Деятельность предприятий ЖКХ и преступность в данной сфере
Деятельность предприятий ЖКХ и преступность в данной сфере
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты функционирования коммунального хозяйства, представлена классификация коммунальных предприятий в зависимости от ряда критериев. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) являются одними из актуальных и значимых на сегодняшний день. Это продиктовано тем, что каждый гражданин связан с необходимостью своевременной и максимально полной оплаты услуг, предоставляемых по должному тепло-, газо-, водоснабжению, большой объем денежных средств направляется на финансирование и обеспечение должного состояния систем по оказанию таких услуг. Денежные средства, исчисляемые трлн. рублей, привлекают должностных лиц, склонных к совершению коррупционных преступлений, граждане пытаются различными способами, в том числе и мошенническими, уменьшить платежи по оплате получаемых услуг, в результате наносится колоссальный вред государству, обществу и добросовестному жильцу-пользователю услугами в многоквартирном доме.
Abstract. The theoretical aspects of functioning of communal economy, normatively–legal adjusting of housing and communal services of Russian Federation, are examined in the article, classification of communal enterprises is presented depending on the row of criteria. The problems of combating crimes in the sphere of housing and communal services (hereinafter HCS) are one of the most relevant and significant for today. This is dictated by the fact that every citizen is associated with the need for timely and full payment for services provided for proper heat, gas and water supply, a large amount of money is channeled to finance and ensure the proper state of the systems to provide such services. Cash, calculated trillion. attract citizens who are prone to commit corrupt crimes, citizens are trying in various ways, including fraudulent ones, to reduce payments for the payment of services, as a result of which enormous damage is caused to the state, society and bona fide occupant-tenant services in the apartment building.
Ключевые слова: финансы, коммунальное предприятие, коммунальные услуги, жилищно–коммунальное хозяйство, Жилищный кодекс Российской Федерации, нормативно–правовое регулирование, преступления в сфере ЖКХ, борьба с коррупцией, предупреждение преступлений в жилищной сфере; виды преступлений в сфере ЖКХ.
Keywords: finances, communal enterprise, building services, housing and communal services, Housing code of Russian Federation, normatively–legal adjusting, crimes in the sphere of hcs, combating corruption, crime prevention in the housing sector, types of crimes in the sphere of housing and communal services.
Одной из социально–значимых отраслей национального хозяйства Российской Федерации, которая требует тщательного исследования, реформирования и обновления, является сфера коммунального хозяйства. В современных экономических условиях деятельность каждого коммунального предприятия является предметом внимания многих людей, заинтересованных в результатах его функционирования. Коммунальное хозяйство имеет специфические отраслевые особенности, которые находят свое отражение в отношениях предприятий данной сферы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и бюджетами различных уровней. Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно связаны с уровнем благосостояния населения, что, в частности, предопределяет своеобразие в организации финансов предприятий коммунального хозяйства и проводимых преобразований в этой отрасли.
Содержание и аспекты функционирования коммунального хозяйства, проблемы развития организационно–экономического механизма управления коммунальными предприятиями в своих работах рассматривали В. В. Бузырев, М. Н. Назаренко, Д. М. Жуков, В. С. Чекалин, Н. Ю. Яськова, В. В. Бармин, В. В. Авдеев и многие другие. Наиболее значимые отечественные разработки в этой области проводились С. И. Хохловым, Л. Н. Чернышовым, Ю. О. Талоновым, Н. А. Платоновой и др. Выявление, раскрытие, расследование, разрешение и предупреждение преступлений в сфере ЖКХ является предметом исследования многих ученых: Г.А. Алиевой, Ю.В. Быстровой, И.Н. Дорофеева, А.И. Жукова, О.И. Канищевой, В.С. Кружилина, В.А. Крылатова, Н.В. Крылатовой, А.А. Лебедевой, Е.Н. Макаровой, А.В. Мальцева, А.А. Нестеровой, С.А. Самороковского и многих других.
Интерес с данной категории преступления обоснован важностью самой сферы, так как затрагивает каждого жителя нашего государства, связан с материальными выплатами, в связи с чем, привлекателен для должностных лиц, совершающих деяния коррупционной направленности, и для жильцов, отказывающихся оплачивать в полной мере соответствующие счета по представленным услугам.
Цель статьи — исследование особенностей деятельности предприятий ЖКХ на современном этапе и преступность в этой сфере.
Жилищно–коммунальным хозяйством называется одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни. ЖКХ представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально–экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг.[1] Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.
По отраслевому признаку в состав ЖКХ входят жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство. Согласно ЖК РФ, коммунальное хозяйство — это составляющая часть жилищно–коммунального комплекса, совокупность предприятий, которые обеспечивают предоставление необходимого объема санитарно–технических, санитарно–гигиенических, энергетических и транспортных услуг жителям населенных пунктов, а также осуществляют коммунальное обслуживание субъектов хозяйствования.[2] Основной функцией коммунального хозяйства является обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения. Реализация данной функции подразумевает выполнение следующих задач:
– электроснабжение;
– теплоснабжение, т.е. обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;
– водопровод, куда входят прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты;
– канализация (отведение сточных вод);
– сбор, вывоз и утилизация мусора;
– уборка мест общего пользования;
– содержание придомовых территорий (благоустройство, озеленение).[3]
В современных условиях коммунальная деятельность является организующим началом жизни города, основой, на которой держится и развивается город как среда обитания человека. Общеполезный характер систем коммунального обслуживания подтверждается их статусом постоянно действующих установок, готовых к удовлетворению потребностей населения и города в соответствующих услугах. Общедоступность услуг — характерная особенность коммунального хозяйства. Насущный и незаменимый характер потребления коммунальных услуг требует, чтобы они были равнодоступны всем, кто в них нуждается, и всегда, когда в них возникает потребность, независимо от платежеспособности потребителей. Услуги предприятий, называемых коммунальными, доводятся до потребителей в режиме времени двумя основными методами.
Некоторые коммунальные предприятия способны оказывать свои услуги в любой момент, когда этого потребует потребитель. Другие услуги, вроде услуг общественного транспорта, являются как бы прерывистыми. Желающие воспользоваться ими должны учитывать установленный график движения наземного и другого общественного транспорта. Предметом нормативно–правового регулирования ЖКХ является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения», а также совокупность стандартов и норм предоставления жилищных и коммунальных услуг. Стандарты и нормативы предоставления коммунальных услуг — обязательные для соблюдения исполнителем услуг требования поддержания, сохранения потребительских характеристик, включая требования надежности и устойчивости функционирования инженерной инфраструктуры, безопасности условий проживания и окружающей среды, выраженные в количественных измерителях, установленные федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъектов РФ. Источники нормативно–правового регулирования ЖКХ можно подразделить на две большие группы:
1) законы РФ и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты;
2) законы и другие нормативные акты, принятые субъектами Федерации.
Россия характеризуется большим разнообразием региональных особенностей, связанных с административными, нормативно–правовыми, технологическими отличиями. Такая ситуация приводит к большому нормативно–правовому разнообразию в регионах. Эти различия могут заключаться в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объекты коммунального хозяйства, в социальной, тарифной политике в этой сфере. В то же время проявляются специфические особенности каждого вида коммунального предприятия, характеризующиеся состоянием и функциональной направленностью основных фондов, разнообразием хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности.[4] По видам оказываемых услуг выделяют следующие коммунальные предприятия:
1. Транспортные предприятия — городской общественный пассажирский транспорт. Качественное обеспечение транспортом целого города — это очень сложное и важное направление городских властей.
2. Санитарно–технические предприятия — водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально–плавательные сооружения.
3. Энергетические предприятия — электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населенные пункты.
4. Предприятия коммунально–бытового обслуживания, к которым относятся бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, ремонт обуви и др.
5. Предприятия внешнегородского благоустройства. К сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, которые входят в состав коммунального хозяйства, относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и др.
6. Подсобные промышленные и ремонтные предприятия, которые обслуживают потребности коммунального хозяйства.[5]
По основной сфере деятельности предприятия и организации коммунального комплекса, отличающиеся как взаимозависимостью, так и достаточной автономностью и большим разнообразием, можно дифференцировать на две основные группы:
1. предприятия, производящие материальную продукцию;
2. предприятия, оказывающие услуги.
Первая группа включает ресурсоснабжающие предприятия и организации, производящие материальную продукцию (услуги), производство и потребление которых либо совпадают во времени (электроэнергия), либо осуществляются последовательно (водопровод), в связи с чем предприятия не могут накапливать продукцию и должны производить ее в объемах, требуемых в каждый конкретный период времени. Услуги ресурсоснабжающих предприятий и организаций имеют вещественный характер, благодаря чему возможно количественное измерение, индивидуальный учет и контроль над потреблением. Услуги ресурсосберегающих предприятий имеют следующие особенности:
1. потребление коммунальных услуг носит неотложный характер;
2. потребление коммунальных услуг является жизненной необходимостью;
3. потребности в коммунальных услугах имеют обязательный характер, т.е. необходимость в услугах возникает постоянно, независимо от времени дня и ночи;
4. потребление услуг имеет индивидуальный характер, что проявляется в форме побудительного мотива, определяющего момент возникновения потребностей, интенсивность, продолжительность процесса потребления, регулярность;
5. коммунальные услуги невзаимозаменяемы, то есть каждый вид услуг предназначен для удовлетворения определенных потребностей человека.
Ко второй группе относятся предприятия и организации, оказывающие услуги, т. е. городской пассажирский транспорт, предприятия бытового обслуживания, а также внешнее благоустройство. Услуги, оказываемые предприятиями данной группы, имеют несколько иные особенности. Оплата коммунальных услуг входит в обязанность известного числа людей, пользующихся этими услугами и проживающих на данной территории по конкретным адресам. Однако индивидуальная оплата коммунальных услуг не должна заслонять коллективный характер их потребления. Потребление услуг остается совместным, неделимым, когда речь идет о работах, выполняемых коммунальными предприятиями, на территории домовладения.[6] В зависимости от формы потребления коммунальных услуг, характера связи с потребителями и источников финансирования затрат на их производство деятельность коммунального хозяйства можно разделить на три типа: обезличенная, групповая, индивидуальная. ЖКХ составляет более чем 30 видов работ и услуг по электро-, тепло-, газо-, водоснабжению; водоотведению, благоустройству территории и т.д.
По последним данным в этой сфере работает более 36 000 фирм и компаний. Основными представителями хозяйственной деятельности в сфере ЖКХ выступают органы местного самоуправления, поселенческие жилищно-коммунальные организации, население, образующее
Товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные или частные кооперативы и другие. Помимо перечисленного участниками данных взаимоотношений могут быть специальные службы, лицензионные организации, страховые компании, банки. Суммарный объём платежей жителей страны за потребление услуг ЖКХ превышает 1,3 трлн. оборот отрасли равен более чем 4 трлн. рублей. В связи с этим отмечается большой рост преступности. Так, количество преступлений в сфере ЖКХ, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчетном периоде: 2014 г. – 3638; 2015 г. – 3586, 2016 г. – 3140, 2017 г. – 2748. Выявлено лиц, совершивших преступления в сфере ЖКХ: 2014 г. – 1169, 2015 г. – 1247, 2016 г. – 1159, 2017 г. – 740. Размер причиненного ущерба (по оконченным уголовным делам) (в тыс. руб.): 2014 г. – 3616452, 2015 г. – 4418919, 2016 г. – 4072218, 2017 г. – 2324156.[7]
ЖКХ во многом уязвимо со стороны лиц, ответственных за административно-хозяйственную деятельность и организационно-распорядительные функции. Должностные лица, злоупотребляя своим служебным положением, лавируют в изменяющейся системе функционирования ЖКХ и обходят формы контроля за этим видом деятельности. К сожалению, приходится констатировать массовые хищения денежных средств, материальных и товарных ценностей. На сегодняшний день выработано много методик выявления и расследования преступлений рассматриваемой категории. Для борьбы с сокрытием преступлений в сфере ЖКХ Следственный департамент МВД России и территориальные следственные подразделения постоянно проводят доследственные проверки по поступающим сообщениям о преступлении. Самыми распространенными формами совершения преступлений в сфере ЖКХ являются:
1) необоснованное завышение тарифов;
2) некачественное предоставление услуг;
3) выставление поддельных счетов;
4) несвоевременная замена счетчиков и т.д.
Большинство преступлений ресурсоснабжающими организациями совершаются из-за незнания потребителями своих прав и обязанностей. В частности, предусмотренных в Федеральных законах от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 26 марта 2003 г. № 35- ФЗ «Об электроэнергетике», от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также в Постановлениях Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», от 03 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и перечне их оказания и выполнения», от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и др.[8]
Все преступления в сфере ЖКХ могут быть представлены по следующим группам, которые существенно отличаются своими характеристиками друг от друга:
1) преступления, совершаемые недобросовестными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг (ст. 159, 160, 165, 201, 330 УК РФ);
2) преступления коррупционной составляющей, и связанные с ними экономические и должностные преступления (ст. 159, 178, 285, 290, 291 УК РФ). Преступления второй группы могут быть представлены следующими подгруппами:
2.1) злоупотребления со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов власти при установлении нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные ресурсы (чаще всего на топливную энергию), а также преступления, связанные с созданием монополии на рынке ЖКХ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции);
2.2) хищение и нецелевое расходование средств, направленных для проведения капитального ремонта многоквартирного дома из бюджета;
2.3) незаконное хищение общего недвижимого имущества (подвалы, чердаки, лестничные клетки, электрощитовые, колясочные и т.п.) собственников многоквартирных домов, получение с них незаконной неучтенной прибыли.
Среди причин совершения первой группы преступлений можно назвать:
1) правовую безграмотность и неактивность собственников жилых помещений по защите своих прав по должному оказанию услуг ЖКХ;
2) несовершенство нормативно-правовой базы по отношению к управлению жилищным фондом;
3) несовершенство систем контроля и надзора в сфере управления жилищным фондом.
Факторами, допускающими совершение преступления второй группы, являются:
1) низкий уровень развития институтов гражданского общества (в том числе общественного контроля);
2) несовершенство системы формирования нормативов и тарифов на коммунальные ресурсы, а также механизма предоставления бюджетных средств для проведения капитального ремонта в многоквартирных жилых домах, в том числе их «непрозрачность», не привлечение научных и общественных организаций к процессам формирования тарифов и нормативов и некоторые другие.
Для устранения указанных факторов со стороны государства делается многое. Так, в соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса РФ с 07 ноября 2014 г. деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию, эта мера исключит недобросовестных управляющих, в том числе по предоставлению следственных органов; Следственный департамент МВД РФ совместно с ФГКУ «ВНИИ МВД России» разработал методические рекомендации «Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерными действиями в сфере жилищно-коммунального комплекса»; подготовлены пособия для следователей «О проведении проверки сообщений о преступлениях в сфере ЖКХ», постоянно подготавливаются, направляются для ознакомления и учета обзоры «О практике расследования уголовных дел, связанных с завышением тарифов ресурсоснабжающими организациями»; ежегодно проводятся повышения квалификации сотрудников, непосредственно занимающихся расследованием уголовных дел в рассматриваемой сфере.[9]
Проверять законность деятельность управляющих компаний, товариществ собственников жилья, коммунальных и иных организаций, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, компетентны жилищные инспекции.[10] Они наделены правом проведения проверок, в том числе по выполнению управляющими многоквартирными домами работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, установлению платы за содержание и ремонт жилья, деятельности специализированных некоммерческих организаций по финансированию капитального ремонта домов.
Контрольно-надзорные функции также возложены на территориальные органы Федерального казначейства.[11]
С учетом изложенного, при должном исполнении нормативно-правовых актов, повышении правовой грамотности граждан и должного поведения должностных лиц уровень преступлений в сфере ЖКХ будет существенно снижен, денежные средства в полном мере будут использоваться по непосредственному назначению, что приведет к существенному улучшению качества предоставляемых услуг в жилищной сфере.
Список литературы
- "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
- Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О водоснабжении и водоотведении"
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. (ред. от 27.08.2016 г.) «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансовобюджетной сфере»
- Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 г. (ред. от 29.09.2017 г.) № 493 «О государственном жилищном надзоре»
- Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 г. (ред. от 25.12.2015 г.) № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»
- Батина И. Н., Разуева О. В. Состояние и проблемы функционирования ЖКХ на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016. №3. С. 57-63
- Чабукиани О.А., Бойцов В.Н. Преступления в сфере ЖКХ: состояние и динамика // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. – Нефтекамск, 2018. С. 477-484
- http://tass.ru
[1] Батина И. Н., Разуева О. В. Состояние и проблемы функционирования ЖКХ на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016. №3. С. 57-63
[2] "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
[3] Батина И. Н., Разуева О. В. Состояние и проблемы функционирования ЖКХ на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016. №3. С. 57-63
[4] Батина И. Н., Разуева О. В. Состояние и проблемы функционирования ЖКХ на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016. №3. С. 57-63
[5] Батина И. Н., Разуева О. В. Состояние и проблемы функционирования ЖКХ на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016. №3. С. 57-63
[6] Батина И. Н., Разуева О. В. Состояние и проблемы функционирования ЖКХ на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016. №3. С. 57-63
[7] Чабукиани О.А., Бойцов В.Н. Преступления в сфере ЖКХ: состояние и динамика // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. – Нефтекамск, 2018. С. 477-484
[8] Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О водоснабжении и водоотведении"
[9] Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 г. (ред. от 25.12.2015 г.) № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»
[10] Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 г. (ред. от 29.09.2017 г.) № 493 «О государственном жилищном надзоре»
[11] Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. (ред. от 27.08.2016 г.) «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансовобюджетной сфере»