ТГП
- Сущность, функции и ценность права. Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Ценность права - это его способность служить средством для удовлетворения социально справедливых и прогрессивных интересов граждан и общества. Ценность права, одна из основ, формирующая у человека его отношение к праву. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.
- Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений.
- С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм.
- Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.
- Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.
- Понятие и признаки нормы права. Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения К признакам нормы права относятся:
- Общеобязательность
- Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.
- Выраженность в виде государственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием
- Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.
- Системность
- Неоднократность или многократность действия
- Возможность государственного принуждения
- Представительно-обязательный характер
- Микросистемность, т. е. упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозиции, санкции.
- Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Правовая норма отличается особой структурой. Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаст им значение юридического факта. Диспозиция - часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю этой нормы.
- Виды правовых норм. По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Существуют и другие классификации правовых норм:
- По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные(устанавливающие ответственность за правонарушения).
- По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.
- По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..
- По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.
- Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).
- Понятие и виды источников (форм) права. Под формой права принято понимать специфическое выражение правовых норм, придание им свойства общеобязательности. Можно считать формой права официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Выделяют четыре основные формы права:
- нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
- правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
- юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.
- нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.
Правовая доктрина (юридическая наука) во многих правовых системах признается источником права. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права. Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. Судебная практика все больше утверждается как источник права.
- Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение. Правовой обычай как источник права – это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права, то есть это обычай санкционированный государством.
- Нормативный договор как источник права. Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права , которым обязуются в будущем подчиняться их участники. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры. Признаки:
- Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.
- Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве.
- В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа.
- Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.
- Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов.
- Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.
- Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение
- Нормативный правовой акт как источник права. Нормативной правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности.
- Действие нормативных правовых актов во времени пространстве и по кругу лиц. Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:
1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;
2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;
3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.
Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:
1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;
2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:
1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;
2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.
Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа. В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства. Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).
- Система права, её понятие и структурные элементы. Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Структурными элементами системы права являются:
а) норма права;
б) отрасль права;
в) подотрасль права;
г) институт права;
д) субинститут.
- Система законодательства: структура и соотношение с системой права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую), федеративную и комплексную системы законодательства. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе.Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов). Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель. Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях.
- Отрасли права и критерии их выделения. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Критериями, по которым проводится разделение всех норм права на отрасли являются:
- предмет правового регулирования;
- метод правового регулирования.
- Понятие и виды систематизации нормативных актов. Систематизация - упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
- Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке.
- Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью.
- Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.
Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.
- Правовые отношения: понятие, признаки и виды. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Любое правовое отношение есть общественное, но не всякое общественное отношение является правовым. Признаки правоотношения: это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; это отношение возникает на основе норм права; это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников; это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют субъективные права и юридические обязанности; это отношение, охраняемое и обеспечиваемое государством. Виды правовых отношений:
1) В зависимости от предмета правового регулирования – уголовные, гражданские и т.п.
2)В зависимости от характера – материальные и процессуальные.
3)В зависимости от функциональной роли – регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственной реализации юридической ответственности).
4)В зависимости от характера выполнения обязанности – пассивные, связанные с осуществлением запретов, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий.
5)В зависимости от состава участников – простые (два участника), и сложные (несколько).
6)В зависимости от продолжительности – кратковременные (отношения мены) и долговременные (отношения гражданства).
7)В зависимости от степени определенности сторон – относительные, абсолютные и общие.
- Юридические факты: понятие и классификация. Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Классификация юридических фактов:
1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);
2) по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;
3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;
4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.
- Пробелы в законодательстве и способы их преодоления. Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Основным способом устранения пробелов в законодательстве является издание компетентным правотворческим органом недостающей нормативно-правового акта или его составной части, необходимость которых обусловлена жизнью. Иначе говоря, пробел в законодательстве может быть устранен путем правотворчества. Способами преодоления пробел сфере гражданских правоотношений:
- Аналогия закона означает решение дела (при наличии пробела в законодательстве) на основании закона, регулирующего сходные с неурегулированными общественные отношения.
- Межотраслевая аналогия (субсидіарне применения законодательства) то есть решение ситуации (при наличии пробелы) на основании норм, содержащихся в родственной отрасли законодательства.
- Аналогия права означает решение дела (при наличии пробела в законодательстве и отсутствии аналогичной правовой нормы) на основании принципов института или отрасли права или общих принципов права.
- Понятие и способы толкования норм права. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. В теории права выделяют следующие основные способы толкования:
- филологический;
- систематический;
- логический;
- исторический.
- Правонарушение: понятие, признаки, виды. Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Признаки правонарушения:
- действие или бездействие;
- противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
- виновное поведение человека;
- причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
- совершение деяния дееспособным лицом.
Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.
- Состав правонарушения. Состав правонарушения – это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние в качестве правонарушения. Элементами (подсистемами) состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Объект правонарушения – это общественные отношения, охраняемые нормами права, на которые направлено противоправное посягательство. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния, характеризуемое рядом признаков: формой совершения (действием, бездействием), временем, местом, орудием совершения правонарушения, вредоносным результатом и причинно-следственной связью между деянием и наступившими общественно вредными последствиями. Субъект правонарушения – это правосубъектное лицо, поведение которого признается противоправным действующим законодательством. Субъективная сторона правонарушения – внутреннее, психическое отношение правонарушителя к совершаемому деянию и общественно-вредным последствиям этого деяния.
- Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, принципы. Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека). Юридическая ответственность имеет следующие признаки:
- наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;
- налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;
- налагается компетентными государственными органами в ходе
- определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;
- предполагает государственное принуждение правонарушителя
- к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:
- уголовную - наступает исключительно за преступления;
- административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления;
- гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;
- дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины.
В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности:
-Законность.
-Справедливость.
-Неотвратимость наступления.
-Целесообразность.
-Индивидуализация наказания.
-Ответственность за вину.
-Недопустимость удвоения ответственности.