Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО

Программа

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.)

Программа разработана авторским коллективом преподавате­лей кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шоло­хова — Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и М.Б. Зацепиной, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С. Кома­ровой. Программа эстетического воспитания, образования и раз­вития детей дошкольного возраста является целостной, интегри­рованной по всем направлениям эстетического воспитания. Осно­вывается на разных видах искусства (музыкального, изобра­зительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемых  средствами природы,  эстети­ческой развивающей средой, разнообразием  художественно-твор­ческой деятельности (музыкальной, изобразительной: рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, те­атрализованной.

Программа предназначена для педагогов дошкольных учреж­дений, учителей начальных классов, а также для педагогов до­полнительного образования.

Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота, Радость. Творчество» содержит разделы:

  • «Искусство в жизни ребенка»,
  • «Эстетическая развивающая среда»,
  • «Красота природы»»
  • «Знакомство с архитектурой»,
  • «Литература»,
  • «Изобразительная деятельность»,
  • «Музыкальная деятельность»,
  • «До­суг и творчество»,
  • «Творчество»,
  • а также Приложения.

Программы направлена на позна­ние  красоты окружающего мира (природы, людей), произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архи­тектуры и других), как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возни­кают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.

Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому обра­зу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

В программе большое внимание уделяется сенсорному воспи­танию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), перцептивных действий, посто­янному обогащению сенсорного опыта детей как основы позна­ния предметов и явлений.

При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последо­вательности, индивидуального подхода в обучении и художествен­ном развитии детей, наглядности и др.) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, худо­жественно-речевого развития). Эти принципы связаны со специ­фикой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. Авторы к ним относят:

  1. Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действитель­ности.
  2. Направленность всего педагогического процесса на сенсор­ное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятель­ности.
  3. Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности.
  4. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.

Строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, а оно ведет за собой эс­тетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

Важный принцип данной программы — принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, опре­деляемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением раз­ных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности. Интеграция базируется на ряде положении, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:

  • на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искус­ства и основанной на нем художественной деятельности харак­терны свои специфические способы создания образа;
  • образ одного и того же предмета, явления может быть пе­редан в разных видах искусства путем использования специфич­ных для каждого искусства средств выразительности;
  • в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами;
  • принципиально важно единство психических процессов, лежащих в основе каждого вида художественной деятельности и обеспечивающих ее успешное осуществление. В то же время та или, иная художественная деятельность ребенка способствует развитию у него этих психических процессов.

Интеграция рассматривается авторами программы как глубо­кая форма взаимосвязи  образования детей, охватывает все виды художественно-творческой деятельности: игры — дидактические, подвижные, игры — драматизации, сюжетно-ролевые; изобрази­тельная, музыкальная и театрализованная, а также художественно-речевая деятельность. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).

Особое внимание в программе обращено на такие принципы как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы исходят из того, что важное значение в формировании личности имеет народное ис­кусство.

Большое место в программе отводится детской художествен­ной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки) как искусству, которое используется в работе с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром. К средствам эстетического воспитания и условиям его эффектив­ного осуществления авторы программы относят и эстетически организованную среду.

Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. Вместе с тем в основу программы положены мно­голетние исследования авторов программы и сотрудников кафед­ры эстетического воспитания МГОПУ.

Апробирована программа в дошкольных учреждениях Моск­вы и Московской области.

Программа имеет методические пособия для педагогов и раз­вивающие пособия для детей.

 

 

           

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С

ИСКУССТВОМ (примерный план)

   I цикл «А.С. Пушкин в литературе, музыке и      творчестве художников»

Познавательные беседы на занятиях по развитию речи, по музыке и изобразительной деятельности

 

№

п/п

Название тем занятия

Программное содержание

Материалы

Методы и приемы

Советы

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

СЕНТЯБРЬ

Знакомство детей со «Сказкой о царе

Салтане»

Закрепить знания детей об А.С. Пушкине как великом русском поэте, учить слушать литературные произведения, вызывать чувство радости, познакомить со «Сказкой о царе Салтане»

Портрет А.С. Пушки­на, текст сказки и иллюстрации к ней

Выразительное чтение, беседа, уточнения

Повторить стихи А.С. Пуш­кина, оформить книжный уголок

 

СЕНТЯБРЬ

Анализ содержания «Сказки о царе

Салтане»

Учить детей разбирать сказку, давать характе­ристику героям, исполь­зовать образные выраже­ния при создании словес­ного образа сказочного героя

— « —

Беседа,

проблемные

вопросы по

образным

выражениям

поэта

Провести иг­ру-импрови­зацию по пе­редаче обра­зов сказочных героев - через движения

 

СЕНТЯБРЬ

«Сказка о царе

Салтане» в музыке Н.Римского- Корсакова

Познакомить с историей написания о перы, учить слушать музыку и вызывать интерес к ней, познакомить с фраг­ментами оперы «Сказка о царе Салтане»

Портрет

композитора,

аудиозаписи

фрагментов

оперы

Искусство­ведческий рассказ, слуховая и зрительная наглядность

Слушать фрагменты из данной оперы в

повседневной жизни ДОУ

 

СЕНТЯБРЬ

Музыкаль­ные харак­теристики образов в опере «Сказ­ка о царе Салтане»

(2 занятия»

Дать детям представление о музыкально­-выразительных средствах при создании образа, показать взаимосвязь художественного слова и музыки

— « —

Рассказ о музыкально- выразитель­ных средствах, вариативность эмоциональ­ного

исполнения

— « —

»

 

ОКТЯБРЬ

Знакомство с иллю­страциями И.Билибина к «Сказке о царе

Салтане»

Учить рассматривать иллюстрации и обратить внимание детей на создание сказочных образов художником, показать синтез художественного слова, музыки и живописи

Иллюстрации

художника

Сравнение,

слуховая и

зрительная

наглядность,

поисковые

вопросы

В свободное от занятий время закрепить материал

 

ОКТЯБРЬ

Создание детьми иллюстра­ций к «Сказке о царе

Салтане»

Учить ребят создавать художественные образы, используя разные выразительные средства

Краски, кисти, бумага большого формата, вода и т.д.

Практическая работа детей, указания, пояснения

По резуль­татам занятий организовать выставку детских работ для родителей

 

II цикл «Времена года - осень в поэзии, музыке и живописи»

Во время прогулок - в ходе наблюдения за осенними явлениями в природе, беседы; интегрированных занятий по изобразительной деятельности, музыке и развитию речи

 

ОКТЯБРЬ

Ознакомле­ние с репро­дукцией А.Пластова «Золотая осень» и слушание стихов А.С. Пуш­кина об осени

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее замысел, выделять основные средства выразительности (цвет, композиция); развивать эстетическое видение, различать оттенки настроений в живописи и поэзии

Картина А.Пластова «Золотая осень» и тексты стихов об осени

Беседа, проблемные вопросы, выразитель­ное чтение, пояснения

До занятия провести экскурсию в парк,где наблюдать за происходя­щими

изменениями в природе

ОКТЯБРЬ

Слушание

песни

«Осень»,

стихи А.Пле-

щеева, муз.

П.Чайковс-

кого

Учить детей вслушиваться в содержание песни, вы­делять выразительные средства, которыми ком­позитор и поэт передают настроение осени, побуж­дать ребят высказывать личное эмоциональное отношение к изменениям, происходящим в природе

Ноты песни «Осень»

Вступитель­ная беседа, уточнения, пояснения, выразитель­ное

исполнение

Продолжать наблюдения за осенними изменениями, проис­ходящими на участке детского сада

ЯНВАРЬ

НОЯБРЬ

Знокомство с

Закреплять умения

Репродукция

Беседа,

Предложить

 

 

картиной

рассматривать картину,

картины

слуховая и

детям в

 

 

ИЛевитана

чувствовать красоту

И.Левитана

зрительная

свободное

 

 

«Золотая

осеннего пейзажа,

«Золотая

наглядность

время

 

 

осень»

выделять самостоятельно выразительные средства живописи, поощрять самостоятельность и творческую активность при описании картины, воспитывать интерес к

осень»

 

изобразить

осенние

явления через

движения

(идет дождь,

качаются

деревья,

 

 

 

пейзажной живописи;

 

 

кружатся

 

 

 

предложить детям прочитать наизусть любимые стихи об осени

 

 

листочки, улетают ПТИЦЫ и т.д.)

ЯНВАРЬ

НОЯБРЬ АРЬ

Слушание

Учить детей различать

Аудиозапись

Искусство­

— « —

 

 

муз. пьесы

оттенки настроений в

или ноты

ведческий

 

 

 

П.Чайковс-

музыке, выразительные

музыкального

рассказ об

 

 

 

кого

интонации; словесно

фюизведсния,

истории

 

 

 

«Октябрь» из

нарисовать картину осени

осенний букет

написания муз.

 

 

 

цикла

к прослушанному

 

произведения,

 

 

 

«Времена

музыкальному

 

слуховая

 

 

 

года»

произведению

 

наглядность,

 

 

 

 

 

объяснения

 

НОЯБРЬ

Рассмотре­ние картин А.Пластова и И.Левитана «Золотая осень»

Путем сравнения показать детям как художники по- разному передают осень, находить общее и различное в содержании и выразительных средствах произведений живописи, понимать чувства, переданные художниками в картинах

Репродукции

картин

«

Беседа, проблемные вопросы, указания и пояснения

На прогулке

наблюдать

явления

природы,

характерные

для осени

НОЯБРЬ

Рисование красками на тему «Осень»

Учить детей подбирать цветовую гамму красок для передачи образа осени, приучать их работать аккуратно

Бумага, краски, вода

Практический

показ,

объяснения

Оформить выставку детских работ в фойе

детского сада

 

III цикл «Создание коллективной аппликации «Царевна Лебедь» по иллюстрации художника И.Билибина»

Беседы об иллюстрации «Царевна Лебедь» на занятиях по изобразительной деятельности и созданию аппликац

 

ДЕКАБРЬ

Рассмотре­ние иллю­страций художника И.Билибина к «Сказке о царе

Салтане»

Продолжать учить детей рассматривать иллю­страции, выделять худо­жественные выразитель­ные средства; обратить внимание на особую манеру рисования и орнамент художника, сочетание цвета в его работах, вызвать интерес у ребят к созданию коллективной работы в технике аппликации, формировать у них умения выражать свое отношение к живописи и музыке

Иллюстрации художника, выставки детских работ по аппликации

Рассказ о художнике, собственное отношение педагога к разбираемой картине, чтение и слушание фрагментов художествен­ного произве­дения и оперы

Еще раз

обратить

внимание

детей на

иллюстрацию

«Царевна

Лебедь» и

повторить

разбор

ДЕКАБРЬ

Создание аппликации по иллюстра­ции «Царевна Лебедь»

(3 занятия)

Рассказать, какие цвета подходят для выполнения работы, подобрать цветную бумагу, показать детям, как пользоваться копировальной бумагой для получения форм, приучать их аккуратно выполнять свою работу

Цветная и копироваль­ная бумага, большие и маленькие ножницы, клей и т.д.

Практический

показ,

словесные

объяснения,

указания и

пояснения

В свободное от занятий время

предложить

ребятам

нарисовать

или вылепить

«Царевну

Лебедь»

ЯНВАРЬ

Создание по желанию де­тей других аппликаций по иллюстра­циям И.Би­либина к «Сказке о царе Салтане» (4 занятия)

Учить подбирать цветовую гамму для передачи образа, развивать умения пользоваться ножницами, клеем, копировальной бумагой, приучать к аккуратному выполнению работы

— « —

— « —

 

 

IV щ 1кл «Е. Чарушин - писатель и художник»

Искусствоведческие познавательные беседы на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, лепке и рисованию, а также по музыке

ФЕВРАЛЬ

Знакомство детей с творчеством Е. Чарушина (2 занятия)

Познакомить ребят с биографией русского писателя, историей написания рассказов о животных, вызвать интерес к его творчеству и художественным произведениям для детей

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

Чтение произведе­ний Е. Ча­рушина (2 занятия)

Учить детей вслушиваться в текст произведения, чувствовать красоту и юмор при описании жизни животных, испытывать чувство радости от этого, отвечать на вопросы по содержанию прочитанной книги

Книги: «Большие и маленькие», «Птичье озеро», «Про Томку», «Моя первая зоология»

Выразитель­ное чтение, беседа, вопросы, рассказ

Сохраняется •

книжный

уголок

 

МАРТ

Пересказ произведе­ний Е. Ча­рушина (2 занятия)

Учить детей пересказывать тексты, используя иллюстрации художника и образные описания животных

Иллюстрации

Е. Чарушина к книгам о животных

Вопросы,

уточнения,

примеры

образных

выражений

писателя

Побуждать ребят исполь­зовать образ­ные выраже­ния на заня­тиях и в повседневной жизни

МАРТ

Е. Чарушин - художник, изображаю­щий

животных

(анималист) (2 занятия)

Дать детям знания о художнике-анималисте, учить рассматривать иллюстрации и выделять выразительные средства, обратив внимание на красоту формы тела животных

Иллюстрации Е. Чарушина к своим произ­ведениям

Беседа (о це­лостности в передаче об­раза: форма тела, движе­ние, фактура меха), пояснения

— « —

АПРЕЛЬ

Коллектив­ная лепка: звери в зоопарке (2 занятия)

Учить выбирать тему для лепки, передавать характерные особенности формы животных, их деталей и пропорций; лепить животных в движении, в состоянии покоя, чувствовать декоративность формы

Глина, ангоба, стеки, кисти и т.п., иллюстра­ции,

фарфоровые

скульптурки

животных

Практические

занятия,

рассказ,

уточнения,

объяснения

Заранее посетить выставку в изостудии детского сада

 

 

 

АПРЕЛЬ

Рисование детьми иллюстра­ций к книгам Е. Чарушина (2 занятия)

Учить дошкольников передавать в рисунках впечатления от прочитанных произведений, создавать образы разных животных, передавая характерные особенности их формы тела

Разные

материалы для рисования, бумага большого формата и т.д.

Словесные и практические, сосредоточе­ние их на выразитель­ности

выполняемых

работ

При условии, что ребята имеют хорошие навыки в области ри­сования, можно пред- ложить использовать тушь

МАЙ

Образы жи­вотных в творчестве композито­ров (4 занятия)

Учить детей вслуши­ваться в музыкальное произведение и слышать выразительные средства, используемые при передаче музыкальных образов животных

Произведения из сборника О. Радыновой «Музы­кальное развитие детей»

Слуховая на­глядность, выразительно- эмоциональное исполнение, беседа, пояснение

До занятия познако­миться с пособием О. Радыновойвой

                                                       

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика