Рост девиантного поведения в семье
Введение
Проблемы нормативного поведения личности или, если ставить вопрос шире, проблемы взаимодействия личности и социума всегда являлись и являются актуальными для социальных наук и наук о человеке. Данная проблема становится особенно актуальной, даже чрезвычайно актуальной, именно в настоящее время.
Статистика подростковой и молодежной преступности и правонарушений настолько красноречива, что не требует дополнительных эмпирических обоснований.
Грандиозные социальные изменения, произошедшие в последние десятилетия, привели к еще не понятым и не исследованным изменениям общественного и индивидуального сознания.
Изменения индивидуального сознания связаны, несомненно, с изменением шкалы социальных ценностей, позиций и установок личности, ее системы отношений.
То есть со всем тем, что прямо связано с детерминацией нормативного и контрнормативного поведения.
Рост девиантного поведения в семье
В процессе развития личности возможны различные отклонения в формировании системы ее социальных отношений.
Эти деформации могут быть обусловлены разными факторами. Важнейшими среди них являются факторы, связанные с такими социальными институтами, как семья и школа.
В большинстве случаев за любым асоциальным поведением стоит искаженная в морально-психологическом плане картина мира, искаженные асоциальные установки.
Представление подростка об отрицательном отношении семьи, родителей, близких к поступку, побуждаемому негативными установками, снижает вероятность его осуществления. Но сами эти установки возникают не сами по себе, а формируются, в частности, в самой семье, в процессе семейной социализации.
А, следовательно, они могут отражать установки, господствующие в семье, у родителей и близких.
Но в этом случае реализация поступков, которые соответствуют вышеуказанным негативным установкам, облегчается, становится более вероятной.
Долгое время считалось, что социально отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформаций семьи, под которой подразумевалась просто не полная семья – отсутствие одного из родителей (чаще отца).
Статистические данные по преступности несовершеннолетних, полученные в разных странах мира подтверждали этот вывод. Однако в 1960-70-е годы обнаружилась другая тенденция.
Сначала разница между полными и неполными семьями по количеству «выдаваемых» ими подростков-правонарушителей стала неуклонно сокращаться, а затем и практически полностью исчезла. В настоящее время считается, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи. И это общемировая тенденция.
Связь между воспитанием ребенка в неполной семье и делинквентностью в значительной мере усложняется наличием многих других факторов.
Например, вполне очевидно, что существует зависимость между разводом и социально-экономическим статусом семьи.
Обобщение данных многочисленных исследований четко показывает, что бедность является одним из наиболее надежных признаков, позволяющих прогнозировать подростковую преступность.
Бедность влияет на семью по разным направлениям, одним из которых является возможное изменение поведения родителей.
Так, стресс, обусловленный бедностью уменьшает способность родителей осуществлять благоприятное и непротиворечивое воспитание.
Недостаточный надзор за ребенком, характерный для так называемого безучастного стиля воспитания, присущ семьям и с высоким, и с низким социальным статусом, как полным, так и не полным семьям. А вместе с тем, именно недостаточный надзор значимо коррелирует с делинквентностью и агрессией.
Более того, плохой контроль со стороны матерей является более важным фактором развития делинквентов, чем неблагоприятное социально-экономическое положение или, даже, чем криминальность родителей. Важнейшим механизмом негативного влияния семьи на развитие личности является социализация в семье по отклоняющемуся типу.
Асоциальные ценности, нормы и стереотипы поведения могут усваиваться посредством механизма научения и подражания, если именно такие ценности и нормы являются доминирующими в данной семье. При этом закрепление социально отклоняющегося развития может идти тремя путями, когда имеют место:
1 прямое декларирования асоциальных ценностей и норм и подчеркивания тезиса «только так и можно достичь успеха»;
2 проявления асоциального поведения при непосредственном взаимодействии родителей с ребенком;
3 наблюдения ребенком в реальном поведении родителей социально отклоняющейся направленности, даже, если на речевом уровне ими декларируется приверженность просоциальному поведению и просоциальной шкале ценностей.
Важным механизмом влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности является эмоциональное пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему. Так называемый безучастный или игнорирующий тип воспитания, при котором дети становятся «ловцами, искателями внимания», наиболее сильно связан с последующей делинквентностью.
В некоторых исследованиях было установлено, что 84% детей, бывших «ловцами внимания» в восьмилетнем возрасте, в 14 лет имели дело с полицией.
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители – ребенок», недостаточностью эмоциональности в семье и социально отклоняющимся развитием личности. Установлено, например, что, если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или, если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения ребенка со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
Особое место в системе отношений детей и подростков, конечно, принадлежит матери.
Так, в системе отношений подростка к социальному окружению (определялось также отношение к отцу, и к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.
Была даже выявлена обратная корреляционная связь между отрицательным отношением подростков к матери и просоциальностью отношения к нормам права.
В терминах прямой интерпретации это означает: чем отрицательнее отношение к матери, тем менее просоциально отношение к нормам права. Конечно, вряд ли здесь стоит говорить о каких-то вульгарных, прямолинейных причинно-следственных связях.
Можно полагать скорее, что за этим фактом стоит более значимый, фундаментальный феномен проявления тотального негативизма – то есть, негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом негативное отношение к собственной матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.
Вывод
Социально-психологические причины, являющиеся следствием социально-экономический факторов, прежде всего связаны с кризисом семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, социально неполных семей, гражданских браков, что приводит к снижению ценности семьи ухудшением морального климата в отношениях между родителями и как следствие, грубость и жестокость по отношению к детям, их частым физическим наказаниям и унижениям. Не менее серьезную проблему представляют воспитательные функции семей способствующих появлению трудных детей:
‒ семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
‒ конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому;
‒ нравственно неблагополучные семьи;
‒ педагогически некомпетентные семьи.