Исследование по клинической психологии
Заключение по данным экспериментально – психологического исследования
Антон В., 15 лет.
Цель исследования: выявить личностные особенности старшего подростка с аддиктивным поведением.
Объект исследования – личностные особенности старшего подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и личностными особенностями старшего подростка. Задачи диагностического исследования:
- Подобрать методики диагностики по проблеме исследования;
- Провести анализ полученных результатов;
- Выявить психологические и личностные особенности старшего подростка, склонного к аддиктивному поведению.
Методики исследования:
1. Опросник «Аддиктивная склонность» для определения выраженности аддиктивного риска разработан В.В. Юсуповым (2006) по результатам психофизиологического обследования призывной молодежи.
2. Тест Г. Айзенка (EPI), направленный на изучение экстраверсии-интроверсии, нейротизма;
3. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла
4.Тест Жизнестойкости.
Рассмотрим результаты исследования:
- Опросник «Аддиктивная склонность» для определения выраженности аддиктивного риска разработан В.В. Юсуповым (2006) по результатам психофизиологического обследования призывной молодежи. У подростка отмечается выраженная склонность к аддитивному поведению.
- Тест Г. Айзенка (EPI), направленный на изучение экстраверсии-интроверсии, нейротизма. В экспериментальном исследовании были выбраны шкалы «экстраверсия-интроверсия», «нейротизм». По показателю «экстраверсия» прослеживается уровень общительности и обращенности личности вовне, необходимость в контактах. По показателю «интровертность» отмечается сдержанность в социальных контактах. Шкала «нейротизм» характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Шкала «психотизма» не отслеживалась, так как в исследовании принимали участие дети без явных признаков дезадаптации. Данный подросток отличается обращенностью личности вовне, необходимостью в контактах, испытывает необходимость в общении с окружающими, но в силу психологических особенностей ему не удается выстроить социальное взаимодействие, что приводит замкнутости, недоверчивости к окружающим.
- Факторный личностный опросник Р. Кеттеллаю Подросток, характеризуется подростков низким уровнем общительности норм. Для него характерна поведения отчужденность от внешнего формирования мира, недоверчивость к окружающим, замкнутость. Это формирования доказывает существование подростков субъективных трудностей в общении норм в реальной жизни норм у подростка, склонного к аддиктивному поведению. В реальном мире, из-за поведения тревожности норм и норм неуверенности норм в себе, подростку труднее подростков устанавливать и норм поддерживать социальные подростков контакты. Другая особенность личности, которая представляет особый интерес - уровень внутреннего формирования контроля поведения. Для подростка свойственна поведения вввнутренняя конфликтность и норм недостаточная дисциплинированность. Деятельность подростка неупорядочена, хаотична, они норм не подростков умеют организовывать свое подростков время и норм порядок выполнения работы. Такая особенность подростков, склонных к аддиктивному поведению, влияет на поведения то, что формирования они норм не подростков всегда поведения могут контролировать время.
4.Тест Жизнестойкости (С. Мадди, перевод и адаптация Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказов). Выявлен низкий уровень жизнестойкости.
Таким образом, в проведенном нами норм исследовании норм выявлено, подростку с подростков аддиктивным формирования поведением свойственен низкий уровень самоконтроля, повышенная напряженность, необщительность и норм замкнутость, трудности норм при норм адаптации в социуме.
Программа коррекции
Опираясь на результаты диагностики была составлена программа, направленная на:
- Преодоление аддитивного поведения.
- Развитие самоконтроля,
- Снижение напряженности, тревожности;
- Преодоление необщительность и норм замкнутость;
- Преодоление трудностей норм при норм адаптации в социуме.
Рассмотрим содержание каждого этапа:
- Преодоление аддитивного поведения. Основной причиной зависимости от алкоголя, курения, наркотиков является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение. Также одной из причин является «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают зависимостью к алкоголю, курению. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза. Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), подросток постоянно испытывает разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, подросток не всегда умеет адекватно определить и оценить тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время, он не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подросток не всегда обретает общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция). Аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголя, наркотиков, транквилизаторов...) либо осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...). Лучшая методика борьбы с употреблением ПАВ и девиантным поведением - профилактика. Это осознается сегодня подавляющим большинством населения от государственных чиновников всех уровней до обычных рядовых граждан. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и противоправных действий. Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.
«Профилактика – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни». («Толковый словарь русского языка», Ожегов). В зависимости от целевой группы, на которую ориентирована профилактическая работа, профилактика различается на три вида:
- Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ;
- Вторичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением ПАВ у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.
- Третичная профилактика, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания. То есть проведение таких мероприятий, которые будут способствовать восстановлению личностного и социального статуса больного (наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Школьные исследования показали, что нам необходимо применять первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика должна быть направлена на всех учащихся школы. Вторичная - на курящих учащихся, если таковые будут.
Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников. Актуальной для коллектива стала систематизация деятельности по осуществлению профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Целевые группы:
Возрастная категория |
Микросреда |
Целевая подгруппа |
Учащиеся начального звена (1-4 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, руководители кружков и секций |
Учащиеся среднего звена (5-8 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, руководители кружков и секций |
Учащиеся старшего звена (9-11 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, руководители кружков и секций, сверстники и друзья |
Цель: создание условий для формирования у школьников полезных навыков здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров. Задачи:
- определение степени вовлеченности контингента в проблему;
- организация профилактической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
- разработка и внедрение современных воспитательных методик и технологий;
- формирование общих и специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ) у педагогов, учащихся и их родителей;
- воспитание у учащихся уважения к себе, чувства собственного достоинства, неприятия ПАВ как способов воздействия на свою личность;
- формирование культуры здоровьесбережения на основе сформированной мотивационной сферы;
- развитие методической, консультативной деятельности для всех целевых групп профилактической работы;
- развитие системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам, повышению культуры взаимоотношений в семье;
- развитие социального партнерства в рамках реализации программы.
Профилактическая работа ведется, основываясь на следующие принципы:
а) долгосрочность и непрерывность.Профилактика - это процесс, который неразрывно связан с воспитанием, предполагающим не только формирование тех или иных черт личности, но и коррекцию деструктивного поведения, ориентир на осознанное изменение его. А такие процессы происходят не сразу, поэтому мероприятия, не соединенные воедино, скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного личностного и социального эффекта, а лишь сиюминутный результат;
б) адресность. При подготовке мероприятий необходимо учитывать то, на какую целевую группу они направлены, и, исходя из этого, избирать те или иные формы и методы их проведения, а также степень информирования. Если информация превышает пределы информационного запроса группы, можно спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Необходимо понимать, что ты говоришь, кому, зачем и почему ты говоришь это именно сейчас;
в) профессионализм и своевременность;
г)доступность (подача материалов с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы). Например, адресуя профилактические мероприятия подросткам, необходимо учитывать их психофизиологические возрастные особенности;
д)последовательность.Для реализации программы предусмотрен ряд этапов, которые будут сменять друг друга в определенной последовательности.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ. В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми – общая воспитательная педагогическая работа с детьми; работа с детьми “группы риска”;
2) Работа с педагогическим составом – подготовка учителей к ведению профилактической работы; организационно-методическая работа.
3) Работа с родителями – информирование и консультирование родителей; работа с социально-опасными семьями.
4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики употребления ПАВ.
Условия реализации программы – этапы:
этап: диагностирующий. Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления ПАВ. Задачи:
- Определить степень информированности детейи подростков по проблеме.
- Выделить факторы, влияющие па формирование позитивного отношения к употреблению ПАВ.
- Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
- Выявление детей “группы риска”.
Методы: изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы в целом; опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (наосновании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
- подростки, имеющие опыт употребления ПАВ;
- подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению ПАВ;
- подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению ПАВ.
Второй этап: организационно-практический. Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении. Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ.
- Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
- Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы: информационный; метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций). конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости). Формы работы:
- лекция;
- беседа;
- семинар;
- конференция;
- мини-спектакль;
- психотерапевтические занятия;
- тренинг;
- ролевая и деловая игра;
- мозговой штурм;
- круглый стол;
- дискуссия;
- конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
- социологический опрос;
- показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Значение этапа: развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; выработка активной жизненной позиции, исключающей использование сигареты и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап - заключительный. Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики. Задачи:
- Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
- Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении употребления ПАВ.
- Определить дальнейшее направление работы по предупреждению употребления ПАВ.
Методы: анализ отчетной документации; опрос, беседа; анонимное анкетирование. Значение этапа:
- позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения работы;
- сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
- на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ЗОЖ.
- выработка активной жизненной позиции, исключающей использование сигарет и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия: снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации; вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения; организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения; демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми). Ожидаемые конечные результаты программы:
- Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
- Уменьшение числа учащихся "группы риска".
- Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
Техническое оснащение программы: проектор и экран; телевизор; компьютер, принтер и копировальный аппарат; цифровой фотоаппарат; расходные материалы.
План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.
№ |
Наименование мероприятия |
Время проведения |
1. |
Организация и проведение профилактических бесед |
По запросу |
2. |
Рейды «Ночной дозор» |
Сентябрь, октябрь, апрель, май |
3. |
Посещение учащихся на дому |
1 раз в четверть |
5. |
Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” |
В течение учебного года |
6. |
Месячник по профилактике правонарушений |
Октябрь |
7. |
Дни инспектора |
В течение учебного года |
8. |
Анкетирование детей “Группы риска” |
Январь |
9. |
Операция “Неблагополучная семья” |
Февраль |
10. |
Участие в профилактической акции “Безнадзорник” |
Апрель |
11. |
Профилактическая операция |
В течение учебного года |
12. |
“Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия” |
декабрь |
13. |
Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта |
В течение учебного года |
14 |
Знакомство учащихся с правилами поведения в школе |
Сентябрь |
15 |
Профилактическая работа по борьбе с наркоманией и табакокурением |
|
16. |
Классный час на тему ПАВ |
Сентябрь |
17. |
Профилактическая неделя по борьбе с наркоманией |
Ноябрь |
18. |
Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением |
Октябрь |
19. |
Проведение профилактических классных часов |
В течение года |
20. |
Цикл бесед “Курить – здоровью вредить!” |
Декабрь |
21. |
Час коммуникативного общения “Как сказать наркотикам “нет!” |
Ноябрь |
- Развитие самоконтроля. Тренинг «Самоконтроль». Занятие направлено на тренировку умения произвольно регулировать свое состояние в различных ситуациях, что важно для обретения способности уверенно вести себя в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях. С одной стороны, предлагаемые упражнения обучают контролировать внешние, поведенческие проявления, с другой – отслеживать свое внутреннее психологическое состояние.
Упражнение «Противоположные движения». Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один из партнеров начинает выполнять под музыку любые спонтанные движения. Задача другого партнера – выполнять те движения, которые, с его точки зрения, противоположны первым. Через полторы-две минуты участники меняются ролями, и игра повторяется. Желательно сопровождать ее негромкой танцевальной музыкой.
Психологический смысл упражнения. Участники учатся произвольно регулировать свои движения, подавляя естественное в такой ситуации желание «зеркально отразить» действия партнера, повторить их буквально. Кроме того, упражнение повышает взаимопонимание партнеров, способствует сплочению команды.
Обсуждение. Кому кем больше понравилось быть – демонстрирующим движения, или повторяющим противоположные? Когда в реальных жизненных ситуациях важно уметь не делать то, что тебе показывают, а поступать точно наоборот?
Упражнение «Не смеяться». Описание упражнения. Участники коллективно совершают какие-либо действия, которые незамедлительно вызывают смех у большей части из них. Например, следующие:
По хлопку ведущего все участники подносят руки к лицу, делают «длинный нос» (см. рис) и хором говорят: «Я Буратино».
Это повторяется с интервалами в 2–3 секунды. Все участники движутся по кругу, приседая, опираясь руками на колени, каждый из них по очереди говорит: «Я луноход!» Водящий поочередно задает участникам вопросы любого содержания, а те должны отвечать них словом «колбаска». («Что у тебя надето поверх рубашки? – Колбаска!» и т. п.). Участники сидят в кругу и каждый из них щекочет локоть соседа, находящегося по правую руку от него. Каждый участник по очереди рассказывает анекдот, произносит какую-либо смешную фразу из фильма и т. п. Задача – выполнять подобные действия, сохраняя абсолютно серьезное выражение лица, и ни в коем случае не смеяться. Кто улыбнется или засмеется – выбывает из игры до окончания раунда (хотя можно какими угодно способами смешить тех, кто еще играет). Побеждают те участники, которые остаются в игре дольше всех.
Психологический смысл упражнения. Тренировка навыков регуляции своего поведения. Самый эффективный способ выполнения этого упражнения, к которому обычно прибегают те, кто побеждает в нем – внутренне отстраниться от происходящего, сконцентрировав внимание на какой-либо сторонней мысли.
Обсуждение. Тех, кто остался в игре дольше других, просят поделиться, какими именно способами им удалось добиться этого, что им помогало отвлечься от попыток их рассмешить. Потом участников просят привести примеры жизненных ситуаций, в которых важно уметь контролировать свой смех.
3. Снижение напряженности, тревожности.
4. Преодоление необщительность и норм замкнутость.
5. Преодоление трудностей норм при норм адаптации в социуме. У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. Структура занятий и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях. Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде. Для записей и рисования ученики имеют индивидуальные тетради. Цель программы: снижение тревожности у подростков. Задачи:
1. Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.
2. Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.
3. Развитие личности подростка, его способностей к общению и возможностей.
Ожидаемые результаты: снижение тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий. Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели. Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях. В начале каждого занятия-тренинга вводятся упражнения на разогрев группы. Серьёзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова. Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, расшевелить одних и несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус группы и каждого её участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.
В процессе проведения тренинговых занятий проводятся наблюдения, индивидуальные беседы, которые позволяют прослеживать ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Зачем нужно знать себя? |
1 |
2. |
Общение в жизни человека. |
1 |
3. |
Я глазами других. |
1 |
4. |
Самооценка. |
1 |
5. |
Ярмарка достоинств. |
1 |
6. |
Ищу друга. |
1 |
7. |
Барьеры общения. |
1 |
8. |
Предотвращение конфликтов. |
1 |
9. |
Уверенное и неуверенное поведение. |
1 |
10. |
Нужна ли агрессия? |
1 |
11. |
Пойми меня. |
1 |
12. |
Мои проблемы. |
1 |
13. |
Критика. |
1 |
14. |
Азбука перемен. |
1 |
Приложение
Содержание занятий
Занятие 1. «Зачем нужно знать себя?».
Цель: Познакомить детей с целями занятий.
Принять правила проведения занятий.
Создать у учеников мотивацию на самопознание.
Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
Материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.
Ход занятия:
1. Знакомство с целями занятий.
Психолог. На занятиях мы будем учиться понимать себя и других, общаться, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
2. Принятие правил.
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?
Примерные правила:
Активная работа на занятии каждого участника.
Внимательность к говорящему.
Доверие друг к другу.
Недопустимость насмешек.
Не выносить обсуждение за пределы занятия.
Право каждого на своё мнение.
3. Настрой на занятие.
Упражнение «Цвет настроения».
Каждый участник выбирает цвет настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Психолог. Сейчас выполните такое задание: Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.
Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
4. Работа по теме. Самоанализ «Кто я? Какой я?».
Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?
Психолог. Продолжите письменно три предложения:
- Я думаю, что я ……
- Другие считают, что я ….
- Мне хочется быть ….
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Психолог вывешивает список слов, помогающий отвечать ученикам на вопросы:
«Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».
Упражнение «Горячий стул».
Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе. Каждый по очереди будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я…). Количество совпадений подсчитывается.
5. Анализ занятия.
Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
Вопросы для обсуждения: Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудно оценивать – себя или других?
6. Домашнее задание.
Психолог. Выполните дома следующее задание. Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных – синим.
Занятие 2. «Общение в жизни человека.»
Цели: Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека.
Развивать способность принимать друг друга.
Материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.
Ход занятия:
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог. Давайте рассмотрим все рисунки «Я в лучах солнца». Вспомните, что обозначают лучи (количество определений, которые дали вам одноклассники и которые совпали с вашим мнением о себе). Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя (много совпадений – хорошо знаете). Красными лучами отмечались положительные совпадения: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих. Отрицательные же (синие) действуют как холод и мешают общению.
Как вы думаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники.)
В итоге обсуждения желательно подвести ребят к пониманию того, что в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.
2. Работа по теме.
Психолог. Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я.) Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
Психолог. Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.
Тест-игра «С тобой приятно общаться».
Психолог. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.
Для этого детям раздаются небольшие листочки для записи, на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске:
+2 - с тобой очень приятно общаться
+1 - ты не самый общительный человек
0 - не знаю, я мало с тобой общаюсь
-1 - с тобой иногда неприятно общаться
-2 - с тобой очень тяжело общаться
Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздаёт их «адресатам» предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.
Психолог. Если результаты Вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что всё зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке: «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно», а на другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.
3. Анализ занятия.
Психолог. Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
В заключение ведущий сообщает, какое общение выбрали большинство учащихся (см. предыдущее задание).
4. Домашнее задание.
Психолог. Подсчитайте дома баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться» и запишите результат в тетрадь. С обсуждения этого мы и начнем следующее занятие.
Занятие 3. «Я глазами других.»
Цели: Формировать способность к самоанализу.
Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.
Материалы: Тетради, ручки, мячик.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог. Хотите узнать, сколько баллов вы получили по тесту «С тобой приятно общаться»?
Психолог называет максимальный балл.
Психолог. Как вы считаете, можно ли изменить мнение одноклассников? Как это сделать?
2. Работа по теме.
Методика «Твоё имя».
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка…). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.
Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.
Игра «Ассоциации».
Психолог. Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встаёт перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть, что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени. (Участники играют.)
Психолог. Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?
3. Анализ занятия.
Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количества пальцев одной руки. Что было трудно выполнять? Что оказалось неожиданным? Что было самым интересным?
4. Домашнее задание.
Психолог. Запишите в тетрадях начало нескольких предложений, а дома закончите их:
- Я словно птица, когда ….
- Я превращаюсь в тигра, когда….
- Я словно муравей, когда…
- Я словно рыба, когда….
- Я прекрасный цветок, если….
Занятие 4. Самооценка.
Цели: Дать понятие о самоценности человеческого «Я».
Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.
Закрепить навыки групповой работы.
Материалы: Тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Ученики читают свои варианты предложений. Затем идет обсуждение. Ведущий задает вопросы: Много ли похожих ответов? Какие ответы характеризуют чувства, а какие – поведение? Чего больше – одинаковых чувств или одинаковых вариантов поведения?
Учащиеся приходят к выводу, что в общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение человека.
2. Работа по теме.
Методика «Самооценка».
Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьёзно.
Дискуссия «Самое-самое».
Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: «Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?» (Они мне дали жизнь и любят меня).
Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.
Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Методика «Моя вселенная».
Ученикам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:
Мое любимое занятие…
Мой любимый цвет…
Мой лучший друг…
Моё любимое животное…
Моё любимое время года…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая музыка…
3. Анализ занятия.
Учащиеся дают оценку занятию. Психолог задаёт следующие вопросы для обсуждения: Что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?
4. Домашнее задание.
Психолог. Постарайтесь понаблюдать за своим поведением и настроением в разных ситуациях общения и отметить, всегда ли вы спокойны и веселы, были ли вспышки гнева, как вы владеете своими эмоциями.
Занятие 5. «Ярмарка достоинств».
Цели: Закрепить у учащихся навыки самоанализа.
Научить преодолевать барьеры на пути самокритики
Развивать уверенность в себе.
Материалы: Листы с надписями «Продаю», «Покупаю» для каждого участника.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Всем участникам предлагается прочитать вслух записи в тетрадях о том, как они умеют владеть своими эмоциями. Поощряются самостоятельные выводы. Затем идет обсуждение.
Психолог. Можете ли вы с уверенностью сказать, что всегда владеете своими эмоциями? Это не просто, но, чтобы у вас было меньше проблем в общении, нужно учиться владеть своими эмоциями.
2. Работа по теме.
Игра «Ярмарка достоинств».
Участники игры получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью «Продаю» , написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества продавались? Какие качества хотели купить многие? Почему?
Как правило, большинство ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.
После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Затем психолог предлагает записать в тетрадях вывод:
«Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В.О.Ключевский).
Упражнение «Вверх по радуге».
Сидя на стуле все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.
Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.
3. Анализ занятия.
Психолог. Трудно ли было признавать свои недостатки? Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств? Оцените свою откровенность в баллах: выкиньте на счёт «три» количество пальцев одной руки.
4. Домашнее задание.
Психолог. Подумайте дома и напишите, какие люди вам нравятся. С каким человеком вы хотели бы дружить? Должны ли друзья быть во всем похожими друг на друга?
Занятие 6. «Ищу друга».
Цели: Помочь учащимся в самораскрытии.
Способствовать преодолению барьеров в общении.
Совершенствовать навыки общения
Материалы: Листы бумаги для написания объявлений.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Участникам предлагается ответить на вопросы домашнего задания (см. занятие 5).
Психолог. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»? Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? Кто может объяснить, что такое откровенность?
2. Работа по теме занятия.
Психолог предлагает участникам написать окончания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений:
Откровенно говоря, мне до сих пор трудно…
Откровенно говоря, для меня очень важно…
Откровенно говоря, я ненавижу, когда…
Откровенно говоря, я радуюсь, когда…
Откровенно говоря, самое важное в жизни…
Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух.
Психолог. Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять. Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?
Объявление «Ищу друга».
Психолог. Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто пытается найти друзей или единомышленников. Мы попробуем с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга».
Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.
Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут поместить свои объявления на стенде.
3. Анализ занятия.
Психолог задаёт вопросы: Трудно ли быть откровенным? Просто ли было писать о себе.
4. Домашнее задание.
Психолог. Подумайте дома над таким высказыванием: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены». Постарайтесь его объяснить.
Занятие 7. «Барьеры общения»
Цель: Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения.
Обучить альтернативным вариантам поведения.
Обучить анализу различных состояний.
Материалы: Тетради для записей.
Ход занятия:
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог. Вспомните, какое высказывание предлагалось вам на дом для объяснения («Люди становятся одиноки, если вместо мостов они возводят стены».). Обсуждая ответы участников, психолог подводит их к пониманию барьеров («стен») в общении.
2. Работа по теме.
Психолог напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.
Психолог. Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе».
Выбираются два участника.
Психолог. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!».
Затем обсуждается поведение, и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить дело до конфликта? Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?
Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах.
Нужно начинать выяснять отношения:
- с угрозы
- с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать)
- с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту)
- с общения (ты такой же бестолковый, как все новенькие)
- не обращать внимания (он не достоин моего внимания)
Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Психолог. Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих). Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.
Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.
3. Анализ занятия.
Психолог. Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении? Давайте оценим наше занятие. Поставьте. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
4. Домашнее задание.
Психолог. Попытайтесь до следующего занятия зафиксировать хотя бы одну ситуацию, когда вам удалось предотвратить конфликт. Старайтесь в таких ситуациях использовать знакомые вам приёмы.
Занятие 8. Предотвращение конфликтов.
Цели: Выработать у детей умение предотвращать конфликты.
Закрепить навыки поведения в конфликтных ситуациях.
Материалы: Тетради для записи.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог задаёт учащимся вопросы:
Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?
Вспомните, какие барьеры мешают позитивному общению людей?
Пусть поднимут руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы не допускать конфликтных ситуаций?
2. Работа по теме.
Игра «Перетягивание каната».
Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.
Отработка навыков предотвращения конфликтов.
Психолог помогает каждому самостоятельно подобрать самостоятельно варианты выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. Предлагаются следующие ситуации:
Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
Мама, придя с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.
Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
Тетради с ответами сдаются психологу.
Игра «Петухи»
Игра проходит в парах. Игрок, прыгая на одной ноге, пытается толкнуть другого так, чтобы он встал на две ноги.
3. Анализ занятия.
Психолог задает следующие вопросы:
Считаете ли вы себя конфликтным человеком?
Смогли бы вы предотвратить конфликт или избежать его?
4. Домашнее задание.
Психолог. Подумайте, с какими людьми вам нравится общаться, что в них вам нравится.
Занятие 9. Уверенное и неуверенное поведение.
Цели: Дать учащимся понятие о сильной личности.
Вырабатывать навыки уверенного поведения.
Формировать негативное отношение к агрессии.
Материалы: Мяч, три листка бумаги для каждого участника, бланки теста «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог. Вам предлагалось дома подумать о том, с какими людьми вам нравится общаться. Сейчас мы запишем их характеристики на доске. Каких определений больше всего?
2. Работа по теме.
Игра «Зубы и мясо».
На доске записаны качества: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый. Участникам предлагается выбрать качества, которых им не хватает, и записать их в таблицу в столбик «Себе». В другой столбик – «Другим» – записать те качества, которых не хватает, по их мнению, другим людям. После того как участники выполнят задание, психолог сообщает, что определения «упорный», «волевой», «целеустремленный», характеризуют сильные стороны человека (их условно можно обозначить как «зубы»), а определения «отзывчивый», «добрый», «нежный» характеризуют мягкость человека («мясо»). При анализе, как правило, оказывается, что большинство выбирает для себя сильные качества – «зубы», а другим предлагает быть «мясом».
Психолог. Почему же большинство считает, что им не хватает качеств сильного человека, а другим доброты? Какого человека мы называем «сильной личностью»? (Уверенного, твердого, спокойного, справедливого)
Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать своё мнение, считаясь с мнением других.)
Какое поведение мы называем неуверенным? (Беспокойное, нерешительное.)
Какое поведение можно назвать нерешительным? (Оскорбляющее, унижающее, нарушающее права других.)
Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? (Это получение уверенности за счёт унижения других.)
Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».
Психолог. Ответьте «Да» \+\ или «Нет» \-\ на следующие вопросы:
Если вы заблудитесь в лесу, то хватит ли вам знаний, чтобы выйти на дорогу, и силы воли, чтобы продержаться несколько дней?
Попав на необитаемый остров, будете вы его осматривать целиком?
Попав в ситуацию, когда на вас летит автомобиль, и ваш спутник бросается влево, вы побежите туда же?
Если вы уходите из дома и не можете найти ключи, то можете ли просто спокойно подумать, где они могут быть?
Вы хорошо ориентируетесь в темноте?
Вы любите исследовать незнакомые места?
Вам нравится находиться на природе в одиночестве?
Вы легко решаете задачи на сообразительность?
В критической ситуации вы быстро принимаете решение?
Психолог. За каждый положительный ответ вы получаете одно очко. Суммируйте очки. Полученный результат означает следующее:
1-3 очка – вы несамостоятельный человек, не умеете принимать решение и брать ответственность на себя.
4-7 очков – вы сообразительны и сможете не попасть впросак в трудной ситуации, хотя и допускаете ошибки из-за невнимательности и недостатка знаний.
8-9 очков – вы нигде не пропадете, спокойная жизнь не для вас, работа следователя, каскадера и геолога вам бы очень подошла.
Игра «Вопрос – ответ»
Играющие бросают мяч друг другу, задавая любые вопросы, а затем оценивают, был ли ответ партнера уверенным или нет.
Игра «Поводырь».
Участники разбиваются на пары (один - поводырь, другой – ведомый). Ведомому завязывают глаза. Поводырь водит партнера между расставленных по всей комнате стульев. Участники меняются ролями. После игры проводится обсуждение:
Что чувствовали? Была ли уверенность и почему?
3. Анализ занятия.
Психолог. Можете ли вы сказать, что после занятия изменили мнение о себе?
Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счёт «три» нужное количество пальцев одной руки.
4. Домашнее задание.
Психолог. Проследите за тем, как слушают вас окружающие, и проверьте, как слушаете их вы.
Занятие 10. Нужна ли агрессия?
Цели: Дать учащимся представление об агрессивном поведении.
Вырабатывать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.
Материалы: Текст «Прочти о змее», релаксационная музыка.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог спрашивает участников, удалось ли им проверить свое умение слушать других и понаблюдать, как окружающие их слушать. Затем предлагается вспомнить, что такое агрессия и когда она проявляется.
2. Работа по теме занятия.
Психолог. Подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия?
В процессе обсуждения желательно вспомнить, о значении эмоций в жизни человека.
Психолог. А теперь давайте послушаем «Притчу о змее».
Притча о змее.
Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому она была очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.
Психолог. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?
В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.
Учащиеся делают запись в тетради:
Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы.
Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.
Психолог. Подумайте, в какой форме чаще всего проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?
Упражнение «Выставка».
Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните три, четыре раза. Представьте, что вы попали на большую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.
После упражнения происходит обмен мнениями: Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?
3. Анализ занятия.
Психолог задает вопросы для обсуждения: Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы? Нужно ли учиться снимать агрессию? Можете ли вы оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния?
4. Домашнее задание.
Психолог. Попробуйте в моменты нахлынувшего гнева и возмущения поругаться смешными словами, например, «Тих – тиби дух», и отмечаете, как раздражение и злоба уходят.
Занятие 11. Пойми меня.
Цель: Формировать у учащихся умение понимать друг друга.
Материалы: Бланки с пословицами для каждого учащегося.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог. Кто тренировался снимать вспышки гнева при помощи слов: «Тих-тиби-дух»?. Кто использовал какие-либо другие методы, с которыми мы познакомились на прошлом занятии? Поделитесь своим опытом.
2. Работа по теме занятия.
Психолог. Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем друг друга. Сейчас я вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе по смыслу.
Нет такого человека, чтоб век без греха.
Всякая неправда – грех.
От судьбы не уйдешь.
Риск – благородное дело.
Денег наживёшь – без нужды проживешь.
Когда деньги говорят, правда молчит.
И с умом воровать – беды не избежать.
Раз украл – навек вором стал.
Кто сильнее – тот и прав.
С кем поведешься – от того и наберешься.
Умная ложь лучше глупой правды.
Убежал – прав, а попался – виноват.
Ведущий просит участников объяснить свой выбор и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.
Игра-шутка «Пойми меня».
Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке друг другу.
3. Анализ занятия.
Психолог задает вопросы для обсуждения: Хорошо ли мы знаем друг друга? Важно ли учиться понимать друг друга? Кто лучше всех понимал других?
4. Домашнее задание.
Психолог. В повседневном общении старайтесь использовать те знания, которые вы получили на занятиях. К следующему занятию проанализируйте, какие у вас существуют проблемы (трудности) в жизни и зависит ли их решение от вас.
Занятие 12. Мои проблемы.
Цели: Познакомить учащихся с термином «проблема».
Научить осознавать проблемы и их обсуждать.
Отработать навыки решения проблем.
Материалы: Тетради, ручки, воздушные шары для каждого участника.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Психолог задает учащимся вопросы: Кто подумал дома над своими трудностями и может сейчас их назвать? Что же такое проблема? Много ли схожих проблем у разных людей?
2. Работа по теме.
Психолог. Послушайте пример проблемной ситуации.
Двое братьев попали в скверную историю – одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если они не вернут деньги. Каждый из братьев решил проблему по-своему. Один – одолжил деньги у очень доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери (хотя она была здорова). Другой влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Так братья решили свою проблему и раздобыли деньги.
Психолог. Согласны ли вы, что они решили свою проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения этой проблемы?
Все предложения учащихся записываются на доске.
Психолог. Подумайте, что лучше: воровство или обман?
Психолог подводит итог обсуждения – решение проблемы не должно приводить к появлению новых проблем.
Игра «Диалог со своим мозгом»
Учащиеся записывают в своих тетрадях высказывание Э. Фрома: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни».
В игре участвуют 5 человек (все вместе они составляют «мозг»):
- тот, кто называет проблему
- тот, кто предупреждает, что будет сейчас
- тот, кто предупреждает, что будет через неделю
- тот, кто предупреждает, что будет через месяц
- тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни
Называется проблема, например, «Я хочу подарить кому-то цветы». Мозг отвечает:
«Если ты подаришь цветы, то сейчас…»
«Если ты подаришь цветы, то через неделю…»
«Если ты подаришь цветы, то через месяц…»
«Если ты подаришь цветы, то в конце жизни…»
Игра повторяется с другими участниками и с другими проблемами («Я хочу начать курить», «Я нашел кошелек», «Я им отомщу»).
После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.
Психолог. После этой игры и наших рассуждений можно выделить следующие этапы решения проблемы:
- постановка проблемы
- обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни)
- выбор приемлемого варианта
- применение выбранного варианта
Упражнение с шарами.
Каждый участник берёт по воздушному шарику, надувает его, представляя, что он мысленно обдумывает решение своей проблемы. Затем он пишет то, что его волнует на своем шарике фломастером и протыкает шарик – проблема лопнула. Это упражнение можно проделывать и мысленно.
3. Анализ занятия.
Психолог задает вопросы для обсуждения: Почему у нас появляются проблемы? Принимаем ли мы участие в их появлении? Любую ли проблему можно решить? Важно ли обдумывать решение прежде, чем его принять?
Психолог. Оцените свою способность решать проблемы по пятибалльной шкале выкидыванием пальцев одной руки.
4. Домашнее задание.
Психолог. Понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему?
Занятие 13. Критика.
Цели: Познакомить учащихся с понятием «критика».
Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.
Материалы: Карточки с фразами, мяч.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
Надо выяснить, удалось ли ребятам понаблюдать за тем, как реагируют на обиду разные люди, и спросить, что больше всего обижает людей. Почему одних людей какая-то ситуация обижает, а других нет?
2. Работа по теме.
Игра с мячом «Что звучит обидно?».
Психолог бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали. Фразы психолога:
- ты всегда плохо работаешь
- ты никогда не делаешь домашнего задания
- ты каждый раз перебиваешь
- ты – лентяй
- ты никогда не здороваешься
- ты – глупый
При обсуждении психолог задает вопросы: Было ли обидно? Какие вы испытывали эмоции? Какие слова особенно обижают? Что заставляет людей критиковать других? Нужна ли критика? Всегда ли критику бывает услышана? Почему?
Упражнение на Я - сообщение.
Психолог. Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например, «Я не доволен вашей работой», «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.
Делается вывод о том, что Я – сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я – сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты – сообщение нацелено на обвинение другого человека.
3. Анализ занятия.
Психолог. Часто ли вы используете Я – сообщение, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах? Умеете ли вы контролировать свои высказывания?
4. Домашнее задание.
Психолог. Попробуйте избавиться от вредных привычек и тем самым проверить свою силу воли и самоконтроль.
Психолог желает каждому мужества – изменять то, что можно изменить в себе.
Занятие 14. Азбука перемен.
Цели: Закрепить у учащихся полученные знания
Помочь участникам поверить в свои силы.
Материалы: Тетради с записями.
Ход занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
По желанию участники рассказывают, от каких привычек они избавились, легко ли им удалось это сделать.
Психолог (подводит итог сказанному). Каждый из нас является обладателем огромных запасов внутренней энергии. Правда, мы иногда не имеем к ним доступа. Но никто не сможет нам помочь измениться к лучшему, если мы сами этого не захотим. Очень важно поверить в себя. Тот, кто решается на перемены в себе, достоин большого уважения, и он – сильный человек.
2. Работа по теме.
Составляем «Азбуку перемен».
Психолог. Проанализируйте свои знания и составьте «Азбуку перемен». Азбука эта необычная – слова будем подбирать по алфавиту, а действия будем описывать, основываясь на своих знаниях и своем опыте. Первым в нашей азбуке нужно поставить слово на букву А, например – Анализ (можно другое, предложенное участниками). Объясните, что значит анализировать свои поступки.
Далее идет слово на букву Б, например – Будущее (зависит ли наше будущее от умения общаться с людьми?).
Учащимся предлагается самим придумывать слова к азбуке и объяснять их значение. Если дети затрудняются, то можно им предложить такие: Знания, Интерес, Коллектив, Личность, Мечта, Надежда, Откровения и т.д.
«Нарисуем жизнь».
Ведущий предлагает учащимся нарисовать жизнь так, как они её представляют. Рисунок выполняется коллективно на доске или на большом листе ватмана. Рисунок может включать в себя символы, картинки, слова – всё, с помощью чего можно передать самое важное в жизни.
Игра «Я бросаю тебе мяч».
Учащиеся становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (слона, конфету…). Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.
3. Анализ занятия.
Психолог задает вопросы для обсуждения:
Трудно ли было составлять азбуку? Почему?
Трудно ли добиваться перемен в себе? В чем заключаются эти трудности?
От чего зависит успех наших перемен.
4. Домашнее задание.
Психолог. Продолжайте составлять азбуку перемен, опираясь на свой личный опыт преодоления трудностей.