Электронное правительство
1. Дайте определение электронному правительству (e-government).
Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
2. Сравните этапы развития электронного правительства в различных странах
Применение электронных и информационных технологий в государственном управлении проходит ряд этапов. Выделяют пять основных этапов в этом процессе. Первый этап — возникающее веб-присутствие — связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граждан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках и т.д. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т.д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах.
Второй этап — продвинутое веб-присутствие — позволяет пользователям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые системы, возможность послать комментарий или совет. Третий этап — интерактивное веб-присутствие — характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населению. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, департаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребностям и интересам. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.
Четвертый этап — трансакционное веб-присутствие — включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие трансакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразделениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нужды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять другие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись.
Пятый этап — полностью интегрированное веб-присутствие — выделяется тем, что позволяет правительству осуществлять все услуги и связи через правительственный портал, а пользователю сети позволяет немедленно получать любую услугу. Отмечается, что здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства и организации его деятельности и функционирования чиновничества, подобно «виртуальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрократии», «бюрократии системного уровня».
Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе развития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т.д.
Уровень развития электронного правительства по странам, естественно, различен. Проводимые сравнительные исследования исследовательской группой по политике в киберпространтсве в Университете Аризоны и Джордж Мейсон Университете (США) показывают, что наиболее развитыми в этом отношении являются Великобритания и Соединенные Штаты, затем идут Индия, Австралия, Канада и Япония. Страны отличаются по уровню прозрачности и интерактивности правительства. Так, Канадское правительство более интерактивно, чем прозрачно, тогда как Австралия имеет более прозрачное правительство, но менее взаимодействующее с населением. Правительство в США характеризуется наибольшей степенью прозрачности и открытости.
Во Франции согласно циркуляру премьер-министра все министерства страны должны были открыть свою страничку в Интернете до 31 декабря 1997 г. При этом требовалось обязательное соблюдение следующих требований: представленная информация должна быть исчерпывающей и объективной, строго актуализированной, четкой, обеспечивающей равный для всех доступ, давать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. В США аналогичный проект начал развиваться с 1 июля 1997 г., хотя его идея возникла значительно раньше. Создание Национальной информационной инфраструктуры (доктрина N11) являлось одним из предвыборных обещаний А.Гора еще в 1991 г. и было им успешно выполнено. Сегодня все органы государственной власти США не только имеют представительство в Интернете, но и активно взаимодействуют с гражданами с помощью электронной почты. В настоящее время функционирование электронного правительства организовано в Интернет-порталы, т.е. комплексные электронные средства, обеспечивающие осуществление ряда функций правительства. Интернет-порталы выполняют следующие функции:
- поиск и получение информации;
- взаимодействие граждан и организаций с органами государственной власти;
- проведение органами государственной власти мероприятий для граждан и организаций;
- предоставление общественных услуг.
3. В чем заключаются показатели эффективности реализации электронного правительства?
Президентом Российской Федерации поставлены задачи достижения следующих показателей:
- уровень удовлетворенности граждан России качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90%;
- доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 году – не менее 70%;
- доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ) к 2015 году – не менее 90%.
Основным достижением развития ЭП в Российской Федерации за последнее время стало значительное улучшение порталов государственных услуг. Это позволяет гражданам находить необходимую информацию и получать услуги, не выходя из дома.
Чтобы обеспечить требуемые показатели эффективности электронного правительства, обозначенные в Указе Президента РФ, необходимо повысить заинтересованность чиновников; обеспечить наличие (разработку и внедрение) электронных информационных баз, справочников и классификаторов; повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, а значит и уровень удовлетворенности граждан; довести информацию до каждого гражданина и тем самым повлиять на повышение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме; расширить спектр услуг, оказываемых гражданам в МФЦ по принципу «одного окна».
4. Опишите архитектуру электронного правительства
Государственные ведомства также внедряют такие корпоративные системы, как системы управления ресурсами предприятия (ERP) или системы управления отношениями с клиентами, т.е. гражданами и бизнесом (CRM). Но даже при условии, что эти системы реализуют аналогичные функции, что и в бизнес-среде, реализация их в государственных ведомствах сильно отличается. Если говорить об отличиях, связанных с выделением отдельных представлений (или доменов) в описании Архитектуры электронного правительства, то многие методики особо выделяют некоторые области, которые не всегда актуальны для архитектуры уровня предприятия. В качестве примера можно привести концепцию Архитектуры электронного правительства Gartner, которая выделяет следующие представления:
- интерфейс;
- бизнес-архитектура (функции);
- данные;
- прикладные системы;
- общие сервисы;
- интеграция;
- инфраструктура.
Это условно показано на рис. 1 в виде «пирамиды». Все перечисленные области Архитектуры электронного правительства обеспечивают основу использования информационных технологий в организациях. Архитектура на уровне государства в целом или на уровне отдельного ведомства должна быть дополнена структурами управления и набором процессов, которые ее поддерживают и обеспечивают, т.е. Архитектурой операций или Процессами управления Архитектурой и ИТ.
Рис. 1. Концептуальная архитектура электронного правительства
Федеративная или централизованно-децентрализованная модель архитектуры. Одной из центральных характерных принципов реализации архитектуры электронного правительства является федеративная или централизованно-децентрализованная модель. Это означает децентрализованную реализацию архитектуры различными государственными министерствами, агентствами и ведомствами при централизованной разработке методик описания, анализа и оптимизации архитектуры и при централизованном создании базовых технологических компонент и систем, обеспечивающих общие, повторяющиеся для большинства ведомств функции. Различные государственные ведомства будут продолжать отвечать за реализацию своих функций и работу с соответствующими данными. То есть, непосредственно ведомства остаются «владельцами» процессов и будут ответственными за реализацию своих собственных информационных систем и за актуальность и точность информации.
Интеграция и повторное использование технологий и решений будет достигаться через идентификацию и реализацию общих принципов проектирования и создание ограниченного набора общих для большого количества ведомств базовых технологических компонент, использование которых уменьшит дублирование в создании систем и обеспечит их многократное использование.
С технической точки зрения, уже сегодня, например, российские федеральные ведомства имеют достаточную технологическую основу и ИТ-инфраструктуру для реализации своих функций в электронной форме (сети, компьютеры и т.д.). Необходимо лишь более четко определиться по прикладным системам поддержки административных процессов и услуг. При этом потребуется два типа таких систем на федеральном уровне:
- системы, обеспечивающие общие сервисы (базовые компоненты);
- прикладные системы, специфические для реализации конкретных функций и услуг.
Прикладные системы большей частью состоят из компонент, настроенных под реализацию конкретного процесса и услуги и, таким образом, должны, как правило, быть реализованы на уровне отдельного ведомства. В противоположность этому общие сервисы (базовые компоненты) могут быть использованы аналогичными или похожими способами для реализации большого количества процессов и услуг. Они покрывают специфическую функциональность в общей форме и поэтому обеспечивают широкую область реализации своих полезных свойств.
Для достижения интеграции систем различных ведомств на федеральном уровне и на различных уровнях государственного управления, систем предоставления государственных услуг в условиях, когда за реализацию государственных услуг отвечают соответствующие отдельные ведомства, средством координации могут быть только:
- хорошо определенная архитектура;
- общие методики;
- общие форматы и схемы данных.
5. Дайте характеристику Индексу развития электронного правительства (E-government development index).
Индекс развития электронного правительства — это комплексный показатель, который оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг. Выпускается раз в два года.
Исследование содержит данные об уровне развития электронного правительства в различных странах, а также системную оценку тенденций в использовании ИКТ государственными структурами. Все страны, охваченные данным исследованием, ранжируются в рейтинге на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим:
- Степень охвата и качество интернет-услуг.
- Уровень развития ИКТ-инфраструктуры.
- Человеческий капитал.
Данные для составления индекса телекоммуникационной инфраструктуры берутся из официальной статистики Международного Союза Электросвязи. Расчет индекса человеческого развития осуществляется на основе информации из базы данных ЮНЕСКО и материалов Доклада о развитии человеческого потенциала. Оценка электронных сервисов проводится специалистами независимой исследовательской организации при контроле Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам. При формировании индекса развития электронных услуг оцениваются сайты национальных правительств, а также сайты министерств образования, труда, социального обеспечения, здравоохранения и финансов и связанные с ними порталы или их филиалы. Таким образом, EGDI является составным нормализованным индикатором, на основе которого можно достаточно точно определить готовность и способность органов власти использовать информационно-коммуникационные технологии и технологии связи для оказания услуг населению. Для построения интегрального показателя (индекса развития электронного правительства Iэп) используется рейтинговая технология. Интегрирование показателей осуществляется по аддитивному методу свертки.
На основе индекса развития электронного правительства Iэп производится ранжирование регионов, строятся рейтинги регионов по уровню развития электронного правительства. Чем больше значение Iэп, тем выше место региона в рейтинге. В связи с тем, что разработанная система показателей оценки развития электронного правительства включает большое количество показателей с разной размерностью, проводится нормирование данных с применением формулы линейного масштабирования (1).
(1)
где i – номер региона;
Xi – значение параметра для i-го региона;
Xmax и Xmin – максимальное и минимальное значения показателей;
Ai – нормированный показатель (индекс показателя).
Суть метода линейного масштабирования состоит в том, чтобы отобразить значения каждого показателя в интервале от 0 до 1, сохраняя все пропорции между отдельными значениями. Примером использования формулы (1) для нормирования данных является вычисление индекса стран мира к электронному правительству, определяемого Организацией Объединенных Наций. Однако, отдельные российские и зарубежные авторы рекомендуют при вычислении индексов показателей проводить процедуру сглаживания данных. Наиболее распространенным является следующий подход: перед нормированием данных по методу линейного масштабирования исходные значения возводятся в степень 1/2. Формула для сглаживания и нормирования показателей (2) представлена ниже.
(2)
где i – номер региона;
Xi – значение параметра для i-го региона;
Xmax и Xmin – максимальное и минимальное значения показателей;
Ai – нормированный показатель (индекс показателя).
6. Дайте определение информационному консалтингу.
Информационный консалтинг — это специализированный вид услуг, ориентированный на удовлетворение информационных потребностей клиента-заказчика, информационное сопровождение и поддержку бизнес-сделок и выработку оптимальных путей использования информационных ресурсов в практике управления организационными изменениями. Даются рекомендации клиентам в том, как добиться эффективности от той инфраструктуры, которая у них имеется, а также как применять новые ИТ-технологии в управлении их бизнесом. В услуги агентств, которые предоставляют информационный консалтинг входит проектирование и подготовка детальной технической спецификации, а также внедрение информационных систем и программного обеспечения в управление компанией для автоматизации производства. Информационный консалтинг также подразумевает оптимизацию затрат на введение информационных технологий в производство. Управление Ит-проектами также включается в определение информационный консалтинг.
7. Перечислите виды консалтинговой деятельности
Каждая консалтинговая фирма предоставляет такой спектр услуг: финансовое консультирование – комплекс услуг, которые направлены на выстраивание результативной, надежной системы управления; управленческий консалтинг – при его помощи можно своевременно обнаружить слабые стороны и сделать их сильными, скорректировав направленность деятельности компании; бухгалтерский – консультирует по поводу новых методик ведения учета и деятельности в компьютерных программах, осуществляет информирование сотрудников и управленцев про новое в бухгалтерском учете; юридический – осуществляет своевременную целесообразную поддержку организации во время регулярных перемен в законодательстве; налоговое консультирование – помогает в отработке систематичности оплат налоговых сборов, не допуская нарушений в области налогообложений, устраняя образовавшиеся ошибки; маркетинговый консалтинг – консультации для любой отрасли действующего бизнеса; экспертный консалтинг – консультационные услуги, подразумевающие реализацию и разработку решений по их реализации после диагностирования компании.
8. В чем заключается особенность правового консалтинга?
Под иностранным термином «юридический консалтинг» или «правовой консалтинг» принято понимать предоставление юридических услуг, которые оформлены договорными отношениями. При этом подразумевается предоставление самых разнообразных действий. Например, юридическую консультацию касательно вопросов действующего российского законодательства, могут получить как юридические, так и физические лица. Еще одна форма юридического консалтинга – досудебное урегулирование хозяйственных споров, позволяющая уладить возникшие спорные ситуации, не доводя их до судебного разбирательства.
В хозяйственной деятельности правовой консалтинг позволяет создавать оптимальные условия для построения правильной работы с бизнес партнерами и контрагентами. Это позволяет хозяйствующим компаниям вести свою деятельность, не выходя за рамки правового поля. Кроме этого, такая услуга предполагает предоставление интересов клиентов в судах различного уровня, что позволяет клиентам грамотно строить юридическую защиту собственных интересов, таким образом добиваясь справедливого судебного решения. Современный бизнес-консалтинг включает в себя предоставление самых разнообразных услуг. Это может быть исследование рынка, разработка актуальных концепций, составление бизнес-планов, поиск инвесторов, проведение рекламных кампаний и виртуального маркетинга, продвижение на рынке торгового бренда.
9. Приведите примеры правового консалтинга, оказываемого экспертами компаний-разработчиков справочных правовых систем.
Сегодня правовой консалтинг распространяется и на автомобильный бизнес. Специалисты оказывают помощь при совершенном ДТП, представляют интересы своих клиентов судах, работают со страховыми компаниями, добиваясь положенных выплат по причинённому ущербу автомобилю. Обращение за помощью к опытным юристам позволяет эффективно разрешать многие спорные ситуации, получать массу полезной и нужной информации. Всегда не лишним будет профессионально выполненный анализ рынка и сложившейся экономической ситуации и как это может повлиять на бизнес в самом ближайшем будущем. Не обходятся сегодня без помощи квалифицированных юристов инвесторы и кредиторы, собирающиеся вложиться в строительство объектов различного назначения.