Критерии вида тарнспорта
Перевозка грузов реализует ускоренный процесс работы всего населения, сокращая время на ожидания при правильном выборе способа перевозки, в котором имеет огромное значение качественная организация и грамотное планирование. Так грузоперевозка создает собой сложный процесс, сочетающий в себе систему взаимосвязей. Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться в принятии решения о выборе того или иного вида транспорта. Выбор вида транспорта влияет на цены, своевременность доставки и состояние товара по прибытии в пункт назначения. Для доставки товаров на склады используется пять видов транспорта: железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный и трубопроводный.
Принципы выбора видов транспорта
Первый принцип заключается в том, что выбор вида транспорта или способа перемещения делают сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения. Это означает, что работники транспорта долины научиться продавать транспортные услуги на транспортном рынке.
Второй принцип – основным критерием выбора вида транспорта является затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями могут быть минимальные сроки перемещения, надежность, безопасность, сохранность и экономичность перевозки.
Третий принцип заключается в обеспечении сопоставленности стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов перевозок. Сопоставляются все элементы затрат на всем пути перемещения груза от склада отправителя до склада получателя или следования пассажира от дома, включая возможные промежуточные перевозки груза или пересадки пассажиров на другие виды транспорта.
Четвертый принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности, через рекламу о емкости, качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов, развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий.
Выбор вида транспорта для перевозки грузов
Значимость и место отдельных видов транспорта в перевозках грузов неодинакова. Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать народнохозяйственные и отраслевые транспортные факторы. К народнохозяйственным факторам относятся:
- размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направления перевозок и грузопотоков;
- номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного состава и требования к транспорту по срочности доставки грузов;
- ритмичность, стабильность производства и потребления.
К отраслевым факторам, учитывающим специфику транспортной системы, относятся:
- наличие транспортных путей (дорог), их плотность, состояние;
- пропускная и провозная способность транспорта;
- развитие материально-технической базы, технической оснащенности;
- уровень организации перевозочного процесса;
- степень внедрения современных технологий при перевозке груза и управления процессами на транспорте;
- подход к формированию тарифов на перевозку и услуги.
При выборе вида транспорта для организации перевозок конкретного груза в определенных условиях оцениваете экономическая целесообразность каждого из них по важнейшим показателям: себестоимости перевозок, удельным капитальным вложениям, срокам доставки груза, их сохранности в пути следования, пропускной и провозной способности и др. Эти факторы оказывают влияние на развитие грузовых перевозок товаров народного потребления. Для обоснования экономической целесообразности применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать географию производства и потребления товаров, объемы грузопотоков, наличие и состояние подвижного состава, сезонность и ритмичность работ на транспорте и у изготовителей товаров, систему организации перевозочного процесса. Имеются сферы бесспорно целесообразного использования некоторых видов транспорта. Например, при перевозке массовых грузов между различными континентами целесообразно использовать морской транспорт, а при организации завоза в магазины небольших партий товаров на короткие расстояния нужен автомобильный транспорт.
Однако достаточно часто, когда перевозки могут быть осуществлены различными видами транспорта, приходится выбирать оптимальный вариант. При выборе экономичного варианта следует сравнивать:
- себестоимость перевозок;
- скорость движения и сроки доставки грузов;
- объемы перевозок;
- маневренность транспортных средств;
- надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в нужных объемах;
- гарантию сохранности товаров;
- эффективность использования подвижного состава;
- возможность применения современных технологий и перевозках (контейнерные перевозки, на поддонах);
- уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Есть пять основных критериев, влияющих на решение о выборе того или иного вида транспорта для перевозки груза:
1) удельная стоимость перевозки единицы груза;
2) надежность (соблюдение оговоренного графика перевозки);
3) доступность вида транспорта (территориально);
4) универсальность (узкая специализация, например, у трубопроводного транспорта, либо широкий ассортимент перевозимых грузов);
5) скорость доставки.
Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:
– о характерных особенностях различных видов транспорта, их плюсы и минусы;
– о других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции, таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
Выбор транспорта, наиболее соответствующего требованиям конкретной перевозки, основывается на знании характерных особенностей различных видов транспорта. Анализ преимуществ, недостатков и сфер применения различных видов транспорта для грузоперевозок позволил разработать алгоритм выбора вида транспорта для перевозки груза (рис. 1). Исходным параметром алгоритма является вид груза – в таре или навалочный либо жидкий или газообразный. Дальнейшее продвижение по алгоритму предполагает последовательные ответы на вопросы, что в итоге приводит к выбору наиболее целесообразного вида транспорта для конкретных условий. Разработанный алгоритм применим для внутренних перевозок, однако может использоваться и для международных перевозок груза на расстояния до 2000 км. При превышении данной дальности перевозки в некоторых случаях результаты получаются некорректными
При выборе способа транспортировки учитываются такие факторы, как скорость доставки, честность, надежность, географическая доступность, возможность оперативного контроля, маневренность, цена, возможность доставки «от двери к двери».
Рис. 1. Алгоритм выбора транспортного средства для грузоперевозок.
Для решения задачи выбора вида транспорта необходимо учитывать следующие факторы: на какой критерий — стоимость или скорость доставки — делается упор; вид перевозимого груза, его упаковки; объем перевозки; объем запаса и т.д. Итак, на выбор транспортных средств влияют:
1) характер груза (вес, объем, консистенция);
2) количество отправляемых партий;
3) местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;
4) расстояние, на которое перевозится груз;
5) ценность груза;
6) близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети или автомагистрали;
7) сохранность груза;
8) риск для груза, невыполнение поставок.
Факторы, учитываемые при выборе транспортного средства: характеристика изделий (что перевозится, в каком виде); расстояние и трасса перемещения; условия производства продукции.
Существует несколько основных методов выбора перевозчика, предложенные специалистами: метод оценки по критериям, метод Feddin J.H., метод стоимостной оценки, метод матриц, метод абстрактного перевозчика и т.д.
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание следующие:
1) соблюдения графика доставки;
2) время доставки;
3) стоимость перевозки.
Заключение
Существуют различные способы транспортировки грузов между странами. Планируя отправления грузов и выбор вида транспорта, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
1. Вид груза.
2. Расстояние и маршрут перевозки.
3. Фактор времени.
4. Стоимость перевозок.
5. Безопасность перевозки.
Список литературы
- Баширзаде Р.Р., Пахомова А.В. Роль транспорта в обеспечении потоковых процессов логистических систем // Логистические системы в глобальной экономике. №4, 2014 г. С. 37-43
- Деньгуб А. Р. Преимущества и недостатки автомобильных грузоперевозок // Современные научные исследования и инновации. №6-4, 2015 г. С. 112-116
- Комендантов В.В., Редреев Г.В. Анализ контроля грузоперевозок // Архитектура, строительство, транспорт. Сборник трудов конференции. 2015 г. С. 853-858
- Кохно П. Об оптимизации грузоперевозок в инновационной экономике // Общество и экономика. №1-2, 2015 г. С. 239-253
- Левкин Г. Г., Попович А.М. Логистика. - Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014 г. 240 с.
- Николаева М.Ю., Полянская Ю.С., Семенычева Е.С. Роль транспорта в логистической цепи // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. №2, 2015 г. С. 215-219
- Рустамова И.Т., Власов А.В. Совершенствование процесса функционирования логистической системы управления грузовыми перевозками // Сборники конференций НИЦ Социосфера. №1, 2016 г. С. 44-47
- Савушкин С.А., Цыганов В.В. Механизмы технологической координации на рынке грузовых железнодорожных перевозок // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2015. Тезисы доклада на конференции. 2015 г. С. 93-96
- Советбеков Б.С. Транспортное обеспечение логистики // Известия ВУЗов Кыргызстана. №8, 2012 г. С. 3-5