Виды международных договор в соответствии с Венской Конвенцией
Содержание
Список использованной литературы
1.Перечислите виды международных договоров в соответствии с Венской конвенцией 1969г.
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие[1]:
1) создание обычных норм является длительным процессом. Иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;
2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.);
3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, нежели какая-либо другая.
Эти и другие причины обусловливают все более широкое использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами. Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как:
1) поддержание международного мира и безопасности и принятия с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
2) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;
3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Международным договорам также принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». Он основан на положениях Конституции РФ 1993 года и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.). Международные договоры заключаются на разных уровнях, в связи с чем выделяют следующие виды международных договоров:
1) межгосударственные (договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации);
2) межправительственные (заключаемые от имени Правительства);
3) межведомственные (договоры, заключаемые на уровне ведомств).
В теории выделяют также следующие виды международных договоров. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. Договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.
Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в целом, и именно оно несет ответственность за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с международным правом обладают равной юридической силой.
Каковы особенности механизма обеспечения реализации норм международного права?
Среди средств, которые при этом используются, - институты международно-правовой ответственности и международного контроля, применение санкций. Международные субъекты, должны нести и международно-правовую ответственность за правонарушения. Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. за деятельность международной организации в космосе устанавливает солидарную ответственность организаций и государств-членов. Однако это нельзя рассматривать как единственно возможный вариант решения. Международная организация может нести ответственность и единолично. Более того, последний вариант предпочтителен. Прибегать к солидарной ответственности следует лишь в тех случаях, когда размер вреда превышает возможность международной организации.
С другой стороны, международная организация пользуется правом предъявлять свои претензии к отдельным государствам (например, о возмещении причиненного ущерба), что в отношении ООН подтверждено консультативным заключением Международного Суда еще в 1949г.
Важными, с точки зрения обеспечения норм права, являются осуществляемые международными организациями те или иные контрольные функции. Часто они фиксируются прямо в учредительных актах. Так, Устав ООН уполномочивает ЭКОСОС принимать надлежащие меры для получения от государств-членов и специализированных учреждений ООН докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию (ст. 64, п. 1). На Совет по опеке возложено рассмотрение отчетов, представляемых управляющей властью, и петиций от населения подопечных территорий, осуществление инспекций (ст. 87). Устав МАГАТЭ закрепляет особый институт - систему гарантий (ст. XII), являющийся разновидностью международного контроля[2].
Под такой контроль ставятся те или иные ядерные объекты (гарантии МАГАТЭ, например, распространяются на все проекты, осуществляемые с помощью этой организации; они могут быть приняты государствами и добровольно). Основными формами контроля являются: анализ МАГАТЭ информации и отчетов, получаемых от государств, наблюдение и инспекции силами МАГАТЭ на местах. Иногда указания на контрольные функции международных организаций можно найти в тексте международных соглашений. К примеру, Договор о нераспространении ядерного оружия 1 июля 1968г. (ст. III-I) распространяет гарантии МАГАТЭ па ядерные объекты неядерных держав. В соглашениях ООН со специализированными учреждениями предусматривается обязательство последних представлять ООН доклады о мерах, принятых для проведения в жизнь рекомендаций ООН (например, ст. IV Соглашения между ООН и ЮНЕСКО от 6 декабря 1946 г). ООН, анализируя указанные доклады, может, естественно, и делать соответствующие представления специализированному учреждению.
Наконец, при международных организациях нередко создаются специальные органы, призванные следить за тем, как выполняются заключенные в рамках международной организации соглашения (см. ст. IX Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 декабря 1973г., о создании в составе Комитета по правам человека специальной группы для рассмотрения докладов, представляемых государствами-членами) или принятые организациями постановления.
Международно-правовые санкции, которые могут применять международные организации, можно подразделить на две группы:
а) санкции, применение которых допустимо всеми межгосударственными организациями;
б) санкции, полномочия на применение которых имеют строго определенные организации.
Из числа санкций первой группы можно назвать следующие: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международных организациях; исключение из организации; отказ в членстве; исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества. Предоставление права на осуществление санкций второй группы всецело зависит от целей, выполняемых данной организацией, от функций, которые па нее возложены. Так, задачи по поддержанию международного мира и безопасности потребовали уполномочить ООН в лицо Совета Безопасности применять в случаях, обозначенных в Уставе ООН, принудительные меры вплоть до использования вооруженных сил. МАГАТЭ при осуществлении гарантий позволено применять так называемые «коррективные меры», включающие и возможность представления государствам предписаний о приостановлении работы соответствующих предприятий.
Как вы оцениваете соотношение международного публичного права и международного частного права?
По моему мнению, международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.
Различие между международным публичным и международным частным правом может быть проведено по следующим основаниям[3]:
-по содержанию регулируемых отношений общественные отношения, регулируемые международным публичным правом, носят межгосударственный характер. Отличительной их особенностью является специфическое качество, присущее их основному субъекту (государству), – суверенитет. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;
-по субъектам отношений – основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;
-по источникам – источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права – внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;
-в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые и коллизионные;
-порядок рассмотрения споров – в международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека ;
-международное частное право, в отличие от международного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особую правовую систему. Правовые нормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения, являющиеся объектом международного частного права, по своему источнику находятся как в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве.
Отграничение международного частного права от международного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного и международного публичного права вытекает из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни. Отсюда ряд основных начал международного публичного права имеют определяющее значение и для международного частного права.
Задача 1. Народ А., проживающий на территории государства Б., на проведенном референдуме высказался за свою независимость, отделение от государства Б. и образование собственного государства. Высший судебный орган государства Б. признал проведение референдума незаконным, а его результаты не имеющими юридической силы. Для поддержания правопорядка на территорию проживания народа А. были введены войска. Народ А. воспринял это как вооруженное вторжение, началась гражданская война, которая прекратилась после вмешательства международного сообщества и разведения воюющих сторон. В результате между территорией проживания народа А. и остальной территорией государства Б. была образована буферная зона, патрулируемая международными миротворческими силами. С этого момента все связи народа А. с государством Б. были утрачены. Народ А. принял свою конституцию, герб, флаг, гимн, образовал органы власти, которые создали собственную правовую систему. Определите международно-правовой статус народа А.
Решение. Народ А. имеет статус народы, борющегося за самоопределение. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени. В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.
Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.
В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права.
Задача 2. Государство А. нанесло бомбовые удары по аэродромам государства Б. При рассмотрении этой ситуации в Совете Безопасности ООН государство А. заявило, что с территории государства Б. неоднократно совершались вторжения самолетов в воздушное пространство государства А. После того как на очередном международном авиасалоне государство Б. заключило контракт на поставку ему еще нескольких бомбардировщиков, государство А. расценило это как подготовку к войне, в связи с чем было вынуждено в превентивных целях использовать вооруженную силу. Правомерно ли поведение государства А.?
Решение. Поведение государства А. является агрессией и поэтому неправомерно. В соответствии со ст.ст.2,3 резолюции 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года, применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
При этом, любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Дать определение следующим терминам:
Агрессия - применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии.
Верительная грамота - документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве.
Генеральная Ассамблея ООН - учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций.
Демаркация границ - проведение какой-либо разделяющей черты, определение границы. Демаркация границы — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.
Капитуляция - договор о прекращении вооружённой борьбы между противостоящими силами в международном праве — прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.
Международное воздушное право - часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим.
Недействительность международных договоров - юридическая ничтожность его положений. Недействительный договор не создает для его участников правовых последствий, а его применение противоречит международному праву.
НАТО - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния.
Реадмиссия - согласие государства на приём обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства.
- Ратификация Российской Федерацией международного договора происходит в форме
А) Федерального закона
Б) Ратификационной грамоты
В) Ратификационного статуса - Ватикан – это международно-правовой пример …
А) демаркационной делимитации, проведенной папой Римским вопреки резолюции Совета Безопасности ООН
Б) государственно-подобного образования
В) делимитационной демаркации, проведенной папой Римским без согласия ООН - Репатриация – это …
А) возвращение лиц на их родину
Б) выдворение из страны нежелательных лиц
В) выдача международного преступника - Объект международно-правого регулирования
А) Международные отношения
Б) Международные межправительственные и неправительственные организации
В) Нормы международного права - … не является специализированным учреждением ООН.
А) Совет Европы
Б) МВФ
В) МАГАТЭ - Российская Федерация не входит в …
А) ОДКБ
Б) Совет Европы
В) Европейский Союз - Источники международного права:
А) Устав ООН, Международно-правовой кодекс РФ, другие международные соглашения
Б) Устав ООН, Международно-процессуальный кодекс РФ, Конституция РФ
В) Международные соглашения - Нейтральные государства:
А) Австрия
Б) Туркменистан
В) Камбоджа
Г) Ливан
Д) Россия
Е) Швейцария
Ж) Таджикистан
З) Венесуэла
И) Швеция
К) Ливия - Появление Чехии в 1993 году на политической карте мира – это пример …
А) разъединения государств
Б) объединения государств
В) адъюдикации территории - Генеральная ассамблея ООН собирается в …
А) Нью-Йорке
Б) Брюсселе
В) Париже - Мальтийский орден – это …
А) квазигосударство
Б) анклав Италии на территории Мальты
В) анклав Мальты на территории Италии - Пролонгацией международного договора называется его …
А) утверждение
Б) прекращаение
В) продление - Термин, относящийся к международному уголовному праву
А) Экстрадиция
Б) Адъюдикация
В) Денонсация - Постоянные члены Совета Безопасности ООН
А) Россия, США, Япония, Великобритания, Китай
Б) Россия, США, Китай, Великобритания, Франция
В) Россия, США, Германия, Великобритания, Швейцария - Общей сухопутной границы с Россией не имеет …
А) Армения
Б) КНДР
В) Норвегия - Международный трибунал, состоявшийся раньше
А) Токийский
Б) Нюрнбергский - Юридически некорректное словосочетание
А) Гражданин Грузии
Б) Гражданин Нидерландов
В) Подданый Японии - Варианты наименования международного договора:
А) Декларация, договоренность, соглашение
Б) Коммюнике, экзекватура, пакт
В) Конвенция, демаркация, меморандум - Страны, которые объединяет ЕврАзЭс
А) Россию, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан
Б) Россию, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан
В) Россию, Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан - Нахичевань – это анклав …
А) Грузии на территории Армении
Б) Азербайджана на территории Армении
В) Армении на территории Азербайджана - Нормы международного права регулируют отношения между …
А) государствами
Б) Министерствами иностранных дел различных государств
В) государствами и другими международными субъектами
Г) государством и иностранными гражданами - Международные договоры бывают:
А) межведомственные
Б) межгосударственные
В) межправительственные
Г) межнациональные - Территориальные воды России имеют ширину … морских миль.
А) не менее 12
Б) не более 12
В) не более 350 - СНГ образовалось …. .
А) 8 декабря 1991 года
Б) 24 октября 1991 года
В) 8 декабря 1992 года - Предварительное подписание международного договора
А) парафирование
Б) рецепция
В) парафинирование - Генеральная Ассамблея ООН – это орган …
А) судебный
Б) специализированный
В) совещательный - Штаб-квартира ООН находится в …
А) Нью-Йорке (США)
Б) Брюсселе (Бельгия)
В) Берне (Швейцария) - Промульгацией международного договора называется его …
А) обнародование
Б) утверждение
В) продление - Первичные субъекты международного права иначе называются …
А) Суверенные
Б) Адъюдикативные
В) Несуверенные - Согласие какого-либо государства принять у себя послом какое-либо лицо
А) экзекватура
Б) аккреция
В) агреман - Денонсацией международного договора называется его …
А) прекращение
Б) продление
В) утверждение - Государство, в котором хранятся ратификационные грамоты по многостороннему договору, называется Государство – …
А) десперантарий
Б) депозитарий
В) дипломатарий
Список использованной литературы
- Гетьман-Павлова И.В. «Международное частное право» / Учебник – М: Эксмо, 2014
- Глебов И. Н. «Международное право» / Учебное пособие - М: Дрофа, 2013.
- Иншакова А. О. «Международное право» / Конспект лекций - М: ВГУ, 2016.
- Николаева И. П. «Энциклопедический словарь экономики и права» / Учебное пособие - М: Проспект, 2014.
- Рудович Н.И., Чудаева М.Л. «Международное право» / Курс лекций - М: Минск 2017.
- Шевчук Д.А. «Международное право» / Учебник - М: Эксмо, 2013.