Министерство юстиции и период проведения судебной реформы 1864 года
Деятельность министерства юстиции в XIX веке свидетельствует о том, как тяжело разрабатывались Судебные уставы 1864 года, какое количество проектов предшествовало им. Министерство юстиции с момента своего создания имело особые полномочия в отношении судебной системы.
В 1830-е годы министерство юстиции по вопросам разработки судебной реформы активно сотрудничало со Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Так, в 1836 году эти организации, опираясь на идеи М. А. Балугьянского, совместно разработали проекты законов о судоустройстве. Однако развития данная инициатива не получила. На следующий год ими был представлен проект улучшения следственной части, но его ждала та же участь.
В 1859 году при Сенате и министерстве юстиции сложился юридический кружок для обсуждения проблем готовящейся судебной реформы, идейным вдохновителем которого был Д. В. Стасов, занимавший в то время должность обер-секретаря Второго гражданского департамента Правительствующего сената. В. В. Берви, скорее всего, в этот кружок входил и в рамках обсуждений данных вопросов стал заниматься научно-публицистической деятельностью.
С 1859 года стал издаваться «Журнал министерства юстиции». В его сентябрьском номере была опубликована статья В. В. Берви, посвященная организации судебной системы в Англии. Он не только показал систему английского судоустройства, но и сделал несколько важных выводов о необходимости независимости правосудия, доступности суда для различных слоев населения как одном из признаков нормального функционирования судебной системы, преимуществах единоличного вынесения судебного решения над коллегиальным, значении судебной власти, внушающей страх как высокопоставленным чиновникам, так и простым гражданам. Эта статья произвела впечатление на его коллег по министерству юстиции, в результате чего бывший в то время министром юстиции В. Н. Панин предложил ему составить предложения по преобразованию судебных учреждений в России. Такая записка была составлена, и в ней предлагалось следующее: перевод сенатских ревизий в разряд постоянных, чтобы все подданные имели возможность пожаловаться на местных чиновников, включая губернаторов, в суд.
Причем жаловаться можно было и на самих судей, что наносило удар по идее их несменяемости. Таким образом, в первой половине XIX века и в 1850-е годы в министерстве юстиции обсуждались вопросы реформирования судебной системы и судопроизводства в России, хотя предлагаемые проекты так и не осуществились. Вместе с тем министерство во многом задавало научный тон общественной дискуссии по данному вопросу.
С 1857 года министерство юстиции принимало участие в обсуждении двух важных проектов, направленных на реформирование судебной сферы.
Во-первых, 15 ноября 1857 года граф Д. Н. Блудов, возглавлявший Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, внес в Государственный совет как главный законосовещательный орган страны проект «Устава гражданского судопроизводства». Существуют различные оценки роли министерства юстиции на данном этапе.
Согласно первой оценке, в этот период министерство юстиции играло только вспомогательную роль в процессе разработки судебной реформы, которая сводилась к предоставлению статистических данных о кадровом составе судебных учреждений, интенсивности работы судов, а также к обобщению проблемных вопросов правоприменения.
Однако есть и совершенно другие оценки. Д. Н. Замятнин, будучи заместителем графа В. Н. Панина, активно участвовал в создании Основных положений преобразования судебной части в России.
Во-вторых, именно благодаря министерству юстиции еще до принятия Судебных уставов началось преобразование следственной части судопроизводства Российской империи. Огромная роль в данном процессе принадлежала Н. И. Стояновскому. Он считал своим нравственным долгом искоренение невежества в области предварительного расследования преступлений, выраженного в том числе и в постоянном произволе и жестокости должностных лиц. Государственный деятель стал инициатором следственной реформы 1860 года, в результате которой было произведено отделение следствия от полиции, что предопределило образование института дознания. Основная идея Н. И. Стояновского состояла в том, что следственная власть представляет собой часть судебной власти. Был осуществлен переход от следственных приставов, подведомственных министерству внутренних дел, к судебным следователям, которые подчинялись министерству юстиции.
В 1860 году под руководством Н. И. Стояновского были разработаны и приняты такие нормативно-правовые документы, как «Учреждение судебных следователей», «Наказ полиции о производстве дознаний по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок», «Наказ судебным следователям». В них впервые были заложены положения, на основании которых в 1864 году был построен Устав уголовного судопроизводства. Отделение полиции от органа судебного следствия, внедрение надлежащего протоколирования, обязательная мотивировка решений следователя — это новеллы, которые в значительной степени повысили внутреннюю дисциплину следствия. Утверждение 20 ноября 1864 года Судебных уставов открыло новую эпоху в деятельности министерства юстиции.
Во-первых, необходимо выделить редакционную работу. Прежде всего то, что сотрудники министерства вошли в состав Редакционной комиссии, созданной при Государственном совете для проведения подготовительных работ по реализации Судебных уставов. Замечания только одного министра юстиции Д. Н. Замятнина в рамках участия в данной комиссии заняли более 500 страниц. Особо необходимо отметить работу министра юстиции над понятностью текста Судебных уставов. Выделялись все текстовые неточности, которые могли привести к разнообразию в токовании.
Во-вторых, министерство юстиции внесло огромный вклад в определение времени введения Судебных уставов на различных территориях. Основная идея состояла в том, что судебная реформа обязательно должна состояться не только в столицах, но и на провинциальном уровне.
В-третьих, один из организационных моментов в деятельности министерства юстиции по развитию Судебной реформы состоял в создании своих собственных комиссий для подготовки документов, необходимых для введения Судебных уставов. Эта работа имела важное практическое значение, так как вводила многие количественные критерии, которые делали понятными принципы организации новых судебных учреждений.
В-четвертых, именно благодаря министерству юстиции были организованы стенографические отчеты судебных заседаний.
В-пятых, министерством была проведена огромная работа по созданию материально-технической базы новых судебных органов.
В-шестых, министерству юстиции необходимо было за конец 1864 – начало 1866 года решить многочисленные кадровые вопросы: одновременно нужно было назначить 517 человек.
И, наконец, в-седьмых, министерство юстиции проводило огромную работу с общественностью с целью популяризации основных положений года Судебной реформы 1864 года. Безусловным остается факт, что во многом благодаря деятельности министерства юстиции Судебная реформа 1864 года вызвала огромное сочувствие в обществе. Города боролись за то, чтобы именно в них был создан окружной суд.
Именно министерству юстиции принадлежала роль в подведении первых промежуточных итогов проведения Судебной реформы. Министерство юстиции начало проводить мониторинги. Имея обобщенные результаты, министерство юстиции формулировало предложения по усовершенствованию законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, улучшении материального положения работников судебной сферы.
Большое значение имели подготовленные министерством юстиции Временные правила о применении Судебных уставов в отдельных губерниях или в отношении определенных народов. Так, были созданы Временные правила о применении Судебных уставов к губерниям и областям Сибири, в которых были расписаны штат и деятельность окружных судов по Иркутскому судебному округу и определена подсудность дел кочевых народов Сибири и «бродячих инородцев». Благодаря предложениям министерства юстиции изменилась в сторону демократизации процедура разрешения уголовных дел. Огромная работа была проведена по обобщению судебной практики.
Министерство юстиции способствовало тому, что судебные процессы стали не только широко освещаться в печати, но по ним разгорались нешуточные дискуссии. За неделю до рассмотрения дела суды обязаны были вывесить информацию о дате и времени того или иного процесса. Таким образом, министерству юстиции Российской империи принадлежит важная роль в подготовке и реализации Судебной реформы 1864 года.
Итак, в первой половине XIX века министерство не раз инициировало разнообразные проекты, направленные на реформирование судебной системы России, но все они не были реализованы. Однако был сделан определенный научный задел, позволивший в дальнейшем реализовать при реформировании судебной системы самые прогрессивные и смелые идеи, в частности идею независимости судебной власти.
Министерство юстиции непосредственно не участвовало в формировании текста Судебных уставов, но его представители принимали активное участие в обсуждении предложенных проектов и дальнейшей работе по редактированию текста.
После принятия Судебных уставов 1864 года именно на министерство юстиции была возложена задача обеспечить в кратчайшие сроки их реализацию, что и было сделано.