Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Теории личности

Контрольная работа

Автор

Теории личности (зарубежная психология)

Основные положения теории

Ключевые понятия

Структура личности

Движущая сила развития

Периодизация развития

(перечислить периоды)

Типы личности

З. Фрейд

Психоаналитическая теория развития личности. Через либидо объяснялись процессы создания человеком культурных ценностей и возникновение нервных психических заболеваний. Через защитные механизмы психики (вытеснение, проекция, сублимация, рационализация, регрессия) объяснялось, как происходит взаимодействие биологического и социального факторов в процессе развития человека, освоения им культуры.

Либидо,

защитные еханизмы,

фрустрация, фиксация, Ид, Эго, Супер-Эго, эдипов комплекс,

Комплекс Электры

Ид, Эго, Супер-Эго

Врожденные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос) трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду

Оральная стадия (до года) Анальная стадия (от года до 3 лет) Фаллическая стадия (с 3 до 6 лет) Латентная стадия (с 6 до 12 лет) Генитальная стадия (с 12 лет)

 

Типология характера по Фрейду включает в себя оральный, анальный, фаллический, генитальный тип

А. Адлер

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы: фиктивный финализм,

стремление к превосходству,

чувство неполноценности,

общественный интерес,

стиль жизни,

творческое Я.

чувство неполноценности и компенсация;

Невроз,

стремление к превосходству;

стиль жизни;

социальный интерес;

творческое Я;

порядок рождения;

фикционный финализм.

структура личности едина

Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству

-

Управляющий тип.

Берущий тип.

Избегающий тип.

Социально-полезный тип.

К. Юнг

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа. Личность (психика) включает несколько дифференцированных взаимосвязанных систем. Юнг, как большинство персонологов, полагал, что теория личности должна строиться на принципе противоречия и конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни.

Архетипы, коллективное бессознательное, маске, аниме, анимусу, тень, самость.

Эго (сознание), бессознательное и коллективное бессознательное

Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и каналирующая опыт человека через врожденные архетипы

Первая половина жизни (пубертатный период – 35-40 лет) –

Кризис середины жизни (35-40 лет).

Старость.

типология личности, построенная на доминировании экстра –интровертности  и

одной из психических функций.

Кроме этого:

Мысляший тип,

Чувствующий тип,

Ощущающий тип,

Интуитивный тип

Э. Эриксон

Психоаналитическая теория. На своем жизненном пути личность проходит 8 стадий развития, связанные с преодолением кризисов. Кризис поворотный момент развития, из которого человек может выйти более адаптированным, сильным или наоборот ослабленным, не справившими с решением конфликта.

Идентичность, Я-концепция, кризис

Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности

Процессы адаптации и самоадаптации являются движущей силой психосоциального развития личности

1. Младенчество: базальное доверие—базальное недоверие

3. Возраст игры: инициативность—вина

2. Раннее детство: автономия—стыд и сомнение

4. Школьный возраст: трудолюбие—неполноценность

5. Юность: эго-идентичность—ролевое смешение

6. Ранняя зрелость: интимность—изоляция

7. Средняя зрелость: продуктивность—инертность

8. Поздняя зрелость: эго-интеграция—отчаяние

 

А. Бандура

Теория социального научения. Исследовались процессы приспособления ребенка к окружающему миру, механизмы усвоения им социальных норм и предписаний.

Основные принципы теории можно объяснить взаимодействием между3 факторами:

Личностные факторы, факторы среды поведенческие факторы.

Научение

Выборочная активация, взаимный детерминизм, косвенное подкрепление, самоэффективность, образная репрезентация, отключение внутреннего контроля, саморегуляция и т.д.

Структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Саморегуляцияи самоэффективность ьявляются важнейшими внутренними факторами, влияющими на развитие человеческой личности и поведение.

-

 

Дж. Роттер

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения

человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать

взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения,

ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Потенциал поведения. Ценность подкрепления. Интернальный и экстернальный локус контроля.

В структуре личности по Роттеру существуют такие внутренние переменные, как: локус контроля, ожидание, степень выраженности потребности, подкрепление.

поведение человека

целенаправленно, люди стремятся двигаться к ожидаемым целям.

Интеграция концепций ожидания и подкрепления являются основной движущей силой развития личности.

 

-

Экстернальны и интернальны

Дж. Келли

Келли рассматривал личность не как пассивный организм, реагирующий на

раздражение, а как ученого, делающего выводы на основе прошлого опыта и строящего

предположения о будущем.  Основной постулат теории личностного конструкта Келли гласит:

Процессы индивида являются психологическими каналами, в русле которых будут, по его

прогнозу, развиваться события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, которые используются человеком в целях

предвидения.

Чтобы понять человека надо знать:

• конструкты, которые он использует,

• события, которые включены в эти конструкты,

• как соотносятся конструкты друг с другом.

Личностные конструкты,

Вывод о дихотомии,

Вывод об организации

личность в теории Келли – это организованная система более или менее важных

конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и

предвидеть будущие события.

Система конструктов (внутренний источник развития личности)

-

Упредительный конструкт;

Констелляторный конструкт;

Предполагающий конструкт;

 

А. Маслоу

Фактически теория Маслоу

изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Данная теория — это концепция, что человек от природы имеет способность к самосовершенствованию, сама человеческая сущность движет его в направлении личностного роста и самодостаточности.

В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

Самоактуализация,

мотивация, иерархия потребностей, комплекс Ионы, метамотивация

Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм.

Стремление к развитию, личностному росту, т.е. самоактуализация

-

1.Личность с актуальными физиологическими потребностями;

2. Личность с актуальными потребностями в безопасности;

3. Личность с актуальными потребностями в принадлежности и любви;

4. Личность с актуальными потребностями в самоуважении;

5.  Личность с актуальными потребностями  в самоактуализации

К. Роджерс

феноменологическая теория личности

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации.

Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность».

Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом.

Тенденция актуализации

Я-концепция (Самость),

феноменальное поле, неконгруэтность, принятие себя, «Полноценно функционирующий»

Структура Я-концепции:

Я –реальное, я-идеальное.

Движущей силой развития является тенденция к актуализации

-

-

Э.Берн

В основе теории лежит структурный анализ, заключающийся в выделении и трансакционном анализе состояний Эго.

Основные положения таковы:

1.реликты детства сохраняются в последующей жизни, как полные состояния Эго;

2. восприятие и испытание реальности не изолированная способность, а функция осмотрительного состояния Эго;

3. состояние Эго может полностью принимать на себя контроль над поведением индивида.

Трансакционный анализ.

Археопсихические реликты.

Экстеропсихе, неопсихе, археопсихе.

Структура – родитель, взрослый, ребенок

 Социальное взаимодействие и жизненные сценарии

-

-

 

Таблица 2

Автор

Теории личности (отечественная психология)

Основные положения теории

Ключевые понятия

Структура личности

Движущая сила развития

Типы личности

А. Ф. Лазурский

Основная задача личности – это приспособление к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле. Мера активности приспособления личности может быть разной, что находит отражение в 3 психических уровнях – нищем, среднем и высшем

Ядро личности, Эндопсихика

Эндочерты

Экзопсихика

Эндопсихика и экзопсихика.

Приспособление.

Типы личности с –высоким, средним и низким уровнем адаптации к условиям окружающей среды.

В.И. Мясищев

Теория отношений. Личность рассматривал как совокупность отношений.

Отношения – система связей человека с различными сторонами действительности:

отношение к себе

отношение к людям

отношение к окружающему миру в целом

Отношения.

-Эмоциональный компонент

-Когнитивный компонент

-Конативный компонент

Движущая сила развития личности является социально - обусловленной и является значимость ее отношений

 

-

Б.Г. Ананьев

Комплексный подход

Личность –общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.

Индивид, субъект, личность, индивидуальность

-определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

-статус и социальные функции-роли;

-мотивация поведения и ценностные ориентации;

-структура и динамика отношений.

Общественное поведение и коммуникация

 

В.С. Мерлин

Под психическими свойствами личности понимаются такие свойства, которые характеризуют человека, как субъекта общественно -трудовой деятельности.

Личность – система взаимных связей и организации различных свойств. Центральным явлением личности выступает симптомокомплекс – вероятные связи между свойствами личности. Заслуга его и в том, что он выделил сложные иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального. Все это позволило Мерлину построить динамическую структуру личности, исходя из многозначных связей.

Субъект деятельности, отношения. Симптомокомплекс.

Динамическую структуру личности:

1. Система индивидуальных свойств организма, включающая подсистемы: биохимические, общесоматические, свойства НС (нейродинамические)

2. Система индивидуальных психических свойств, которая включает как подсистемы психодинамические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств, включающая подсистему социальных ролей, исполняемые в группе и коллективе, и подсистему социальных ролей, исполняемых в социально исторических общностях.

Связи между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности, увеличение многозадачности этих связей.

-

К.К. Платонов

Структурно – динамический подход.

На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности. Личность – динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функций

Динамическая система, направленность личности

1.направленность,

2) опыт,

3) особенности психических процессов,

4) биологические свойства.

Движущими силами являются как биологические, так и социальные компоненты личности.

 

К.А. Абульханова-Славская

Характеризуя мир отношений личности, автор вводит понятие «жизненная позиция» — это совокупность ее отношений к жизни, как способ ее взаимоотношений с окружающей действительностью. Личность, как субъект жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития.

Жизненная позиция, активность, социальное мышление, метод прогрессивной типологии.

Высшие, связанные с жизненным путем способности:

- способность к организации времени, активность-инициативность, ответственность, интеграл притязаний личности, саморгуляция, удовлетворенность.

Активность, как инициатива и ответственность.

Типы организации жизни:

Стихийно-обыденный тип, функционально-действующий тип, созерцательный тип, созидательно -преобразующий тип.

А.Н. Леонтьев

Деятельностный подход. Понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития.

Личность — это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

 

Деятельность

Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивов.

Личность формируется, развивается и изменяется в деятельности.

 

Б.Ф. Ломов

Система общественных отношений.

Отношения «индивид-общество»

Формирование личности обществом

Движение личности в системе общественных отношений.

Важнейшее значение, по Ломову, для понимания психологической структуры личности имеет исследование.

Социолизация, индивиуализация, отражение, деятельность, общение, личность.

Психологическая структура личности, основные компоненты:

Направленность (цели и мотивы), потребности, способности, темперамент и характер

Движущей силой развития является социализация и индивидуализация личности

 

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика