Элементы налога и их роль в реализации функций налогов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В статье 57 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж (взнос), осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.
Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Целью данной работы является изучение элементов налогов и их роли в реализации функции налогов. Предметом изучения являются элементы налогообложения. Задачи работы: дать основные определения , рассмотреть элементы налогообложения, рассмотреть роль элементов налогообложения в системе налогов, выделить уровни деления налогов, рассмотреть налоговую политику и их цели, сформировать выводы.
Согласно Налогового кодекса РФ под налогами понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взаимный с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением. В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства.
Элементы налога
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.[1]
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.[1]
1. Субъект налога — физическое или юридическое лицо, на которое государством возложена обязанность — внесение оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату оклада налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.[2]
2. Носитель налога — физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога из собственного дохода. Носитель налога вносит оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают, если существуют условия для его переложения, например — косвенный налог: субъектом налога становится производитель или продавец, а носителем налога — потребитель товара.[5]
3. Объект налога — имущество или доход, служащие основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны, например: недвижимое имущество — земельные участки, дома, строения и пр.; движимое имущество — ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления — чай, сахар, соль и т.д.; доходы — заработная плата, прибыль, рента.[2]
4. Источник налога - доход субъекта или носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например, источник налога на прибыль — прибыль; подоходного налога — заработная плата; доходы лиц, работающих не по найму; дивиденды по акциям и пр. Источник может совпадать с объектом налога, например, подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога — заработная плата и она же — источник налога.[5]
5. Единица (масштаб) налога - часть объекта налога, принятая за основу для исчисления размера налога..[5]
6. Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (рублях) или в процентах.[7]
7. Налоговая база — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период и подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется, и когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег). [5]
8. Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.[1]
9. Налоговая квота — доля оклада налога в источник налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу или в целом по субъекту налога (по совокупному налогу)..[5]
10. Налоговая льгота — снижение размера (тяжести) налогообложения.[1]
11. Система налогов — совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.
Роль элементов налога в реализации функции налогов
Роль налогов в обществе проявляется через их функции, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Основные функции налогов
Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А. Смитом, и остались актуальными сегодня:
- справедливость и равенство налогообложения;
- эффективность налогообложения;
- простота и доступность для исчисления.
В ходе подготовки российского закона о налоговой системе в нашей стране были определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:
- всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
- стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
- равнонапряженность (платежеспособность) – взимание налогов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплательщикам ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;
- обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;
- социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низко доходные предприятия и группы населения. [6]
По способу обложения или по экономическому содержанию налоги делятся на:
1. Прямые, которые уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся походный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, земельный налоги и другие;
2. Косвенные, такие налоги, когда субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей, товара, работы, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным менее «заметным» образом посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет.
По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на три группы. (см. рис.2)
Рисунок 2 - Подразделение налогов и сборов а РФ
В зависимости от направления использования налоги бывают общие и специальные:
- Общие, которые поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;
- Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог.
Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемыми органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.[1]
Основными целями налоговой политики являются: обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной сферы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий; содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства; обеспечить социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходила в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований.
Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В нашей стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы.
Заключение
Налоги выполняют главную функцию — фискальную, то есть функция образования бюджетного дохода. Это основное назначение налогов, доля которых в бюджетных доходах всех цивилизованных государств составляет 80-90 %. Устанавливая отдельные элементы налога — объект налога, единицу налога, ставку налога, налоговый период, — государство создает условия для проверки исчисления оклада и взаимосвязанных с ним показателей — прибыли, себестоимости. Роль налогов, то есть результат их практического использования, значительно шире и разнообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП. Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок и, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста. Чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в цену товара. Однако налог будет переложен только в результате реализации товара, при этом продажа товара по более высокой цене (с учетом налога) требует и повышенного качества товара.
В целом, налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства и отдельных экономических территорий или, напротив, замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую деятельность или принять решение в отказе от нее.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017)
- Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 c.
- Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 c.
- Заяц, Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. - М.: Мн: БГЭУ, 2017. - 220 c.
- Мальцман, Б.С. Все налоги / Б.С. Мальцман. - М.: [не указано], 2016. - 308 c.
- Толкушкин, А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 c.
- Черник Д.Г., Дадашев А.З., и др.Налоговая система России. Учебное пособие / ред.. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2015. - 296 c.