Умножение числа законных браков, рост свободных
Введение
В настоящее время институт семьи и брака находится на этапе трансформации, что выражается в глубоких изменениях жизнедеятельности семьи, еѐ ценностях, образцов поведения и норм.
Новые явления в репродуктивных и брачных сферах уже не могут пониматься как отклонение от норм. Поэтому возникают трудности выбора подходящей модели семьи, как для общества в целом, так и для отдельного человека.
Количество официальных браков сокращается, увеличивается рост незарегистрированных брачных союзов. Как результат – большое количество детей, рожденных вне брака, матерей-одиночек, детей, от которых отказались родители.
Уменьшение числа законных браков, рост свободных
События, произошедшие в конце ХХ в., наложили свой отпечаток на все сферы жизни населения, в том числе и на семейные отношения, которые, в свою очередь, привели к демографическим проблемам.
Молодые люди не торопятся вступать в брак и становиться родителями.
На передний план выходят образование, карьера, желание хорошо отдыхать и пожить «для себя».
Число зарегистрированных брачных союзов, согласно статистике, начиная с 80-х гг. ХХ в. начало уменьшаться. Так, если по данным переписи 1989 г. в стране было зарегистрировано 36 млн супружеских пар, то в 2002 г. их число составило 34 млн.
При проведении переписи 2002 г. были собраны новые сведения о количестве незарегистрированных брачных союзов.
Из общего числа супружеских пар около 3 млн. (10 %) состояли в незарегистрированном браке (при этом 4,2 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 2,3 тыс. человек – в незарегистрированном).
Всероссийская перепись населения в 2010 г. показала, что увеличилась тенденция к сокращению числа супружеских пар.
По сравнению с 2002 г. количество браков сократилось еще почти на 1 млн и составило 33 млн.
Из общего числа супружеских пар в 2010 г. 4,4 млн. (13 %) состояли в незарегистрированном браке.
Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек – в незарегистрированном. Таким образом, за период с 2002 по 2010 г. количество незарегистрированных браков существенно увеличилось.
В сознании значительной части молодежи сформировалось представление, что прежде чем создать семью и узаконить отношения, необходимо пожить в гражданском браке и проверить отношения на крепость, попробовать совместный быт, хозяйство, а также быть уверенным в недопущении ошибки в выборе партнера.
К сожалению, нет статистики, которая показывала бы, какое количество браков распадается среди тех людей, которые до этого жили в гражданском браке.
Но в общественном мнении бытует представление, что разводятся больше те, кто жил в гражданском браке.
Также многие молодые люди не хотят расставаться со свободой в поступках, действиях; им удобнее существовать в гражданском браке, сохраняя возможность отступить в любой момент и остаться никому не должным. Поэтому молодые люди не воспринимают свой союз как серьезные и постоянные отношения.
Выбор в пользу «добрачного союза», который предшествует юридически оформленному браку, объясняется тем, что уже несколько десятилетий наблюдается раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции соответствующих ориентаций в средствах массовой информации; в большинстве семей наблюдаются ослабление сексуального контроля и семейного воспитания и обучения подростков.
Добрачный опыт может затруднить переход от концентрации на своих делах к учету потребностей и желаний других членов семьи, прежде всего детей.
Сожительство не является той системой, которая успешно готовит будущих супругов к браку, так как отсутствие обязательств в несемейном домохозяйстве может привести к их отсутствию в браке. В то же время у этого явления есть и положительные моменты: данные отношения, в какой-то мере, позволяют приобрести начальный опыт совместной жизни, также подобные отношения выгоднее ранних браков, которые в основной массе своей через 5-7 лет распадаются.
С точки зрения теории институциализации, сожительство воспринимается как моральная испорченность и полное невежество, являющееся социальной маргинальностью и следствием крушения институциональных порядков, ведущим к деинституционализации семьи. Согласно положениям данной теории, сожительство – это в определенной мере следствие неуспешной социализации молодого поколения и неудачной передачи им социального опыта.
В условиях дезинтеграции социальных институтов молодежь стремится освободиться от социального контроля и построить новую неформальную семью.
Увеличение числа таких семей имеет причинно-следственную зависимость, как от экономических факторов, так и от ценностных ориентаций субъектов. К экономическим факторам относится, прежде всего, наличие собственности у вступающих в отношения молодых людей.
Брачный договор, принятый во всех обществах, живущих в рыночных отношениях, не приживается в российском обществе в силу ценностных представлений.
Сексуальная революция привела к эротизации брака, но одновременно и обесценила его.
Половые контакты превратились в своего рода спорт, лишённый личностной вовлечённости.
Снятие запретов, культ секса, влекут за собой утрату остроты переживания.
То, что общедоступно, не может стать предметом страсти; наблюдается обесценивание близости, в неформальных браках супругов связывают только взаимные чувства и устный договор.
Б. Кваша, В. Спицнадель считают, что добрачные связи – это «скорее бесконтрольность чувств, нравственная нечистоплотность, моральная беспринципность».
С другой стороны, сожительство воспринимается отрицательно теми людьми, которые хотят стабильности и уверенности в отношениях.
По статистике гражданский (фактический) брак – весьма недолговечная форма отношений, большинство таких союзов распадаются в течение 3–5 лет. Многие пары, строя свои отношения на такой свободе, разрушают моральные устои и облик семьи, развивая безответственность, непорядочность, многоженство и т.д. Также для пар, живущих в гражданском браке, характерны низкий уровень благополучия (нет общего бюджета, скрывается доход), сексуальной верности, сексуального удовлетворения, а также практически отсутствуют взаимоотношения с родственниками.
К тому же женщины, живущие в гражданском браке, чаще подвергаются физическому и сексуальному насилию, т.к. мужья в большей степени чувствуют свою безнаказанность. Отношения, не имеющие под собой законной подоплёки, приводят к рискам, связанным с рождением детей. К примеру, гражданскому мужу придется усыновлять своего собственного ребенка (а зачастую такие отцы просто не признают детей), гражданская жена при расставании не имеет права на алименты без процедуры ДНК, с расставанием или смертью одного из супругов (оставшейся супруг не имеет права на нажитое имущество, жилье, общий бизнес) и т.д.
Таким образом, вступая в гражданский брак, многие уверены, что этот брак подобен пробе: если не получится, каждый начнет все сначала, но уже с другим партнером. Но этот процесс может быть бесконечен.
60% молодых людей не считают заключение брака устаревшим способом оформления отношений, но через гражданский брак. Это означает, что в сознании молодых людей не сформировалось представление о последствиях гражданского брака. Эту опасную для общества тенденцию следует учитывать всем, кто занимается формированием семейной политики. Это также означает, что родители недостаточно обращают внимания на то, как их дети строят свою личную жизнь. Многие родители имеют влияние на решение детей о создании семьи. Молодежи не хватает информации по вопросам создания семьи и семейных отношений. Молодые люди испытывают нехватку знаний, информации по вопросам семейной жизни.
Вывод
Итак, молодые люди не стремятся вступать в официальные отношения. Таким образом, можно сказать, что гражданский брак является социальной проблемой, последствия которой разрушительным образом действуют на социальный институт семьи, на демографическую ситуацию, на разрушение морально-нравственных устоев в отношениях между мужчиной и женщиной. Российскому обществу нужна внятная, научно обоснованная семейная политика.