Российская система социальных пособий на детей
Введение
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что социальная поддержка семей имеющих детей - важнейшая задача Российской Федерации как социального государства
Зачатие, вынашивание и рождение детей - биологические процессы, не зависящие напрямую от законодателя. Поэтому деторождение, материнство, отцовство, хотя и именуются социальными функциями, до сих пор традиционно расцениваются и обществом и государством как частное дело семьи. Основную ответственность за содержание и воспитание детей законодатель возлагает на родителей. В таких условиях включение ребенка в сферу социального обеспечения определяется, с одной стороны, тем, могут ли родители обойтись без социальной поддержки, а с другой - есть ли у общества необходимые для этого средства. Однако без усиления вклада социального обеспечения в благосостояние семьи, без увеличения его роли в охране материнства и детства трудно рассчитывать на позитивное социально-экономическое развитие России.
Таким образом, вышеуказанные положения обусловливают актуальность данной темы. Также это можно подтвердить тем, что в современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.
Пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества.
Система социальных пособий, являясь институтом права социального обеспечения, призвана не только гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию предпосылок для становления семей с детьми реальными субъектами благополучных семей.
Целью данного исследования является изучение правового регулирования материального обеспечения граждан имеющих детей.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
-определить понятие, круг получателей пособий на детей;
-дать классификацию социальных пособий на детей;
-изучить нормативно правовые акты, регулирующие порядок назначение и выплат пособий на детей;
-проанализировать проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий на детей.
Объект исследования – общественные отношения складывающиеся в связи с предоставлением пособий гражданам имеющим детей.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства регулирующие отношения по предоставлению пособий гражданам имеющим детей.
Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез. Применялись исторический, статистический, системный и функциональный методы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общие положения назначения пособий на детей
1.1. Понятие, круг получателей пособий на детей
Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.
Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
Пособия – важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как "вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства"1.
Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Определим круг лиц, которые могут являться получателями пособий на детей.
Правом на единовременное пособие при рождении ребенка обладает один из родителей либо лицо, его заменяющее.
При рождении двух и более детей, пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка единовременное пособие при рождении ребенка не выплачивается.
Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).
В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях профессионального, образования и организациях послевузовского профессионального образования, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.
Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).
По общему правилу единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
Прежде всего, право на получение пособия по беременности и родам, а также пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованным женщинам2.
Необходимо отметить, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с указанным законом, являются застрахованными лицами.
Лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
На пособие по беременности и родам имеют право:
1) женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:
а) женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
б) женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
2) женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
3) женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;
4) женщины, относящиеся к перечисленным категориям, при усыновлении ими ребенка (детей).
Условно группы лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком можно разделить на две группы: работающие (лица, подлежащие социальному страхованию) и неработающие. Лица, подлежащие социальному страхованию, получают пособие по месту работы. Пособие по уходу за ребенком неработающим гражданам выплачивают органы социальной защиты населения по месту жительства. К работающим гражданам, которые имеют право на получение пособия, относятся все лица, фактически ухаживающие за ребенком: мать, отец, другие родственники, опекуны. Работающие граждане могут брать отпуск по частям. Например, полгода за ребенком ухаживает один родитель, остальную часть отпуска - другой член семьи.
Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют:
-матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
-матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
-матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
-матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
-матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях);
-другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. №1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан"3 и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"4 в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан предусмотрено установление ежемесячных компенсационных выплат лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста 3 лет.
Указанная выплата может быть назначена:
-матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
-матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
-матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
-нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется одновременно с со всеми необходимыми документами. Пособие выплачивается в течение 10 дней со дня представления справки.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, выплачивается за счет средств ФСС России, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Вправе получать пособия и граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и некоторую иную службу на территории иностранных государств. Исключение составляют: граждане, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; граждане, лишенные родительских прав; граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. На этих граждан действие закона не распространяется.
1.2. Классификация социальных пособий на детей
Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г., дала новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.
Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г.«0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).
Система существующих социальных пособий распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России5.
Необходимо отметить, что современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.
В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам "материнский капитал" невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.
При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.
В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.
Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.
С принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.
Одно из принципиальных положений – это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.
В настоящее время в Российской Федерации предусмотрены следующие виды пособий гражданам имеющим детей6:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка.
При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком имело другое название - «ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» Название данного пособия изменено в связи с принятием Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ, внесшего с 1 января 2007 г. существенные изменения в порядок назначения и выплаты пособия, прежде всего, - в части расширения круга лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в т.ч. за счет неработающих и иных категорий не подлежащих обязательному соцстрахованию граждан, осуществляющих уход за детьми до достижения возраста 1,5 лет.
Такой вид пособий, как единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, установлен с 1 января 2007 г, в соответствии с тем же Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ в рамках реализации положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в котором говорилось о необходимости разработки совместно с субъектами РФ программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву установлены с 1 января 2008 г. в связи с изданием Федерального закона от 25 октября 2007 г. № 233-ФЗ в целях реализации решения установить дополнительные меры государственной поддержки детей и беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в виде денежных выплат, объявленного при подготовке законопроекта, отменяющего соответствующие основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Наряду с указанными видами пособий существует еще немало видов государственной материальной поддержки семей с детьми, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (субъекты РФ могут как увеличивать установленные законом размеры пособий, так и устанавливать дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми).
Прежде всего, это дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, установленные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» («закон о материнском (семейном) капитале») в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь (согласно ч. 2 ст. 1 названного Закона органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные (по отношению к установленным данным законом) меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Законом о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС предусмотрен ряд гарантий женщинам, которые постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Эти гарантии распространяется и на женщин, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда России государственная поддержка материнства и детства не ограничивается системой государственных пособий гражданам, имеющим детей; она носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, в т.ч. предусмотренные законодательством РФ о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, целью которых является облегчение положения нуждающихся семей и обеспечение для них прожиточного минимума.
Таким образом, одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.
Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
Система существующих социальных пособий распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России.
Необходимо отметить, что современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски, улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал). Данная тенденция должна быть продолжена, поскольку социальная защита материнства и детства является первостепенной задачей государства.
1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров. -М., Норма, 2013. С. 326.
2 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. // Г.В. Сулейманова – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. С.264.
3 Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в ред. От 01.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 6 ст. 589.
4 Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" ( в ред. от 24.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 1994 г. N 29 ст. 3035.
5 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. // Г.В. Сулейманова – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. С.267.
6 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров. -М., Норма, 2013. С. 328.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ.
2.1. Нормативно правовые акты регулирующие порядок назначение и выплат пособий на детей.
Существенное значение в нормативно-правовом регулировании порядка назначения и выплаты государственных пособий на детей на территории Российской Федерации имеют нормы международного права. Принцип приоритетности норм международного права закреплен в ст.15 ч.4 Конституции РФ. Данный принцип в полной мере распространяется и на отношения, связанные с семьей и детьми, в том числе и по вопросам назначения и выплаты пособий на детей.
Так, основными международными документами, регламентирующими деятельность в области государственной политики в отношении семьи и детей, можно назвать Конвенцию ООН о правах ребенка и Декларацию прав ребенка, принятую ООН.
Одним из первых международных актов, закрепившим социальные права человека, в том числе и детей, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
Часть 2 статьи 25 провозглашает право на особое попечение и помощь для материнства и младенчества, которые как слои общества, с одной стороны, являются наиболее уязвимыми категориями, а с другой стороны - наиболее востребованными для воспроизводства населения.
«Международный Пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Статья 10 Пакта выделяет три основных субъекта, имеющих право на особые меры социальной поддержки: семья, материнство и детство. Самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье. Особой охране подлежит материнство в течение разумного периода до и после родов . Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по половому, расовому, социальному признаку.»1
В то время, как Декларация носит рекомендательный характер, рассчитывая лишь на добрую волю членов мирового сообщества, Пакт обладает обязательной юридической силой. Подписавшие Пакт государства берут на себя обязательства в максимальной степени использовать имеющиеся ресурсы и меры к тому, чтобы обеспечить полную реализацию указанных прав и свобод, среди которых существенное значение имеют меры законодательного характера.
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, наибольшее значение уделяет первоочередным мерам по обеспечению интересов ребенка, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения.
Анализ вышеуказанных международных актов указывает на то, что право на социальное обслуживание должно иметь приоритетный характер, входя в комплекс социальных прав, таких как: право на социальную защиту, право на социальное обеспечение, в том числе и обеспечение пособиями, право на особые меры социальной поддержки, право на особую охрану и помощь, право на доступ к услугам и т.д.
Касаясь исторического аспекта исследуемого вопроса, необходимо отметить, что в 90-е годы, в процессе социально-экономических реформ в России была создана новая для России отрасль регулирования социального обслуживания семей с детьми.
Начало этой работы связано с изданием в период конституционной реформы Президентом РФ Указа от 01 июня 1992 года № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».2 «Этим Указом проблема выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными. Намечено обеспечение приоритетности решения задач по выживанию, защите и развитию детей на федеральном и региональном уровнях при формировании бюджетов, в том числе с использованием иностранной валюты, распределении материально-сырьевых ресурсов, организации и развитии производства товаров для детей, инвестировании строительных работ и при решении других задач. Предусмотрено было финансирование целевых мероприятий по проблемам детства, в том числе и мероприятий, касающихся назначения и выплаты социальных пособий семьям, имеющим детей, т.е. детских пособий.»3
В настоящее время система законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Федеральный определяет основные направления государственной социальной политики в отмеченной сфере, конкретизирует их, устанавливает базисные платежи материальной поддержки, определяет процедуру их выплат. На уровне субъектов Федерации последние находят свою конкретизацию с учетом региональных особенностей, устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы материальной поддержки граждан, имеющих детей.
К числу базовых федеральных законов, регулирующих порядок назначения и выплаты государственных детских пособий семьям с детьми, на всей территории РФ на современном этапе, относятся:
Конституция РФ. Традиционно основу системы законодательства возглавляет действующая Конституция РФ (ст. 7, 38, 39, 72). Принятая 12 декабря 1993 года и провозгласившая Россию социальным государством, Конституция во многом предопределила дальнейшие направления и приоритеты отечественной социальной политики.
Ключевым нормативным актом в системе законодательства РФ, формирующего основу государственной социальной поддержки граждан при рождении и воспитании детей, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции ФЗ от 07.03.2018 №56-ФЗ).4 Все иные нормативные акты, принимаемые после его подписания, не должны ему противоречить, а ранее действующие должны быть приведены в соответствие с ним. В случае возникновения противоречий приоритет должен отдаваться анализируемому Закону.
Назначением настоящего Федерального закона является установление единой системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» представлен преамбулой, тремя главами, нормы которых располагаются в 20 статьях. Первая глава определяет общие правила реализации права на получение «детских» денежных выплат, в числе которых оговорены соответствующие виды материальной поддержки, источники и средства ее формирования, правообладателей, по отношению к которым применяются нормы рассматриваемого Закона, основания реализации прав последних и источники правового регулирования процессов назначения и выплаты материальной помощи.
Отношения, связанные с государственной материальной поддержкой граждан, имеющих детей, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства. Иначе говоря, анализируемое законодательство включает положения различных отраслей права, главным образом, положения трудового права и права социального обеспечения.
В систему законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, помимо названных актов законодатель включает и иные законы. В числе основных здесь также можно отметить:
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ (ст.ст.255-257) 5, содержащий основные дефиниции правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязательствами, в том числе конкретизирующие условия назначения и выплаты отдельных видов государственных пособий, закрепленных в ФЗ-81…
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»6 , который, в свою очередь, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 07.03.2018 №56-ФЗ)7, направленный на повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ(в редакции ФЗ от 07.03.2018 №56-ФЗ )8, который устанавливает единый порядок обеспечения государственными пособиями граждан с детьми, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1(в редакции ФЗ от 07.03.2018 №56-ФЗ )9, который вводит дополнительные меры социальной поддержки семьям, претерпевшим влияние неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в т. ч. гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы, а также приравненным к ним категориям граждан (подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гражданам из подразделений особого риска).
Так как вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ), надо иметь в виду, что значительная часть нормативной базы в области правового регулирования отношений, связанных с назначением и выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей, представлена региональным законодательством, которое являет собой второй уровень соответствующей системы. Нормы последнего устанавливают дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, выбор которых предопределен действующей в конкретном регионе программой социального обслуживания населения. Принимаемые на уровне субъекта Федерации нормативные акты не должны затрагивать права проживающих на их территории граждан в ущерб их интересам.
Так, в городе федерального значения Москве, как и в других субъектах РФ, действует ряд законов, устанавливающих широкий перечень социальных льгот для семей с детьми, проживающих в Москве:
- Закон города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 г. № 60.
- Закон города Москвы «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г. № 67.
- Закон города Москвы «О молодежи» от 30 сентября 2009 г. № 39.
В развитие этого базового законодательства принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, детально регламентирующих порядок назначения и выплаты государственных детских пособий семьям с детьми:
1. Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям незастрахованных граждан , утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1100.( В редакции Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. N 1573).10
2. Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.( В редакции Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. N 1340). 11
Это нормативно-правовой акт, который устанавливает особенности исчисления ежемесячного пособия, пособия по беременности и родам, как исчислять пособие из МРОТ. В этом постановлении правительства можно найти конкретные ответы на возникающие вопросы по расчету пособий при реализации закона № 255-ФЗ.
3. Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 года № 439. (в редакции Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2016 г. N 886). 12
4. Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206.( В редакции Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469). 13
5. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012 н. В данном акте перечислены документы, которые необходимо предоставить застрахованному лицу по месту работы по всем видам страхового обеспечения.
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 г. № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения».
7. Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. № 624 н и ряд других.
2.2. Проблемы связанные с назначением и выплатой пособий на детей.
Необходимо обратить внимание на достаточно актуальные проблемы в сфере назначения и выплаты социальных пособий на детей в Российской Федерации и рассмотреть некоторые варианты решения этих проблем:
Так, в ходе анализа практики применения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ст. 14 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») выявлена проблема недостаточности периода выплаты пособия. Ребенку исполняется 1,5 года и у женщины заканчивается право на выплату данного пособия. Государство предоставляет места в детские дошкольные учреждения (ДДУ) по исполнению ребенку возраста 3 года. Существует незначительное количество ясельных групп с 2 лет, в которые предоставляют места матерям-одиночкам, однако многие из них ждут своей очереди по исполнении ребенку 3 лет. Следовательно, полтора года до получения путевки в ДДУ женщина остается на своем собственном попечении с ребенком на руках без какой-либо материальной помощи от государства.
Есть два варианта, как женщина может поступить в данной ситуации для того, чтобы иметь возможность работать. Во-первых, она может устроить ребенка в частный детский сад, который принимает детей с возраста 1,5 года с примерной оплатой в месяц в размере 7 000 р, что для большинства женщин с детьми с учетом уровня заработной платы расточительно. Для решения данной проблемы государство производит компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в негосударственной образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования (имеется лицензия). Сумма компенсации зависит от количества детей в семье (на первого ребенка 20%, на второго - 50%, на третьего 70%) и от среднего размера родительской платы, установленной в муниципальных и государственных дошкольных учреждениях (2 000 р.). В среднем сумма компенсации составляет: 250 р., 500 р. и 750 р. в месяц. Кроме того, расчет производится только на фактические дни посещения дошкольного учреждения . Сумма компенсации погашает лишь 3,6% суммы оплаты частного садика. Во-вторых, женщина может нанять для своего ребенка няню, сумма оплаты услуг которой намного превысит сумму оплаты частного детского садика.
В целях повышения эффективности материальной поддержки семей с детьми целесообразно, по моему мнению, обратить внимание на решение данной проблемы, пересмотрев в законодательном порядке ст. 14 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» о продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. «Необходимо увеличение периода выплаты пособия до 3 лет, т.е. до момента получения путевки в ДДУ.
Одна из проблем заключается в относительно спорном законодательно - закрепленном праве на пособие за каждым ребенком до достижения им возраста 16 лет. Региональные законодатели не учли при этом нормы Конвенции о правах ребенка, в которых ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста; В данном случае необходимо привести действующее Российское законодательство в указанной части в соответствие с нормами международного права.
К сожалению, в Российской Федерации не предусмотрено повышение размера пособия с учетом взросления ребенка, так как с его ростом семья несет повышенные расходы на его содержание, то есть не дифференцируется величина пособия в зависимости от возраста ребенка; Было бы правильным учесть данное противоречие на законодательном уровне.
Также размеры пособий не дифференцируются в зависимости от очередности рождения детей и остаются крайне низкими;
Существует проблема не получения социальных пособий отдельными категориями граждан, обусловленная тем, что молодые семьи часто распадаются, и не имеют возможности предоставить при этом в отдел пособий и социальных выплат решений суда о взыскании алиментов, соглашение об оплате алиментов, справки о заработной плате супруга, по причине не установления места пребывания нерадивого родителя, в связи с угрозой бывших супругов расправой, если супруга подаст на алименты, и отсутствием у бывшего супруга официального заработка или иного дохода. .
Еще одной насущной проблемой при анализе исследуемой темы работы следует назвать то обстоятельство, что размер пособия по прежнему не достаточно велик. Учитывая удручающее материальное положение большого числа граждан соответствующей категории ( в основном женщин), существующие размеры детских пособий не могут способствовать решению задач и достижению целей, поставленных введением пособий на детей.
Для решения данной проблемы потребуются новые источники и формы финансирования мероприятий, направленных на увеличение действующих размеров детских пособий, совершенствовать существующий механизм финансирования.
Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о пособии по беременности и родам, которое по своему назначению должно быть направлено на возможно полное возмещение временно утраченного заработка женщины, как застрахованного лица, и как экономически слабой стороны, практика последних лет свидетельствует об отсутствии учёта этого фактора в законодательстве об обязательном социальном страховании. Это проявляется, прежде всего, в следующем: пособие рассчитывается исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам; для некоторых категорий, застрахованных женщин, которым предоставлен отпуск по беременности и родам после 1 января 2011 года, сумма пособия уменьшилась; размеры пособия не соответствуют требованиям Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и ратифицированной Конвенции МОТ № 103 «Об охране материнства»; существуют ограничения верхнего и нижнего его пределов (максимальной и минимальной величины). Женщины подвергаются определенной несправедливости в части величины пособия по беременности и родам: при страховом стаже менее шести месяцев пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
В части 3 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», как минимум, должны быть внесены изменения, касающиеся назначения пособия застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев.
Остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли по социальному обеспечению населения, имеющиеся возможности не удовлетворяют потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения.
Следует остановиться на недостаточном финансовом обеспечении органов социального обслуживания населения.
Поскольку федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ не в состоянии выделить суммы для надлежащего финансирования системы социального обслуживания населения, то действующее законодательство предусматривает дополнительные внебюджетные источники финансирования мер по социальному обслуживанию граждан:
- средства, поступающие из целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов, доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социального обслуживания населения (доход от хозрасчетных организаций);
- доходы от ценных бумаг, средства, поступившие от населения в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования и «другие источники, не запрещенные законом.»14
В целом, исходя из возможностей финансирования деятельности органов социальной защиты населения, можно отметить следующие проблемы:
- нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых средств;
- ограниченный набор предоставляемых услуг.
Соответственно можно рекомендовать возможные варианты их решения:
- привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органов социальной защиты путем предоставления льгот в налогообложении;
- разрешение деятельности органам социальной защиты путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.
И самое главное, по мнению исследователя в данной области Т.В. Деркачевой , « для решения ряда проблем, связанных с отсутствием необходимого финансирования органов социального обслуживания населения необходимо создание комплексной программы по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования.»15
Многие существующие проблемы социальной работы с семьями, имеющими детей, в том числе и при назначении и выплате соответствующих социальных пособий так или иначе связаны с демографическими явлениями в государстве.
Резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни как последствие социально-экономических реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию, необратимые, в своем роде, изменения демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи.
Так, по данным Росстата, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн. человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн. человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ.
Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия.
В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших, над числом родившихся - затронула в той или иной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.
Одной из основных причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 году, по данным Росстата, родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных, в том числе, и в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. 16
Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости .
Несмотря на определенный рост рождаемости и снижения уровня смертности в 2016-2018 г.г. проблема остается актуальной и по сей день.
В этих непростых условиях экстренной задачей, возведенной до уровня национального интереса, выступает необходимость безотлагательного формирования действенной системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. С этой целью государством была сформулирована Концепция демографического развития РФ, в соответствии с которой в числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией демографического развития РФ были определены:
- формирование и внедрение системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- создание социально-экономических условий и иных благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, доведение до достойного уровня заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.
Необходимость разработки и реализации эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности, была взята за основу при разработке Федерального закона № 256-ФЗ. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 ( В редакции ФЗ №56-ФЗ от 07.03.2018)17
По замыслу законодателя, федеральный закон № 256-ФЗ предусматривает формирование системы мер дополнительного материального стимулирования граждан, имеющих детей. Вместе с тем, тщательный анализ положений данного закона позволяет отметить, что названные меры имеют выборочный характер, как по своему содержанию, так и по субъектам материального обеспечения. Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, на мой взгляд, должны признаваться меры, в первую очередь, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей установленных федеральным законом № 256-ФЗ. Обеспечение реализации указанных мер должно и, несомненно, будет осуществляться за счет материнского (семейного) капитала - обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Правом на получение соответствующей государственной поддержки, могут воспользоваться, в первую очередь, три категории граждан:
1. женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
2. женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3. мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
При этом в случае смерти таких женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки перейдет к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях).
Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано по истечении трех лет со дня возникновения права на них, т.е. по достижении ребенком возраста трех лет либо по прошествии трех лет со дня его усыновления.
Именно в силу определенных спорных моментов Федеральный закон № 256-ФЗ вызвал множество нареканий и получил неоднозначную оценку среди широких слоев населения, юристов, работников социальной сферы, непосредственно связанных с практической реализацией декларируемых мер дополнительной государственной поддержки.
В свою очередь определенное несоответствие наименования Федерального закона № 256-ФЗ его содержанию является результатом лишь в случае рассмотрения данного нормативного акта в отрыве от действующей системы законодательства РФ, формирующей основу государственной социальной поддержки граждан при рождении и воспитании детей. Преамбула федерального закона № 256-ФЗ, провозгласившая в качестве цели его принятия создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь именно на материальном стимулировании рождения второго ребенка, определила, таким образом, в дальнейшем предмет его правового регулирования. Остальные вопросы воспитания детей, охватывающие удовлетворение потребностей детей в индивидуальном уходе и содержании, остаются фактически за пределами действия норм закона и разрозненно регулируются положениями иных законодательных актов.
Вместе с тем, впервые на законодательном уровне с принятием Федерального закона № 256-ФЗ является реализация адресного подхода в оказании дополнительных мер государственной поддержки как одного из показателей эффективности системы социального обеспечения, а также создание комплекса норм, определяющего, кроме того, состояние общества и перспективу его прогрессивного развития. Проблема адресности оказания мер социальной поддержки существует давно.
В данном случае, законодатель не только определяет место и роль Федерального закона № 256-ФЗ в системе нормативной базы, но и намечает основные направления государственно-правового регулирования в области материальной поддержки материнства, отцовства и детства именно с позиции адресности. Федеральным законом № 256-ФЗ устанавливается механизм реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, включающий порядок подачи заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом, его рассмотрения и принятия по нему решения, а также перечень направлений распоряжения материнским (семейным) капиталом и условия распоряжения этим капиталом по выбранному направлению.
Указанным федеральным законом впервые установлено право на пособие по уходу за ребенком всем женщинам. Данное пособие будут получать женщины по достижению ребенком возраста 1,5 лет, как подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие), так и не подлежащие (не работающие). Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится по день исполнения ребенку полутора лет. При исчислении пособия должны обязательно учитываться районные коэффициенты.
Матерям, имеющим право на отпуск по беременности и родам, в период после родов, предоставлено право выбора, со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Право на получение государственных пособий теперь также имеют временно проживающие на территории РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.
Конкретизирована категория граждан, выплата пособия которым осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ, в перид ухода за ребенком до 1,5 лет, а также граждан, выплата пособия которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ, в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет.
К этим категориям граждан относятся также граждане, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации или лицензированию.
В отдельную категорию удачно выделены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. Финансирование расходов, связанных с выплатой этой категории граждан пособия, осуществляется соответственно за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ или только за счет средств федерального бюджета.
Реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации непосредственно связана и должна быть связана и в дальнейшем с решением стоящих перед обществом задач, определяемых Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2018 годы.
При Президенте РФ был создан Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, на первом заседании которого в качестве одного из основных мероприятий практической реализации Стратегии Правительство РФ утвердило разработку концепции государственной семейной политики.
В то же время, при положительной направленности политики государства на поддержание в обществе установки на благополучную, многодетную семью, актуальным остается вывод о том, что первоочередное внимание государства, в том числе и по вопросам назначения и выплаты социальных пособий на детей, заслуживают семьи с особыми потребностями (с одним родителем, с инвалидностью родителя или ребенка и.т.д.).
1 Гурина О.А., Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (под ред. Э.Р. Курманова).
2 2. Указ Президента РФ от 01.06.1992 N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" // Ведомости СНД и ВС РФ - 11.06.1992 - N 23. - Ст. 1276
3 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Норма: ИНФРА-М", 2011 г.
4 Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929
5 Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3
6 Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3686
7 Собрание законодательства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 35 ст. 3607
8 Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 18
9 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 23 мая 1991 г., N 21, ст. 699
10 Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 110
11 Собрание законодательства Российской Федерации от 18 июня 2007 г. N 25 ст. 3042
12 Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3173
13 Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 1994 г. N 29 ст. 3035
14 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2010. - С. 75.
15 Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральные и региональные аспекты). - Красноярск, 2012. - С. 25.
16 Расчетные данные Росстата. WWW.gks.ru
17 Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19
Итак, можно резюмировать все поставленные в начале исследования задачи выполнены. Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Правом на единовременное пособие при рождении ребенка обладает один из родителей либо лицо, его заменяющее. В настоящее время в Российской Федерации предусмотрены следующие виды пособий гражданам имеющим детей:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка.
Основными международными документами, регламентирующими деятельность в области государственной политики в отношении семьи и детей, можно назвать Конвенцию ООН о правах ребенка и Декларацию прав ребенка, принятую ООН. В настоящее время система законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Федеральный определяет основные направления государственной социальной политики в отмеченной сфере, конкретизирует их, устанавливает базисные платежи материальной поддержки, определяет процедуру их выплат. На уровне субъектов Федерации последние находят свою конкретизацию с учетом региональных особенностей, устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы материальной поддержки граждан, имеющих детей. К числу базовых федеральных законов, регулирующих порядок назначения и выплаты государственных детских пособий семьям с детьми, на всей территории РФ на современном этапе, относятся:
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В систему законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, помимо названных актов законодатель включает и иные законы. В числе основных здесь также можно отметить:
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ (ст.ст.255-257)
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
- Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
- Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1.
Значительная часть нормативной базы в области правового регулирования отношений, связанных с назначением и выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей, представлена региональным законодательством, которое являет собой второй уровень соответствующей системы. Нормы последнего устанавливают дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, выбор которых предопределен действующей в конкретном регионе программой социального обслуживания населения.
В развитие этого базового законодательства принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, детально регламентирующих порядок назначения и выплаты государственных детских пособий семьям с детьми.
Существуют актуальные проблемы в сфере назначения и выплаты социальных пособий на детей в Российской Федерации:
- проблема недостаточности периода выплаты пособия;
- относительно спорно законодательно закрепленное право на пособие за каждым ребенком до достижения им возраста 16 лет;
- проблема не получения социальных пособий отдельными категориями граждан, обусловленная тем, что молодые семьи часто распадаются, и не имеют возможности предоставить при этом в отдел пособий и социальных выплат необходимых документов по причине не установления места пребывания нерадивого родителя, в связи с угрозой бывших супругов расправой, если супруга подаст на алименты, и т. п.;
- размер пособия по прежнему не достаточно велик.
В целом, исходя из возможностей финансирования деятельности органов социальной защиты населения, можно отметить следующие проблемы: нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых средств; ограниченный набор предоставляемых услуг. Соответственно можно рекомендовать возможные варианты их решения: привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органов социальной защиты путем предоставления льгот в налогообложении; разрешение деятельности органам социальной защиты путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.