Характеристика основных функций управления
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Любой вид человеческой деятельности может быть представлен как совокупность отдельных операций, выполняемых участниками этой деятельности. А управленческой деятельности такие операции принято называть функциями, которые своей целью имеют обеспечение работы организации в целом или ее подразделения в заданном режиме. Понятие «функция» тесно связано с такой управленческой категорией, как задача, задание в совокупности с технологией ее выполнения. В бизнесе они образуют функции менеджмента и аппарата управления.
Функции управления
- Функция планирования предполагает, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочный перспективе. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели и пути достижения стратегических целей и задач. Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным или бизнес-планом функционирования организации. Для эффективности планирования руководствуются такими принципами, как:
- Полнота планирования - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
- Точность планирования - при составлении планов используются современные методы и средства, обеспечивающие точность прогнозов.
- Ясность планирования - цель и меры планирования должны иметь простые формулировки, доступные всем членам организации.
- Непрерывность планирования - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
- Экономичность планирования - расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении к получаемым от планирования величинам.
- Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями организации, определении порядка, условий ее функционирования. Функции планирования и организации тесно связаны между собой. Планирование необходимо, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть на сцене»), а организация, как функция управления, создаст рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:
1) определение и детализация целей фирмы, выявленных в ходе планирования;
2) определение видов деятельности по достижении этих целей;
3) поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие подразделения;
4) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, т.е. каждый член группы должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит (управляет);
5) единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель;
6) размах контроля - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.
- Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Менеджер ежедневно сталкивается с проблемой, как мотивировать деятельность сотрудников, т.е. как направлять их энергию на имеющуюся работу. Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда прививают работникам чувство цели. Стремление человека реализовать себя в своем деле бесспорно. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду - высокими. Значит, мотивировать сотрудников - это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.
- Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места, определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - контроль. В своем общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Функцию контроля в менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на верном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). В некоторых организациях система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозируемыми данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные.
Заключение
В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:
- Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
- Цель - это предвосхищение результата деятельности.
Сегодня социологи выделяют четыре основные функции управления: планирование, организация выполнения, мотивация, контроль. Указанные функции управления тесно связаны с уровнями управления. Руководители, в зависимости от уровня управления, могут их реализовывать в большей или меньшей степени.
Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем.
В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления.
Список литературы
- Вайкок М.А., Головина А.С., Семенюк А.О. Внутренний контроль как функция системы управления организацией // Российская наука в современном мире. – Москва. 2018. С. 130-135
- Мухина Е. Р. Характеристика функций учетно-аналитического обеспечения управления основным капиталом // Современные научные исследования и инновации. 2016. №2. С. 406-408
- Симоненко Н.Н. Функции управления и планирования судостроительного производства // Международный журнал экспериментального образования. №2-3. 2015 г. С. 422-424
- Чепурова И. Ф., Сидоренко А.А., Горбунова О. Н. Функция контроля и современные тенденции её развития // Социально-экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики. – Тамбов. 2017. С. 340-351