Причины и условия преступности в Российской Федерации; меры по предупреждению коррупционной преступности
СОДЕРЖАНИЕ
1. Причины и условия преступности в Российской Федерации
2. Меры по предупреждению коррупционной преступности
1. Причины и условия преступности в Российской Федерации
Среди внешних факторов, порождающих преступность современной России, следует в первую очередь отметить:
1. Экономический кризис, детерминирующий большинство преступлений. Экономический кризис выражается в следующем:
- Низкий уровень материального обеспечения некоторых групп населения. Однако не нужно этот фактор абсолютизировать, хватает зажиточных, обеспеченных, а то и очень богатых людей, которые тоже совершают преступления, в том числе корыстные. Поэтому не следует преувеличивать значение фактора материальной нужды, хотя его криминогенная значимость несомненна.
- Вместе с тем весьма неблагоприятной особенностью нашей страны является огромный разрыв между богатыми и бедными, выраженный в западных странах менее отчетливо, и практически полное отсутствие так называемого среднего класса. Сохраняется недопустимая разница в экономическом и социально-культурном обеспечении отдельных регионов страны, столичные города Москва и Санкт-Петербург в этом отношении намного опережают республиканские, краевые и областные центры. Подобные диспропорции несут в себе криминогенный заряд.
- Давая криминологическую оценку экономическим условиям жизни людей и экономическим отношениям, необходимо помнить, что преступность порождают не просто любые экономические отношения в аспекте их противоречия. Криминогенна в первую очередь несбалансированность хозяйственного механизма, пороки и недостатки экономической политики, а равно и характер распределительных отношений. Именно эти факторы порождают социальные конфликты, вызывающие преступность.
- Сюда же относится и проблема безработицы, но ее оценка с точки зрения криминологии требует осторожности. Безработица у нас, конечно, имеется, особенно в небольших городах, построенных в качестве придатка к крупному предприятию; многие из которых сейчас закрываются, оставляя людей без работы. Что же касается крупных и сверхкрупных городов, то здесь существует проблема, обратная проблеме безработицы: как заставить людей работать.
- Кроме того, образовалась многотысячная группа мигрантов - беженцев из неблагополучных районов России и ближнего зарубежья. Среди них мало квалифицированных работников, многие не имеют жилья и постоянной работы, плохо адаптированы и психологически готовы к правонарушающему поведению.
2. Наряду с кризисно-экономическим фактором, определившим сложившуюся криминальную ситуацию в стране, некоторый криминогенный потенциал сохраняется и за другими укрупненными факторами внешней среды. Вслед за экономическим и финансовым факторами идут социально-психологические факторы:
- Традиционная агрессивность, давно присутствующая в нашем обществе, отразившаяся в первую очередь на насильственной преступности, затронувшая экономические преступления. С начала 60-х годов XIX в. в России бурно расцветал терроризм, буквально захлестнувший страну. К террору прибегали народовольцы, эсеры, большевики и их противники. Во время революции и Гражданской войны терроризм приобрел глобальные масштабы. Затем последовал беспрецедентный сталинский террор. В контексте насилия нельзя не упомянуть две мировые войны, особенно Великую Отечественную, за которой последовало продолжение сталинского террора. Затем были Афганистан, две чеченские войны, вторая из которых все еще не закончилась, терроризм исламских экстремистов. Насилие проникло в политику, экономику и финансы, немало конфликтов в этих сферах решается с помощью убийств. Не будет преувеличением утверждение, что Россия - это страна насилия.
- Депрессия и высокий уровень тревожности людей, в числе прочих факторов порождают преступность. Во многом в формировании высокого уровня тревожности повинны средства массовой информации: на страницах газет и журналов, на телевидении все время говорится об убийствах, грабежах, взрывах, наводнениях, подлости, гадости, предательствах. Люди начали воспринимать такое положение вещей как норму жизни, но не перестали всего этого бояться. Страшащийся инстинктивно все время готов к обороне, поскольку постоянно ожидает нападения, и большинство людей все время защищаются от действительной или мнимой опасности. А, защищаясь от нее, можно дойти до преступления: похищая, например, человек защищается от нищеты, утраты жизненных благ и т.д.
- Огрубление нравов, снижение нравственности в отдельных социальных группах в связи с утратой старых идеологических ориентиров и принципов и несформированностью новых, а также деорганизацией жизни.
3. Третьим по значимости является политический факторный комплекс. Исчезновение государственного патронажа. На протяжении более 70 лет миллионы людей росли в убеждении, что государство позаботится обо всем и постарается решить за них основные жизненные вопросы работы, быта и т.д. от рождения и до смерти. Жесткий патронаж и давление существовали на протяжении многих лет, и вдруг все это разом исчезло. Оказалось, что многие люди не знают, как себя вести в условиях свободы, она их страшит. И люди бегут от свободы, совершая преступления, не умея иначе решить свои бытовые и трудовые проблемы, испытывая беспокойство из-за того, что ими теперь не руководят - не водят за руку по жизни. В этом причина и межнациональных конфликтов. Если бы в России был сильный, эффективно действующий федеральный центр, не появился бы бурлящий чеченский котел и другие, к счастью, менее опасные межнациональные конфликты. Геополитическая неустойчивость, определяемая несовершенством государственных границ. Распад СССР привел к созданию на его территории СНГ с «размытыми» границами, что в достаточной степени определяет увеличение преступлений во внешнеэкономической деятельности и совершаемых мигрантами.[1]
Помимо причин, существует комплекс условий, способствующих действию причин преступности. Среди них можно выделить:
- упущения и ошибки в деятельности государственных органов, школ и других учебных заведений, ответственных за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Школа не только не компенсирует недостатки семейного воспитания, но и сама не обеспечивает должного формирования личности детей и подростков;
- недостатки, а иногда и злонамеренные действия хозяйствующих субъектов (администрации и (или) владельцев предприятий, строек, шахт и т.д.), которые не проявляют необходимой экономической и финансовой инициативы, грубо нарушают права и интересы рабочих и служащих, не выплачивают им заработной платы, закрывают предприятия, не проявляя заботы об обеспечении работой потерявших заработок людей, не оказывая им социальной помощи и т.д.;
- недостатки в деятельности правоохранительных органов, их низкая эффективность в борьбе с преступностью, непринятие должных мер по раскрытию преступлений и наказанию преступников, сокрытие преступлений от учета, а во многих случаях и сращивание с преступниками; коррупция в правоохранительных органах - один из главных пороков нашего общества;
- широкое распространение таких непреступных антиобщественных явлений, как бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция.[2]
2. Меры по предупреждению коррупционной преступности
Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом (продажностью) государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием их официального статуса, авторитета, возможностей, связей.[3] Антикоррупционная политика – это разработка и внедрение разносторонних и последовательных государственных и общественных мер, направленных на устранение (минимизацию) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни.[4] Другими словами, антикоррупционная политика – система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными, муниципальными и иными органами, направленная на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений коррупционной направленности. Приоритетные направления предупреждения коррупции и коррупционных правонарушений:
- совершенствование антикоррупционного законодательства (своевременное внесение изменений и дополнений);
- упорядочение системы, структуры, функций органов исполнительной и судебной власти;
- контроль за имущественным положением государственных и муниципальных служащих, ротация кадров;
- укрепление судебной власти и прокурорского надзора;
- взаимодействие государственной власти со структурами гражданского общества;
- антикоррупционное просвещение и формирование антикоррупционного мировоззрения (антикоррупционное образование и воспитание);
- стимулирование регионов, осуществляющих достоверный антикоррупционный мониторинг;
- разработка и реализация федеральных, региональных, местных, локальных антикоррупционных программ, решение проблемы с их финансированием;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- определение и внедрение антикоррупционных стандартов;
- своевременное реагирование правоохранительных органов на поступающую информацию о коррупционных проявлениях;
- предупреждение, выявление, пресечение и документирование коррупционно-опасного поведения, минимизация общественно опасных последствий и т. п.[5]
Повышению эффективности профилактики коррупционной преступности будет способствовать принятие следующих мер.
Расширение круга субъектов, имеющих право участвовать в проведении антикоррупционных экспертиз законодательства (например, привлечение научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов высших учебных заведений и др.). Ужесточение финансово-экономического контроля над служащими органов местного самоуправления. Правоохранительные органы должны обладать полномочиями проверять банковские счета служащих, членов их семей и родственников как в государстве, так и в зарубежных странах. Российское законодательство включает нормы, которые обязывают муниципальных служащих и членов их семей предоставлять информацию о доходах и расходах. Однако часто предоставленная информация не соответствует действительности.
Требует усовершенствования работа института государственной и муниципальной службы (увеличение заработной платы служащего, улучшение кадровой политики (привлечение трудолюбивого, инициативного молодого поколения с широким мировоззрением), формирование моральной обстановки запрета совершения преступлений коррупционного характера и повышение престижа государственной и муниципальной службы). Проведение в дошкольных учреждениях занятий по экономико-правовому воспитанию, которые научат детей обращаться с денежными средствами, не совершая правонарушений. Отмена иммунитета государственных служащих. Современное состояние коррупционных деяний требует практической реализации принципа, предусмотренного п. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Все равны перед законом и судом».[6] Законодательное закрепление норм о самостоятельности средств массовой информации и повышение качества их сотрудничества с правоохранительными органами.
Важная роль в профилактике коррупционной преступности должна принадлежать представителям средств массовой информации. Смелые разоблачения коррупционеров в российских и международных СМИ часто не достигают позитивной цели, так как государственные органы не реагируют должным образом на обнародование даже самых серьезных фактов коррупции среди государственных должностных лиц.
Назрела необходимость разработки и внедрения автоматизированной системы информационного обеспечения «Коррупционер», включающей сведения о муниципальных служащих, которые совершают коррупционные правонарушения. Предлагаемая АСИО должна обладать такими признаками, как открытость, достоверность и доступность.
Указанные выше профилактические меры можно классифицировать по следующим основаниям:
1. Охват территории – муниципальное образование; определенный населенный пункт (село, деревня, улица и т.д.). Данный признак дает возможность учитывать социальную и криминальную ситуации на территории муниципального образования.
2. Механизм действия – правовые меры; экономические меры; организационно-технические меры; воспитательные меры.[7]
Перечень предложенных специальных мер профилактики коррупционной преступности не является исчерпывающим. Их следует дополнять с учетом реформ, проводимых в государстве. Специальные меры связаны с индивидуальными мерами предупреждения. К таким мерам относятся:
- профилактические беседы со служащим;
- повышение квалификации, т.е. посещение учебных занятий об антиобщественном поведении и ответственности муниципального служащего за противоправные деяния;
- выявление источников криминальных влияний на государственного или муниципального служащего;
- оздоровление окружающей среды, условий жизни государственного или муниципального служащего.
Меры специального и индивидуального предупреждения выступают важным аспектом в предупреждении коррупционной преступности. От их применения на практике зависит снижение уровня коррупционной преступности и правонарушений. На эффективность результата использованных специальных и индивидуальных мер может повлиять параллельное применение способов и направлений виктимологического предупреждения.
Список литературы
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Ананич В.А., Клим А.М. Общесоциальные меры предупреждения коррупционной преступности // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2015. №1. С. 21-27
- Пашаев Х.П. О детерминантах преступности в современной России (уголовно-правовой и криминологический аспекты) // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1. С. 254-255
- Савенко И. А. Организационно-правовые формы профилактики коррупционной преступности в органах местного самоуправления // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. №4. С. 16-17
- Шалагин А.Е., Кабиров Д.Э. Приоритетные направления предупреждения коррупционной преступности на современном этапе // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №1. С. 63-67
- Шегабудинов Р.Ш. Предупреждение организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Вопросы теории и практики. Монография. – Юнити-Дана, 2017. 199 с.
- Юзиханова Э.Г. Поиск и анализ причин преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №4. С. 16-22
[1] Пашаев Х.П. О детерминантах преступности в современной России (уголовно-правовой и криминологический аспекты) // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1. С. 254-255
[2] Юзиханова Э.Г. Поиск и анализ причин преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №4. С. 16-22
[3] Ананич В.А., Клим А.М. Общесоциальные меры предупреждения коррупционной преступности // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2015. №1. С. 21-27
[4] Савенко И. А. Организационно-правовые формы профилактики коррупционной преступности в органах местного самоуправления // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. №4. С. 16-17
[5] Савенко И. А. Организационно-правовые формы профилактики коррупционной преступности в органах местного самоуправления // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. №4. С. 16-17
[6] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
[7] Шалагин А.Е., Кабиров Д.Э. Приоритетные направления предупреждения коррупционной преступности на современном этапе // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №1. С. 63-67