Психология физического воспитания и спорта
Психология физического воспитания и спорта
1. Понятие о предмете психологии физического воспитания. Психология физического воспитания и спорта – это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки.
2. Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании и ее отличие от спортивной деятельности.
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. В физическом воспитании четко определена роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера. Система занятий в физическом воспитании практически соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако имеет свои специфические особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на все периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека. Физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза.
3. Связь психологии физического воспитания с общей психологией и другими отраслями психологии.
Современная психология находится на стыке различных наук, занимая особое место в изучении человека. Процесс развития психической регуляции психомоторной действия и поведения нельзя правильно понять, если не использовать диалектическое понимание принципа развития: развитие как единство противоположностей. Самодвижение, его движущая сила, мотив - источник развития. Психология имеет непосредственные связи с социальными и естественными науками. Она сохраняет свои предмет, теоретические принципы, методы исследования, хотя использует для собственных целей знания из смежных дисциплин. Выясняя роль психики в деятельности человека и его развития, психология открывает для других наук возможности человека, тем самым взаимообогащающий их. Это в полной мере касается и психологии спорта. Она раскрывает психические возможности человека в максимально напряженных условиях деятельности: спортивный рекорд - это открытие возможностей, реалиизация психомоторных способностей человека.
4. Связь психологии физического воспитания с теорией и методикой физического воспитания
Теория и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин гуманитарного характера — общей теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др. Она опирается также на медико-биологические и естественнонаучные дисциплины — физиологию, биомеханику физических упражнений, анатомию, педиатрию, нейропсихологию, гигиену, медико-педагогический контроль и др. Благодаря комплексному использованию смежных наук появились возможности изучения социальных закономерностей развития и организации физической культуры, особенностей воздействия физических упражнений на телесное и психическое развитие; выявлены закономерности формирования двигательных умений и навыков, определены законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия.
5.Задачи психологической науки в области физического воспитания и массовой физической культуры.
Основная задача психологии физического воспитания — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний. Задачи психологии физической культуры и спорта определены проблемными областями, которые рассматривает данная отрасль психологической науки. Укажем данные проблемные отрасли и их основные задачи:
- личность спортсмена – изучение психологических основ формирования личности в спортивной деятельности; формирование специальных свойств личности; изучение особенностей личности спортсмена высокого класса.
- спортивная деятельность – изучение общих вопросов спортивной деятельности; разработка психопрограммы; разработка психологических основ тренировочной и соревновательной деятельности для повышения ее эффективности.
- психологическая подготовка – разработка системы психологической подготовки во всех видах спорта; разработка и описание методов регуляции и саморегуляции в спорте; создание экспресс-методик для изучения личности и деятельности спортсменов.
- психология спортивных групп – изучение особенностей функционирования больших и малых групп и их воздействия на спортсмена; изучение совместимости в спорте; изучение взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен, спортсмен-спортсмен».
- физическое воспитание – изучение психологических основ формирования личности посредством физического воспитания; изучение психологических особенностей формирования здорового образа жизни; изучение специфики деятельности учителя физической культуры
6. Современное представление о психологической структуре двигательного действия
С психологической точки зрения, освоить двигательное действие - значит овладеть его психической саморегуляцией. Психологическую структуру двигательного действия образуют три блока:
1) блок программы действия;
2) блок исполнения действия;
3) блок самоконтроля и коррекции.
Таким образом, в данной структуре тесно переплетаются собственные двигательные и психические компоненты. Они базируются на физиологических процессах в центральной нервной системе. При этом психические компоненты непосредственно определяют качество выполняемых движений и действий в целом, играют ключевую роль в обеспечении двигательных актов
7. Характеристика навыков движений, по характеру исполнения действий. Для двигательного навыка характерно выполнение движения со значительно меньшим контролем сознания за деталями техники. Сознание направлено, главным образом, на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Данная особенность и составляет сущность двигательного навыка. Пример: опытные лыжники сосредотачивают своё внимание на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции, усилии при отталкивании; метатели копья – на выполнении мощного финального усилия и т.д. Таким образом: двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения. Характерными признаками двигательного навыка являются:
- автоматизированное управление движениями;
- слитность движений;
- отсутствие излишнего напряжения мышц;
- высокая быстрота выполнения действий;
- экономичность и точность движений;
- высокая устойчивость действия;
- прочность запоминания.
Навык, если он сформирован и достаточно закреплён, не исчезает даже при длительных перерывах. Пример: человеку, умеющему плавать, ездить на велосипеде, играть в теннис и т.п., даже после многолетнего перерыва не нужно заново учиться этим двигательным действиям. Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием:
первым уровнем овладения действием является двигательное умение;
вторым – двигательный навык.
8. Роль ощущений, восприятий, представлений и мышления в исполнении двигательного действия.
Представления органически связаны со всеми другими психическими процессами — с мышлением, чувствами, волевыми стремлениями и действиями и т. д. Большую роль они играют в процессах восприятия. Без представлений, которые ассоциативно возникают в связи с образами восприятия, эти последние были бы обеднены, ограничены отражением только тех особенностей предмета, которые действуют на органы чувств в момент восприятия. Это был бы не полный, а какой-то фрагментарный образ предмета. Участие представлений, дополняющих наличные впечатления тем, что познано в предшествующих восприятиях данного предмета, и делает этот образ полноценным. Примером может служить восприятие движений. Восприятие движений является сложным процессом, в котором большую роль играют не только непосредственные зрительные, мышечные и другие ощущения, но и представления о движении или его отдельных элементах, сохранившиеся в памяти от прежнего опыта. Благодаря этим представлениям мы воспринимаем движения значительно полнее и многостороннее, чем это возможно на основании непосредственных рецепций. Вместе с тем эти представления иногда могут исказить восприятие, вызвать двигательные иллюзии и тем нарушить правильное выполнение движения.
9. Психологические основы формирования двигательного навыка. Двигательный навык - это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом. Процесс формирования двигательного навыка в спорте включает три стадии.
Первая стадия - начальное разучивание.
Вторая стадия - углубленное детализированное разучивание.
Третья стадия - закрепление и совершенствование действия.
10. Психологические аспекты формирования и развития психомоторной организации личности в процессе физического воспитания.
Физическое воспитание — это педагогический процесс обучения и воспитания, направленный на психическое и физическое совершенствование, на формирование личности обучающихся. Поскольку обучение и воспитание осуществляется в группе учащихся, то учет разнообразных взаимоотношений позволяет обеспечивать благоприятные условия для протекания процесса физического воспитания. В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности — физическое и психическое совершенство, то есть достижение гармонии в процессе развития личности путем ежедневных занятий и специальной физической нагрузки. Эффективность и систематичность занятий проявляется в определенном уровне развития физических качеств и двигательных навыков. Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности. Их учет необходим для рациональной и научно обоснованной организации занятий по физической культуре. Без глубоких научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды невозможно грамотно строить весь процесс физического воспитания.
11. Развитие психических процессов, двигательных качеств как взаимосвязанный процесс.
Психические процессы – психические явления в их динамике, становлении и развитии, во времени. Психические процессы называют также психическими функциями. С помощью психических функций (процессов) осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность. Суть процесса сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере. При этом сопряженное воздействие используется как последовательно, так и параллельно. Известно, что между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся нервные клетки, которые при мышечных сокращениях посылают в мозг стимулирующие импульсы. С одной стороны, эти импульсы сигнализируют о совершаемых человеком движениях. С другой стороны, нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга.
12. Особенности эмоциональных состояний на занятиях физической культурой и управлении ими.
Эмоциогенность – характеристика жизненной ситуации, отличающейся высокой вероятностью возникновения эмоций. На занятиях физической культуры очень важно учитывать особенности эмоциональных состояний младших школьников. От этих психических функций во многом зависит успех в усвоении двигательных навыков, предусмотренных программой по физическому воспитанию. Например, младшие школьники с готовностью и интересом выполняют все задания педагога, бывают обычно внимательны, исполнительны, дисциплинированны. Однако они характеризуются повышенной эмоциональностью, которая объясняется преобладанием возбуждения над торможением. Иногда излишняя, интенсивная двигательная деятельность приводит к перевозбуждению, что отрицательно влияет на дисциплину. Весьма важно создавать общий положительный эмоциональный фон на занятиях.
13. Формирование воли учащихся как важнейшая задача физического воспитания школьников и молодежи.
Формирование воли – важнейшая задача физического воспитания. Чтобы эта задача решалась эффективно, необходимо учитывать психологические закономерности развития воли. Воля формируется и проявляется в процессе преодоления трудностей. Выделяют обьективные и субьективные трудности, характерные для уроков физической культуры, трудности. На уроках физической культуры формируются различные волевые качества.Однако если в каждый урок включать специальные задания и методические приемы, то эффективность формирования волевых качеств значительно повысится. Например: для развития самостоятельности необходимо выполнить общеразвивающие упражнения; индивидуально придумать упражнения на определенные мышечные групп; подобрать облегчающие упражнения к тем, которые показаны учителем. Для развития настойчивости необходимо добиться высокой техничности выполнения упражнения; выполнить какое- либо упражнение максимальное число раз; выполнить упражнение при дефиците времени; выполнить упражнение в затрудненных условиях с высокой техничностью и результативностью.
14. Психологическая характеристика волевых качеств. Приемы активизации волевых усилий делят на внешние и внутренние. К внешним относятся те, которые исходят от учителя т.е. действуют на ученика извне (приемы стимуляции), к внутренним относятся те, которые исходят от самого ученика (приемы самостимуляции). Чаще всего используют следующие приемы стимуляции волевых усилий: требование, убеждение, оценку, внушение, соревнование, поощрение, порицание, пример, похвалу.
15. Решение общевоспитательных задач на занятиях физической культурой.
1) Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.
2) Воспитание личностных качеств, содействие развитию психических процессов. Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях. Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.
В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера, нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств. Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
16. Специфические психологические особенности воспитательных задач на занятиях физкультурой.
Психологические особенности воспитательных задач на уроке физической культуры:
- Формирование потребности в систематических занятиях физической культурой.
- Развитие самостоятельности и активной жизненной позиции учащихся в процессе занятий физической культурой. Самостоятельность учащегося предполагает осуществление намеченного, самоконтроль, ответственность за свои дела и поступки. Развитие самостоятельности у учащихся сопровождается развитием самосознания.
- Формирование самосознания в процессе занятий физической культурой. Самосознание проявляется в осознании, оценке человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т. д. Самосознание позволяет составить целостное и адекватное понятие о собственном «я», как субъекте, отличном от других. В процессе физического воспитания происходит становление и развитие всех компонентов самосознания - от самочувствия через самопознание до самоотношения, проявляющегося в самоконтроле и саморегуляции своего поведения.
- Воспитание стремления к самосовершенствованию в процессе занятий физической культурой.
- Формирование коллектива и воспитание личности через коллектив осуществляется через организацию и сплочение класса, укрепление авторитета, формирование такта во взаимоотношениях учащихся, развитие критики и самокритики.
- Формирование нравственных и волевых качеств в процессе занятий физической культурой: чувства долга, дисциплинированности, совестливости, ответственности, настойчивости, сознательности и др.; выработка социальной потребности нравственного поведения.
- Подготовка учащихся к труду на занятиях физической культурой предполагает приобретение соответствующих знаний, навыков и умений, развитие физических и психических качеств, воспитание положительного отношения к труду и своим обязанностям.
17. Организация самовоспитания как необходимое условие эффективности занятий физической культурой.
Как известно, учебной программой по физической культуре в школе предусмотрены ежедневные самостоятельные занятия дома. Обеспечить выполнение программы в полном объеме можно только при соответствующей организации самовоспитания учащихся. Для этого необходимо содействовать формированию их инициативности, самостоятельности, творческой активности, способности регулировать и совершенствовать свое поведение. Организация самовоспитания школьников требует учета многих условий. Самовоспитание — это сугубо добровольная деятельность. Надо увлечь школьников идеей самовоспитания, сделать ее потребностью. Для этого учитель должен знать предпосылки самовоспитания. Их делят на две группы: внешние и внутренние. К внешним предпосылкам относятся:
а) знание учителем методики самовоспитания;
б) высокая стадия развития детского коллектива;
в) органическое включение приемов самовоспитания в жизнедеятельность школьника.
18. Общие психологические особенности школьного класса как первичного коллектива.
Школьный ученический коллектив - весьма сложное образование. Он обладает как формальной, так и неформальной структурой. Его формальная структура включает в качестве компонентов множество входящих в него коллективов (классы, спортивные секции), те социальные роли, которые дети реализуют в каждом из этих коллективов процессе совместной деятельности, межличностные отношения, объединяющие школьников в рамках первичных коллективов, интегративные характеристики коллектива и т. д. Важнейшим компонентом структуры ученического коллектива является система деловых отношений или отношений ответственной зависимости. Эти отношения во многом определяют действенность коллектива как инструмента воспитания. Рождаются они в процессе совместной деятельности учащихся.
19. Лидерство и коллективные традиции в классе, их учет в процессе занятий по физкультуре в школе.
Для развития в классе коллектива необходимо эффективно организовать совместную деятельность и общение членов классного сообщества. Одним из способов организации такого взаимодействия выступают занятия физической культурой в учебное и внеучебное время. Совместная деятельность школьников, коллективная подготовка к соревнованиям, организация взаимопомощи, выручка товарища в игре, коллективное изготовление спортивного инвентаря, ремонт оборудования, подготовка к проведению спортивного вечера и другие коллективные мероприятия сплачивают учащихся, формируют мнение коллектива. При проведении различного рода соревнований возможно сплочение классного коллектива следующими способами. Во-первых, к подготовке соревнований должны привлекаться все учащиеся класса, как в качестве участников, так и – группы поддержки. Во-вторых, участие в командных соревнованиях позволяет сплотить сначала микрогруппу, а затем всех членов классного сообщества между собой, переживая радость победы или горечь поражения. Такое чувство коллективного сопереживания способствует формированию положительного эмоционального климата в классе.
В соревнованиях на личное первенство повышается ответственность участника за свои результаты перед коллективом, благодаря этому учащийся может преодолеть значительные физические и нервные перегрузки, проявить и усовершенствовать двигательные и морально-волевые качества. А члены коллектива, в свою очередь, учатся ценить достижения других и оказывать им поддержку в случае необходимости. Эти факторы также способствуют превращению классного сообщества в коллектив.
20. Общие психологические особенности деятельности учителя физического воспитания.
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту по сути является деятельностью педагогической. Ее основное содержание - управление деятельностью учеников, повышение их физической, технической и психической готовности, а также нравственное воспитание. Учитель физической культуры решает множество профессиональных задач, что обусловливает повышенные требования к его деятельности и личности. Учитель физической культуры должен обладать разносторонними способностями и быть хорошо подготовлен физически. Целью его деятельности является формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой, здоровом образе жизни, для чего следует заинтересовать учеников, создавая положительный эмоциональный фон на уроках.
21. Объективные и субъективные трудности в деятельности учителя физической культуры. К объективным трудностям относятся:
- большая площадь в зале;
- разнообразие и сложность обстановки проведения занятий лыжным спортом, легкой атлетикой, плаванием;
- многочисленный инвентарь и оборудование, неправильное которого связано с риском;
- высокая двигательная активность учащихся;
- работа с разными возрастными группами;
- одновременность занятий с учащимися разного пола, имеющими разные физические возможности;
- требование высокой моторной плотности урока при большом количестве учеников;
- ограниченность времени воздействия (45мин.) при большом интервале;
- отсутствие учебников.
Эти трудности требуют от учителя физической культуры глубоких знаний не только по теории и методике физического воспитания, но и по теории и методике ряда видов спорта, а также в области анатомии, возрастной и социальной психологии, гигиене, спортивной медицине. К субъективным трудностям относятся:
1) Свойства нервной системы и темперамента, а также черты характера;
2) Специфика деятельности учителя физической культуры.
Преодоление этих трудностей зависит от мастерства педагога (от его умения использовать наглядные пособия, показ кем-нибудь из учеников), а также от авторитета педагога.
22. Психологическая структура деятельности учителя физической культуры.
Структура деятельности учителя на уроке — это динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие — второстепенную, подчинённую. Установлено, что в деятельности учителя-мастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при ведущей роли какого-либо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в структуре деятельности каждого учителя — свой собственный или группа их. Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т.е. происходит переструктурирование деятельности.
23. Психологические основы педагогического такта. Педагогический такт – это поведение учителя, строящееся на основе адекватно воспринимаемых им социальных ожиданий по отношению к нему как наставнику молодежи. Это проявляется в наличии у педагога чувства меры и умения поддерживать правильные отношения с учениками, их родителями и коллегами. Психологическими основами педагогического такта можно считать совокупность стереотипов (устойчивых представлений), социальных установок (внутреннего состояния готовности определенным образом действовать по отношению к чему либо или кому-либо) и личностных черт, которые определяют поведение учителя в сфере общения с людьми.
24. Психологические особенности личности тренера. Тренер обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для подготовки высококвалифицированных спортсменов. Общие педагогические требования:
1) высокий уровень нравственного самосознания;
2) педагогическое образование;
3) широкий идейно-политический кругозор;
4) устойчивые морально-волевые качества;
5) интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
6) высокий общий культурный уровень;
7) умение управлять собой в любых условиях;
8) хорошие организаторские способности;
9) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Специальные требования к тренерской деятельности: знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля; умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта; умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц; способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности; умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом; способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.
25. Возникновение и современное состояние психологии спорта. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований. Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое «крещение». Теория спорта - придаток смежных и более общих дисциплин или что ее специфическое содержание выводится главным образом из них. В качестве относительно самостоятельной дисциплины она имеет своим основным фактологическим источником познание самих реальностей спорта, ни к чему иному не сводимых его специфических свойств и закономерностей, причем отображает их и целостно, и в конкретно-предметном выражении.
26. Связь психологии спорта с общей психологией, другими отраслями психологии и смежными науками.
Современная психология занимает особое место в системе научного знания, она находится на стыке ряда наук и занимает промежуточное положение между общественными науками с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Тем не менее близость к этим наукам и даже наличие многих совместно разрабатываемых отраслей ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и пути изучения этого предмета. В центре внимания психологии всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса.
27. Понятие об объектах психологии спорта. Объектом психологии спорта является человек, занимающийся спортивной деятельностью, — спортсмен. Предмет психологии спорта — закономерности психики, психологические особенности личности и деятельности спортсменов в различных условиях тренировки и соревнований.
28. Задачи психологии спорта определены проблемными областями, которые рассматривает данная отрасль психологической науки. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.
29. Психологическая характеристика спортивной деятельности. Спорт как вид деятельности имеет свои психологические особенности. Одной из важнейших особенностей спортивной деятельности, составной ее частью является психомоторика - функциональная взаимосвязь различных психических процессов с движениями и деятельностью человека. Психомоторика - связующее звено между основными факторами и закономерностями психического развития, обеспечивающее совершенное владение техникой конкретного вида спорта. К психомоторным процессам относят специализированные восприятия, все произвольно управляемые действия, быстроту и точность реагирования на раздражители… Вторая особенность - стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта и достижению наивысших результатов в нем. Это требует от спортсмена систематической и длительной тренировки, в процессе которой формируются и совершенствуются определенные двигательные навыки и развиваются необходимые для конкретного вида спорта качества. Третья особенность - наличие спортивной борьбы, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований и сопровождается проявлением ярко выраженных эмоций. Четвертая особенность - наличие ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба.
30. Общие психологические особенности спортивной деятельности. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения , с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой - спортивного характера личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Спорт, как социальное явление, и как особый вид человеческой деятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них, в том числе и психология, исследует спортивную деятельность под определённым углом зрения, с позиций своих специфических задач, своей методологии.
Изучение психологических особенностей спортивного характера личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности в избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих и специальных психологических особенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки.
31. Структура спортивной деятельности. Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру в спорте. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.
32. Мотивация, способы выполнения. Мотивация спортивной деятельности. Это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Представим себе: жил-был типичный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор — мультфильмы, кино, иногда спортивные соревнования. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг — решил стать спортсменом. Каков психологический механизм такого решения? Это механизм мотивации. Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
33. Результаты спортивной деятельности. Результаты рассматривают в узком и широком смыслах:
- в узком смысле это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т.п., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена;
- в широком смысле результаты спортивной деятельности связаны с влиянием спорта на развитие человека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта.
Результаты спортивной деятельности в широком и узком смысле тесно взаимосвязаны. Достижения в развитии спортсмена воплощаются в динамике его спортивных результатов, которые, в свою очередь, влияют на самооценку спортсмена и «масштабность» его личности в целом. Кроме того, очевидно и «социальное звучание» спортивных рекордов, раскрывающих возможности человека в сфере двигательной деятельности и поднимающих престиж не только спортсмена, но и его тренера, команды, страны. Каждое спортивное достижение - это «скачок» в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых.
34. Психологические особенности совершенствования двигательных действий в спортивной тренировке.
Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности:
1) Целостность действия.
2) Совершенство.
3) Автоматизм.
4) Осознанность.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности — сознательный процесс. В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.
35. Психологическое напряжение и перенапряжение в учебно-тренировочном процессе, его признаки.
В учебнотренировочном процессе действия спортсмена совершаются на фоне определенного психического напряжения, которое обеспечивает результативность спортивной деятельности. Психическое напряжение возникает в процессе тренировок и соревнований, но имеет разную направленность. В тренировке оно называется процессуальным, а в соревнованиях результативным. В ходе тренировочных занятий приводятся в движение механизмы, регулирующие состояние организма и обеспечивающие внутренние условия осуществления определенных действий. Психическое напряжение возникает по механизмам: доминанты, эмоциональной и волевой регуляции. Процессы регуляции приводят спортсмена в состояние психического напряжения, которое может иметь различный уровень проявления. Уровень психического напряжения, соответствующий эв-стрессу, является положительным фактором и обеспечивает активизацию всех функций и систем организма, адаптацию к нагрузке и высокую продуктивность тренировочной деятельности. Но при перенапряжении, выступающем отрицательным фактором и называемом психической напряженностью (ди-стресс), наблюдаются эмоционально-сенсорные и эмоционально-ассоциативные нарушения, что требует использования средств психотерапии и психической реабилитации.
36. Психологические особенности спортивного соревнования. Спортивные соревнования существеннейшим образом влияют на развитие мотивации спортсмена. Призы, спортивные звания, реализация тренировочных усилий, самоутверждение и другие стимулы влияют на формирование и динамику личности. Объективные соревновательные ситуации выступают при этом как способ достижения цели, благодаря чему мотивация приобретает более конкретизированное, целевое состязательное значение. Формирование состязательности как целой группы мотивов, побуждающих человека участвовать (или не участвовать) в соревнованиях, стремиться к победе, составляет важную сторону подготовки спортсмена. В спортивных соревнованиях нередко возникают весьма ответственные, порой опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, заставляя спортсменов действовать на пределе собственных возможностей. Экстремальная ситуация – необычные, непривычные обстоятельства жизнедеятельности, требующие специальной адаптации органов чувств, связанные с серьезными социально-психологическими и информационными ограничениями, с возрастанием фактора риска.
Спортивные состязания являются итогом определенного периода подготовки, выбранной методики и стратегии, проверкой различного вида новшеств, включая психологические. Одновременно они позволяют наметить перспективы и целесообразность дальнейшей работы.
Следует выделить и особый волевой фактор психологии спортивного соревнования. Проявленная воля к победе, позволяющая добиваться желаемого результата (победы над определенным соперником, завоевания чемпионского титула, превышение личного достижения), порой служит главным итогом, влияющим на оценку и самооценку спортсмена.
37. Предсоревновательные, соревновательные и постсоревновательные состояния спортсменов. Оптимизация этих состояний.
Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Часто переживания спортсмена, возникающие перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют его, сводя к минимуму волевые усилия. В то же время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны. Предсоревновательное эмоциональное напряжение регулируется целенаправленным волевым усилием. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяет экономичность использования этой энергии. История спорта знает немало примеров, когда рекордные достижения становились результатом эмоций, вправляемых волей.
38. Психолоогические аспекты процесса обучения и совершенствования в спорте.
Процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс. Процесс подготовки спортсмена всегда имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы одновременно развивать у занимающихся целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, волю, чувства дружбы, товарищества, коллективизма, способствовать формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, убеждений – словом, создавать их мировоззрение. Кроме того, в процессе подготовки спортсмена происходит спортивное совершенствование. Спортивное совершенствование – это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счет максимального развития психических качеств, физических способностей и формирования положительных свойств личности спортсмена.
39. Понятие о психологических основах физической подготовки спортсмена.
Психологической основой ФП является формирование понятий, представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий. Для формирования физических качеств необходимо осознать его структуру, совершенствовать психические процессы и свойства личности, а также управлять психическими состояниями. В развитии физических качеств большое внимание уделяется сенситивным периодам. В процессе физической подготовки спортсменов происходит совершенствование физических качеств. При этом целью тренировок является достижение максимальных спортивных результатов. Спортсмены проявляют свои психические свойства и качества, которые, в свою очередь, оказывают влияние на их готовность к выполнению тех или иных упражнений, а также в определенной степени обуславливают итоги тренировки. Именно по этой причине для обеспечения повышения эффективности тренировок необходимо учитывать психологические факторы и личностные особенности спортсменов в процессе их физической подготовки, совершенствовать психические процессы, которые протекают во время спортивной деятельности.
Все это представляет собой психологические основы физической подготовки высококвалифицированных спортсменов.
40. Понятие о психологических аспектах техники физических упражнений и технической подготовки спортсмена.
Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными техническими приемами конкретного вида спорта и совершенствование качества и надежности управления движениями по параметрам пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий
Технической подготовкой спортсмена называется процесс овладения специальными спортивными знаниями, умениями и навыками. Психологическими основами технической подготовки является целенаправленное и индивидуализированное совершенствование тех психических процессов , которые участвуют в регуляции движений, специфических, характерных для каждого конкретного вида спорта
41. Понятие о психологических аспектах тактики в спорте и тактической подготовке спортсмена.
Тактическая деятельность — это решение задач, возникающих в процессе контрдействия с соперником. Задачи в спорте решаются на фоне непрерывного изменения условий борьбы по ходу самого решения, при необходимости его реализации в ограниченное время, при большой плотности моторных действий. Эффективность решения определяется, следовательно, уровнем психических качеств в сфере перцепции, интеллекта и психомоторики. Перцептивные качества обеспечивают все операции, связанные с восприятием информации, интеллектуальные — с оценкой обстановки и принятием решения, психомоторные — с осуществлением этого решения, несмотря на противоборство соперника. В тактической деятельности особую роль играет прогнозирование основных вариантов изменения ситуации, а также выбор приемов и. средств решения тактической задачи и их умелое использование при сбивающем воздействии сильной психической напряженности, физического утомления. Иногда правильное, казалось бы, решение не дает нужного эффекта, если оно принято без учета того, что в данный момент спортсмен, скажем, сильно возбужден и поэтому не может выполнить действие, требующее хладнокровия и ювелирной точности.
Таким образом, тактика в спорте заключается в умелом использовании спортсменом технических приемов на основе знаний о намерениях соперника благодаря правильной оценке ситуации и принятию эффективного тактического решения с учетом собственных физических и психических возможностей. Тактическая деятельность спортсмена представляет собой реализацию специальных двигательных навыков, адекватных конкретной ситуации противоборства, в форме определенных тактических действий и технических навыков.
42. Связь особенностей личности с успешностью спортивной деятельности.
Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности, большое значение имеет индивидуальность человека. Достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности. Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности. Структуру личности составляют:
- способности,
- темперамент,
- характер,
- волевые качества,
- эмоции,
- мотивация,
- социальные установки.
Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер – качества определяющие поступки человека, в т.ч. в отношении других людей. Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие на деятельность человека по достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это переживания и побуждение к деятельности. Результативность спортивной деятельности во многом определяется качествами личности спортсмена, его индивидуальным стилем, психологической подготовкой . Часто бывает, что спортсмен талантлив, одарен от природы, но, для достижения больших успехов, ему не хватает психологической устойчивости, настойчивости, психологической гибкости и т.п. Определить в полном объеме оптимальные черты личности присущие спортсмену вообще вряд ли возможно, поскольку разные виды спорта могут предъявлять разные требования. И если какие-либо качества спортсмена востребованы в данном виде спорта, то, возможно, они окажут негативное влияние на результативность спортивной деятельности в другом виде спорта.
В этой связи важным представляется вопрос о том, какие личностные качества спортсмена обуславливают его способность к результативной спортивной деятельности, иными словами, каким должен быть успешный спортсмен. Традиционно считается, что спортсменов отличают высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Помимо этого среди многочисленных и разнообразных свойств спортсменов выделяют тревожность, интеллект, эмоциональную стабильность, заботу о собственной внешности и здоровье, а также общительность, конформизм, подозрительность (доверчивость), прямолинейность, склонность к доминированию и др., т.к. считается, что они имеют наибольшее значение в спортивной деятельности.
43. Влияние свойств нервной системы на успешность спортивной деятельности.
Психологи, изучая связь соревновательной деятельности с индивидуальными различиями по свойствам нервной системы, обнаружили, что лица, отличающиеся слабостью возбудительного процесса, ухудшают результаты на особо ответственных соревнованиях. З.И. Бирюкова, изучавшая зависимость психологических свойств спортсменов от физиологических особенностей нервной системы, так же как и другие авторы, указывает, что лица, принадлежащие к сильным типам нервной системы, лучше преуспевают в спортивных занятиях, чем лица со слабой нервной системой. Знание особенностей темперамента является обязательной составляющей индивидуального подхода. Без оценки типа высшей нервной деятельности невозможно достичь взаимопонимания между спортсменом и тренером и правильно определить методы работы.
44. Специфика психологической структуры спортивного коллектива. Наличие определенного и открыто выражаемого общего мнения в группе сильно влияет на поведение отдельных ее членов. Группа может быть сплоченной в отношении определенных моральных принципов, выступать при решении вопросов морального характера как единый коллектив. И тогда личное положение каждого ее члена играет в жизни группы огромную положительную роль. Но в группе может и не быть такого единства принципиальных позиций по актуальным вопросам ее жизни и деятельности. И тогда она будет разобщаться противоречиями, фактически распадаться на отдельные группировки. В этих случаях личное положение индивидов в группе утратит свое положительное значение. Авторитет, завоеванный индивидом в группе, активно проявляется лишь тогда, когда группа спаяна определенными общими моральными принципами. Существуют два типа структур – формальная и неформальная – всегда сосуществуют, образуя единую структурную систему. При этом соотношение структур должно быть оптимальным.
Соответствие формальных и неформальных структур способствует эффективной деятельности группы. Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования формальной структуры:
- инструкции, установки, программа деятельности, разработанная тренером, руководством команды, вышестоящими организациями;
- нормы и правила, формируемые в самой группе в процессе основной деятельности;
- потребности и мотивы членов группы;
- потребности и мотивы тренера;
- требования сложившейся ситуации;
- перспективные цели и задачи основной деятельности.
Помимо соответствия двух структур существуют еще и такие факторы, как совместимость, идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности.
45. Проблема лидерства в спорте. Лидерство в спортивной команде необходимо рассматривать с точки зрения тренера как лидера, формального и неформального, и с точки зрения структуры команды. В широком смысле слова лидерство можно рассматривать как «поведенческий процесс воздействия на отдельных лиц или группы с целью достижения поставленных целей» (Barrow, 1977). Это определение охватывает многие аспекты лидерства. В спорте и физической культуре эти аспекты включают процессы принятия решения, методы мотивации, обеспечение обратной связи, установление межличностных отношений, ориентацию команды или группы (Salminen, Linkkonen, 1994). По Уэйнбергу, «лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей».
46. Понятие о спортивной психодиагностике. Основные направления ее использования в психологическом обеспечении спортивной деятельности.
Термин «психодиагностика» отражает наиболее прикладную сторону современной психологии спорта. Спортивная деятельность требует соответствующего обеспечения: материального, технического, медицинского, психологического и т. п. Спортивный результат определяется подготовкой исполняющих движение органов, функциональной тренированностью и совершенством нервно-психических механизмов регуляции движений, переживаний, поведения. Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих трёх «несущих опор». Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определённых условиях спортивной деятельности: особенностей протекания психических процессов, психических состояний, свойств личности, социально-психологических особенностей деятельности. Психодиагностика осуществляется в процессе отбора, в тренировочном процессе и на соревнованиях. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействия на спортсмена.
47. Методы спортивной психодиагностики. Спортивная психодиагностика - это прикладной раздел психологии спорта, предметом которой являются измерение и контроль психических особенностей спортивной деятельности и ее исполнителей - спортсменов. Практическое использование психодиагностики в спорте позволяет решать следующие задачи:
-обеспечить отбор спортсменов и снизить субъективный отсев из команд;
-определять степень и уровень готовности спортсмена и команды к предстоящим соревнованиям;
-разработать адекватные методы индивидуальной подготовки спортсменов, а соответственно сократить время и затраты на спортивную подготовку;
-разработать и предложить тренеру индивидуальные рекомендации по работе со спортсменом или командой.
В настоящем разделе для правильного понимания практической работы в этой области и задач, стоящих перед спортивной психодиагностикой, рассмотрим три основных вопроса:
-общее представление о психодиагностике,
-психодиагностические методы в спорте.
48. Понятие о психологических аспектах спортивного отбора на различных его этапах.
Цель отбора – выявление таких спортсменов, у кот процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени. Первоначально при отборе особое внимание тренер обращает на физические, психомоторные, психологические показатели будущего спортсмена, его возраст, состояние здоровья. На последующем этапе для более углубленного отбора также используются общие и специальные критерии
49. Понятие саморегуляции и регуляции психических состояний. Психическая саморегуляция- воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов. Понятие «регулирование» тесно связано с основными функциями психического — отражением и регуляцией, традиционно выделяемыми в психологии. Производными от понятия «регулирование» являются гетеро- и саморегуляция. Выделяя саморегуляцию как объект нашего исследования мы опираемся на представления о произвольности, осознанности этого процесса, целью которого является изменение собственной активности субъектом, контроль и коррекция результатов.
50. Классификация и характеристика приемов, средств и методов саморегуляции и регуляции психических состояний. Самовнушение в спорте. Система психологической подготовки спортсмена к соревнованию включает различные приемы регуляции и саморегуляции его психических состояний. Многообразие этих приемов можно сгруппировать следующим образом:
1. Комплексы упражнений, цель которых — снять напряженность мышц, избежав таким образом излишнее нервное напряжение.
2. Разминка как средство, устраняющее неблагоприятные формы предстартовых состояний (стартовую лихорадку, апатию). Причем упражнения для разминки по своему характеру, темпу, продолжительности подбираются в зависимости от самочувствия спортсмена.
3. Воздействующая сила авторитета тренера. Когда спортсмен лишен большого опыта участия в спортивных соревнованиях (в особенности юные спортсмены), данный фактор имеет особое значение.
Во время юношеских соревнований по боксу 13-14-летний паренек, который впервые выступал на соревнованиях, был очень взволнован, он буквально не находил себе места. Заметив это, тренер подошел к нему, рассказал что-то веселое, отвлек от угнетающих мыслей, убедил своего воспитанника в том, что нет никаких оснований тревожиться, выступление пройдет хорошо. В результате юный боксер успокоился, стартовая лихорадка исчезла. На юных спортсменов, находящихся в неблагоприятном предстартовом состоянии, отрицательно действует безразличное отношение к ним в ходе соревнования тренера.
51.Понятие о психогигиенической и психопрофилактической работе в спорте.
Психогигиена спорта - это область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов. Главная задача психогигиены спорта — обеспечение психического здоровья спортсмена, что тесно связано с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой и психотерапией. Различные методы и средства психорегуляции следует применять с учетом специфики ситуации, индивидуальных особенностей спортсменов и их психического состояния, чтобы осуществить общую тенденцию по формированию у них оптимального психического состояния, в котором они могут наиболее полно реализовать свои физические и технические возможности.
52. Понятие о динамике состояний спортсмена в реальных условиях напряженной тренировочной и соревновательной деятельности.
Влияние соревновательных условий на результативность деятельности спортсмена имеет объективную основу. Психическое напряжение, возникающее в соревновательных условиях и представляющее собой эмоциональный фон, обусловливает возникновение специфического физиологического фона, который приводит к сдвигам в деятельности функциональных систем организма, в частности, к изменению чувствительности двигательного анализатора, эффективности реализации особенностей внимания и некоторых других факторов, оказывающих существенное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсмена. Во время соревнований у спортсмена возникает психическое напряжение, вызывающее длительное рефлекторное напряжение мышечных групп, прежде всего антагонистов тех мышц, которые выполняют наиболее важные функции в соревновательной деятельности. Для преодоления возросшего сопротивления спортсмену приходится затрачивать дополнительные усилия, приводящие к нерациональному расходованию энергетических ресурсов.
53. Понятие о психореабилитации. Психологическая реабилитация — это система психологических, психолого-педагогических, социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психологических функций, состояний, личного и социального статуса людей, получивших психическую травму. Целью психологической реабилитации является оказание спортсмену помощи в восстановлении оптимального для продолжения профессиональной деятельности психического здоровья.
54. Система психокоррегирующей работы. Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.