Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

ТГП

Вопросы 14 л.

  1. Сущность, функции и ценность права. Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Ценность права - это его способность служить средством для удовлетворения социально справедливых и прогрессивных интересов граждан и общества. Ценность права, одна из основ, формирующая у человека его отношение к праву. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.
  1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений.
  2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм.
  3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.
  4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.
  1. Понятие и признаки нормы права. Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения К признакам нормы права относятся:
  1. Общеобязательность
  2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.
  3. Выраженность в виде государственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием
  4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.
  5. Системность
  6. Неоднократность или многократность действия
  7. Возможность государственного принуждения
  8. Представительно-обязательный характер
  9. Микросистемность, т. е. упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозиции, санкции.
  1. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Правовая норма отличается особой структурой. Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаст им значение юридического факта. Диспозиция - часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю этой нормы.
  2. Виды правовых норм. По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Существуют и другие классификации правовых норм:
  1. По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные(устанавливающие ответственность за правонарушения).
  2. По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.
  3. По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..
  4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.
  5. Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).
  1. Понятие и виды источников (форм) права. Под формой права принято понимать специфическое выражение правовых норм, придание им свойства общеобязательности. Можно считать формой права официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Выделяют четыре основные формы права:
  1. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
  2. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
  3. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.
  4. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Правовая доктрина (юридическая наука) во многих правовых системах признается источником права. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права. Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. Судебная практика все больше утверждается как источник права.

  1. Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение. Правовой обычай как источник права – это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права, то есть это обычай санкционированный государством.
  2. Нормативный договор как источник права. Нормативный   договор - это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие  права  и обязанности сторон. Он не только устанавливает  права  и обязанности сторон на основе уже существующих норм  права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм  права , которым обязуются в будущем подчиняться их участники.  Нормативный   договор  должен порождать  права  и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон.  Среди  договоров   нормативного  содержания выделяют внутринациональный и международный  договоры. Признаки:
  1. Сущностным признаком, отличающим  договор  от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.
  2. Правовая база  нормативных   договоров  находится в действующем законодательстве.
  3. В  нормативном   договоре  всегда предполагается участие государственного органа.
  4. Нормативные   договоры  заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.
  5. Нормативные   договоры  содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов.
  6. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие  договора.
  7. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение
  1. Нормативный правовой акт как источник права. Нормативной правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности.
  2. Действие нормативных правовых актов во времени пространстве и по кругу лиц. Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа. В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства. Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

  1. Система права, её понятие и структурные элементы. Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Структурными элементами системы права являются:

а) норма права;

б) отрасль права;

в) подотрасль права;

г) институт права;

д) субинститут.

  1. Система законодательства: структура и соотношение с системой права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую), федеративную и комплексную системы законодательства. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе.Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов). Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель. Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях.
  2. Отрасли права и критерии их выделения. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Критериями, по которым проводится разделение всех норм права на отрасли являются:

- предмет правового регулирования;

- метод правового регулирования.

  1. Понятие и виды систематизации нормативных актов. Систематизация - упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
  1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке.
  2. Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью.
  3. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

  1.  Правовые отношения: понятие, признаки и виды. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Любое правовое отношение есть общественное, но не всякое общественное отношение является правовым. Признаки правоотношения: это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; это отношение возникает на основе норм права; это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников; это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют субъективные права и юридические обязанности; это отношение, охраняемое и обеспечиваемое государством. Виды правовых отношений:

1) В зависимости от предмета правового регулирования – уголовные, гражданские и т.п.

2)В зависимости от характера – материальные и процессуальные.

3)В зависимости от функциональной роли – регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственной реализации юридической ответственности).

4)В зависимости от характера выполнения обязанности – пассивные, связанные с осуществлением запретов, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий.

5)В зависимости от состава участников – простые (два участника), и сложные (несколько).

6)В зависимости от продолжительности – кратковременные (отношения мены) и долговременные (отношения гражданства).

7)В зависимости от степени определенности сторон – относительные, абсолютные и общие.

  1. Юридические факты: понятие и классификация. Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Классификация юридических фактов:

1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2) по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

  1. Пробелы в законодательстве и способы их преодоления. Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Основным способом устранения пробелов в законодательстве является издание компетентным правотворческим органом недостающей нормативно-правового акта или его составной части, необходимость которых обусловлена жизнью. Иначе говоря, пробел в законодательстве может быть устранен путем правотворчества. Способами преодоления пробел сфере гражданских правоотношений:
  1. Аналогия закона означает решение дела (при наличии пробела в законодательстве) на основании закона, регулирующего сходные с неурегулированными общественные отношения.
  2. Межотраслевая аналогия (субсидіарне применения законодательства) то есть решение ситуации (при наличии пробелы) на основании норм, содержащихся в родственной отрасли законодательства.
  3. Аналогия права означает решение дела (при наличии пробела в законодательстве и отсутствии аналогичной правовой нормы) на основании принципов института или отрасли права или общих принципов права.
  1. Понятие и способы толкования норм права. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. В теории права выделяют следующие основные способы толкования:
  1. филологический;
  2. систематический;
  3. логический;
  4. исторический.
  1. Правонарушение: понятие, признаки, виды. Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Признаки правонарушения:
  1. действие или бездействие;
  2. противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. виновное поведение человека;
  4. причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  5. совершение деяния дееспособным лицом.

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

  1. Состав правонарушения. Состав правонарушения – это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние в качестве правонарушения. Элементами (подсистемами) состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Объект правонарушения – это общественные отношения, охраняемые нормами права, на которые направлено противоправное посягательство. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния, характеризуемое рядом признаков: формой совершения (действием, бездействием), временем, местом, орудием совершения правонарушения, вредоносным результатом и причинно-следственной связью между деянием и наступившими общественно вредными последствиями. Субъект правонарушения – это правосубъектное лицо, поведение которого признается противоправным действующим законодательством. Субъективная сторона правонарушения – внутреннее, психическое отношение правонарушителя к совершаемому деянию и общественно-вредным последствиям этого деяния.
  2. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, принципы. Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека). Юридическая ответственность имеет следующие признаки:
  • наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;
  • налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;
  • налагается компетентными государственными органами в ходе
  • определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;
  • предполагает государственное принуждение правонарушителя
  • к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

  • уголовную - наступает исключительно за преступления;
  • административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления;
  • гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;
  • дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины.

В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности:

-Законность.

-Справедливость.

-Неотвратимость наступления.

-Целесообразность.

-Индивидуализация наказания.

-Ответственность за вину.

-Недопустимость удвоения ответственности.


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика