Правовое положение профсоюзов в сфере труда
Задача 3
Директор автобазы издал приказ о прекращении деятельности профсоюза существовавшего там много лет.
В какой орган следует обратиться профкому с просьбой о проверке законности этого приказа? Возможно ли рассмотрение данного вопроса в суде? Какой вывод должен быть сделан? Каковы основания и порядок прекращения деятельности профсоюза?
Ответ.
1. В какой орган следует обратиться профкому с просьбой о проверке законности этого приказа - Федеральная инспекция труда (далее - ФИТ). В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
- осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию.
По окончании проверки трудовой инспектор оформит акт, а в случае обнаружения нарушений - протокол и выдает предписание.
2. Возможно ли рассмотрение данного вопроса в суде? В суде здесь решать нечего, так как нет основания обращаться в суд. Решение директора не имеет юридической силы.
3. Какой вывод должен быть сделан? Директор предприятия не желает чтобы выполнялись трудовые права работников. Поэтому сотрудникам автобазы следует задуматься в выборе работодателя.
4. Каковы основания и порядок прекращения деятельности профсоюза? Прекращение деятельности профсоюзной организации происходит по решению ее членов. Порядок ликвидации определяется уставом профсоюза. Однако если профсоюзная организация является самостоятельным юридическим лицом, то ее ликвидация должна происходить с учетом положений ГК РФ.
Профсоюзная организация, зарегистрированная в качестве юридического лица, является общественной организацией, которая, в свою очередь, представляет собой одну из организационно-правовых форм, в которых создаются некоммерческие организации. Следовательно, к отношениям, возникающим в связи с ликвидацией профсоюзов, применяются нормы ГК РФ, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Основания и порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей, связанных с ликвидацией юридических лиц, урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Принятие решения о ликвидации общественного объединения, включая профсоюз, относится к исключительной компетенции его высшего органа - съезда или общего собрания. Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Таким образом, процедура ликвидации профсоюза как юридического лица начинается с принятия общим собранием членов профсоюза решения о его ликвидации. Высший орган профсоюза формирует ликвидационную комиссию или назначает ликвидатора и определяет порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами закона. В течение 3 рабочих дней после принятия общим собранием членов профсоюза решения о ликвидации этого юридического лица руководителю ликвидационной комиссии надлежит представить в соответствующее территориальное управление Минюста России (далее - Территориальное управление) следующие документы:
- уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
- протокол общего собрания членов (съезда, конференции) профсоюза, содержащий решение о ликвидации профсоюза (п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидация профсоюза считается завершенной, а сам профсоюз прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Задача 6
Отдел кадров направил в профком проект приказа о привлечении электромонтера Черникова к работе в выходной день. Председатель профкома написал на проекте приказа «Не возражаю». Правильны ли действия отдела кадров и председателя профкома?
Ответ. По общему правилу закон запрещает работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены Трудовым кодексом РФ. Категорически запрещено привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни следующих работников:
1) в возрасте до 18 лет, за исключением творческих работников (ст. 268);
2) беременных женщин (ч. 1 ст. 259 ТК РФ).
Некоторые работники могут быть привлечены к работе в выходной или нерабочий праздничный день при выполнении дополнительных условий. При необходимости проведения непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, к работе в выходные или нерабочие праздничные дни любой работник может привлекаться только с его письменного согласия. Работодатель имеет право принять решение о привлечении работника к работе в нерабочий праздничный день без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (с его письменного согласия). Основанием для издания приказа является докладная записка с оформленным письменным согласием работника на привлечение к работе. Так как ст. 113 ТК РФ не предусматривает иного, следует учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Поэтому возможна такая ситуация - Председатель профкома написал на проекте приказа «Не возражаю».
Задача 8
Профком завода поставил перед директором вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника цеха Громова за систематические нарушения трудового законодательства. Директор не согласился с мнением профкома, считая, что Громов действовал в интересах производства.
Вправе ли профком выступать с таким требованием? Правомерны ли действия директора?
Решение. При решении данной задачи необходимо руководствоваться ст.195 ТК РФ «Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников». Как следует из содержания данной статьи, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Проанализируем данные положения.
1.В соответствии с положениями ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. Вместе с тем профсоюзам не предоставлено право участвовать в привлечении должностных лиц к ответственности. Они могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Такими органами могут являться органы государственной трудовой инспекции и суд.
2.На должностных лиц организаций-работодателей возлагается обязанность рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов о труде (см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней).
Такие представления могут иметь место в отношении руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и их заместителей. Работодателем для руководителя выступает собственно юридическое лицо, от имени которого в отношениях с руководителем выступает собрание участников, общее собрание акционеров или коллегиальный орган. Именно к этим органам может обратиться представительный орган работников о допущенных руководителем нарушениях трудового законодательства. У работодателя при получении заявления возникают некоторые обязанности: во-первых, рассмотреть его и проверить изложенные в нем факты; во-вторых, при подтверждении фактов нарушения привлечь виновное должностное лицо (руководителя или его заместителей) к дисциплинарной ответственности; в-третьих, довести до сведения представительного органа работников результаты рассмотрения и меры, принятые к нарушителям. Вместе с тем очевидно, что вид дисциплинарного взыскания определяется работодателем самостоятельно, независимо от требований представительного органа работников, и мерой дисциплинарного взыскания не обязательно должно быть увольнение.
Таким образом, действия профкома правомерны, директор при подтверждении фактов, изложенных профкомом, должен привлечь начальника цеха к дисциплинарной ответственности.