Правовая характеристика госкорпорации «Росатом»
Правовая характеристика госкорпорации «Росатом»
Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 317-ФЗ) был принят 01 декабря 2007.
Госкорпорация обладает особым статусом в системе юридических лиц и создается на основании специального закона.
По организационно-правовой форме госкорпорация является одной из форм некоммерческой организации, предусмотренной введенной в 1999 поправкой к федеральному закону «О некоммерческих организациях» (от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Единственным учредителем госкорпорации является Российская Федерация.
Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2016 г. № 527 назначен генеральный директор Госкорпорации «Росатом». Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2017 г. № 28 сформирован наблюдательный совет Госкорпорации «Росатом».
На рис. 1 приведена организационная структура «Росатом».
Рис. 1. Организационная структура «Росатом»
Закон «О Росатоме» (статья 8) наделяет госкорпорацию полномочиями в сфере нормативно- правового регулирования в установленной сфере деятельности: «нормативные правовые акты Корпорации издаются в форме приказов, положений и инструкций, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц».
При этом, несмотря на наличие у Росатома функций федерального органа исполнительной власти, в структуру Правительства России корпорация не входит.
Несмотря на то, что госкорпорация Росатом является одной из форм некоммерческой организации, на нее не распространяется действие положений ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирующих порядок осуществления контроля над деятельностью НКО.
Более того, согласно п. 14 ст. 3 закона «О Росатоме», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпорации и ее должностных лиц, за исключением отдельных случаев.
Таким образом, госкорпорация Росатом освобождена от какого-либо контроля кроме президентского. Государственное имущество было передано госкорпорации, хотя существовали правовые формы, при которых имущество оставалось бы у государства. При этом контроль над корпорацией оказывается крайне ограничен, и общество не может контролировать корпорацию, несмотря на то, что она обладает функциями органа исполнительной власти. Подобное положение вещей и ведет к отсутствию диалога с обществом и бесконтрольности принятия решений в столь ответственной сфере, как использование атомной энергии.