Развитие скоростно-силовых качеств средствами гимнастики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Одной из задач физического воспитания является развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости. Скоростно-силовые способности очень важны в жизни, но на уроках физической культуры в школе их развитию не уделяется достаточно внимания. Проблема воспитания силовых качеств у детей в настоящее время представляет собой особый интерес в связи с социальными, экологическими, экономическими условиями современной жизни.
Развитие скоростных качеств
Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений. Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Ввиду того, что чаще бывает несколько последовательных или одновременных раздражителей, и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции в свою очередь подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.
Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством. Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов не превышает 20–25 с. У менее тренированных людей эти возможности меньше.
Общей тенденцией является стремление к превышению максимальной скорости при выполнении упражнений. Поэтому рекомендуется повторное выполнение скоростных упражнений сериями в форме постоянного соревнования между студентами. Состязания вызывают, как правило, эмоциональный подъем, вынуждают проявлять предельные усилия, что ведет к улучшению результатов.
Развитие силовых качеств
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида: упражнения с внешним сопротивлением; с преодолением веса собственного тела; изометрические упражнения.
Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются:
‒ на упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. С их помощью можно преимущественно воздействовать не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;
‒ упражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, но и на стадионах;
‒ упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров), которые следует выполнять в подготовительной и основной части занятия для юношей и девушек.
Упражнения с собственным весом широко применяются во всех формах занятий атлетической подготовкой: гимнастические силовые упражнения на перекладине, брусьях, канате и др. Гимнастические силовые упражнения являются отличным средством для укрепления и развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины. Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц. Тренировка с использованием изометрических упражнений требует относительно мало времени, а оборудование для ее проведения весьма простое.. По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – менее 1/3 всех мышц. Существуют различные методы развития силы:
1. Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями или сопротивлениями.
2. Метод повторных усилий, в котором в качестве основного тренирующего фактора выступает не предельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом (сопротивлением).
3. Изометрический метод характеризуется кратковременным напряжением мышц без изменения их длины. Выполняемые этим методом упражнения рекомендуется применять.
Заключение
С помощью гимнастических упражнений можно: осуществить избирательное воздействие на мышцы; гимнастические упражнения позволяют легко дозировать нагрузку за счёт изменения количества повторений, режима мышечной работы, а также варианта исполнения упражнения; возможность использования собственного веса как отягощения.
Список литературы
- Аронова Е.Г. Развитие скоростно-силовых качеств детей подготовительной группы средствами ритмической гимнастики // Шаг в науку: статья в сборнике трудов конференции. – Москва. 2018. С. 64-68
- Воробьева Е. В., Бобровская О. В., Садовникова А.М. Воспитание физических способностей юных гимнасток, занимающихся спортивной аэробикой на этапе начальной подготовки // Педагогический имидж. 2019. №2. С. 177-188
- Шутова Т. Н., Заппаров Р. И., Нуцалов Н. М. Атлетическая гимнастика в развитии физических качеств студентов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №2. С. 218-222