Профессиональная этика служащих уголовно-исполнительной системы
Профессиональная этика служащих уголовно-исполнительной системы
Продолжающееся реформирование пенитенциарной системы требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки высокопрофессиональных сотрудников, способных обеспечить деятельность Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на качественно новом уровне. Учреждения и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (УИС) нуждаются в высококвалифицированных профессионалах, широко образованных специалистах, обладающих гражданской зрелостью, патриотизмом и высокими морально-нравственными качествами. Общество желает видеть в сотрудниках пенитенциарной системы людей с активной гражданской позицией, прочными нравственными основами. С этой целью приказом от 11 января 2012 года N 5 ФСИН Минюста России утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.
В отличие от норм права, нормы морали опираются не на принуждение, а на укоренившиеся в сознании людей представления о добре и зле, о должном поведении и социальной справедливости – то, что и составляет основу моральных норм. Нормы морали – это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т.п.). В нормах морали отражаются специфические черты развития общества на том или ином историческом этапе, поэтому все моральные правила являются порождением своего времени. Они могут принимать формы религиозных заповедей и предписаний, этических кодексов, обычаев и традиций, стандартов поведения в различных ситуациях, а в определенных условиях – и правовых норм. Следование моральным нормам – результат осмысленного и добровольного выбора человека. Исполнение нравственных норм сотрудниками ФСИН основано на чувстве долга, требованиях совести, желании образцово выполнять служебные обязанности.
Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы основан на Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)). Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности. На положениях данного кодекса основано общее (универсальное) регулирование профессиональной этики служащих уголовно-исполнительной системы. Особое (отраслевое) регулирование профессиональной этики служащих уголовно-исполнительной системы осуществляется Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы. Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом. Данный кодекс служит целям:
-установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;
-формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
-воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;
-регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;
-соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;
-выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;
-выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.
Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;
л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
Сравнительный анализ Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (универсальный документ) и Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (отраслевой документ) показал, что Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы полностью основан на Типовом кодексе и дословно воспроизводит его положения с ориентацией на сотрудников ФСИН, в связи с чем регулирование профессиональной этики служащих уголовно-исполнительной системы не отличается отраслевой спецификой.
Вместе с тем необходимо отметить, что наличие Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы является необходимой основой профессиональной этики служащих уголовно-исполнительной системы.
Определение необходимых профессионально-этических норм служебного поведения сотрудников пенитенциарной системы позволит наметить пути их формирования и в целом будет способствовать повышению качества и эффективности работы УИС, ускорит ее реформирование в соответствии с современными требованиями.