Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Коррекционная педагогика в системе наук о человеке

Контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                        Предмет и задачи коррекционной педагогики  3

2.                        Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками  5

3. Рекомендации воспитателю, в группе которого есть гиперактивный ребенок  8

Список литературы  10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Предмет и задачи коррекционной педагогики

 

Областью научных интересов коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, предупреждение и преодоление недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, адекватная интеграция их в социальную среду. Недостаток, отклонение в развитии и поведении являются временной, переменной величиной в организации педагогического процесса с данной категорией детей и подростков, а, следовательно, поддаются изменению, коррекции.

Предметом исследования коррекционной педагогики является процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающими временные адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ. Для преодоления этих трудностей необходимы своевременное проведение диагностико-профилактической и коррекционно-педагогической работы, способствующей эффективному развитию и формированию личности данной категории детей и подростков в условиях функционирования общеобразовательной школы.

Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии девиациями (девиация – отклонение) в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

3. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

5. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.

6. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

Коррекция – (от лат. correctio - исправление) – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

2.     Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками

 

Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин.  Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разносторонне развитие личности ребенка. Вместе с тем, используя арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в развитии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия на ребенка и социальную среду, его окружающую.

Построение коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего психического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.

Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом и физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительное недоразвитие. В коррекционной педагогике послеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития позитивной самореализации человека. Социология помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Таким образом, видно довольно разностороннюю взаимосвязь коррекционной педагогики с философскими и социально-педагогическими науками, которая обуславливается и определяется теми задачами, которые призвана решать коррекционная педагогика. Кроме того, коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области медицинских наук. С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма.

Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психическом развитии. При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы дать общее представление, обозначить общий контур, представить ведущие направления и тенденции, присущие данной области научных знаний. При организации и проведении коррекционно-педагогической деятельности в значительной степени нужно опираться на общепедагогические принципы. Сначала остановимся на рассмотрении общепедагогических принципов, а затем определим группу коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося поведения и развития детей и подростков. Общепедагогические принципы

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.

2. Принцип целостности и системности педагогического процесса.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.

7. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий

3. Рекомендации воспитателю, в группе которого есть гиперактивный ребенок

 

  1. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой.
  2. Говорить сдержанно, спокойно, мягко, медленно.
  3. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя»
  4. Не давать многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок воспитателя просто не услышит.
  5. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  6. Если дать ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.
  7. Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы). На занятиях давать поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивировать его на спокойные действия.
  8. Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.
  9. Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
  10. Большие задания разбивать на последовательные части. контролируя каждое.
  11. Использовать на занятиях элементы игры и соревнования.
  12. В совместной  деятельности учить ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  13. Создавать ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
  14. В своих отношениях с ребенком поддерживать позитивную установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  15. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  16. Избегать завышенных или заниженных требований.
  17. Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.
  18. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  19. Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
  20. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  21. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  22. Задать неожиданный вопрос.
  23. При всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку внешне относиться к нему так же, как и к остальным детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Воронина И.И., Комарова С.Н. Инновации в коррекционной педагогике // Инновационная наука. 2018. №12. С. 150-152
  2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. О необходимости психотерапии в коррекционной педагогике // Современные проблемы специального и инклюзивного образования. – Санкт-Петербург. 2018. С. 9-13
  3. Котенёва Д. С., Зубкова Н. С. Тенденции становления и развития коррекционной работы в зарубежной и отечественной педагогике // Молодежный научный форум. – Москва. 2018. С. 29-33
  4. Мишина О.А., Агавелян О.К. Пути развития в становлении бессознательного в коррекционной психологии и педагогике // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. – Санкт-Петербург. 2018. С. 37-39

        

        

 

 

 

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика