Литературный досуг по творчеству поэтов и писателей Забайкалья
Конспект литературного досуга для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) по творчеству поэтов и писателей Забайкалья
«Народ живет здесь – Забайкальцы!»
Провела воспитатель______________
Дата проведения «__»________20__ г
Цель: воспитание патриотизма, чувства любви к родному краю на основе изучения произведений забайкальских поэтов и писателей.
Задачи:
Образовательная: закреплять знания детей о поэтах и писателях Забайкалья, об интересных людях-земляках и удивительной забайкальской природе.
Развивающая: развивать творческое воображение.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, нравственные чувства гордости за родной край и людей, которые его населяют.
Предварительная работа: чтение стихов и прозы писателей и поэтов Забайкальского края беседы об их творчестве.
Оборудование: ноутбук, проектор, выставка книг А. Бутузова, О. Курановой, Г. Жарковой, Г. Граубина, В. Никонова и их портреты.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Забайкалье – богатый и удивительный край. Он знаменит своей разнообразной природой и известными людьми: Космонавт Владимир Титов, актеры Виталий и Юрий Соломины, Александр Михайлов родились в наших краях. Даурский заповедник, Гора Палласа, Парк Кодар являются настоящими памятниками природы, а Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль строили в двадцатом веке всей страной! На забайкальской земле родилось не мало поэтов и писателей, известных всей России и сегодня мы будем говорить об их творчестве. Давайте посмотрим на карту Росси и определим, где находится Забайкальский край. (Смотрим карту, ответы детей).
А сейчас послушайте стихи забайкальских поэтов (читают дети). Поэт Александр Бутузов так описывает нашу природу:
Забайкалье
Как мне краем не гордиться,
Он таежный и степной,
И не зря так часто снится
Знойным летом и зимой.
Забайкалье, Забайкалье,
Сопки, реки и хребты,
И куда не глянешь в дали -
Столько всюду красоты:
Бирюзовые озера,
как хрустальный, небосвод,
Необъятные просторы,
Добродушный здесь народ.
На лугах стада, отары,
В табунах не счесть коней.
Занят делом малый, старый,
Столько силы у людей.
Угощают гостя чаем,
Мясом, рыбой, молоком.
Свое дело крепко знают,
Здесь приветлив каждый дом.
Разве можно отказаться
От такой вот доброты,
Каждый должен так стараться:
Добрым быть таким как ты.
Поэтесса Ольга Куранова также описывает богатство нашего далекого и удивительного края:
За морем священным Байкалом,
Где вечно зелёна тайга,
Столица стоит Забайкалья-
Растёт, хорошеет Чита.
Внизу у подножья две речки:
Сестрицы-близнецы текут,
Одну называют Читинкой,
Ингодою - другую зовут.
Обнявшись холодной струёю,
Бегут к Шилке - старшей сестре,
Что б с нею дойти до Амура,
А с ним уже в море войти.
Родник есть с живою водою,
Волшебник- старик Дарасун,
Живительной влагой напоит
И весь пропадёт ваш недуг.
Волшебницы- добрые феи:
Ку-ка, Молоковка в близи,
Как сёстры родные вас встретят-
У них есть свои родники.
Широки забайкальские степи,
Озёр синеглазых не счесть,
И недры богаты рудою,
И золото россыпи есть.
Велики Забайкалья богатства,
И в книгах не описать,
Ногами всего не исходишь
И взглядом всего не объять.
Послушайте отрывок из стихотворения Галина Жарковой
Забайкалье
Забайкалье - это за Байкалом
Это там, где сопки и тайга
Это там, где снег по перевалам,
Где зимой беснуется пурга.
Забайкалье - резкие морозы
В иней, снег закутана земля.
В шубах снежных сосны и берёзы.
Под покровом снега спят поля.
Здесь весна багулом красит сопки.
В синем небе дымкой облака,
А в тайге чуть видимые тропки
Приведут к хрустальным родникам.
Забайкальский край богат и разнообразным животным миром, о котором также рассказывают наши поэты, например, Георгий Граубин:
Лесные игры
Кто во что в лесу играет?
Знают все, что прятки
Любит папа-соболь,
Дети-соболятки.
Пёстрые сороки,
Птицы тараторки,
Влюблены в дразнилки
И скороговорки.
У лисицы с волком
Хищные замашки,
Не играйте, зайцы,
С нами в поддавашки!
Белки покачаться
На ветвях не прочь.
А ондатры – в озере
Воду потолочь.
Дикие олени
Выбрали «пятнашки»,
Ведь у них красивые
Пятна на рубашке.
Играют в «полосатики»
Неспроста, не вдруг
Чуда полосатые –
Тигр и бурундук.
Вот бы ещё в клеточку
Зверя подобрать,
Чтобы на спине его
В шахматы играть!
У ручья
Подошла к ручью лосиха,
Посмотрела свысока:
- Больно мелкий, больно тихий,
Можно выпить в два глотка!
Муравей возился долго,
Из хвоинок строя плот:
- Это Лена или Волга?
Вот бушует, вот ревёт!
Ребята, послушайте песню. Показ слайдов природы Забайкалья. Звучит песня о Чите (музыка Ф. Мартынов, слова Г. Граубин)
Я живу на самой длинной долготе:
В Забайкалье. В славном городе Чите.
Здесь дороги от села и до села
Подлиннее, чем от Курска до Орла.
Здесь деревья удивительной длинны:
Достают макушкой чуть не до луны.
Да и люди проживают им под стать:
До макушки вам рукою не достать!
И зима у нас, конечно, ох, длинна:
Чуть не летом начинается весна!
Широки у нас просторы, велики:
Пади шире Волги-матушки реки.
Удивляет новичков такая ширь:
Больше Франции Восточная Сибирь.
А душевная, людская широта-
Это тоже забайкальская черта.
Длинно люди не умеют говорить.
Но за это и не стоит их корить!
Я живу на самой длинной долготе:
За Байкалом, в славном городе Чите.
А сейчас мы с вами попробуем тоже стать поэтами и сочинить рифмы. Я бросаю мяч и придумываю слово, а вам нужно поймать мяч и придумать рифму. Готовы? (ответы детей)
Кошка-…
Дом-….
Сказка-…..
Дверь -….. и тд., по количеству участвующих детей.
А сейчас я предлагаю послушать отрывок из книги «Приключения сохатенка» одного из старейших писателей Забайкалья-Василия Григорьевича Никонова.
Гром ударил рядом, на минуту оглушил сохатенка. Он прыгнул в кусты, упал на муравьиную кучу. Вскочил, не чувствуя боли, прыгнул еще раз. В морду ткнулась ветка боярышника, острые колючки глубоко впились в мякоть верхней губы. Эту боль сохатенок перенести не смог: из глаз покатились крупные слезы. Ему хотелось бежать, бежать, но непонятно было, с какой стороны раздался оглушающий гром. Кинуться ли ему к сопке — она высилась рядом — свернуть ли к реке, или остаться... нет, только не здесь, только не на этом страшном месте. Сердце билось сильно, часто, его толчки отдавались в животе, растекались по всему телу. На секунду он увидел мать-лосиху возле юной березки, длинные ноги с узкими копытами, безрогую голову на короткой шее. Мать лежала, не двигаясь, с глазами, полными ужаса, в предчувствии близкой смерти. Ему стало еще страшнее. Лосенок хотел мыкнуть, но ничего не получилось. А может, не расслышал собственного голоса: глухота не проходила до сих пор.
Второй выстрел грянул тут же — сохатенок бросился к реке. Высокие кочки заплетали слабые ноги. Шатаясь, теленок упрямо брел к воде. Теперь он понял: выстрелы гремели от ближней сопки, охотник прятался в кустах. Лосенок решил бежать к речному берегу, куда, наверно, придет мать-лосиха. Полежит, отдохнет, разыщет сына. Здесь, на берегу, успокоясь, он прильнет к ее вымени, досыта напьется сладкого молока, вкусно пахнущего материнским телом. Так брел он с неясным чувством, пока не вышел на веселую полянку. Толстая бурая зайчиха сидела под кустом, оглядываясь во все стороны. Ей было тяжело бежать. Она с тревогой смотрела на уставшего сохатенка, определяя, что могло с ним случиться. Скорей всего, он остался один, а мать, наверно, убил охотник. Тот, который дважды стрелял у скалистой сопки. Это было и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что, убив лосиху, охотник не будет гоняться за зайцами. Плохо потому, что лосенок не выживет в страшном для него лесу. Она видела таких одиноких сохатят, знала, что их ждет. За полянкой место пошло ровнее, кочки поредели, их сменили желтые волнистые ковыли. Зеленая травка покрывала неширокую долину. Впереди блеснула река, освещенная вечерним солнцем. На нее стаями садились утки, уставшие от дальнего перелета. Лосенок решил отдохнуть, оглядеться, выбрать место, где можно полежать. Здесь ему хотелось дождаться мать, которая обязательно должна его найти. Найти, покормить и обласкать, как умеет делать только она.
Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? Что больше запомнилось? Какое стихотворение вам понравилось больше? А история про сохатенка? (Ответы детей).
Конспект литературного досуга для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) по творчеству поэтов и писателей Забайкалья
«Знакомство с творчеством поэта Николая Витальевича Ярославцева»
Провела воспитатель______________
Дата проведения «__»________20__ г
Цель: познакомить воспитанников с произведениями забайкальского поэта Николая Витальевича Ярославцева.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с биографией и творчеством поэта Н.В. Ярославцева.
Развивающая: развивать художественный вкус к литературным произведениям, кругозор и воображение.
Воспитательная: воспитывать чувство юмора.
Предварительная работа: оформление альбома с произведениями Н.В. Ярославцева, подготовка презентации.
Оборудование: ноутбук, проектор, выставка книг Н.В. Ярославцева и его портрет
Ход мероприятия:
Воспитатель: Детский поэт Николай Витальевич Ярославцев родился и живёт в Чите. Уже в девять лет он начал писать стихи. Николай Витальевич работал на железной дороге, а затем создавал приборы для самолетов и вертолетов. Первым слушателем его стихов был маленький сын, которому очень понравились сочинения папы. Да, стихи Николая Витальевича очень добрые и веселые, вот послушайте:
Почему растут усы
У собаки, у лисы,
У кота
И у крота,
У ежа
И у моржа,
И у маленьких моржат,
Что на камешках лежат
И на солнце греются?
Я-то знаю – почему,
Почему? А потому!
Потому, что по утрам
Никогда не бреются!
А сейчас мы с вами попробуем стать маленькими поэтами. Я приготовила для вас стихотворения Николая Витальевича, но в них пропущены некоторые слова. Поможете мне? (Ответы детей). Не забывайте, что поэт очень любит сочинять шуточные тихи!
Я видел, как летом, в начале июля,
По небу со свистом летела … (кастрюля).
И что тут смешного, кастрюля летела,
А может, она полетать захотела?
А может кастрюля не чья-то, а … (ваша),
И может быть, в ней очень вкусная … (каша),
Которая с луком, которая с … (маслом),
Которую съесть отказались … (напрасно).
Я видел: кастрюля спустилась к окошку,
Туда, где был мальчик с обычною … (ложкой).
А вы бы хотели – Олеги, Наташи –
Впервые отведать летающей … (каши)?
Подбери марки автомобилей
Едет цвета шоколада
По Чите машина … «Лада»
А за ней идет лениво
«Жигули» с названьем…. «Нива»
Обогнать её охота –
Мчится шустрая ….«Тойота»
Её летит наперерез
«Шестисотый … «Мерседес»
Перед ним затормозил
Кирпичом груженый … «ЗИЛ»
С ним встречался много раз
С длинным кузовом … «КАМАЗ»
Молодцы, теперь вы стали настоящими поэтами! А теперь я хочу проверить, какие вы сообразительные! В творчестве Николая Витальевича Ярославцева я приготовили для вас загадки! Отгадаете? (Ответы детей)
В небе что-то прогудело –
Это что за чудеса?
А за ним белее мела
Промелькнула полоса. (Реактивный самолет)
Она строчит, как пулемет,
Сноровисто и ловко.
Немного времени…
И вот … готовая обновка. (Швейная машинка)
Она кругла и горяча,
Ее прабабушка – свеча. (Лампочка)
Если дождик я услышу,
Выношу из дома крышу
И несу над головой,
Дождь идет, а я сухой! (Зонтик)
Шумно падает на грядку,
Пляшет весело вприсядку.
Дети машут из окошка:
- Попляши еще немножко! (Дождь)
Кто несет на голове
Костяные ветки две? (Олень)
Невидимый и ловкий
Сорвал белье с веревки.
Он в подворотнях шарил,
Везде совал свой нос
И мой воздушный шарик
Схватил и вдаль унес. (Ветер)
У забора нашей дачи –
Целый лес травы кусачей.
Даже наш дворовый пес
Не сует в нее свой нос. (Крапива)
Стоит у грядки парень бравый,
На нем висит кафтан дырявый,
У ног его цветет капуста,
А в голове у парня пусто. (Огородное пугало)
Я смотрю на шкаф железный:
До чего же он полезный!
В нем за дверкой круглый год
Стужа зимняя живет. (Холодильник)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня занятие? Что запомнилось больше всего? Как зовут поэта, с творчеством которого мы познакомились? Какое понравилось стихотворение?
Конспект литературного досуга для детей среднего дошкольного возраста (средняя группа) по творчеству поэтов Забайкалья
«Чита- столица Забайкалья»
Провела воспитатель______________
Дата проведения «__»________20__ г
Цель: познакомить детей с произведениями забайкальских поэтов о родном крае.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с творчеством забайкальских поэтов, с достопримечательностями родного края.
Развивающая: развивать художественный вкус к литературным произведениям, кругозор и воображение.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.
Предварительная работа: чтение произведений забайкальских поэтов и писателей, беседы о прочитанном с детьми, подготовка презентации.
Оборудование: ноутбук, проектор, выставка книг забайкальских поэтов, их портреты, фотографии города Читы и Забайкальского края.
Ход мероприятия:
Ребята, расскажите, как называется край, в котором мы с вами живем? (ответы детей). Правильно, мы живем в Забайкальском крае. Крае суровой и удивительной природы, смелых и трудолюбивых людей. Наш край такой замечательный, что многие поэты посвящают Забайкалью свои стихи!
А сейчас мы с вами совершим путешествие по нашему родному краю. Приглашаю всех в поездку: «Мы в автобус сели, и в окошко посмотрели, наш шофер педаль нажал и автобус побежал!» (звучит музыка).
Первая остановка-главный город нашего края – столица – Чита.
Вот послушайте стихотворение:
Наш город расцветает
И крепнет с каждым днём
Пусть каждый в мире знает
Что мы в Чите живём.
Читу мы любим с детства
Наш славный город дом
Мы отдадим ей сердце
Прославим дом трудом.
Внимание, наша поездка по городу Чите продолжается! Как много красивых зданий в нашем городе! (Показ фотографий)
А сейчас предлагаю вам превратиться в строителей и самим построить дом из деталей конструктора. (Дети строят здания)
Молодцы! Мы путешествуем дальше. Следующая остановка –спортивная (Фотография Дворца спорта, городских спортивных площадок).
В Чите стадионов немало
Спортивных побед островки
Чтоб были мы крепче, быстрее,
Сильней самых сильных борцов,
Чита открывает нам двери
Своих стадионов, дворцов.
Мы будем очень стараться
Спортсменами лучшими стать.
Учиться и тренироваться:
Читу на весь мир прославлять!
Ребята, забайкальцы очень любят заниматься спортом, и мы с вами – тоже! Предлагаю показать, какие мы ловкие и быстрые!
(Физкультминутка: под музыкальное сопровождение дети повторяют комплекс упражнений под руководством воспитателя).
Продолжаем наше путешествие. В нашем крае, ребята, живут очень интересные люди, среди них много поэтов и писателей. Назовите их. (Ответы детей) Николай Ярославцев, Георгий Граубин, Василий Балябин, Михаил Вишняков– о чем пишут эти творцы? (Ответы детей)
Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в детский сад!
Звучит песня о Чите
А в Чите коль солнечно, так солнечно
А мороз так за душу берёт
И сердца людей любовью полнятся
По-сибирски круглый год.
Дети отправляются в группу.
Конспект литературного досуга для детей младшего дошкольного возраста (младшая группа) по творчеству писателей Забайкалья
«Сказка М.Е Вишнякова «Почему у Бавгая короткий хвост» (инсценировка)»
Провела воспитатель______________
Дата проведения «__»________20__ г
Цель: познакомить детей с произведением забайкальского писателя М.Е Вишнякова «Почему у Бавгая короткий хвост» в инсценировке.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей со сказкой М.Е Вишнякова «Почему у Бавгая короткий хвост».
Развивающая: развивать художественный вкус к литературным произведениям, кругозор и воображение. В подвижной игре развивать у детей скорость реакции на словесный сигнал, развивать внимание и упражнять в беге.
Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, желание изучать и заботиться о ней.
Предварительная работа: подготовка кукольного театра, декораций, распределение ролей.
Оборудование: кукольный театр, ширма.
Ход мероприятия:
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением замечательного забайкальского поэта и писателя Михаила Евсеевича Вишнякова. Сказка называется «Почему у Бавгая короткий хвост»
Багвай, ребята, - это медведь. Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте сказку.
От автора: Жили-были два мальчика- Муравейка и Турундук
Муравейка: Турундук, ты не знаешь, почему у медведя такой короткий хвост?
Турундук: Не знаю.
От автора Тогда два любопытных друга пошли к старому-престарому Ворону Чернявичу
Муравейка: Дедушка Ворон Чернявич, расскажи, почему у медведя короткий хвост?
Ворон Чернявич: Давным-давно, когда на земле жили первые люди, жил-был первый медведь Бавгай.
(Появляется медведь)
Зимой он не ложился спать в теплую берлогу, а заворачивался от мороза в свой длинный пушистый хвост. Зайдёт на горку, сожмётся в комочек и покатится вниз. Завернется в хвост и, как пушистый колобок, спит всю зиму. А чтобы ветер не унес его, Бавгай привязывался кончиком хвоста к дереву. А однажды Бавгай забыл привязаться. Подул сильный ветер, покатил колобок по лесу. Раскрутился пушистый хвост во всю длину, и Бавгай упал в снег. Тут мороз как ущипнул его за ухо! Спросонок медведь ка-ак подпрыгнул, хвост зацепился за ветки и оторвался... Теперь каждый год, перед приходом зимы Бавгай взбирается на горку и катится вниз - хочет завернуться в колобок. Но в короткий хвост не завернёшься. Тогда к Бавгаю прибегает Пушастик
(Появляется Пушастик) и кричит: - Бавгай, а Бавгай! Перестань кататься. Лучше построй себе тёплую берлогу.
Но Бавгай не слышит тихого голоса Пушастика. Тогда Пушастик бежит к дятлу
(Появляется дятел) и просит: - Дятел Спятил, пожалуйста, достучись до медведя. Он же замёрзнет без тёплой берлоги.
Дятел Спятил стучит по дереву:
ТРА-ДА-ДА! ТРА-ДА-ДА!
НАСТУПАЮТ ХОЛОДА!
ТРА-ТА-ТУК! ТРА-ТА-ТУК!
СПАТЬ УЛЕГСЯ БУРУНДУК!
ТРА-РА-РА! ТРА-РА-РА!
И МЕДВЕДЮ СПАТЬ ПОРА!
От автора: Бавгай перестаёт кататься и быстро строит тёплую берлогу. Потом забирается в неё, ложится на правый бок и засыпает. А Пушастик бегает по лесу и говорит всем зверям:
Пушастик: Тихо. Не шумите. Пусть Бавгай хорошо выспится. И тихо-тихо становится в зимнем лесу. Только снежинки осыпаются с веток и таинственно, как маленькие серебряные колокольчики, звенят и навевают счастливые сны медведю Бавгаю.
Понравилась, ребята, вам сказка? (ответы детей) Давайте поиграем в игру «У медведя во бору»
Из всех участников выбираем одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из детей. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
После окончания игры воспитатель хвалит ловких и быстрых детей.
Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? (ответы детей) Какую сказку мы сегодня с вами посмотрели? В какую игру поиграли (ответы детей).