ТРЕНИНГ «МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ»
ТРЕНИНГ «МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ»
№№ |
Тема и содержание урока |
Шаблоны документов к уроку |
УРОК 0. |
Интермедия к должности менеджера по оценке, обучению и развитию. Все, что нужно знать о форме и содержании курса, а также графике занятий, выполнении заданий и поддержке куратора. Свет в конце туннеля: каким будет финальное задание, документ об окончании Академии, и самое главное – внушительный список того, чему вы научитесь. Подробности о круге обязанностей менеджера по оценке и развитию и о том, как хорошая система обучения и развития персонала влияет на производительность компании. |
|
УРОК 1 |
Стратегия компании и стратегия обучения Образование, обучение, развитие - синонимы или нет? Почему не надо учить всех. Плюсы и минусы обучения. Раскрываем связь политики в области обучения с миссией и стратегией компании. |
· Типы обучающихся и их предпочтения (таблица) |
УРОК 2 |
Формы и методы обучения и развития. Андрагогика. Разбираемся с формами обучения и переходим к методам. Выбираем наиболее эффективные. Андрагогика*: учим ВЗРОСЛЫХ людей. Правила и приемы. Можно ли учиться всю жизнь? Как победить внутренних врагов дистанционного обучения? Выясняем, что влияет на эффективность обучения. |
· Методы обучения и их эффективность (таблица) |
УРОК 3 |
Входное обучение. Последовательность обучения. Обучение нового сотрудника: без чего не случится его адаптация. Какие методы можем применять прямо на рабочем месте. Учебный центр и корпоративный университет – велика ли разница? Специальное кино для новичков. Разрабатываем план адаптации для нового сотрудника магазина, готовим его в учебном центре и считаем, сколько все это будет стоить. Наставничество живет! Подробно разбираем систему, чтобы перенести обучение из учебного центра прямо в магазины. Вариант учебы «для галочки» без отрыва от производства. |
· План адаптации нового сотрудника магазина · План обучения продавца-консультанта · Процедура адаптации новых сотрудников ЦО и территориальных офисов · План адаптации нового сотрудника офиса · Инструкция по введению в должность · Положение об адаптации · Положение о наставничестве
|
УРОК 4 |
Оценка персонала – основа потребности в обучении. Оценка или аттестация – что нужно компании? Что мы должны и что можем оценивать. Разница между компетенциями и компетентностью. Очень подробно о компетенциях – основе основ оценки сотрудника. Подробно о KPI как основе оценки результатов его работы. Оцениваем личные качества, проводим психологическое тестирование. Кто должен оценивать? Смогут ли они сделать это объективно? Отсекаем ошибки, вызванные «человеческим фактором». Разбираемся с методами оценки, выбираем оптимальные по надежности и валидности. Ассессмент-центр – надежнее некуда. Комплексная оценка персонала за 6 шагов. Желаемое и действительное: как преодолеть пропасть между уровнями компетенций. GAP-анализ и причины существующей пропасти. |
§ Инструкция по проведению комплексной аттестации § Форма для оценочной комиссии § Положение об аттестации продавцов-кассиров § Решение аттестационной комиссии § План МВО (в рамках оценки по целям) § Образец личного плана/плана развития направления § Тесты: o Тест на понимание инструкций o Тест структуры интеллекта Амтхауэра (удобный сокращенный вариант) o Тест МАЙЕРС-БРИГГС – личностный опросник на ведущий тип личности o Тест несуществующее животное o Тест Дом-дерево-человек o Тест Незаконченные предложения |
УРОК 5 |
Повышение квалификации по итогам оценки/аттестации. Составляем и заполняем оценочные листы. Итоги аттестации получены – что дальше? Hard, soft или adaptation? ИПР. Свойства успешного плана индивидуального развития. Мероприятия для развития компетенций: массовые программы в учебном центре или хэлп-менеджмент? Принципы и составляющие Хэлп-менеджемента. Непростое взаимодействие с линейными менеджерами. Могут ли они учить своих сотрудников и быть наставниками? А какова наша роль в процессе обучения их подчиненных? Сравниваем обучение внешнее и обучение своими силами - плюсы и минусы. |
§ Лист оценки управляющего магазином для ежегодной аттестации § План развития компетенций Семена Пупова § ИПР управляющего - образец |
УРОК 6 |
Роль Менеджера по обучению: разработчик, организатор, вдохновитель, администратор? Как нам всех и все организовать. Какую форму обучения выбрать. Отбираем внешнего провайдера, учимся проводить тендер. Кто есть кто на тренерском рынке. Стоит ли оно того: проводим оценку их тренингов. Мирное сотрудничество с учебным центром и внутренними тренерами. Внедрение системы кадрового резерва: готовим обоснования. Разные взгляды на роль менеджера по оценке и обучению в жизни компании. |
· Программа кадрового резерва · Анкета выбора внешнего провайдера · Текст о проведении тендера · Анкета оценки тренинга
|
УРОК 7 |
Отбор, обучение и развитие кадрового резерва для замещения руководящих позиций всех уровней. Академия талантов. Золотой фонд компании: кто они? А вашей компании нужен ли кадровый резерв? Проходим по всем этапам работы с кадровым резервом. Важные центры компании - ассесмент- и девелопмент-. Почему талантам фирмы нужна своя академия. Структура и задачи Академии талантов. Продвинутые методы обучения резервистов: печа куча, шэдоуинг, деловые игры. |
§ Рекомендации по выбору кандидатов в резерв на позицию Управляющий магазином. § Рекомендации по обучению кандидата в резерв § Компетенции для преемников топам. § Анкета «Таланты» (для отбора кандидатов)
|
УРОК 8 |
Ассессмент-центр и его инструментарий. Кто проводит, как проводят, что на выходе. Для чего нужны наблюдатели и умеете ли вы их правильно готовить. Заглянем в «листы наблюдений». Детально об инструментах центра оценки: § Тесты способностей § Мотивационные тесты § Личностные опросники, § Профессиональные тесты, § Анкетирование, § Интервью по компетенциям и брифинг, § Групповые дискуссии, § Ролевые игры (симуляция) и др. Каждой компетенции – свои инструменты измерения. Составляем матрицу компетенций. Идеальный ассессор: роли, функции, необходимые качества. |
§ Анкета для кадрового резерва управляющих «СТАРТ» § Матрица (карта) компетенций § Тренинг для наблюдателей (презентация) § Тест на понимание инструкций § Тест определения мотивации методом парных сравнений § Тест на анализ удовлетворенности потребностей § Задача для ассессмент-центра «Развитие бизнеса» § Игра «Катастрофа на Луне» (комплект для ведущего, участников и наблюдателей)
|
УРОК 9 |
Топ-менеджеры: учить или нет? Специфика обучения. Почему нельзя учить топов, «как нормальных людей». Стадии их обучения и развития. Семь принципов обучения лидеров. Руководителей тоже надо оценивать! Метод «360 градусов». Опросник менеджерских компетенций IMC и другие инструменты. 7 малоизвестных фактов о топах. Их любимые темы обучения. Учимся выбирать методы, подходящие вашим руководителям. Программа развития топов – проще, чем кажется. |
§ Опросники 360 градусов § Программа развития топ-менеджеров |
УРОК 10 |
Менеджер по обучению и развитию персонала: наставник, тренер или коуч? ПОдробноти о работе и компетенциях бизнес-тренера. Коучинг со всех сторон: § три ключевых момента коучинга, § отличие от других подходов к обучению, § технология, § модели и инструменты коучинга, § применение и результаты. Модель развития человека: как научиться работать вне зоны опасности. Измеряем EQ и определяем его роль в обучении, развитии и результативности сотрудника. Пора разобраться с собственными потребностями и целями. |
§ Анализ удовлетворенности потребностей § Тест на определение уровня эмоционального интеллекта (EQ_Holl) § Компетенции бизнес-тренера |
УРОК 11 |
План-график обучения Непростой сбор потребностей в обучении: как охватить все источники, систематизировать и при этом не запутаться. Увязываем план со стратегией. Снимаем запрос у руководителей. 5 системных причин возникновения проблем с персоналом: ставим «диагноз» и назначаем «лечение». Эксклюзивные рекомендации по планированию обучения в компании. |
§ Заявка на обучение § Образец плана по обучению на год |
УРОК 12 |
Расходы на обучение и развитие. Это жесткое слово «бюджет»: составляем, утверждаем, исполняем. Помогаем компании сэкономить: упор на обучение своими силами. Выбор ориентиров: Талант-менеджмент или система непрерывного обучения? Высший пилотаж – самообучающиеся и развивающие организации. Сотрудник уходит - знания остаются. Учим не людей, а компанию. Из обычной фирмы в самообучающуюся: составляем реальный план волшебного превращения. |
§ Форма суббюджета: план расходов на обучение |
УРОК 13 |
Процесс обучения: непрерывный, взаимный и в удовольствие. Нет необучаемых, есть сопротивляющиеся. Учимся преодолевать сопротивление. Формируем моду на обучение. Внутренний пиар и вовлечение в процесс обучения руководителей высшего звена. Пропагандируем коуч-менеджмент! Нетрадиционные методы обучения и развития: мозговые штурмы, сторителлинг, опенспейс. Когда стоит сменить тренинг на фасилитацию и как проводить правильные совещания. Создаем модели и бизнес-симуляции. |
§ Кейс «Мы или она» с решениями экспертов |
УРОК 14 |
Анализ эффективности. Все поддается оценке. Эффективность программ и результаты обучения – как мерить? Модель Киркпатрика и формула Филлипса – просьба не путать! Считаем ROI на обучение. Не стоять на месте: эффект от обучения надо не только сохранить, но и умножить. |
|
УРОК 15 |
Резюме и повторение основных моментов курса Главные правила менеджера по оценке и развитию. Этапы разработки эффективной системы обучения и развития - повторение. Топ 10 трендов обучения. Положение об обучении, об отделе оценки и развития и прочие документы: они у нас есть для тех, кто попросит. Обратная связь о курсе. |
§ Подготовка кадрового резерва (блок-схема) § Положение об обучении § Положение об отделе обучения и развития для трудовой инспекции.
|
Цель тренинга:
Тренинг предназначен для менеджеров по персоналу и освещает вопросы, с которыми HR-менеджер сталкивается ежедневно.
В процессе тренинга каждый участник получит практические инструменты, наработки, материалы, используемые опытными HR-менеджерами в российских компаниях.
Задачи:
- определить основные цели и задачи менеджера по персоналу в компании
- обучить менеджеров практическим секретам поиска и отбора персонала
- обучить методам оценки потребности в персонале
- передать все практические инструменты для проведения адаптации новых специалистов
- обучить основам кадрового делопроизводства
- передать инструменты для формирования и поддержания корпоративной культуры в компании
- обучить составлению должностных инструкций
- передать практические рекомендации по составлению и внедрению схем мотивации.
- Тест «Этика менеджера по персоналу»
Вопросы
- Вырабатываете ли Вы у себя положительный настрой по отношению к своим сотрудникам?
- Относитесь ли Вы к окружающим с интересом?
- Всегда ли Вы внимательно слушаете собеседника, даже если предмет беседы Вас не интересует?
- Стараетесь ли Вы представить себя на месте подчиненного, когда он делится с Вами личными проблемами?
- Всегда ли Вы готовы оказать помощь Вашему подчиненному?
- Всегда ли Вы признаете достижения и сильные стороны других людей?
- Часто ли Вы называете сотрудника по имени и отчеству, разговаривая с ним?
- Вы всегда ведете себя вежливо и корректно по отношению к окружающим?
- В деловом общении Вы непринужденны и естественны или испытываете неловкость?
- Во время переговоров и собеседований настраиваетесь ли Вы, по возможности, на оптимистический лад?
- Всегда ли Вы энергичны и уверены в себе на работе и внушаете это подчиненным?
- Вы точно формулируете свои мысли и внятно их выражаете в разговоре?
- В беседе с окружающими Вы часто употребляете местоимения «ты» и «вы»?
- Вы высказываете критические замечания сдержанно и доброжелательно?
- Вы постоянно повышаете свой образовательный уровень и помогаете это делать подчиненным?
- В отношении с подчиненными Вы делаете ставку наличное к ним отношение или на общественное мнение?
- Намерены ли Вы использовать в работе рекомендации по деловому общению?
- Считаете ли важным формирование личного имиджа?
- Всегда ли на работе Вы следуете рекомендациям по деловому стилю одежды?
- Всегда ли Вы соблюдаете нормы внутрифирменной морали организации?
Ключ к тесту:
За каждый положительный ответ начислите один балл и подсчитайте общее число баллов.
Меньше 5 баллов. Вы совсем не знаете этику делового общения руководителя.
От 6 до 10 баллов. У Вас есть проблемы с этикой делового общения. Вы не очень коммуникабельны и у Вас напряженные отношения с окружающими.
От 11 до 15 баллов. Вы хорошо владеете этикой современного делового общения; рекомендуем регулярно читать учебную литературу и проходить тренинги.
От 16 до 19 баллов. Вы завышаете оценку своей этики руководителя или небрежно отвечали на вопросы теста.