывание по произведению с использованием серии сюжетных картин.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • Познакомить обучающихся с литературным произведением;
  • Научить составлять сюжетные картины в правильном порядке;
  • Формировать представления о связном высказывании;
  • Научить составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать артикуляционную моторику с помощью статических и динамических упражнений; (применение карточек);
  • Развивать общую моторику через физ. паузу;
  • Развивать слуховое внимание через чтение рассказа;
  • Развивать высшие психические функций (мышление, восприятие) через составление сюжетных картин в правильном порядке, установление причинно-следственных связей.

Коррекционно-воспитательные: 

  • Воспитывать уверенность в себе;
  • Воспитывать уважение к друг другу на занятии.

 

Оборудование: артикуляционная гимнастика (карточки), портрет писателя, картинки для составления плана рассказа, опорные карточки с планом для детей.

 

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Содержание этапов занятия

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?  Сегодня на занятии мы будем развивать нашу речь и узнаем много нового. Готовы? Начинаем!

2

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Для того, чтобы нам красиво говорить, нужно делать упражнения для нашего рта, губ, щек и языка. 

Артикуляционная гимнастика (динамические и статические упражнения). Показ карточек.

Статические упражнения. Делаем под счет, считаем до 6.

«Окошко» – широко открыть рот, как при произнесении звука «А».

«Улыбка» – широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты).

«Трубочка» – губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У».

«Заборчик» – отвести верхнюю губу вверх, а нижнюю – вниз, обнажив сжатые зубы.

«Лопатка» – рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

«Иголочка» – рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед острый, как жало, язык.

«Чашечка» – рот открыт. Широкий язык высунуть изо рта, поднять кверху, придав ему форму ковша.

«Горка» – рот приоткрыт. Из положения «лопатка» широкий язык согнуть и упереть его кончик в нижние передние зубы.

«Бублик (Рупор»).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны


«Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок».
Чередование положений губ.

Динамические упражнения для языка.

«Грибок».
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Часики (Маятник)».
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Качели».
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Чистка зубов».
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Маляр».
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«Вкусное варенье».
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Лошадка».
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3

Объявление темы

а) - Я, Мышка-норушка!

 - Я, Лягушка-квакушка!

- Я, Зайчик-побегайчик!

 

 б)  Я от дедушки ушёл,

 Я от бабушки ушёл,

А от тебя, заяц, и подавно, уйду!

 

в) Иду-иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Ступай, лиса, с печи!

Отгадайте сказки по строчкам.

Что общего у всех этих произведений?

Какой персонаж есть во всех этих сказках?

Как в русских сказках называют зайца?

(Трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий).

Как вы думаете, со сказкой о каком животном мы с вами сегодня познакомимся?

4

Подготовительная работа. Рассматривание картины или первичное чтение рассказа (в зависимости от основной цели занятия: формирование навыка рассказывания, пересказа).

Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович — Википедия

Д.Н. Мамин-Сибиряк – русский писатель. Его главное произведение для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла, даже не увидев дочь; ребёнок рос слабеньким и болезненным. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о сборнике сказок так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное.

Д.Н.Мамин-Сибиряк Алёнушкины сказки читать онлайн с картинками

Сегодня мы будем читать сказку о храбром зайце. Логопед читает сказку.

5

Беседа по итогом увиденного или прочитанного

Кто главный герой сказки?

Каким изображен заяц вначале сказки?

Почему заяц хвастался? 

Из-за чего над ним смеялись другие зайцы?

Что случилось необычного с зайцем?

Как он встретил волка?

Чем закончилась сказка?

6

Физ. пауза.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

7

Лексико-грамматические упражнения, подготавливающие детей к составлению связного высказывания.

Как вы поняли следующие высказывания?

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо.

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком.

Язык у хвастуна точно примёрз - не смог говорить.

Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не

осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью.

Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим,

преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам – бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

8

Составление плана, деление текста на части и т.д.

Деление текста на части. (три части).

Озаглавливание каждой из частей, выделение главной мысли.

Составление плана рассказа с наглядной опорой:

1.Заяц стал храбрым

2.Встреча с Волком

3.Трусость зайца

4.Заяц Герой

https://lh3.googleusercontent.com/UGjnWbmyHUJpdWELawo8sMVE0QXHO_x7hBJUGLykqtm2L7S4Jx2pCFZfHE6ceonIbm3nG_iJqHHXs9yXl5zfa-JNdvjp8o8CvoNEoipTgfH1uNx6vrOAc8fEOGl19JRLxn7scFBnqHAOsrQxloWRRQ1.

Читать сказку Сказка про Храброго Зайца-Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий  Хвост - Дмитрий Мамин-Сибиряк, онлайн бесплатно с иллюстрациями.2.

https://lh3.googleusercontent.com/r_pOoWxucHvZNIsJVoCG0v1_LAevUHeXRZ_0sIDDn-mRlcbAtTlf_3HNSoy4Gjgb4u4MUCfPirWGUk-BBk1Iqbiqx6P2lY99cBe2FFUDG1KSZbgDuE8d7rKeXkwNKuZMGczI-i9TxdfPTqKQ2_Un0w3.

https://lh5.googleusercontent.com/fOJsABzQRHiH94BH9Iwjrhv1-6kiM3CmxXMojV0fpqtmFFYytTmLk0Zyq0PtRfEOcpydugqVjP0VFXOS9MKraR738Q2Oc1bGUDcvqxs5dF0PZ3Rvz6UTpsCQY7QSO9YWSHl1mQRRTG4XG1GE1jkp_w4.

9

Составление рассказа или пересказ.

Предлагается нескольким детям рассказать или пересказать. Использование сюжетных картин и плана рассказа.

10

Оценивание работы детей, анализ получившихся рассказов

Отмечаем, что получалось в рассказе или пересказе, над чем еще предстоит работать, создаем ситуацию успеха. Выслушиваем дополнения детей. Все сегодня большие молодцы.

11

Итог занятия. Рефлексия

Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Чем особенно вам запомнилась сказка? Что особо поразило вас?

Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Будь храбрым, поверь в себя, и всё у тебя получится.)

12.

Задания для закрепления дома

Нарисовать картину к тексту (по любой из частей). Пересказать свой составленный рассказ родителям.

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика