Конституционно-правовые особенности правового статуса личности в России
ВВЕДЕНИЕ
В любой правовой системе личность гражданина занимает центральное место и выступает во многих качествах — гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, праводееспособности, правового статуса. К личности гражданина обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она — объект судебной и иной правовой защиты.
На ней замыкаются практически все юридические явления и категории, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы. Личность взаимодействует с государством в основном через право, законы, другие нормативные акты, которые непосредственно определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность. Поэтому пересмотр концепции взаимоотношений государства и личности неизбежно предполагает изменения в соотношении права и личности. И в том, и в другом случае на первое место выдвигаются личность и ее интересы. Не личность для права, а право для личности.
Актуальность темы. Необходимость более детального рассмотрения современного правового статуса личности обусловлена изменениями в законодательстве и в обществе. Современный человек окружен предметами достижений высоких технологий, и, несомненно, в связи с этим меняются прежние правоотношения, появляются новые. Актуальность более углубленного правового регулирования вопросов защиты информации персонального характера и прав субъектов, обладающих этой информацией, признается во всем мире, особенно в условиях автоматизированной обработки персональных данных, которая принципиально облегчает возможности получения и использования сведений о личности, что делает жизнь граждан «прозрачной» как для государства, так и для криминальных элементов. Свои особенности в проблему защиты персональных данных вносит также и расширяющееся использование глобальной сети Интернет. В связи с этим на международном уровне развивается система нормативного регулирования вопросов защиты персональных данных, которая исходит из приоритетности защиты интересов гражданина и одновременно обеспечивает баланс между его правами и правами и интересами других заинтересованных в персональной информации субъектов.
Цель работы – изучение правового статуса. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
1) дать понятие правового статуса личности;
2) выделить виды правового статуса личности;
3) рассмотреть правовой статус личности в теоретико-правовой науке;
4) изучить особенности современного правового статуса личности в сфере защиты персональной информации.
Объект исследования – правовое положение человека.
Предмет исследования – правовой статус личности.
Конституционно-правовые особенности
правового статуса личности в России
Общеизвестным фактом является то, что индивид, находясь в обществе, входит в отношения, как с одним человеком, так и их объединениями, а государство представляет в одно время всех граждан. В зависимости от того, какая сторона отношений человека принимается во внимание, человек понимается как индивид, личность или гражданин. Если человек рассматривается как индивид, то он учитывается без связей с другими людьми. Данное понятие описывает человека как неповторимого. Оно рассматривает те черты, которые свойственны только одному человеку. Это пол, возраст, национальность человека и так далее. Если человек рассматривается как личность, то учитываются его связи с другими людьми. Понятие «личность» переводится как маска. Оно описывает человека с угла рассмотрения таких ролей, которые он в силе осуществлять в обществе (жена, мама, ученик, рабочий). Понятие гражданин описывает отношение человека к тому, что является одинаковым для всех, кто существует в данном обществе, – к государству. Связи, которые возникают у государства и человека, и микроклимат людей друг с другом закрепляются государством в юридической форме, носящей название правовой статус человека и гражданина. В его фундаменте лежит практический социальный статус, т.е. настоящее положение человека в данном обществе. Право всего лишь учреждает данное положение, оформляет его законодательно.[1]
Юридическое оформление практического положения человека реализуется разнообразными методами и способами, а также при помощи определенных средств. Оно возникает с объявления человека субъектом права, которое действует в данном обществе, и дарования ему особых качеств – правоспособность и дееспособность, вследствие чего он получает возможность входить в определенные правоотношения, а также нести ответственность за собственные действия.
В ядро правового статуса личности входят: ее права, свободы и обязанности, учрежденные Конституцией и другим важнейшими законодательными актами, обнародованные в Декларации прав человека и гражданина. Это в большей степени и предопределяет правовое положение личности в обществе, ее значение, перспективы, участие в государственных делах. Конечно, данное положение зависимо и от некоторых иных причин. Правовой статус наперед показывает как достоинства, так и недостатки действующей в настоящее время политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Поэтому его невозможно однозначно понять и раскрыть, не затрагивая сущность того социального уклада, в котором он создается и существует. Правовой статус, по своей сути, является частью, элементом общества. Таким образом, из всего перечисленного можно сделать вывод, что конституционно-правовой статус личности есть сочетание прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, которые четко закрепляются в правовых нормах, устанавливает правовое положение в обществе. Основы правового статуса личности в России закреплены в главе 2 Конституции РФ и согласно статье 64 не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.[2] Принципы правового статуса личности – это фундаментальные начала, главные мысли, которые провозглашаются и охраняются государством, они лежат в основе реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ учреждены такие принципы правового статуса человека и гражданина:
1. Ядром данного статуса является принцип равноправия. Он означает, что каждый член общества обладает правами и свободами, обеспечиваемыми государством, а государство требует от людей должного выполнения равных обязанностей и гарантирует возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниями.
2. Непосредственное действие прав и свобод. Этот принцип впервые был закреплен в статье 18 Конституции РФ. Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод находится непосредственно в связи с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что значит возможность человека и гражданина реализовывать конституционные права и свободы, защищать их в ситуации нарушения с помощью законных способов, прямо обращаясь к конституционным нормам.
3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека. Тем самым Конституция РФ впервые закрепляет естественную природу прав и свобод человека, заверяя, что данные права не подарены государством личности и со стороны государства невозможно их отбирание.
4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. Коротко говоря, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод закрепляется в части 2 статье 55 Конституции РФ, воспрещающий ратификацию в Российской Федерации законов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Это положение восполняется нормой Конституции РФ о том, что каждый нормативно-правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, не может использоваться, если он не опубликован официально, гласно и публично. Вдобавок, невозможность безосновательного умаления прав и свобод закреплена в нормах Конституции РФ о невозможности пересмотра положений глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (статья 135). В то же время в Конституции РФ содержатся положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина. Имеет возможность ограничения прав и свобод только федеральный закон.
5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Никакое общество не в состоянии предоставить всем людям неограниченной свободы, так будет невозможно их общее сожительство. Именно потому система прав и свобод человека и гражданина беспристрастно образуется так, чтобы гарантировать законные интересы всех людей и избежать вероятных правонарушений и злоупотреблений.
6. Гарантированность прав и свобод означает долг государства гарантировать человеку и гражданину (с помощью учреждения определенных экономических, политических, правовых условий) настоящую перспективу пользования дарованными ему Конституцией правами и свободами. Данный принцип закреплен в статье 2 Конституции РФ.
7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип правового статуса возникает из общей конституционной нормы о том, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации представляют собой составную часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации закреплены другие нормы, чем предусмотрены законом, то используются нормы международного договора.[3]
Таким образом, можно сделать вывод, что в сфере прав человека главенствующую роль после внутреннего законодательства играет система международных соглашений, закрепляющих гуманистические основы прав и свобод, способы регулирования их соблюдения. Наиболее важными из них считаются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
[1] Касаткина Е. М. Правовой статус личности в России и его конституционно-правовые особенности // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления. – Елец, 2017. С. 136-139
[2] Конституция РФ от 12 декабря 1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря.
[3] Конституция РФ от 12 декабря 1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря.