Стратегическое планирование цепи поставок
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Процесс стратегического планирования цепи поставок
- Разработка стратегии поставок
- Заключение
Введение
Стратегическое планирование — процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями цепи поставок в изменяющихся рыночных условиях. Целью стратегического планирования является определение наиболее перспективных направлений деятельности цепи поставок, обеспечивающих ее эффективность и конкурентоспособность.
Процесс стратегического планирования цепи поставок
Стратегическое планирование цепей поставок можно разделить на три уровня планирования.
Первый уровень определяет цепь поставок в целом, характер взаимоотношения участников. Стратегическая деятельность на первом уровне заключается в определении назначения, миссии и целей, выявлении ключевых областей деятельности, а также формулировании стратегий, которые охватывают деятельность цепи поставок. Таким образом, базовыми стратегическими задачами данного уровня являются:
1. Определение миссии цепи поставок.
2. Формулирование концепции (видения) цепи поставок.
3. Определение ключевых целей и задач цепи поставок.
Второй уровень – формирует конфигурацию цепи поставок. При конфигурировании цепи поставок определяется форма организации цепи поставок и сети дистрибуции, происходит выбор структуры поставщиков, программ сбыта, спектра сырья, материалов и полуфабрикатов, мест закупки, производства и дистрибуции, структуры поставок и распределения, а также необходимых производственных, складских и транспортных мощностей.
Целью стратегического конфигурирования цепи поставок является минимизация затрат в цепи поставок, включая затраты на производство, закупку, хранение, транспортировку, а также использование мощностей и ресурсов с учетом требований к уровню сервиса.
Третий уровень – стратегии предприятий, входящих в цепь поставок. На данном уровне разрабатываются предприятиями стратегии их сферы бизнеса, базирующиеся на едином плане цепи поставок, основной целью которых является повышение конкурентоспособности организаций и их конкурентного потенциала. Обычно формулируются следующие стратегии:
- производства,
- поставок,
- дистрибуции,
- транспортировки.
Все эти три уровня стратегического планирования очень тесно взаимоувязаны. Недоработки, ошибки на любом уровне рано или поздно сказываются на реализации принятой стратегии.
Таким образом, стратегическое планирование как процесс включает семь основных стадий:
1. Формирование предпосылок изменений состояния цепи поставок путем пересмотра ее миссии и целей и постановки проблемы вследствие уточнения целей, их значимости и сроков достижения.
2. Всесторонний анализ ресурсов цепи поставок, с целью выявления их уникальности, а также анализ ситуации в ее отрасли и родственных отраслях.
3. Уточнение стратегических целей с учетом потенциальных угроз и возможностей цепи поставок.
4. Разработка собственно стратегии, то есть совокупности проектов, программ, направлений деятельности, реализация которых с высокой степенью обеспечивает достижение стратегических целей в намеченные сроки.
5. Согласование стратегии, разработанной на предыдущем этапе, со стратегиями предприятий, входящих в цепь поставок.
6. Разработка промышленной политики предприятий цепи поставок.
7. Контроль и оценка основных результатов деятельности цепи поставок, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
В связи с тем, что цепь поставок – это совокупность организаций, различающихся критериями оптимизации функционирования, возникает потребность говорить о стратегическом соответствии, то есть стратегии на всех уровнях должны быть согласованы. Согласованность в этом смысле важна потому, что ресурсы и основные направления деятельность на функциональном уровне должны постоянно поддерживать решение задач на высшем уровне. Например, если общая стратегия цепи поставок обусловливает продажи товаров по низки ценам, то вся функциональная деятельность должна соответствовать способности выведению на рынок продуктов по самым низким возможным ценам.
Разработка стратегии поставок
Результатом стратегического планирования является разработка стратегии цепи поставок.
Стратегия – это не случайный набор отдельных «строительных блоков», а тщательно выстроенная система взаимозависимых частей, элементов. Ее успех зависит не только от качества отдельных элементов, но также от того, как эти элементы усиливают друг друга.
Жизненно важно для компании, чтобы соответствующая стратегия была разработана и принята с учетом всех элементов действующей модели.
Все элементы стратегии ЦП нужно воспринимать только в целостном виде и с учетом всех взаимосвязей.
1. Ресурсы цепи поставок определяют ее эффективность в динамичных условиях конкуренции. Существует следующая классификация ресурсов с точки зрения стратегического планирования:
1) Физические ресурсы (например, заводы, дистрибьюторская сеть, материальные запасы).
2) Человеческие ресурсы (например, операторы станков, начальники производства).
3) Финансовые ресурсы (например, движение денежной наличности, долговые обязательства, акции).
4) Информационные ресурсы (например, системы управления запасами, системы связи, система моделирования цепей поставок).
5) Маркетинговые ресурсы (например, доля рынка, признание марки, лояльное отношение клиентов).
6) Организационные ресурсы (например, отношения с поставщиками, логистические процессы).
7) Юридические ресурсы (например, патенты, авторские права, контракты).
2. «Портфолио» взаимоотношений определяет спектр разновидностей отношений предприятий внутри цепи поставок: от временных отношений до отношений тесного сотрудничества и партнерства, причем для первого акценты ставятся на интересах и направленности сделок, то для второго - стратегически важна заинтересованность партнеров друг в друге. Любой процесс, в том числе и коммуникация должен приводить к результату. Они приводят примеры результатов.
3. Логистические процессы. Логистический процесс - последовательная смена состояний, стадий развития, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс - последовательная смена операций и т.п.). Логистические процессы зависят от конфигурации цепи поставок и взаимоотношений между ее участниками. В жизнедеятельности любой организации, в том числе и цепи поставок, объективно существуют ограничения, связанные с ресурсами, взаимоотношениями между участниками внутри цепи поставок. Подобные ограничения определяют конфигурацию цепи поставок и обусловливают логистические процессы.
4. Показатели эффективности. Целью управления цепями поставок, в том числе процесса стратегического планирования, является повышение ее эффективности. Для оценки результатов деятельности цепи необходимо разработка системы показателей эффективности ее функционирования. Эффективность цепи поставок это достижение компромиссов доходов и затрат, выгод и издержек, которое должно всегда соотноситься с ключевыми логистическими процессами, а затем уже определять различные варианты взаимоотношений в рамках цепи поставок.
Ни один из элементов стратегического планирования нельзя рассматривать в отрыве от других: они полностью взаимозависимы и влияют друг на друга. Цепь поставок должна выбирать такую стратегию, которая будет поддерживать общий баланс и баланс между элементами. Выделяют три основных этапа разработки стратегии цепи поставок.
Этап 1. Составление спектра неопределенности цепи поставок.
Этап 2. Понимание возможностей цепи поставок.
Этап 3. Составление матрицы стратегий.
В общем случае в цепи поставок могут быть реализованы следующие стратегии поставок:
1. Стратегия всеохватности (I).
2. Стратегия сфокусированности на канал (II)
3. Стратегия индивидуализированного обслуживания потребителя (III)
4. Стратегия операционной динамичности (IY)
В процессе разработки стратегии цепи поставок предприятия-участники сталкиваются с определенными трудностями и препятствиями, а именно:
1. Глубина ассортимента. Сегодня потребительский рынок характеризуется увеличением спроса на продукцию, изготовленную на заказ с учетом особенностей требований клиентов.
2. Снижение жизненного цикла продукции. С увеличением ассортимента жизненный цикл продукции сокращается. Так, например, продукция на основе высоких технологий характеризуется коротким жизненным циклом. Продукт проходит через этапы жизненного цикла, начиная с фазы введения, когда только появляется заинтересованность, до точки насыщения рынка.
3. Требования клиентов. В настоящее время потребительский спрос характеризуется ростом предъявляемых требований к логистике производственных компаний, т.е. существует потребность в быстром исполнении, лучшем качестве при сохранении определенного уровня цены. Это означает, что цепочки поставок должны предоставлять больший спектр логистического сервиса для сохранения своего бизнес и поддержания конкурентоспособного уровня.
4. Горизонтальная интеграция цепочки поставок. Цепочка поставок интегрирует различные предприятия, отличающиеся формой собственности, что усложняет управление цепью. Каждый элементы цепи поставок имеет своего владельца, политику и интересы, что затрудняет координацию их деятельности в рамках цепи поставок.
5. Глобализация. Партнеры глобальной цепи поставок могут находиться друг от друга в тысячах километрах, в результате чего затрудняется координация их деятельности.
Результатом стратегического планирования является разработка стратегического плана цепи поставок, содержащего:
- определения общих задач и целей участников логистической цепи;
- формализацию цепочки поставок, с выделением фокусной компании;
- систему показателей эффективности реализации стратегии (KPI) и систему управления по результатам;
- оценку необходимого уровня информационного обмена.
Выделяют следующие основные характеристики стратегического плана:
1. Стратегический плана задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные направления деятельности, позволяет увязывать в единую систему предприятия различной сферы деятельности (производство, распределение, снабжение, транспорт), а также позволяет понимать лучше структуру потребностей, процессы планирования, продвижение и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.
2. Он устанавливает каждому предприятию, всей цепи поставок конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития цепи поставок.
3. Он обеспечивает координацию усилий всех предприятий, входящих в цепь поставок.
4. План стимулирует предприятие лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
5. Он определяет альтернативные действия предприятий в долгосрочный период.
6. Создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.
7. Демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности цепи поставок как единую систему управления цепи поставок (SCM).
Заключение
Стратегическое планирование является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений. Результатом стратегического планирования цепей поставок является стратегический план. Стратегический план обосновывается количественными показателями и соответствующими расчётами.
Список литературы
- Гвилия Н.А. Стратегическое планирование цепей поставок. - Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. 74 с.
- Пузанова И.А. Стратегическое планирование цепей поставок // Вестник университета (государственный университет управления). 2012. №11-1. С. 137-144
- Уваров С.А. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности в цепях поставок // Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства. – Санкт-Петербург, 2015. С. 214-231