Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Спортивная акробатика» (возраст 7-10 лет) (для учащихся начального или основного общего образования)

 

 

 

 

 

Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Спортивная акробатика»

 (возраст 7-10 лет) (для учащихся начального или основного общего образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

   Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

   Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека, она занимает важное  место в учебе, работе, досуговой деятельности.   Занятия физическими упражнениями способствуют развитию у детей умственных способностей, внимания, пространственных представлений, а так же формирует нравственно-волевые качества, настойчивость, выдержку.     Особенно актуальным является развитие двигательных качеств, они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека.    Спорт – великое богатство человечества: здоровье, сила, красота! Равнодушных к нему нет: одни тренируются и выступают сами, другие «болеют», третьи ценят спорт за мужество, красоту, соперничество. В спорт приходят разными путями: с помощью друзей, школы, кино, телевидения. Далеко не все понимают важность физических упражнений для развития школьников и организации их досуга. Не часто и родители интересуются спортивными успехами своих детей по физкультуре, или тренируются с ними в выходные дни. Дети должны быть ловкими, сильными и смелыми. И в этом им помогут занятия акробатикой.  Слово «акробатика» в переводе с греческого означает «поднимающийся вверх». Акробатические упражнения основаны на мастерском владении телом и хорошем развитии мускулатуры. Основу акробатики составляют приемы вращения тела и сохранения равновесий в необычных, разнообразных условиях опоры.

   Занятия акробатикой оказывает всестороннее влияние на человека, формируя и развивая его двигательные качества. Сильным, гибким, быстрым и ловким становится тот, кто постоянно упражняется в акробатическом искусстве. Элементы акробатики используются в различных видах спорта. Широко представлены они в школьной программе по физической культуре, т.к. акробатическая подготовка помогает  достичь высоких спортивных результатов в любом другом виде спорта.    Спортивная акробатика включает в себя групповые, парные, прыжковые упражнения. По своему содержанию и воздействию на занимающихся имеет много общего со спортивной гимнастикой. Большое преимущество акробатики состоит в том, что для занятий его не нужны специально оборудованные спортзалы. Все упражнения можно выполнить на дорожке или матах. Групповые акробатические упражнения широко применяются в цирковом и эстрадном искусстве, в выступлениях на спортивных праздниках и вечерах самодеятельности.  Спортивная подготовка в спортивной акробатике – это многолетний организованный процесс.

Возрастные особенности и развитие двигательных способностей детей

   Человек растет и развивается с первых дней жизни. Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Школьный возраст – это период жизни и развития детей, продолжительностью 9-10 – 11-12 лет и охватывающий время обучения в общеобразовательном учреждении.

   Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических способностей. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этот период практически одинаковые. Как мальчики, так и девочки к 10 – 11 годам достигают относительно высоких возможностей аэробного энергосбережения мышечной работы. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняемые упражнения в этот период должны быть разнообразны и строиться от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений. Наиболее интенсивно к 10 – 11 годам развивается скорость одиночного движения, скоростные способности, связанные с взрывной эмоциональностью, и координационные способности, связанные с естественными движениями. Этому способствует сбалансированная и согласованная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В младшем школьном возрасте легче развить такие качества, как гибкость и ловкость. Развитие гибкости связано с хорошей подвижностью суставов и эластичностью связок. Известно, что качество ловкости окончательно формируется в возрасте от 7 до 12 лет.

Для ребенка характерно овладение частными движениями с последующим их объединением в целостное движение, поэтому нельзя применять раздельное обучение движению. Развитие непосредственно качества ловкости зависит от правильного подхода к обучению с учетом возраста и от развития физических качеств и объема умений и навыков младшего школьника.   Силовые возможности в 7 – 11 лет у мальчиков и у девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно изометрические (статические) упражнения вызывают у детей быстрое утомление. В этом периоде дети приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера. Однако младших школьников следует постепенно приучать к сохранению статических поз для формирования скелета, при этом большое значение имеет развитие мышц туловища. Упражнения на силу, как правило, нужно выполнять с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, ползание, висы, упоры, приседания. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребенка вырабатывается стимул стремления вперед, а равнодушие педагога тормозит процесс развития.

   Младший школьный возраст – хороший период для формирования черт личности. В игре ребенок растет и развивается, у него появляется время для творчества и общения в коллективе, идет бурный всплеск эмоций, создается возможность применить полученные умения и навыки на практике, происходит направленная реализация природных ресурсов.

   Младший школьный возраст – прекрасная почва для развития организма и формирования психологических черт личности при условии качественной организации занятий с наличием четкого планирования, с учетом роста способностей (индивидуально), с правильной дозировкой нагрузки и своевременной её коррекции. Поэтому целью образовательной программы является:

   Разностороннее развитие личности ребенка посредством обучения и освоения  элементов спортивной акробатики. Учитывая особенности ребёнка, программа ставит следующие задачи:

  • Укрепление здоровья.
  • Развитие основных физических качеств: силы, ловкости, прыгучести, гибкости, выносливости, чувства равновесия.
  • Развитие эстетических качеств: выразительности, музыкальности, артистичности.
  • Воспитания волевых качеств.
  • Формирование специальных знаний умений и навыков, необходимых для успешной деятельности и самостоятельных занятий.

Виды физической подготовки

  • Физическая подготовка: общефизическая подготовка (ОФП) направлена на повышение общей работоспособности, специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специальных физических качеств, специально – двигательная подготовка  направлена на  развитие координационных способностей.

2. Техническая подготовка: обучение технике обязательных элементов, хореографическая подготовка – обучение элементам классического танца, композиционная (составление программ)

  • Психологическая подготовка: базовая – (психологическое развитие и обучение), тренировочная – (формирование благоприятного отношения к тренировочным заданиям и нагрузкам), соревновательная (формирование состояния боевой готовности)
  • Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта,  повышение  устойчивости к соревновательному стрессу и  надёжности выступления.

Этапы подготовки

Подготовка спортсменов делится на 4 этапа:

  • Этап предварительной подготовки. Группы начальной подготовки возраст 7-8 лет
  • Этап спортивной специализации учебно-тренировочный этап, возраст 9-13 лет
  • Этап углублённой тренировки групп спортивного совершенствования возраст 13-15 лет
  • Этап высшего спортивного мастерства   возраст 16-19 лет.

Данная программа рассчитана на детей группы начальной подготовки в возрасте 8-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Содержание работы на первом этапе

 (этап предварительной подготовки).

  • Укрепление здоровья и гармонического развития форм функций организма занимающегося.
  • Разносторонняя общая физическая подготовка
  • Начальная техническая подготовка освоение подготовительных простейших базовых элементов
  • Начальная хореографическая подготовка
  • Развитие интереса и потребности к регулярным занятиям акробатикой
  • Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
Учебно-тематический план

(1-ый год обучения)

№

Разделы

Количества часов

Приме

чание

всего

теория

прак-тика

1

Комплектование групп

 

8

 

8

 

2

Вводное занятие

 

2

2

 

 

3

Краткие сведения о строении и функциях организма

 

 

2

 

2

 

 

4

Основные термины и понятия акробатики

 

4

2

2

 

5

Общеразвивающие упражнения

 

 

10

1

9

Комплекс  №1

6

Общефизическая подготовка

 

12

1

11

 

7

Специальная физическая подготовка:

    • Упражнения на гибкость и пластику
    • Прыжковая акробатика
    • Вестибулярная подготовка

 

10

40

8

 

1

4

1

 

9

36

7

 

8

Хореография

 

16

2

14

 

9

Акробатические композиции

 

20

2

18

 

10

Выполнение контрольных нормативов

 

4

 

4

 

11

Участие в показательных выступлениях

 

2

 

2

 

12

Репетиционная работа

 

6

 

6

 

 

                                 Итого:

 

144

18

126

 

 

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

(комплекс №1)

№

Упражнения

Количество повторений

1.

Мягкий шаг по кругу

 

1 мин.

2.

Ходьба:

а) на носках, руки на поле

б) на пятках, руки за спину

 

1мин.

0,5мин.

3.

Бег по кругу

 

 

4.

Перестроение в колонну по двое при ходьбе

 

 

5.

Круговое движение кистями

а) из положения руки в стороны

1-4

б) из положения руки вверх

5-8

 

4р.

 

4р.

6.

И.п. руки на поле

а) наклоны головы (вперёд, назад, встороны)  1-8

б) круговые движения головы (почасовой стрелке и против)

 

4р.

4р.

7.

Поднимание и опускание рук в основных направлениях (вперёд, вверх, встороны, вниз)

8р.

 

8.

Повороты туловища в стороны  1-4

а) руки на полу

б) с отведением рук в стороны

 

4р.

4р.

9.

Махи ногами вперёд и.п. руки вперёд

 

8р.

10.

Круговые движения туловища (по часовой стрелке и против)

8р.

11.

Приседания с различным положением рук

 

12р.

12.

Прыжки с различным положением рук

 

16р.

 

Содержание программы (1 год обучения)

Комплектование групп(8 часов)

Вводное занятие (2 часа). История развития акробатики. Знакомство с учебным планом, целями, задачами. Требования и П.Т.Б. на занятиях. Правила поведения в учреждении.

Краткие сведения о строении и функциях организма (2 часа). Строение организма. Правильная осанка. Мышцы. Влияние физических упражнений на организм. Закаливание.

Основные термины и понятия акробатики (4 часа).  Ни один вид спорта не нуждается в специальной терминологии, как акробатика и гимнастика. Без этих знаний невозможно выполнение элементов. Основные термины:     исходное положение стойка; упор; шпагат; мост; перекат;                                            группировка; кувырок; переворот; колесо

Общеразвивающие  упражнения (ОРУ)(10 часов).  Упражнения, которые выполняют  вначале занятия для разминки мышц рук, ног, шейного и поясничного отдела позвоночника. (см. комплекс №1)

Общефизическая подготовка (12 часов). Упражнения для физического развития организма в целом. Включает в себя подвижные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки), упражнения на развития силы мышц спины, рук, ног.

 Специальная физическая подготовка (СФП) (58 часов). Общие принципы упражнений на гибкость и пластику, их роль в общей акробатической подготовке.

          - различные виды растяжки

         - правый шпагат

         - левый шпагат

         - поперечный шпагат

         - наклоны из различных положений

         Прыжковая акробатика – основные элементы, которые должен освоить ученик. Для выполнения каждого элемента необходим инструктаж по технике его выполнения.

        - перекаты вправо, влево

        - перекаты вперёд, назад 

        - стойка на лопатках

        - стойка на голове

     -  стойка на руках

     -  кувырок вперёд

     -  кувырок назад

     -  «мост» из положения, лёжа и стоя

     - переворот вперед на две ноги

     -  переворот боком (колесо)

         Назначение и общие принципы вестибулярной подготовки: упражнения в равновесии; равновесие правое, левое, боковое (ласточка); стойка на предплечьях.

         Хореография (16 часов). Понятия основных элементов хореографии. Система упражнений и методов их воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры воспитанников. Позиции рук, ног, постановка корпуса.

  • Упражнения для усвоения движения головой: наклоны вперёд, назад, в стороны; повороты направо, налево; дугообразные движения; круговые движения.

2. Упражнения для рук и плечевого пояса: поднимание плеч вверх, вниз, одновременно, поочерёдно; выведение плеч вперёд, назад, поочерёдно; круговые движения плечами: одновременно, поочерёдно, в сочетании             с поворотами, наклонами головы, приседом.

3. Упражнения для туловища: движение грудкой вправо, влево, вперёд, назад; движение тазом вперёд, назад, круговые движения.

4. Позиции рук (1-3)

5. Позиции ног (1-4)

  • Техника волн
  • Прыжки: подскоки, высокие маховые, прыжки шагом

         Акробатические композиции (20 часов). Теоретические основы составления акробатической композиции. Взаимосвязь акробатики с хореографией. Подбор музыкальных фонограмм. Групповые упражнения под музыку, включающие в себя хореографические  элементы и элементы прыжковой акробатики.

Требования к уровню подготовки

        К концу первого года обучения воспитанник должен

Знать:     1. Основные термины и понятия: исходное положение, упор,

                       стойка     шпагат, мост, перекат, кувырок, группировка,

                       колесо,   перекат.

             2.  Правила техники безопасности на занятиях, первая помощь при

                  травмах и ушибах, причина травм и их профилактика.

Освоить:  1. Выполнение общеразвивающих упражнений.

               2. Силовые упражнения с собственным весом.

                    3. Прыжки на одной и двух ногах.

               4. Прыжки со скакалкой  в течение 3-5минут.

           5. Пружинистые наклоны из различных положений.

         6. Акробатические элементы: перекат, кувырок вперед, кувырок

             назад, стойке на лопатках, мост, переворот боком (колесо).

Учебно-тематический план

(2-ой год обучения)

№

Разделы

Количество часов

всего

теория

прак-тика

1

Комплектование групп

 

8

 

8

2

Вводное занятие

 

2

2

 

3

Краткие сведения о строение и функциях  организма.

 

2

2

 

4

Основные термины и понятия

 

2

1

1

5

Общеразвивающие упражнения

 

10

1

9

6

Общефизическая подготовка

 

12

1

11

7

Специальная физическая подготовка:

   7.1. упражнения на гибкость

         и пластику.

   7.2. прыжковая акробатика

   7.3. вестибулярная подготовка

   7.4. парно-групповая акробатика

 

 

10

26

8

    14

 

 

1

4

1

      3

 

 

9

22

7

    11

8

Хореография

 

12

2

10

9

Акробатические композиции

 

22

2

20

10

Выполнение контрольных нормативов

 

4

 

4

11

Участие в показательных выступлениях

 

4

 

4

12

Репетиционная работа

 

8

 

8

                                                   Итого:

 

144

20

124

Содержание программы (2 год обучения)

Комплектование групп (8 часов)

Вводное занятие (2 часа). История развития акробатики. Знакомство с учебным планом, целями, задачами. Правила Т.Б. на занятиях. Правила поведения в учреждении.

Краткие сведения о строении и функциях организма (2 часа). Строение организма. Мышцы. Влияние физических упражнений на организм. Причина травм и их профилактика. Первая помощь при травмах и ушибах.

 Основные термины и понятия(2 часа).    Ни один вид спорта не нуждается в специальной терминологии, как акробатика и гимнастика. 

       Основные термины: стойка          упор

                                           мост            кувырок

                                          переворот    захват

                                          рондад           курбет,

                                          пирамида      поддержка.

Общеразвивающие  упражнения (10 часов). Упражнения, которые выполняют вначале занятия, для  разминки мышц и суставов рук, ног, шейного и поясничного отдела позвоночника. Упражнения могут выполняться как с предметами (мяч, скакалка, гимнастическая палка), так и без предметов.

Общефизическая подготовка (12 часов). Упражнения для физического развития организма в целом. Включают в себя:

                      подвижные игры

                      эстафеты

                      бег на выносливость и на время

                      разнообразные прыжки

                      упражнения с отягощением

                    

                    упражнения с собственным весом.

Специальная физическая подготовка (58 часов). Общие принципы упражнений на гибкость, растяжку  и пластику, их роль в общей акробатической подготовке.

      • различные виды растяжки
      • наклоны из различных положений
      • шпагаты (левый, правый, поперечный)

 Прыжковая акробатика – основные элементы, которые должен освоить каждый ученик. Для выполнения каждого нового элемента, необходим инструктаж по технике его выполнения

      • кувырок вперед с разбега
      • переворот боком
      • перекидка вперед на две ноги
      • «мост» из положения стоя
      • стойка на руках, кувырок
      • рондад

Назначение и общее принципы вестибулярно-координационной  подготовки:   упражнения в равновесии; равновесие правое, левое, боковое (ласточка); стойка на предплечьях; стойка на руках; балансировка.

Парно-групповая акробатика – отдельный  самостоя-тельный вид в акробатике, требующий большой подготовки.

      • поддержки и равновесия лежа
      • поддержки и равновесия стоя.
      • групповые упражнения

Хореография (12 часов). Понятие основных элементов хореографии. Позиция рук, ног, постановка  корпуса. Коррекция движении рук и ног, правильность и четкость выполнения каждого элемента:

                       Позиции рук(1-3)

                       Позиции ног(1-4)

                       Основы техники волн

                       Основы техники взмахов

                       Прыжки (подскоки, высоки прыжки, прыжок шагом, и т.д.)

                       Повороты.

Акробатические композиции (22 часа). Теоретические основы составления акробатического номера. Взаимосвязь акробатики с хореографией.

      • подбор музыкальных фонограмм
      • составление композиции
      • хореография композиции, акробатические связки.

Репетиционная работа (8 часов). Отработка техники элементов. Отработка чистоты выполнения каждого элемента, хореографических связок. Работа над выразительностью выполнения.          

Требования к уровню подготовки

       К концу второго года обучения воспитанник должен

  Знать:   1. Причину травм и их профилактику. Оказание первой 

                           помощи при травмах.

                   2. Основные понятия: переворот, рондад, пирамида, захват,

                           курбет, поддержка.    

Освоить: 1. Растяжку на все группы мышц.

                 2. Прыжки через скакалку на выносливость.

                 3. Упражнения с отягощение и собственным весом.

                 4. Упражнения в равновесии.

                 5. Акробатические элементы: «мост» из положения стоя,

                     кувырок с разбега, рондад, перекидка на две ноги.

                 6. Пирамиды вдвоем.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения

  • Словесный - с его помощью решаются различные задачи: описание      техники выполнения движения, постановка задач, анализ результатов и т.д.
  • Метод наглядности – помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные элементы, обратить внимание на допущенные ошибки, посмотреть теле- или видео материал.
  • Метод целостного разучивания – подразумевает  разучивание движения или упражнения в целом.
  • Метод расчлененного разучивания – заключается в выделении отдельных частей и элементов, техники их выполнения, освоение каждого из них с последующим соединением.
  • Метод изменения условий обучения  (игровой и соревновательный) – основан на элементах соперничества воспитанников между собой.
  • Метод стимулирования – побудить интерес к выполнению сложных упражнений.
  • Метод контроля и коррекции – взаимоконтроль, самоконтроль, экспертный контроль.  

Формы обучения

  • Беседа
  • Лекция
  • Объяснение
  • Показ
  • Тренировка
  • Игра
  • соревнование
  • Тестирование
  • Работа с документальной информацией
  • Праздники.

Средства обучения

  • Дидактические: тематическая литература, справочник по терминологии, таблица по определению уровня физ. подготовки, схемы последовательности выполнения упражнения.
  • Материально-технические: спортивный зал, зеркальная стена, музыкальная аппаратура, гимнастические маты, коврики, тренажеры, обручи, скакалки, гимнастические палки.
Методы обучения и тренировки

Методы, применяемые в процессе обучения, удобнее рас­сматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап — ознакомление с разучиваемым упражнением. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ педагог дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограмм,  видеозаписей и т. д. Показ необ­ходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки воспитанников формируют первые двигательные ощущения.

Второй этап — изучение упражнения в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного под­бора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к изучаемому упражнению и посиль­ны для воспитанников. При разучивании простых упражнений их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре упражнений их разделяют на составные части, выделяя ос­новное звено. По возможности, надо быстрее подвести воспитанников к выполнению упражнения в целом. На этой стадии обучения используются методы управления (ко­манды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зритель­ные ориентиры, технические средства и т. д.), двигательной нагляд­ности (непосредственная помощь педагога, применение вспомога­тельного оборудования).

Третий этап — изучение движения в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого упражнения, круговая тренировка. Повторный метод на этом этапе является основным. Только мно­гократное повторение обеспечивает становление и закрепление уме­ний и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторное выполнение предполагает изменение условий  (постепенное усложнение)  выполняемого  упражнения, включая выполнение его на фоне утом­ления. 

Четвертый этап предполагает закрепление правильного выполнения упражнения. Здесь используется метод анализа выполнения движения, игро­вой и соревновательный методы. Изучение каждого упражнения пред­полагает обязательное закрепление его в усложненных условиях. Высшим уровнем закрепления навыка явля­ется соревнование.

Структура  занятий

В занятии выделяют вводно-подготовительную, основную и заключительную части. Каждая часть решает определённые задачи, в соответствии с которыми подбираются упражнения и задания.

Вводно-подготовительная часть занятия обеспечивает общую и специальную подготовку организма к повышенной нагрузке, к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия. Смысл этой части заключается в подготовке мышц, связок и суставов костной, дыхательной и центральной нервной систем к более активной работе. Специальная подготовка необходима и для того, чтобы настроить организм на согласованную деятельность всех функциональных систем и органов. Это важно, в частности, потому, что нервная система ребёнка к началу основной части занятия должна находиться в состоянии оптимальной возбудимости. Вводно-подготовительная часть включает в себя:
- Постановку цели и задач занятия
- Теоретические сведения

- Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.

Основная часть – одна из самых интенсивных по нагрузке и самая длительная по времени часть занятия. Содержание этой части составляют изучение и совершенствование технических и тактических
приемов.

Заключительная часть необходима для приведения организма ребёнка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение и подвести итоги занятия. Для решения этих задач необходимо снизить физическую нагрузку (можно использовать элементы ходьбы, общеукрепляющие упражнения, игры спокойного характера).

Содержание вводно-подготовительной и заключительной частей зависит в большей степени от задач и содержания.

Врачебно-педагогический контроль

На занятиях необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям. Для этого надо знать данные мед.осмотра, результаты педагогических наблюдений, уровень физического развития, двигательной подготовленности. Медицинский работник  проводит осмотр внешнего вида кожи, определяет тургор тканей, упитанность, обследует состояние всех органов и систем. Он обследует физическое развитие (рост, массу тела, емкость легких...), кроме того он определяет степень тренированности, реакции организма на физическую нагрузку устанавливает допуск к занятиям; назначает упражнения корригирующего характера для детей, имеющих отклонения от нормы; устанавливает длительность закаливающих процедур; определяет, при какой температуре воздуха их нужно проводить. Медицинский работник осуществляет контроль за гигиеническим состоянием мест для занятий, физического инвентаря, за чистотой обуви, тела детей. В процессе занятий акробатикой медицинский работник проводит хронометраж, измеряет пульс, наблюдает за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки, следит за обеспечением страховки и мерами профилактики травматизма.

Реакции на физическую нагрузку можно определить по внешним признакам: цвету лица, потливости, дыханию, работе сердца, поведению, ухудшению качества выполняемых упражнений, ухудшению осанки.

На основе собранных наблюдений врач определяет физиологическую кривую, общую и моторную плотность занятий, оценивает эффективность подобранных упражнений, их дозировку и методику проведения и дает советы педагогу.

Подготовка педагога к занятию

Заблаговременная подготовка педагога к занятию в значительной степени предопределяет успех в решении намеченных задач. Педагог подбирает акробатические элементы в соответствии с подготовленностью детей, определяет последовательность их выполнения, продумывает   методику   проведения   (организация   детей,   дозировка упражнений, приемы обучения, музыкальное сопровождение). Важно предусмотреть комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Нужно заранее подготовить помещение для занятия: проверить прочность физического оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятием надо проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.    

Методика проведения занятия по спортивной акробатике

Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии. При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Фронтальный способ обеспечивает постоянное взаимодействие педагога и детей, создание дидактически наилучших условий для решения всех   задач. Одновременное выполнение упражнений повышает физическую нагрузку, способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Вместе с тем дети приучаются к коллективному выполнению упражнений.     Недостаток этого способа заключается в том, что затрудняется индивидуальный подход к каждому ребенку. При групповом способе группу делят на несколько подгрупп (2-3 чел.), и каждая получает отдельное задание. (Например, одна группа ходит по гимнастической скамейке, другая выполняет упражнения с мячом, третья – пролезает через обруч. После того, как дети выполнят несколько раз упражнение, подгруппы меняются местами. Смена происходит 3 раза. Таким образом, каждая подгруппа успевает позаниматься всеми видами упражнений. Педагог находится там, где больше нужна его помощь, где требуется страховка.

В подгруппе назначается старший, который следит за правильностью действий своих подопечных и за соблюдением порядка. У группового способа есть и недостатки: ограничены возможности педагога контролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки. Кроме того, физическая нагрузка увеличивается незначительно, потому что одновременно могут выполнять упражнение только по одному из каждой подгруппы, остальные же дети вынуждены ждать своей очереди. Групповой способ используется тогда, когда ставится задача развить у детей умение заниматься самостоятельно.

При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по
очереди, а педагог проверяет качество выполнения и дает соответствующие
указания (особенно это важно при разучивании упражнений). Остальные
дети наблюдают за исполнителем и отмечают как положительные стороны,
так и недостатки. Этот способ применяется главным образом тогда, когда
требуется страховка.                

 

 

 

Виды деятельности

Каждый раз, идя к детям, надо нести новый замысел предстоящего занятия, использовать различные виды деятельности.

  • Типичное занятие.       
  • Игровое занятие.
  • Круговая тренировка. 
  • Самостоятельное занятие.
  • Комбинированное занятие.
  • Соревновательное занятие.

1.      Типичное занятие: вводная часть; основная часть; заключительная часть.

2.      Игровое занятие. Профессор П.Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни».        Игровые упражнения дают возможность в непринужденной обстановке выполнить какое-либо упражнение, закрепить пройденное на предыдущих занятиях или подвести к более прочному освоению программного материала. Игры оказывают благоприятное влияние на эмоциональный настрой детей,   способствуют  воспитанию и проявлению таких качеств, как решительность, мужество, смелость, организованность, ответственность. В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более
точными, координированными.      Педагог приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры, воспитывает навыки культурного поведения в коллективе. Так, когда «ловишка» дотронется до одного из бегущих, то как бы последнему не хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону.   

Игры детей младшего школьного возраста построены на основных движениях - беге, прыжках, лазании. К детям предъявляются требований в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать («мышеловка», «ловля бабочек»). Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости. После проведения игрового занятия подводятся итоги: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.

Подведение итогов игрового занятия должно проходить в занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

3.      Круговая тренировка. Круговая тренировка - это такая тренировка, когда задания выполняются поточным способом небольшими группами по два-три ребенка. Время выполнения каждого упражнения - от 30 до 45 сек. Ребенок, передвигаясь как бы по кругу и переходя от одной «станции» к другой, выполняет без перерыва серию упражнений. Например, сначала он идет по гимнастической скамейке, спрыгивает с нее, ползет на четвереньках, затем подлезает под дугу, встает, подпрыгивает и бросает мяч в корзину. После этого ребенок повторяет ту же серию упражнений. И так 4-6 раз. Чем больше используется инвентаря, тем больше физическая нагрузка. Быстрая смена заданий очень нравится детям. Такое занятие увеличивает силу, выносливость, ловкость, быстроту, способствует развитию гибкости. А это, в свою очередь, помогает овладеть более сложными элементами.        

4.      Самостоятельное занятие.  Большие возможности для дальнейшей интенсификации учебного процесса заложены в содержании и организации самостоятельных заданий на уроке. Очень важно правильно подобрать задания для самостоятельной деятельности детей. Эти задания должны строго учитывать степень подготовленности детей и изучаемый материал, его объем и место на уроке, способы проверки. Например,  на зачетном занятии,  после  изучения определенной темы, дети учатся составлять свои акробатические миниатюры. Такое занятие проводится с целью развития творческого воображения у детей.

5.        Комбинированное занятие. Без выдумки и творчества урок безрадостный, а значит неэффективный. Занятие должно быть каждый раз иным, не должно быть повторений. Комбинированное занятие способствует этому. Комбинированное занятие сочетает в себе различные формы и виды деятельности. Здесь большое значение имеет творчество педагога, его умение грамотно составить такое занятие.

  • Соревновательное занятие. Соревновательное, занятие проводится тогда, когда дети хорошо освоили физические упражнения, акробатические элементы. Соревнование повышает интерес к занятиям, содействует лучшему выполнению элементов, у детей развивается способность применять двигательные навыки неумения в усложненных условиях. Вначале соревнование организуется на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыгнет, кто лучше сделает мостик. В дальнейшем критериями оценки становятся быстрота, высота, правильность упражнения. Кто больше отожмется, кто правильно выполнит наклон вперед и т.д. Соревновательное занятие способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил.

Текущий и итоговый контроль

Большое значение при формировании умений и навыков имеет самоконтроль и самопроверка. С первых занятий необходимо постоянно приучать детей к самым разнообразным формам проверки выполнения своей работы:     

- комментирование;     

  • взаимопроверка;            
  • показ упражнения учителем;
  • использование наглядных пособий.

Все  виды  проверки должны быть направлены  на то,  чтобы ребенок уходил с занятия с верно выполненными заданиями.

Тесты

  • Тесты на гибкость. Гибкость является важнейшим физическим качеством, она увеличивает объем движений в суставах, улучшает эластичность тканей. Перед началом занятия рекомендуется измерить амплитуду движений в суставах, а также гибкость позвоночника, что позволит позже оценить эффективность использованных средств. Гибкость разных суставов различна, поэтому универсальный метод оценки гибкости отсутствует. Большое внимание необходимо уделять гибкости позвоночника. Простой тест - наклон вперед из положения сидя.

 

2. Тест для определения мышечной силы. Мышечная сила для детей 6-летнего возраста определяется кистевым динамометром. Ребенок берет динамометр в руку, вытягивает ее в сторону и сильно сжимает.

3. Тест для определения осанки. Нужно поставить ребенка на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Затем предложить ребенку рассказать стихотворение, чтобы снять напряжение. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены.

Зачеты

Зачеты проводятся после каждой темы. Оценки не выставляются. Дети устно поощряются за активное участие и правильное выполнение упражнений.

Экзамен

Экзамен проводится в конце года. Дети сдают норматив III юношеского разряда по акробатике:

  • равновесие на правой или левой ноге, руки в стороны;
  • кувырок вперед, лечь на спину;
  • мост, лечь на спину, сесть;
  • наклон вперед до касания грудью бедер;
  • перекатом назад стойка на лопатках с поддержкой руками под спину;

      -     перекатом вперед в группировку встать и прыжок вверх прогнувшись.

За выполнение норматива выставляются дифференцированные оценки. Если дети имеют отставания в физическом развитии, допускается уменьшение требований к выполнению норматива.

Предполагаемая результативность: успешное освоение программного материала дополнительной образовательной программы «Спортивная акробатика»; выполняют норматив III юношеского разряда по акробатике; составляют самостоятельно свои акробатические миниатюры.

С детьми можно решать задачи по укреплению и сохранению здоровья, исправлению отдельных отклонений в осанке, формировать устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой.

Литература

 

Используемая литература:

  • Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., Просвещение, 1986г.
  • Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. М., Медицина, 1984г.
  • Деметер Г. Бегай, ползай, прыгай. М., Ф и С, 1972г.
  • Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. М., Просвещение, 1954г.
  • Коркин В.П. Акробатика. М., Ф. и С, 1983.
  • Ленерт Г., Лохман  И.  Спортивные игры  и  упражнения для детей
    дошкольного возраста. М., Ф. и С, 1977г.
  • Ляшцев М.И. Программы для внешкольных учреждений "Спортивные кружки". М., Просвещение, 1977г.
  • Немов Р.С. Психология образования. М., 1994г.
  • Осипов Н.Ф., Гришин В.Г. Малыши открывают спорт. М., Педагогика, 1978г.
  •            Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. М., Спорт, 1992г.
  • Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М., 1988г.
  • Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. М., 1993г.
  • Хухлаева Д.В.  Методика физического воспитания  в дошкольных учреждениях. М., Просвещение, 1977г.
  • Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. М., Просвещение, 1977г.

 

Для педагога:

  • Воспитание физических качеств детей школьного и дошкольного возраста. Методическое пособие.  М.: 2004год
  • Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
  • Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя/ Под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
  • Коркин В.П. «Групповая акробатика» Физ. культура, 1970 год
  • Коркин В.П. «Акробатика», Н «ФиСп»1983
  • Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура.

Начальные классы (1-4класс) Просвещение,  М.: -  2005год

8. Н.П Семёнов. Советы тренерам. «Физкультура и спорт», 1980 год (сборник упражнений и методические рекомендации).

  • Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.

    

Для детей:

  • Коркин В.П. «Групповая акробатика» Физ. культура, 1970 год
  • Коркин В.П. «Акробатика», Н «ФиСп»1983
  • Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура.

Начальные классы (1-4класс) Просвещение,  М.: -  2005год

  • Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.

    

План конспект урока по физической культуре в 1 Б классе

УПРАЖНЕНИЯ АКРОБАТИКИ

 

Цели деятельности учителя

Формировать навыки поточной тренировки; освоить технику выполнения упражнения «мост»; совершенствовать выполнение упражнений акробатики в различных сочетаниях и передвижениях.

Тип урока

Конструирование способа действий.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: выполнять технические действия из базовых элементов акробатики; применять их в игровой и соревновательной деятельности;

получат возможность научиться: в доступной форме объяснять правила выполнения акробатических упражнений, анализировать и находить ошибки; соблюдать требования техники безопасности.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, умением формулировать вопросы и ответы;

регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Гимнастические маты.

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Виды контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проводит построение. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Выполняют построение в одну шеренгу. Слушают

и обсуждают тему урока.

Фронтальная.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

о школе; стремятся хорошо учиться
и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя
с позицией школьника.

Устный опрос.

II. Актуализация знаний.

Ходьба с заданием.

 

Даёт команды: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!», «На носках руки вверх марш!». По окончании даёт команду:  «Бегом  марш!».

Выполняют ходьбу (10 с),  разогревающий бег (1,5 мин), по окончании которого переходят на шаг и выполняют упражнения на восстановление дыхания.

Индивидуальная.

 

Личностные: проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных ситуациях.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.

Выполнение действий по инструкции.

Дыхательные упражнения.

Проводит дыхательные упражнения: вдох – руки вверх, подняться на носки; выдох – полунаклон вперед, расслабленные руки вниз. (Повторить 3–4 раза).

фронтальная.

III. Изучение нового материала.

Понятие «поточный метод».

 

Объясняет, что поточный метод заключается в том, что все упражнения ученики будут выполнять друг за другом с соблюдением дистанции и только по заданию и команде учителя.

Слушают, задают вопросы.

Индивидуальная, фронтальная.

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме об особенностях поточного метода;

логические – дополняют и расширяют име-ющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

Коммуникативные:  используют речь для регуляции своего действия; взаимодействовуют со сверстниками в совместной деятельности.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Устные ответы.

Упражнения поточным методом.

(см. Приложение).

Объясняет и по необходимости показывает упражнения. Обратно возвращаться шагом: правая колонна – с правой стороны матов, левая – с левой.

По команде подходят к матам и друг
за другом парами выполняют задания.

Работа
в парах.

 

Выполнение действий по инструкции.

 

Комбинация акробатических упражнений.

 

Повторяет перекаты, кувырки, стойку на лопатках.      
1) И. п. – лежа на мате на спине. 1 - взять группировку;

2 - и. п. (Повторить 6–8 раз).

2) Лежа на спине, удерживая ноги в группировке, по команде учителя выполнить перекаты. 1 - перекат на правый бок; 2 - перекат в и. п.; 3 – перекат на левый бок; 4 – и. п.

Выполняют комбинацию упражнений.

 

Индивидуальная.

 

 

Осуществление само-контроля по образцу.

Выполнить упражнение «Мост».

Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют упражнение.

Индивидуальная.

IV. Первич-ное осмыс-ление и за-крепление.

Упражнения для развития внимания.

Проводит упражнения
по команде: повороты направо и налево, но с закрытыми глазами. Может давать команды не по порядку. Заканчивает упражнение по команде «Стоп!».

Выполняют упражнения.

Открывают глаза и отмечают, кто остался на месте, а кто отклонился.

Фронтальная.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные:  используют речь для регуляции своего действия; взаимодействовуют со сверстниками в совместной деятельности.

Выполнение действий по инструкции.

V. Итоги урока.
Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводит беседу
по вопросам:

– В чём заключается поточный метод выполнения упражнений?

– Какие правила безопасности следует соблюдать при выполнении упражнений поточным методом?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Упражнения на матах поточным методом.

1. Ходьба на четвереньках.

2. Ходьба на четвереньках с прямыми ногами.

3. Прыжками на четвереньках (руки выставляются максимально вперед, ноги прыжком подтягиваются до упора присев).

4. Ходьба на коленках.

5. Ходьба «тараканчиком» (в упоре сидя сзади приподняться и, перебирая руками и ногами, передвигаться вперед).

6. То же самое спиной вперед.

(Каждое задание выполнять 2 раза, второй раз – чуть быстрее, но не бегом).

 

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика