Духовная культура в контексте массовых праздников и театральных представлений
1.2. Понятие «духовная культура», её составляющие
Духовная культура – это особый тип культуры, который образуется в результате духовной активности человека.[1] Понятие духовной культуры общества связано с особенностями духовного мира сообщества, человека, эпохи. Такая культура основана на духовности как внутреннем выражении человеческой природы. Понятие духовной культуры общества основано на символической, условной природе, а не на физической, природной. Проявления этой культуры невещественны, идеальны, неосязаемы, они скорее осознаваемы и воображаемы (например, идеи, ценности, мировоззрение, учения, менталитет и пр.). В ее основе лежит творческая, умственная сила людей, мощность воображения, мысленного выражения эмоций, идей, мыслей. Духовная деятельность отражает особенности человеческой души и служит ее преображению. Однако внутренняя структура духовной культуры состоит из смыслов как единиц культуры.
Духовная культура общества – это и нравственность в обществе, и научные открытия, и музыка, и живопись, и принципы воспитания детей, и мифология, и социальные идеалы, и религиозные взгляды общества, и философские учения, и многое другое.[2] Этот список невозможно завершить, поскольку понятие духовной культуры общества многослойно и фундаментально. Она многообразна в своих проявлениях так же, как многообразна и духовная деятельность человека. В связи с этим, духовная культура каждого конкретного общества (нация, этнос, историческая эпоха, субкультура, социальная группа и пр.) содержит в себе как абсолютные духовные ценности и формы, так и особенные. Абсолютные проявления (ценности, формы) духовной культуры понятные всем людям и разделяются, как правило, представителями любых сообществ. Например, сюда относятся такие ценности, как добро, вера, истина – они составляют основу духовности любого общества. Тогда как особенные ее проявления характерны только для конкретного общества.
Духовная культура личности – это набор свойственных ей духовных ценностей, с помощью которых строятся поведенческие модели личности.[3] Такой набор духовных ценностей является отражением этического, религиозного, художественного, интеллектуального, морального, нравственно потенциала личности. Духовная культура личности формируется на протяжении всей жизни, хотя наиболее важный этап приходится на период детства и молодости, когда личность переживает этапы социализации (социальная адаптация личности) и инкультурации (культурная адаптация личности). Но помимо семьи и личного примера, на личность серьезное воздействие оказывают различные тексты культуры: художественные, религиозные, научные и пр. Духовная культура личности определяет то, как относится человек к себе, к поступкам других людей, к государству, к церкви, к традициям и новациям, а также ко многом другому. Именно поэтому в любом обществе существует проблема духовного воспитания людей, особенно подрастающего поколения.
В духовную культуру общества включаются такие процесс-результаты и действия духа общества, которые выплескивают наружу очеловеченное в человеке и детерминируют очеловечивание человека. Другие же действия духа, (которые производят и околочеловеческое, тем более расчеловечивающее (в силу не только рациональности, но и иррациональности бытия, в том числе и бытия духа, духовной жизни общества, не очень-то sapiens(ности) родовой сущности человека)), входят в духовную жизнь общества, но остаются за незримой чертой духовной культуры общества.
Элементами структуры выступают ценности, нормы и языки культуры. Одним из основных элементов считаются ценности. Т. Парсонс определял ценность как понятие о желательном, которое влияет на выбор модели поведения. Действительно, в обыденном сознании ценность – это оценивание с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия результатов творений человека.[4] Так вырабатывается в обществе система ценностей, которая делает социум, во-первых, упорядоченным и, во-вторых, предсказуемым. А главное, система ценностей уже накопившаяся в обществе выполняет регулятивную функцию, т.е. она регулирует деятельность человека. Ценность является фундаментом любой культуры. Если культурный предмет не имеет ценности, то это просто физический объект. Ценности делятся на:
- предметные, которые имеют своего носителя, например, природные богатства, художественные произведения, предметы религиозного поклонения;
- сознания, куда относятся, например, общественные установки, представления о смысле жизни, справедливости.
Ценности воплощаются в культурных артефактах. Это и мифология, и письменность, и религия, и произведения искусства и т.д. В традиционных культурах часто вне какой-то из них артефакт переставал им быть – камень, птица, дерево, «назначенные» каким-либо архаичным сообществом в качестве тотема. Но есть и универсальные, т.е. общечеловеческие культурные ценности, которые можно найти во всех культурах и, соответственно, которые разделяются всеми членами социума, вне зависимости от национальности, вероисповедания, положения в обществе. Такие ценности – это результат осмысления человеком опыта развития общества. Они общезначимы и на этом условии объединяют общество. Духовные ценности более универсальны, чем материальные. К фундаментальным духовным ценностям относятся любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и подобные. И нет культур, где были бы ценностны насилие, убийство, воровство…
Изменение общественно-политических условий жизни влечет за собой изменение и системы ценностей, но есть незыблемые, которые не меняются на протяжении многих и многих веков.
Нормы – это следующий элемент духовной культуры. Под нормами понимают правила, которые регулируют взаимодействие и поведение людей. Культурные нормы – это своеобразные эталонные образцы поведения, которые выработаны социумом для облегчения общения. [5]К типам культурных норм относятся привычки, манеры, обычаи, нравы, обряды, церемонии, ритуалы, табу. Законы рассматривают как разновидность норм. Все перечисленные типы норм образуют нормативную систему культуры.
И третий структурный компонент – это языки культуры. Под языком культуры понимают систему знаков и символов, которыми выражается определенное культурное содержание.[6] С помощью этих языков сохраняется и передается из поколения в поколение ценности духовной культуры, а также происходит культурное общение. Языки культуры имеют сложную систему из многих уровней. Единицей системы является знак. Он выступает объективным заменителем события, явления, и его используют для хранения и переработки культурной информации. Особым знаком выступает символ, который выражает в предметной форме смысл какого-либо явления, например, голубь – символ мира. Среди языков выделяют естественные языки (они исторически первичны) и искусственные языки, созданные человеком (языки науки, например), вторичные языки, представляющие собой такие коммуникационные структуры, как: миф, религия, искусство.
1.3. Нравственно-эстетические ценности духовной культуры
Эстетические ценности – это такие исторически сложившиеся феномены (явления) нашей психики, которые лежат в основе эстетического сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Данные эстетические категории характеризуют эстетическую значимость предметов и явлений для человека, удовлетворяя его стремление к прекрасному и возвышенному. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.[7] Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает прежде всего состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром. В этом смысле выделяют:
- объективное содержание эстетической ценности и
- ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т.п.
Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства.
Итак, эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии.[8] Гармония понималась древними греками как основное качество космоса как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умениям воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая потребность – это потребность в выявлении, обретении, сохранении гармонии, в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.[9]
Нравственные ценности – это смысложизненные установки, ориентиры (добро, честь, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания. Нравственное сознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой находят свое выражение нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Нормами поведения являются общепринятые, а не установленные законом, правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Теоретическим осмыслением нравственности занимаются этические учения.[10]
Нравственные (духовные ценности) - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает.[11] Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Моральные и эстетические ценности по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей:
- Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.
- Аскетизм провозглашает идеалом жизни добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий.
- Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу.
В XX в. бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций "благоговение перед жизнью" (А. Швейцер), "заслужи любовь ближнего" (Г. Селье), "цели для человечества" (А. Печчеи), "путь ненасилия" (М. Ганди), "ноосфера" (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.
Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и сущего. Они связаны с утверждением достаточно жестких неписаных законов – принципов, предписаний, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики.
Основные категории морали – добро и зло. Представление о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. Кроме того, мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность.
1.4. Этапы становления духовной культуры
Большинство ученых полагают, что время существования питекантропов, синантропов и неандертальцев относится к безрелигиозному периоду в человеческой истории; первые религиозные верования стали зарождаться лишь тогда, когда на Земле появился человек современного типа. Тогда же формируются похоронные обряды. Религиозные представления древних людей существовали в форме анимизма, фетишизма и тотемизма.
В основе анимизма (от латинского анима - дух, душа) лежала вера в существование души и духов. Дух - это душа, отделенная от тела.[12] Считалось, что души есть не только у людей и животных, но и растений, любых предметов, явлений природы. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, которые были особенно важны для жизни общины. Так человек пришел к идее обожествления природы, созданию ее культа. Культ природы - один из самых древних в человеческой истории. Тогда же формируется и культ предков.
Тотемизм (от индейского тотем - его род) основан на идее о родстве группы людей (рода) и каких-либо животных или растений. Каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать или употреблять в пищу. В качестве тотема могли также выступать определенные предметы. Тотемизм был присущ всем народам мира и его пережитки сохранились во многих религиях. На этой базе сформировался еще один важнейший культ - культ зверя.
Фетишизм (от французского - талисман, идол, амулет) - культ неодушевленных предметов, которые, по мнению древних, обладали сверхъестественными и сверхъчувственными свойствами, так в них обитала душа.[13] Фетишизм был распространен у всех первобытных народов. Он проявлялся в вере в силу талисманов, амулетов и оберегов и отражал стремление людей посредством фетишей воздействовать на ход событий: эти особые предметы должны были защитить людей от бед и несчастий, болезней, дать здоровье, принести удачу на охоте.
Фетишизм, тотемизм и анимизм были тесно связаны с магией, так как воздействие на окружающий мир обычно осуществлялось при помощи колдовских обрядов и заклинаний. Магия (от греческого - волшебство) возникло в древнейшую эпоху, со временем магические обряды становились все разнообразнее: они исполнялись для обеспечения удачи на войне, для «вызывания» дождя, при начале пахоты и уборки урожая. В первобытной общине выделилась особая группа людей - шаманы, которые, по мнению членов общины, обладали способностью общаться с духами. Ритуал общения сопровождался пением, плясками и ударами в бубен. Одной из основных функций шаманов являлось лечение больных. Шаманство было повсеместно и широко распространено.
Формы религиозных верований в первобытную эпоху существовали в смешанном, нерасчлененном виде. Такое состояние принято называть синкретизмом (от греческого - соединение). Синкретизм был характерен не только для первобытной религии, но и для первобытной культуры в целом.
Прежде всего накапливались знания о тех предметах и явлениях, от которых зависела повседневная жизнь людей. К концу первобытной эпохи люди знали свойства разных трав и растений, повадки животных, умели лечить многие болезни, удалять зубы, вправлять вывихи, ампутировать конечности, и даже проводить трепанацию черепа. Они научились сначала пользоваться природным огнем, а позже и добывать огонь; придумали и изготовили копьеметалку, лук, стрелы, сани, лыжи, долбленые лодки. Изобрели колесо и стали делать колесные повозки, придумали гончарный горн, гончарный круг, ткацкий станок.
Научные знания, хотя и накапливались в первобытную эпоху, но медленно и трудно, а накопленное знание часто терялось. Причина - в отсутствии письменности. Информация передавалась только «из уст в уста», ареал ее распространения был невелик, часто ограничиваясь одним племенем. Единственным хранилищем информации очень долгое время оставалась индивидуальная память; если человек забывал или не успевал сообщить свою информацию другим членам общины, это означало потерю данного знания. Лишь в конце первобытности появилась первая система записи. Это была пиктография - рисуночное символическое письмо, предписьменность, так как понять эту запись мог только тот, кто сам ее сделал. Собственно письменность появилась на Древнем Востоке в 4 тысячелетии до н.э., и ее появление означало конец первобытной эпохи и начало эпохи цивилизаций Древнего Мира.
Эпоха цивилизаций Древности охватывает период с 4 тыс. до н.э. до 5 в. н.э. Самыми первыми в 4 тыс. до н.э. возникли цивилизации Ближнего Востока - Древний Египет и Месопотамия. К 3 тыс. до н.э. относится появление цивилизаций Юго-Восточной Азии - Древней Индии и Древнего Китая. Во 2 тыс. до н.э. начинает формироваться культура Античной Европы - сначала культура Древней Греции, а в 1 тыс. до н.э. - культура Древнего Рима.
В эволюции духовной культуры произошли качественные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выражение в начавшемся разделении умственного и физического труда и в утверждении принципиально новой формы накопления и передачи информации — письменности. Процессы превращения первобытного общества в классовое получали отражение в адекватных им формах религиозных представлений и культов. Развитию духовной культуры в рассматриваемую эпоху способствовало вычленение из недифференцированной трудовой деятельности умственного труда. Начало этому было положено выделением организаторско-управленческой, жреческой и полководческой деятельности, занятие которой в процессе усложнения хозяйственной и общественной жизни стало сперва частично, а затем и полностью освобождать от непосредственного участия в производстве. Процесс разделения физического и умственного труда шел все дальше, захватывая новые профессионализирующиеся области духовной жизни.
Профессиональными интеллигентами становились выдающиеся певцы, сказители, танцоры, постановщики театрализованных мифологических представлений, прославленные мастера в различных областях изобразительного и прикладного искусства, знатоки обычаев и родословий, знахари.
В настоящее время историками выделяются следующие основные этапы исторического развития: архаика (IV–I тыс. до н.э.); классика (V в. до н. э. – V в. н. э.); средневековье (V–XV вв.); новое время (XVI – начало XX в.); новейшее время (с начала XX в.)
Культурологами внутри каждого из этих этапов выделяют еще и культурные эпохи. В рамках архаики – эпоха великих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), мегалитическая культура Европы; в рамках классики – эпоха античности (греческая и римская), эпоха великих империй Востока (Ашоки, Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма; в рамках средневековья – средневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения; в рамках нового времени – эпоха барокко (XVII в.), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в. (1789–1914 гг.); в рамках новейшего времени – современная эпоха с начала ХХ в.
1.5. Проблемы духовно-нравственного развития современной молодёжи
В период современных глобальных угроз и вызовов человечеству происходят деформации традиционных духовно-нравственных ценностей. Они оказывают негативное влияние на молодежь, не имеющую еще достаточно устойчивых идеалов, норм, принципов и жизненных целей, что часто приводит к деструктивному социальному поведению и отношению к жизни вообще. Понимая важность сохранения духовно-нравственных ценностей, российское общество ориентировано на формирование патриотизма, крепкой семьи, физического и духовно-нравственного здоровья нации. Выполнение этого социального заказа – важнейший стратегический ресурс развития государства, а также и отдельно взятой личности.
Проблема формирования духовно-нравственной культуры в молодежной среде является одной из наиболее актуальных и полемических в условиях современного состояния российского общества. Пережив период глобальной переоценки ценностно-смысловых ориентиров в стране и на мировой арене в 90-е годы ХХ века, повлекшей духовно-нравственную деградацию общества, затем череду масштабных экономических кризисов, российское население находит утешение в культе демонстративного потребления, провоцируя череду новых социально-психологических, в том числе и духовно-нравственных, проблем. Доступная, благодаря интернет-ресурсам и средствам массовой информации, «жизнь напоказ» катастрофически ухудшает ситуацию, поскольку к трудностям преодоления личных кризисов, обусловленных эффектом ненасытности материальных потребностей и порождаемых им чувств уязвимости, зависти, собственной неполноценности и т.п., добавляются еще и необходимые работы по формированию «лубочного» имиджа, требующие дополнительных затрат человеческих ресурсов и времени.
К сожалению, даже самые тщательные и интенсивные заботы по формированию совершенного селфбренда подобны Сизифову труду, поскольку в фундаментальную идею fashion-бизнеса заложен феномен мгновенного устаревания и постоянного обновления вещей и процессов, заставляющий вращаться колеса потребительской корзины. Уровень материального достатка для большей части общества выступает в качестве ограничителя в потребительской гонке, в лучшем случае побуждая инициативных людей к поиску более доступных имитационных ресурсов и построению воображаемой жизни в виртуальном сообществе. Концепция общества потребления предполагает эксплуатацию такой человеческой характеристики, как эмоциональность. Механизм эмоционального потребления позволяет аргументированно отойти от номинальной, обоснованной рынком, стоимости в область правил фиктивного капитала. Причем маркетологи предпочитают работать над развитием эмоционального потребления именно применительно к поколениям Y и Z, то есть молодым людям и детям.[14]
Для современной молодежи характерно исключительно эмоциональное восприятие картины мира и формирование собственного поведения без попыток предварительной объективизации ситуации. Доминирование идей получать удовольствие немедленно, обойтись минимумом усилий для максимума результата, стремление «жить здесь и сейчас, а после нас - хоть потоп», популяризуемое вследствие искаженной трактовки трудов представителей направления позитивной психологии, в долгосрочной перспективе может привести к весьма негативным последствиям.[15]
Изобилие информации по улучшению качества жизни, психологии влияния и самоактуализации, обрушившееся на общественное сознание россиян за последние десятилетия, несет достаточно сильный негативный отпечаток. Активная жизненная позиция, которой свойственны, с нравственной точки зрения, высокие цели, в том числе стремление к участию в общественно значимом труде и социальных благотворительных проектах, подменяется избыточной саморефлексией, поверхностной декларацией альтруистических идей, маскирующих истинные эгоистические намерения.
Наиболее мрачным индикатором современного духовно-нравственного кризиса на фоне искусственно формируемой в общественном сознании обстановки культа праздности и довольства жизнью является духовное опустошение и крайняя форма отчаяния людей, влекущие депрессивные расстройства и суициды. В России чрезвычайно высок уровень самоубийств среди молодежи: ежегодно убивают себя 16 из 100 тыс. подростков, что почти в три раза превышает среднемировые значения.[16] Диагностика состояния духовно-нравственной культуры в молодежной среде позволит выявить доминирующие у молодых людей жизненные ценности, спектр актуальных в настоящее время проблем, степень эффективности уже реализуемых в данном контексте мероприятий и проектов и подобные элементы системы духовно-нравственного воспитания.
Образовательным организациям и общественным институтам следует усиливать деятельность, направленную на вовлечение молодежи в благотворительные проекты различного профиля, что будет способствовать целям духовно-нравственного воспитания, способствуя гармоничному развитию личности и формированию позитивных индивидуальных характеристик: ответственности, эмпатии, здоровому альтруизму, сотрудничеству, этичному поведению и т. п. Торжество гуманистических ценностей над материальными, акценты на развитии нравственных личностных качеств, принятие и соблюдение принципов и категорий нравственной культуры выступают индикаторами зрелой духовно-нравственной атмосферы общества.
Глава 2. Массовые праздники и театрализованные представления
2.1. Понятие «праздник». Его виды и особенности
В XVIII в. в России формируется своеобразная праздничная культура, складывающаяся из двух основных потоков – общественные народные праздники, сохранявшие связи с наиболее архаическими слоями сознания, включавшие и церковные праздники, а также официальные государственные светские праздники. Просветительские ориентации, утверждаемые с помощью государства, оттесняли архетипические формы сознания, способствовали тому, что средневековый пласт праздничной культуры оказался на периферии.
Сама этимология слова праздник, соотносимого М. Фасмером со словом «порожний, пустой» (при наличии многочисленных параллелей в родственных языках: старославянском, болгарском, сербо-хорватском, словенском и прочих), указывает на основополагающую оппозицию: праздник (отдых) – будни (труд).[17] Также, «от противного», некогда назывался и периодический минипраздник воскресенье – «неделя». Позднее слово это сменило традиционное название «седмица».
Определение праздника в русской исторической науке сложилось ещё в XIX веке, где он рассматривался как антитеза будней, как проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, повседневной.
Большинство авторов, посвятивших свои исследования празднику, сходятся в том, что праздник есть особое социокультурное явление, характеризующееся единством социальноп-сихологической и художественно-эстетической сторон, единством реального содержания и художественной формы, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Праздник – торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.[18] Отличительными чертами праздника являются:
• глубокая идея, заложенная в нем, выраженная в условно-символических действиях, фиксирующих внимание людей на общественной значимости происходящего;
• эмоциональная подготовка, способствующая более глубокому восприятию идеи торжества;
• популярность;
• прочность и устойчивость;
• повторяемость и традиционность.
Обряды и праздники постоянно развивались от простого к сложному, что было обусловлено множеством факторов (разделение труда, развитие духовной жизни и пр.). С течением времени усиливается их идейная и эмоциональная стороны. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психические потребности человека. Вместе с тем праздники и обряды являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность.
Таким образом, праздники являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся характерной формой быта, проявлением образа жизни.
Всеобщность, массовость, устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры.
Одна из особенностей праздника как феномена культуры состоит в том, что важное место в нем занимает эстетическая сторона, художественное оформление. Различные виды искусства, включенные в обряд и праздник, выступают в нем не с целью художественного творчества, а усиливают чувства, переживаемые участниками, выражают в эмоциональной форме определенные социально значимые идеи.
Типология праздников разнообразна: народные, религиозные, государственные, профессиональные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность, религиозные являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, так как в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, так как включают в себя элементы светской культуры.
Но праздник представляет собой еще и институт культуры, часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности. Зачастую праздник предстает как санкционированное и специально учрежденное «нарушение порядка» с целью укрепления в общественном сознании согласия на порядок, требуемый в остальное время. В этом событии перестают действовать обычные правила.
Религиозные праздники обычно имеют торжественный характер и сопровождаются ограничениями на работу, ритуалами и ритуальной кухней. Народные праздники, проводимые иногда в разрез с правилами господствующей религии, большей частью связаны с древними, еще языческими поверьями и отличаются веселой, часто разгульной обстановкой, вольностями, не допускаемыми в остальное время. Государственные праздники связаны обычно с юбилеем государства или господствующего дома, с властью, которая утверждает единство своих интересов с народными, а вместе с тем – свою мощь и влияние.
Праздник создает чередование в общественной и культурной жизни двух фаз: повседневной, в которой поддерживаются обыденные жизнеобеспечивающие функции, и праздничной, когда группа или общество в целом воплощает в праздничном действии некоторые особые, высшие устремления.
На сегодняшний день корпоративные праздники имеют немаловажное значение в жизни любого рабочего коллектива, так как позволяют: улучшить социально-психологический климат, облегчить общение, сплотить сотрудников, повысить качество и интенсивность труда, укрепить культуру организации и связи между работниками и руководством, продемонстрировать заботу руководителя о коллективе, создать информационный повод в СМИ и т.д.
В результате сложилось несколько классификаций корпоративных праздников по определенным критериям, основными из которых являются:
а) тип, согласно которому выделяют – торжественные (протокольные) праздничные корпоративные мероприятия; спортивные корпоративные праздники, которые подразделяются на традиционные игровые и соревновательные, креативные; благотворительные корпоративные праздники; презентационные корпоративные праздничные мероприятия, посвященные представлению чего-либо; развлекательные корпоративные праздники (карнавалы, фестивали, концерты, ярмарки, балы, шоу, вечеринки в различных стилях, праздники-конкурсы).
б) содержание – традиционные корпоративные праздники; концептуальные корпоративные праздники.
в) формат проведения – офисные корпоративные праздники (фуршеты); клубные корпоративные праздники (вечеринки); загородные корпоративные праздники (пикники, туристские слеты); ресторанно-банкетные корпоративные праздники.
г) цель проведения - праздник-традиция», «праздник-благодарность», «праздник-подарок», «праздник-разрядка», «праздник-инновация», «праздник-мотивация», «праздник-сплочение» (team-building.
д) регулярность проведения – разовые праздничные мероприятия (например, юбилеи); регулярные праздники (календарные, профессиональные).
е) длительность проведения – однодневные (вечеринки, банкеты, презентации и т.д.); многодневные (корпоративные выезды за город, спортивные спартакиады и др.).
ж) состав участников – внутренние (закрытые) праздники, проводимые исключительно для сотрудников компании; открытые праздничные мероприятия с участием приглашенных лиц.
з) масштаб проведения - «структурные» праздники, общекорпоративные, массовые праздники.
и) повод проведения – международные праздники (Новый год, международный женский день); общегосударственные праздники (День защитника Отечества, День независимости России); профессиональные праздники (День строителя, день кадровика, день банковского работника); корпоративные события (ежегодная встреча филиалов компании, день рождения компании, корпоративное соревнование по баскетболу).
к) коммерческий эффект от проведения – корпоративные праздники, приносящие прибыль; самоокупающиеся праздники, когда организация не ставит перед собой цель извлечь выгоду из мероприятия, но и не хочет особо тратиться на его проведение и полностью покрывать затраты из собственных средств; корпоративные праздники, опосредованно приносящие прибыль; бесприбыльные корпоративные праздничные мероприятия – юбилеи, торжественные приемы, и т.д.[19]
2.2. Понятие «театрализованное представление»
Театрализованное представление – уникальное, широко распространенное явление, близкое театральной форме культуры.
Применительно к театрализованному представлению правомерно обращение к «Словарю театра» Патриса Пави, в котором определение театрализации дается следующим образом: театрализовать – «значит интерпретировать событие или текст сценически».
Как оригинальная культурная форма, театрализованное представление обладает несомненным отличительным признаком: оно строится на событийной основе.
Театрализованное представление всегда посвящено реальному событию, некоему факту, который необходимо отразить в образной театральной форме.
Это ответ искусством на произошедшее знаменательное событие в жизни государства, города, корпорации и проч. Поэтому в основе театрализованного представления всегда лежит история, как правило, героическая.
Вот эта героическая история и излагается в представлении действенным языком театра.
Его истоки – в площадном театре, но, в отличие от него, театрализованное представление не народно по своей сути и содержанию, оно абсолютно ангажировано властью: театрализованное представление, в отличие от театра как такового, помимо того, что отражает действительность в художественных образах, еще и активно, напрямую, пропагандирует политические, общественно-значимые идеи.
То есть театрализованное представление представляет собой специфическую форму культуры, объединяющую в себе искусство и идеологию.
Театрализованное представление в России формировалось под знаком укрепления авторитарной власти, использующей весь возможный арсенал средств пропаганды и агитации, культивирующей политическую риторику, мифы и легенды о грозной к врагам и доброй к единомышленникам власти.
Организаторы театрализованных представлений в Советской России использовали при постановках синтез всех искусств и возможности техники для того, чтобы добиться максимального воздействия на эмоциональную сферу зрителей.
Действие масс, сложные построения мизансцен, выразительность номеров, лаконичное символическое оформление, использование машин, электрических приборов, кинопроекции, артиллерийских орудий, монтажное построение сцен и эпизодов, – все работало не только на решение темы и идеи, но и на создание убедительно-выразительного зрелища, выражающего волю революционного народа и его отношение к прошлому и настоящему.
Эстетическое воздействие театрализованного представления всегда определяется визуальным элементом, который господствует в культуре на данный момент. И если в советском театрализованном представлении таким элементом было действие масс, символизирующее народность, единство, устремленность на решение монументальных задач, то в современном театрализованном представлении постановщики максимально используют возможности суперсовременных технологий, в первую очередь видеопроекции.
Это обусловлено тем, что в современном обществе явно прослеживается противоречие между культурой и цивилизацией, что в свою очередь влияет на характер коммуникации людей.
Если раньше нормой было общение индивидуальностей, то сейчас в культуре присутствуют совершенно иные формы общения: глобальная сеть Интернет, телефония, телевидение, радио и т.д.
Так называемая виртуальная коммуникация приобретает большое значение и влияние на взаимоотношения людей, в том числе и в формах зрелищной культуры, в частности, театрализованных представлениях.
Это, в большинстве случаев, приводит к снижению ритуально-символического компонента театрализованного представления. Современное театрализованное представление все более приобретает черты шоу-программы, в которой основной смысловой единицей становится знакомый и узнаваемый зрителями номер, обладающий собственной внутренней структурой.
Задача постановщика при этом сводится к тому, чтобы придать этому номеру как можно большую зрелищность, поэтому максимально используются средства выразительности массового театра.
Однако при этом выхолащивается идейно-смысловое содержание представления, его «событийность» размывается в угоду зрительскому восприятию, требующему в первую очередь легкости, развлекательности.
Конечно, в первую очередь это обусловлено глобализационными процессами, происходящими и в культуре. И театрализованное представление, которое, как правило, обязательно транслируется в прямом эфире по телевидению (как, например, церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, церемонии открытия Дня города Москвы, театрализованные концерты на Красной площади), приобретает общекультурный контекст, соединяя различные культурные стили. [20]
За счет чего создается адекватное для современного человека поле виртуальной коммуникации и восприятия эстетической информации, заложенной в представлении.
2.3. Праздники и театрализованные представления, направленные на формирование духовной культуры молодёжи
Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития молодого человека, т.к. в любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театральное действие. Широкое использование выразительных средств каждого вида искусства способствует формированию эстетических взглядов, расширяет кругозор, формирует нормы проведения досуга, развивает творческие способности молодого человека. Праздник вызывает положительно окрашенные эмоциональные переживания и создает уникальную систему творческого взаимодействия людей.[21] Участники праздника, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности в коллективных взаимоотношениях, участники праздника «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, поддержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.[22]
В основе театрализованных представлений и праздников, направленных на формирование духовной культуры молодёжи, лежит конкретное событие, связанное с государственным праздничным календарём или с традициями учебного заведения, страны, города. Каждый год начинается с празднования Дня Знаний, знаковым событием студенческой жизни становится Посвящение в студенты. Традиционными стали ежегодные конкурсы Мисс и Мистер вуза, где главным критерием становится не только природная красота участников, но и красота выбранной профессии, престиж и высокий имидж выбранного учебного заведения. Университетские балы и ректорские приёмы отличников, вручение дипломов выпускникам своей торжественной атмосферой заставляют каждого участника осознать значимость и приоритетность высшего образования, которое не только даёт профессиональные знания, но и приобщает к культуре.
Праздничные даты исторического календаря России — День Защитников Отечества, День Победы, День славянской письменности и культуры, День России, День народного единства — являются событиями, в которых каждый человек осознаёт величие своего государства, своей истории. Театрализованные представления, посвящённые этим праздничным датам, содержат документальный и художественный материал, эмоциональное воздействие которого способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родине, и призывает быть активным гражданином общества. Изучение и осмысление различных общественных и художественных процессов и явлений в жизни общества приобщает человека к культуре. Культурная среда окружает личность и проникает в её внутренний мир, обогащая его. Основным условием эффективности протекания процесса усвоения художественной культуры является активная творческая деятельность, способность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию личности.
Культура народного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя их, праздник раскрывает истинные, идеальные устремления людей. Здесь каждый человек – исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.
Любая традиция в духовной кладовой народа преследует вполне определенную цель передачи молодым поколениям строго очерченных нравственных и эстетических качеств. Прежде всего, следует подчеркнуть духовно-нравственный потенциал семейно-бытовых традиций, культивирующих в подрастающем поколении такие гуманные качества, как любовь и сострадание к человеку, доброта и отзывчивость, трудолюбие и порядочность. Именно семейные традиции были призваны воспитывать неравнодушие к истокам, корням, уходящим не только в личное, семейное прошлое, но и в судьбы и память своего народа; основы будущего нравственного «Я» личности закладываются именно в детстве, и в этом немаловажную роль играют семейно-бытовые традиции. Чем выше, чем духовнее будут воспоминания о детстве, тем более вероятной будет и нравственная состоятельность взрослого человека. И в традициях трудовых, формирующих нравственное отношение к труду, уважение к человеку труда, и в традициях патриотизма, которые питают национальное достоинство и гордость, воспитывают чувства гражданственности и ответственности за судьбы своего народа, ясно просматривается нравственное содержание. Во многих традициях и обычаях нашел свое воплощение духовный потенциал общечеловеческой морали. Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях:
1. Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становятся определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически-реального и условно-идеального поведения.
2. Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражающаяся в хоровом пении, массовых танцах. Для народного творчества традиционного характера хоровая и танцевальная импровизация. Импровизированное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия.
3. Художественно-творческое, спортивное, состязание в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия, носит соревновательный, порой шуточный характер.
4. Ритуальное действии, являющееся обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на полонину и пр.
Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
- свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, проведения праздничного действия;
- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.
[1] Шаповал В. Н. Генезис и формообразования духовной культуры // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве: статья в сборнике трудов конференции. – Санкт-Петербург. 2019. С. 149-160
[2] Койкова Э. И. Сущностные характеристики духовной культуры личности // Актуальные проблемы современной науки. – Ставрополь. 2016. С. 76-79
[3] Койкова Э. И. Сущностные характеристики духовной культуры личности // Актуальные проблемы современной науки. – Ставрополь. 2016. С. 76-79
[4] Шаповал В. Н. Генезис и формообразования духовной культуры // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве: статья в сборнике трудов конференции. – Санкт-Петербург. 2019. С. 149-160
[5] Шаповал В. Н. Генезис и формообразования духовной культуры // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве: статья в сборнике трудов конференции. – Санкт-Петербург. 2019. С. 149-160
[6] Койкова Э. И. Сущностные характеристики духовной культуры личности // Актуальные проблемы современной науки. – Ставрополь. 2016. С. 76-79
[7] Койкова Э. И. Сущностные характеристики духовной культуры личности // Актуальные проблемы современной науки. – Ставрополь. 2016. С. 76-79
[8] Меньчиков Г.П. Соотношение явлений и понятий "духовная жизнь общества" и "духовная культура общества": его практическое жизненное значение // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. №1. С. 9-15
[9] Меньчиков Г.П. Соотношение явлений и понятий "духовная жизнь общества" и "духовная культура общества": его практическое жизненное значение // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. №1. С. 9-15
[10] Шаповал В. Н. Генезис и формообразования духовной культуры // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве: статья в сборнике трудов конференции. – Санкт-Петербург. 2019. С. 149-160
[11] Койкова Э. И. Сущностные характеристики духовной культуры личности // Актуальные проблемы современной науки. – Ставрополь. 2016. С. 76-79
[12] Меньчиков Г.П. Соотношение явлений и понятий "духовная жизнь общества" и "духовная культура общества": его практическое жизненное значение // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. №1. С. 9-15
[13] Шаповал В. Н. Генезис и формообразования духовной культуры // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве: статья в сборнике трудов конференции. – Санкт-Петербург. 2019. С. 149-160
[14] Емельянова О.Я., Шершень И.В. Диагностика состояния духовно-нравственной культуры в студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. 208. №6. С. 223
[15] Лавкель М. Д., Михалкович Н. В. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современных социокультурных условиях // Образование в XXI веке: статья в сборнике трудов конференции. – Москва. 2020. С. 283-288
[16] Лавкель М. Д., Михалкович Н. В. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современных социокультурных условиях // Образование в XXI веке: статья в сборнике трудов конференции. – Москва. 2020. С. 283-288
[17] Миронов А. М. Праздник в системе развлекательной культуры // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология: статья в сборнике статей. – Курск. 2017. С. 139-142
[18] Миронов А. М. Праздник в системе развлекательной культуры // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология: статья в сборнике статей. – Курск. 2017. С. 139-142
[19] Косарская Е.С. К вопросу о классификации корпоративных праздников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. №16. С. 84-89
[20] Аниконова Т.Г. Театрализованное представление в контексте культуры // Наука искусство культура. 2017. №2. С. 17-22
[21] Новикова А.Ю. Театрализованные праздники и представления как способ формирования мировоззрения молодежи (на примере тетрализации народных праздников) // Проблемы современного искусства режиссуры театрализованных представлений и праздников: статья в сборнике трудов конференции. – Орёл. 2017. С. 47-50
[22] Новикова А.Ю. Театрализованные праздники и представления как способ формирования мировоззрения молодежи (на примере тетрализации народных праздников) // Проблемы современного искусства режиссуры театрализованных представлений и праздников: статья в сборнике трудов конференции. – Орёл. 2017. С. 47-50