АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. Актуальной проблемой борьбы с преступностью на современном этапе является выявление и раскрытие преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса. В этой сфере ежедневно совершается большое количество преступлений. На сегодняшний день сфера ЖКХ является достаточно криминализированной отраслью экономики, что обусловливается рядом причин: несовершенством законодательного регулирования, практически полным отсутствием контроля за деятельностью организаций в этой отрасли экономики, сложной системой учета расходования денежных средств, выделяемых государством на ее модернизацию и пр. За последние годы главой государства неоднократно отмечается, что схемы вывода активов, доведения предприятий ЖКХ до банкротства, хищений средств, выделяемых на модернизацию отрасли, становятся более изощренными; несмотря на проделанную значительную работу по противодействию «откатам», пресечению фактов хищений, нецелевого использования денежных средств, выделенных на развитие жилищно-коммунального комплекса, выявлены наиболее опасные коррупционные деяния, взяточничество, в том числе совершенные организованными группами в крупном и особо крупном размере.
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, преступление, коррупция, мошенничество, расследование преступлений, жилищный фонд.
Annotation. The actual problem of the fight against crime at the present stage is the identification and detection of crimes in the housing and utilities sector. In this area a large number of crimes are committed every day. Today, the housing and utilities sector is a fairly criminalized sector of the economy, which is caused by a number of reasons: imperfect legislative regulation, the almost complete lack of control over the activities of organizations in this sector of the economy, a complex system of accounting for spending money allocated by the state for its modernization, etc. the head of state has repeatedly stated that schemes for the withdrawal of assets, bringing utilities to bankruptcy, embezzlement of funds allocated for fashion the implementation of the industry, become more sophisticated; despite the significant work done to counteract "kickbacks", curb theft, misuse of funds allocated for the development of housing and communal complex, the most dangerous acts of corruption, bribery, including large-scale and large-scale organized groups .
Keywords: housing and communal complex, crime, corruption, fraud, crime investigation, housing stock.
Согласно имеющимся данным в 2012 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 3211 преступлений в сфере ЖКХ, из них коррупционной направленности - 1796; в 2014 г. - 3156, из них коррупционной направленности - 1588; в 2015 г. - 2033, из них коррупционной направленности - 1066; в 2016 г. - 2006, из них коррупционной направленности - 929. Такое колебание цифр связано с тем, что государство стало уделять пристальное внимание сфере ЖКХ (указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»), ужесточился контроль за деятельностью организаций в этой отрасли экономики, проводится комплекс профилактических мероприятий. Несмотря на это доля преступлений коррупционной направленности в сфере ЖКХ в соотношении с другими преступлениями составляет 50 %.
Из изложенного следует, что среди прочих преступлений, совершаемых в рассматриваемой отрасли экономики, особую тревогу вызывают коррупционные преступления. В связи с этим в настоящее время правоохранительными органами особое внимание уделяется пресечению противоправной деятельности чиновников, выявлению коррумпированных связей между должностными лицами органов власти и представителями коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в ЖКХ.
Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что значительные проблемы при расследовании преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ, вызывают взяточничество (ст. 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) и коммерческий подкуп (ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации), которые являются предикатными и по криминалистической классификации относятся к одной группе преступлений. Прямыми недостатками расследования являются слабое владение тактикой осмотра документов и допроса подозреваемого (обвиняемого); проблемы использования знаний сведущих лиц, назначения и производства судебных экспертиз; слабое владение следователями криминалистической методикой расследования этих преступлений, особенно на первоначальном этапе, что не позволяет комплексно и эффективно противостоять противодействию со стороны преступников, и т.п.
Вышеизложенное обусловливает необходимость разработки научно- методических и практических рекомендаций по расследованию взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ в современных условиях.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) всегда была и остается одной из ключевых, имеющих значение для государства, общества, экономики, для конкретного человека любого социального статуса и достатка.
Всеобщей декларацией прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи[1].
Государством признается право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи на непрерывное улучшение условий жизни[2].
В Конституции РФ закреплено право на жилище, возможность быть обеспеченным жилищем[3]. Жилищный кодекс РФ устанавливает требования, что жилище должно быть пригодным для постоянного проживания человека, отвечать санитарным условиям, правилам и нормам, другим требованиям закона[4].
Таким образом, Конституция РФ сформировала основы для стабильного пользования жилищем гражданином, а Жилищный кодекс РФ - базовые требования и условия его пригодности для проживания.
Жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации в 1991-2009 гг. прошло долгий путь реформирования. Реформы касались оплаты за жилье и коммунальные услуги, создания механизма адресной социальной поддержки для граждан, совершенствования в системе жилищного управления, финансового оздоровления обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс организаций, развития конкуренции. Но конечные цели этой реформы - достижение нормативного качества услуг ЖКХ, надежности работы инфраструктуры, целевые показатели энергоэффективности, затрат на производство и эксплуатацию жилищного фонда так и не были достигнуты.
Жилищно-коммунальный комплекс так и оставался для государства зоной проблем и рисков.
В целом для россиян актуальность проблем в сфере ЖКХ только возрастала[5].
В этой связи в 2010 г. Распоряжением Правительства РФ от 02.02.10 г. № 102-р была принята к реализации Федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
В стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что больше половины граждан не согласны со стоимостью коммунальных услуг, считают ее завышенной.
И это неудивительно, так как возмещаемые населением затраты по предоставлению услуг жилищно-коммунальной сферы планомерно увеличивался с 2000 г. с 53%, в 2010 г. достигли 90%, к 2016 г. этот показатель составил 94%.
Если в 2010 г. населением возмещалось затрат на сумму 1303,16 руб. в месяц, то к 2016 г. эта сумма составила 1840,63 руб., то есть увеличение произошло на 41,2%. Тем не менее, поддержка государствам граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг не прекращалась.
И хотя количество получателей государственной поддержки снизилось с 37,5 млн. чел. (в 2010 г.) до 36,0 млн. чел. (2016 г.), ее объем увеличился с 214, 5 млрд. руб. в 2010 г. до 290,8 млрд. руб. в 2016 г.
В общей численности 25% граждан в 2016 г. против 26% в 2010 г. имели возможность ею воспользоваться.
В 2016 году 3,38 семей получили от государства субсидии, к сведению, в 2010 г. было субсидировано расходов ЖКХ у 3,76 млн. семей. Средний размер субсидий за этот период увеличился с 896 руб. до 1372 руб. или на 53,1%.
То есть поддержка стала более избирательной, и более существенной для отдельной семьи. В определенной степени по этой причине за последние три-четыре года вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, ранее актуальные, ушли на второй план. На первом месте оказалось качество.
Еще в 2013 году 52% россиян называли качество услуг ЖКХ «плохим», а положительно его оценивали только 31%[6].
По данным НП «ЖКХ Контроль» в 2015 – 2016 гг. на неудовлетворительное или плохое качество услуг жаловался почти каждый четвертый пользователь услугами.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) совершается множество различных преступлений, среди которых особую опасность представляют преступления против собственности и иные преступления, совершаемые лицами, наделенными управленческими функциями в коммерческих и иных организациях. В правоприменительной практике возникают сложности при квалификации преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ.
Основу жилищно-коммунального комплекса составляет жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, включая жилые и специализированные дома, к которым относятся общежития, дома маневренного фонда, детские дома, приюты, дома для престарелых и инвалидов, школы-интернаты, служебные жилые помещения.
Жилищная сфера включает в себя управление этими фондами, их содержание и ремонт, охватывая элементы инженерной инфраструктуры. К последним относятся предприятия и организации ЖКХ, организации и управления, на балансе которых находится жилищный фонд, товарищества собственников жилья, предприятия и службы, предоставляющие соответствующие услуги.
Финансирование эксплуатации этой сложной структуры осуществляется из двух источников: платежей потребителей и бюджетных дотаций, направляемых через службу заказчика подрядным организациям.
Как показывает практика, примерно в 50 % случаев объектами преступного посягательства являются недвижимость и строительные материалы, около 40 % — деньги, в 10 % энергоносители[7].
При рассмотрении особенностей квалификации преступлений обратимся к анализу преступлений, совершаемых в процессе управления жилищным фондом и его содержания.
Большей своей частью преступления, регистрируемые в отмеченной сфере, представляют собой преступления экономической направленности, среди которых доминируют хищения в виде мошенничеств, присвоения или растраты (более 50 %), незаконное предпринимательство (примерно 2 %), уклонение от уплаты налогов (около 5 %) и все виды должностных преступлений (свыше 40 %)[8].
Обобщение судебно-следственной практики позволяет выделить направления (виды) преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ:
– преступления лиц, наделенных управленческими функциями, связанные с необоснованным повышением тарифов на услуги, оказываемые в сфере ЖКХ, ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами (далее МКД);
хищения и нецелевое использование денежных средств, выделяемых ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» для поддержания деятельности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
хищения денежных средств, находящихся на счетах ТСЖ, управляющих компаний, совершаемые путем вывода активов в подконтрольные структуры;
преступления лиц, наделенных управленческими функциями в организациях-заказчиках, должностных лиц органов исполнительной власти, аукционных комиссий и коммерческих организаций
– участников торгов;
– факты противоправной деятельности, связанные с хищениями денежных средств, выделяемых на модернизацию сферы ЖКХ, и незаконным их переводом за рубеж через компании, которые имеют признаки «фирм-однодневок».
При квалификации преступлений по тем или иным статьям УК РФ возникают сложности их разграничения друг от друга. Большинство преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ, условно можно подразделить на четыре группы:
- преступления против собственности, включая хищения;
- преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
- преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- иные преступления.
В большинстве своем преступления в сфере ЖКХ представлены преступлениями против собственности. Особую озабоченность и сложность при выявлении и квалификации составляют хищения. Верная квалификация преступлений во многом зависит от знания особенностей документооборота, нормативных требований, действующих в жилищно-коммунальном хозяйстве. Значение для правильной квалификации имеет установление механизма совершения преступления, природы отношений, нарушаемых преступлением.
При квалификации преступлений важно определить принадлежность похищенного имущества тому или иному собственнику или владельцу, поступило ли имущество, являвшееся для виновного лица чужим, в фонд собственника, сущность правовых полномочий, которыми виновный обладал в отношении имущества.
В юридических науках криминального цикла стало традиционным правилом начинать исследование тех или иных видов групп преступлений с описания их предметной характеристики, которая раскрывает их признаки, отграничивает от других правонарушений и создает исходную основу для разработки научных рекомендаций по совершенствованию организации, методики и тактики борьбы с этими деликтами.
В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности особую значимость приобретает знание и практическое применение оперативными сотрудниками характерных особенностей оперативно-розыскной характеристики (ОРХ) раскрываемых преступлений, в нашем случае преступлений в сфере ЖКХ. Такая характеристика содержит выявленные в результате целенаправленного исследования типичные действия преступников по подготовке, совершению и сокрытию отдельных видов преступлений с целью наиболее эффективной организации оперативно-розыскной деятельности, разработки наиболее рациональных тактических ее приемов по борьбе с ними. Такого мнения придерживаются большинство исследователей с сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел[9].
Мошенничество в сфере ЖКХ относится к группе преступлений в сфере экономической деятельности. Родовым объектом этой группы преступлений считается охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентируемого на развитие рыночной экономики[10]. Необходимым элементом экономической деятельности являются финансовые отношения, которые специалисты в области финансового права определяют как общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности в процессе распределения и перераспределения национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и накопления.
Объектом этих отношений выступают деньги или денежные обязательства.
Непосредственный объект мошенничества в сфере ЖКХ можно определить как совокупность общественных отношений в сфере ЖКХ, возникающих по поводу предоставления организациями коммунальных услуг гражданам и организациям.
При совершении мошенничества в указанной сфере завладение денежными средствами совершается, как отмечено выше, от имени юридического лица (индивидуального предпринимателя). Такой прием позволяет заключать договор на оказание услуг, работ в сфере ЖКХ на весьма значительные суммы, а также существенно затрудняет раскрытие подлинных намерений мошенников и привлечение их к уголовной ответственности, поскольку принятие обязательств и распоряжение имуществом потерпевших осуществляются под видом деятельности хозяйствующих субъектов.
Основные способы обмана и злоупотребления доверием, которые при этом применяются, включают в себя предоставление банку фиктивных (поддельных и подложных) документов, содержащих не соответствующую действительности информацию:
а) об организации, личности и правоспособности ее руководителя;
б) о хозяйственной (иной) деятельности индивидуального предпринимателя, его личности и правоспособности;
в) о подлинных целях заключения договора;
г) о предмете и условиях обеспечения предполагаемой сделки.
Условно типология понятия мошенничества в сфере ЖКХ может быть выполнена по нескольким признакам:
По субъекту мошеннических действий, которые могут осуществляться:
-мошенничество руководством или персоналом управляющей компании ЖКХ;
-председателем и советом товарищества из числа жителей многоквартирного дома;
-сторонними лицами, не имеющими отношения к содержанию и обслуживания жилья;
-ответственными квартиросъемщиками и владельцами жилых помещений.
По механизму обмана и введения в заблуждение, мошенничество в ЖКХ подразделяется на следующие виды:
-приписки фактических затрат и/или содержания выполненных работ;
-неисполнение, запланированных годовым планом, работ или их выполнение не в полном объеме, позволяющие достичь экономии;
-манипуляции с приборами учета, в том числе присвоение разницы между учтенным и нормативным объемами поставленных энергоресурсов;
-распространение фальшивых платежных документов с реквизитами злоумышленника;
-использование поступивших платежей в собственных интересах, путем задержки оплаты услуг энергоснабжающей организации и открытия краткосрочного депозита;
-банкротство или реорганизация после перераспределения денег по счетам подставных, одновременно прекращающих свое существование, фирм.
Оперативно-розыскная, следственная и судебная практика изобилуют примерами различных сложных схем мошенничества в сфере ЖКХ с использованием фирм однодневок. Приведем один из них[11].
В концепции развития гражданского законодательства РФ[12] было предложено существенно реформировать действующую в России систему регистрации юридических лиц, которая в нынешнем своем виде не способна противостоять созданию так называемых фирм-однодневок, используемых их учредителями для совершения незаконных действий, в том числе мошенничества в кредитно-финансовой сфере. Следует отметить, что одним из основных признаков фиктивного юридического лица считается отсутствие его реальной деловой активности в течении достаточно длительного времени. В письме Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2010 г. №3-7-07/84[13] также называются такие его отличительные черты, как отсутствие фактической самостоятельности организации, создание ее без цели ведения предпринимательской деятельности, регистрация по месту массовой регистрации[14], непредставление налоговой отчетности и др[15]. Деятельность фиктивных юридических лиц причиняет ущерб не только добросовестным участникам гражданского оборота, но и государству в целом. Поэтому в 2011г. в России была введена уголовная ответственность за незаконное образование юридического лица и незаконное использование документов для его создания[16].
Создание коммерческой организации без намерения фактически осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющей целью хищение средств, полностью охватывается составом мошенничества в сфере ЖКХ[17].
При рассмотрении уголовно-правового аспекта исследуемой оперативно-розыскной характеристики необходимо выделить следующее обстоятельство.
Оперативные работники сталкиваются с трудностями в ходе документирования, а следователи – при квалификации преступлений и сборе доказательств, ибо любой факт незаконного получения средств участники ОПС стремятся представить как гражданско-правовое нарушение, поскольку стороны якобы были связаны условиями действия договора и другими обязательствами.
В целях успешного документирования преступных действий, разрабатываемых оперативными работниками важно знать и учитывать положения гражданско-правовых аспектов сферы ЖКХ[18].
Рассмотрим типичные примеры совершения преступлений в сфере ЖКХ с точки зрения их квалификации, критериев, по которым преступления следует отграничивать друг от друга. При всем многообразии отношений и ситуаций, связанных с совершением преступлений, количество уголовно- правовых норм, применяемых по фактам совершения преступлений, не столь велико. Главным образом совершаемые деяния квалифицируются как хищения (ст. 159 и 160 УК РФ). В условиях новой правовой действительности после закрепления Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ в УК РФ новых видов мошенничества, квалификация преступлений возможна и по ст. 159.4 УК РФ. При отсутствии признаков хищения деяния виновных лиц зачастую квалифицируются по ст. 201 УК РФ. Исходя из особенностей отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и органами власти, преступления, совершаемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, можно условно подразделить на подгруппы. При этом картина квалификации совершаемых преступлений принципиально не изменяется, по сути, применяются статьи УК РФ о преступлениях против собственности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Преступления в сфере ЖКХ, связанные с неполным и (или) некачественным выполнением работ, проводимых в связи с реализацией Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Названная группа преступлений характеризуется особенностями предмета преступления, которым являются бюджетные денежные средства, поступающие из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставляемые субъектом Федерации, и денежные средства муниципальных образований. Участниками отношений, подвергающихся преступным воздействиям, являются органы государственной власти, муниципальные органы, субъекты – конечные получатели средств, каковыми являются управляющие компании и подрядчики, выполняющие строительные и иные ремонтные работы.
Большое количество преступлений, совершаемых в сфере указанных отношений, квалифицировалось по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Способом совершения преступления (мошенничества) является обман и (или) злоупотребление доверием.
Предметом преступления выступает чужое имущество в виде денежных средств, зачастую в форме безналичных денежных средств, перечисленных на счет управляющей компании или организации подрядчика, выполняющего предусмотренные договором работы. На мошенничество распространяются общие признаки хищения, понятие, которого содержится в прим. 1 к ст. 158 УК РФ. Для мошенничества характерно то, что имущество до момента завладения им виновным лицом не находится в правомерном владении виновного, т.е. является для него чужим, и такое лицо не обладает правом на это имущество. Такое право может возникать после добровольных действий со стороны собственника либо законно владеющего имуществом владельца имущества либо в силу договора при выполнении его условий. Если передача имущества от законного собственника или владельца обусловлена исполнением заключенного договора, то право на имущество появляется лишь в том случае, когда наступают обстоятельства, позволяющие предъявить право требования на это имущество.
Чтобы завладеть таким имуществом незаконно, виновный применяет один из способов совершения преступления: обман либо злоупотребление доверием. Обязательными признаками мошенничества является изъятие и обращение имущества в пользу виновного или других лиц, а также ущерб, причиненный преступлением собственнику или иному владельцу.
Обман как способ совершения преступления предполагает информационное воздействие на потерпевшего, под влиянием, которого тот вводится в заблуждение относительно значимых обстоятельств, определяющих его поведение, и совершает действия в интересах виновного лица, позволяющие ему завладеть чужим имуществом либо правом на имущество.
Определение обмана как способа совершения преступления дается в Постановлении Пленума Верховного Суда от 27 декабря 2007 г. № 51. «Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги..., в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение» (п. 2).
Мошенничество может быть совершено посредством умолчания о значимых сведениях для принятия правильного решения потерпевшего лица и повлиявшего на передачу виновному предмета хищения. В судебной практике встречается множество видов обмана, относящегося к прошлому или к настоящему. В следственной и судебной практике встречается зачастую обман со стороны лиц, представляющих подрядные организации, заключившие договор с заказчиком работ и вводящие представителя заказчика в заблуждение в части наступивших событий, позволяющих им приобрести право на чужое имущество. В Ямало-Ненецком автономном округе прокуратурой выявлены факты хищения бюджетных средств на общую сумму свыше 1 млн. рублей, выделенных из бюджета муниципального образования села Красноселькуп в 2007 году на проведение работ по текущему и капитальному ремонту жилых домов. Так, по завершению ООО «+++», ООО «+++» и МУП «+++» капитального ремонта жилого дома
№+++ по ул. +++ этими организациями были представлены для оплаты документы, в которых объем проведенных ими работ был необоснованно завышен на общую сумму в 749 тыс. рублей. По материалам прокурорской проверки 24.08.2009 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК Российской Федерации.
Приведенный пример совершения мошенничества характерен тем, что обман был сопряжен с предоставлением документов, обязывающих сторону договора совершить юридически значимые действия, как условие исполнения договора. В числе документов, подтверждающих исполнение условий договора, могут быть различные документы, например, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости работ и затрат (форма КС-3).
Разновидностью мошенничества является мошенничество, способом совершения которого является обман относительно действительных намерений.
В ходе расследования было установлено, что обвиняемый Д. убедил директора ООО «+++» М. в том, что, работы по реконструкции участков теплотрасс могут быть исполнены ООО «+++», директором которого являлся Д. Используя доверительные отношения с М., предложил ему перечислить на расчетный счет ООО «+++» денежные средства в сумме 5 273 345 рублей на выполнение работ по ремонту двух участков теплотрассы. Д., получив денежные средства по назначению, к выполнению работ самостоятельно не приступил, работ по ремонту участков теплосетей, предусмотренных договором, не произвел. Денежными средствами в сумме 5 273 345 рублей, поступившими с расчетного счета ООО «+++» на расчетный счет ООО «+++», распорядился по собственному усмотрению, перечислив на расчетные счета подконтрольных ему обществ.
В приведенном примере при совершении преступления виновный использовал обман в намерении и злоупотребление доверием. Виновное лицо, скрывая свои действительные намерения, злоупотребило доверием представителя потерпевшей стороны.
Постановление Пленума Верховного Суда от 27 декабря 2007 г. № 51 определяет злоупотребление доверием как принятие «на себя лицом обязательств при заведомом отсутствии у него намерения их выполнить с целью безвозмездного обращения в свою пользу или пользу третьих лиц чужого имущества или приобретения права на него (например, получение физическим лицом кредита, аванса за выполнение работ, услуг, предоплаты за поставку товара, если оно не намеревалось возвращать долг или иным образом исполнить свои обязательства)» (п. 3).
Таким образом, при совершении мошенничества могут быть использованы как один, так и оба способа совершения преступления. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 отмечается, что «злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам.
Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например, служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим».
Если преступление совершается лицом, обладающим управленческими функциями, и предметом преступления является имущество (денежные средства), принадлежащее организации- собственнику, преступление может быть квалифицировано по ст. 160 УК РФ. Такая ситуация возможна, если организацией-собственником имущество (денежные средства) вверено виновному на законном основании, либо находится в ведении этого лица.
Если такие денежные средства перечислены организации-подрядчику по сговору с лицом, обладающим управленческими функциями в такой организации, и в последующем были похищены, деяние должно квалифицироваться по ст. 160 УК РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» указано: «Если должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе либо учреждении организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции, заключило от имени соответствующего органа (учреждения) договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества (ст. 160 УК РФ) и как получение взятки (ст. 290 УК РФ)» (п. 25).
В связи с принятием Федерального закона РФ от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» мошенничества, совершаемые в сфере предпринимательской деятельности, должны квалифицироваться по ст. 159.4 УК РФ.
Библиографический список
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ по состоянию на 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2017). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057
- Федеральный закон от 7 декабря 2011г.№419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»// Собрание законодательства РФ.2011.№50.Ст.7361.
- Булатова А. И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России: статья. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2017. - №1(7). – 89-93 с.
- Бекбулатова Т. Протекающие крыши пригождаются в агитации: статья. Газета «Коммерсантъ» №149 (5181) от 21.08.2017[Электронный ресурс] – режим доступ: URL: https://realty.newsru.com/
- Обзор практики борьбы с экономическими преступлениями в жилищно-коммунальном комплексе [Электронный ресурс] // Сайт «Форум сотрудников полиции России». – 2011. – 28 июля.
- Казаков, В. В. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, совершаемым в жилищно-коммунальной сфере : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2011. – 26 с.
- Абрамов А.М., Климов И.А. К вопросу о содержании оперативно-розыскной характеристики вида преступлений // Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы преподавания: Сборник научных трудов. – М., 1996. – С. 78-87.
- Иванов П.И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики. Автореф. дис… канд. докт. юрид. наук. – М., 2000. – С.23.
- Ларичев В.Д. Роль и значение оперативно-розыскной характеристики // Оперативно-розыскная характеристика преступлений: понятие, сущность и содержание: Материалы круглого стола. – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – С.5.
- Новое уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие. М.: ТЭИС, 1996. С.147.
- Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право России: Учебник. М., 1995. С.8.
- Указ Президента РФ от 18 июля 2008г. №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»// Российская газта.23 июля 2008.
- Официальные документы: еженедельное приложение// Учет, налоги, право. 2010. №9.
- Сведения об адресах массовой регистрации юридических лиц, косвенно свидетельствующих об их недобросовестности, можно найти на сайте ФНС России. URL:http://www.nalog.ru.
- Яценко Т.С., Яценко В.А. О противодействии созданию фиктивных юридических лиц в России и зарубежных странах// Хозяйство и право.2010.№4. С.99-104
- Колоколов Н.А. Комментарий к главе 21 УК РФ // Комментарий к УК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. 13-е изд. М., 2013.
- Ступолов А.А. Организация тактики борьбы с организованной преступностью в сфере бюджетного финансирования и кредитования строительных работ. Дисс… канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД РФ, 2003. С.30-38.
- Герасимец Н.Н.; Шахисхмедов И.Р. Приемы определения и доказывания наличия корыстной цели по делам о хищениях в финансовоф сфре // Оперативно-розыскная работа №12, 2000. С.36-44.
- Белов К.В. Гражданское право. Общая и Особенная части. М.: «ЦентрЮрИнфор», 2003. С.475-478.
[1] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
[2] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/
[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ по состоянию на 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
[4] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2017). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057
[5] Булатова А. И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России: статья. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2017. - №1(7). – 89-93 с.
[6] Бекбулатова Т. Протекающие крыши пригождаются в агитации: статья. Газета «Коммерсантъ» №149 (5181) от 21.08.2017[Электронный ресурс] – режим доступ: URL: https://realty.newsru.com/
[7] Обзор практики борьбы с экономическими преступлениями в жилищно-коммунальном комплексе [Электронный ресурс] // Сайт «Форум сотрудников полиции России». – 2011. – 28 июля.
[8] Казаков, В. В. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, совершаемым в жилищно-коммунальной сфере : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2011. – 26 с.
[9] См.: Абрамов А.М., Климов И.А. К вопросу о содержании оперативно-розыскной характеристики вида преступлений // Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы преподавания: Сборник научных трудов. – М., 1996. – С. 78-87; Иванов П.И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики. Автореф. дис… канд. докт. юрид. наук. – М., 2000. – С.23. Ларичев В.Д. Роль и значение оперативно-розыскной характеристики // Оперативно-розыскная характеристика преступлений: понятие, сущность и содержание: Материалы круглого стола. – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – С.5.
[10] См.: Новое уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие. М.: ТЭИС, 1996. С.147.
[11] .
[12] Указ Президента РФ от 18 июля 2008г. №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»// Российская газта.23 июля 2008.
[13] Официальные документы: еженедельное приложение// Учет, налоги, право. 2010. №9.
[14] Сведения об адресах массовой регистрации юридических лиц, косвенно свидетельствующих об их недобросовестности, можно найти на сайте ФНС России. URL:http://www.nalog.ru.
[15] Более подробно о понятии и признаках фиктивных юридических лиц, а также об ответственности их учредителей по современному законодательству России и зарубежных стран. См.: Яценко Т.С., Яценко В.А. О противодействии созданию фиктивных юридических лиц в России и зарубежных странах// Хозяйство и право.2010.№4. С.99-104; Яценко Т.С. Однодневки forever// ЭЖ-Юрист.2010.№22.
[16] Федеральный закон от 7 декабря 2011г.№419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»// Собрание законодательства РФ.2011.№50.Ст.7361.
[17] Колоколов Н.А. Комментарий к главе 21 УК РФ // Комментарий к УК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. 13-е изд. М., 2013.
[18] См.: Ступолов А.А. Организация тактики борьбы с организованной преступностью в сфере бюджетного финансирования и кредитования строительных работ. Дисс… канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД РФ, 2003. С.30-38; Герасимец Н.Н.; Шахисхмедов И.Р. Приемы определения и доказывания наличия корыстной цели по делам о хищениях в финансовоф сфре // Оперативно-розыскная работа №12, 2000. С.36-44; Ларичев В.Д. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. М.: ВНИИ МВД Рф. С.25-32; Белов К.В. Гражданское право. Общая и Особенная части. М.: «ЦентрЮрИнфор», 2003. С.475-478.