Создание нештатных аварийно-спасательных формирований
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение 3
- Порядок создания, оснащения и применения НАСФ 4
- Задачи и аттестация нештатных аварийно-спасательных формирований 7
- Заключение 10
Введение
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Аварийно-спасательные работы связаны с факторами, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Даже в случае крайней необходимости к аварийно-спасательным работам могут быть привлечены только аттестованные люди. К проведению неотложных работ на добровольной основе могут быть привлечены люди, не являющиеся спасателями.
В России перечень аварийно-спасательных работ установлен законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и может дополняться решениями правительства.
Порядок создания, оснащения и применения НАСФ
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005 No999.НАСФ создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях. НАСФ создаются с учетом Примерного перечня создаваемых НАСФ. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ. Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения. Согласовываются с территориальными органами МЧС России -ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации. Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке. В планах предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий.
Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения. Спасательные воинские формирования МЧС России и НАСФ составляют основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны. Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12.02.1998 No28-ФЗ «О гражданской обороне» вправе:
-определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
-организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
-вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
-организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
-осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 No28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе:
-определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
-организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
-вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;
-организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
-осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
Организации, создающие НАСФ: разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с примерным табелем оснащения, в том числе за счет существующих в организации в мирное время аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других штатных подразделений; осуществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ; осуществляют всестороннее обеспечение применения НАСФ; осуществляют планирование и применение НАСФ; поддерживают НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
При создании НАСФ учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.
Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время -24 часа, военное время -6 часов.
Задачи и аттестация нештатных аварийно-спасательных формирований
В современном мире в связи с увеличением темпов научно технического прогресса, и с возрастанием техногенных рисков, расширяется поле различных опасных факторов воздействующих на человека, как и в бытовой, так и в рабочей среде.
Согласно Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Нештатные аварийно-спасательные формирования (Далее НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
НАСФ является первым эшелоном, приступающим к локализации аварии в начальный период ее развития. Благодаря нахождению сотрудников вблизи зоны возникновения чрезвычайной ситуации, НАСФ в отличие от профессиональных аварийно-спасательных формирований имеет возможность прибыть к месту происшествия более оперативно.
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
Для осуществления аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, созданы четыре уровня аттестационных комиссий:
- межведомственная комиссия;
- аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти;
- аттестационные комиссии уполномоченных организаций;
- аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов.
Аттестация аварийно-спасательной формирования проводится с целью определения соответствия аварийно-спасательного формирования обязательным требованиям:
а) наличие учредительных документов НАСФ, приказа или иного документа о создании аварийно-спасательного формирования;
б) соответствие НАСФ организационно-штатной структуре, утвержденной ее учредителями
или организацией, создавшей НАСФ;
в) укомплектованность личным составом, не менее 75 процентов которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется НАСФ;
г) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями НАСФ, аварийно-спасательными средствами, принадлежащими этой службе на срок не менее срока действия аттестации;
д) наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной формирования, кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этого формирования;
е) постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Заключение
Нештатная основа создания формирований не позволяет относить их к силам постоянной готовности, поскольку члены формирования в обычном режиме деятельности (когда нет чрезвычайных ситуаций, аварий и инцидентов) заняты выполнением обязанностей по основному месту работы и временно прерывают эту работу только для ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий, инцидентов) при их возникновении. На них не распространяются требования, действующие в отношении профессиональных формирований.
Они не должны нести круглосуточного дежурства; не привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций вне зоны их ответственности; не требуется наличия оперативного автотранспорта, оборудованного спецсигналами.
Нештатные формирования могут создаваться для различного предназначения:
- для ликвидации чрезвычайных ситуаций в по планам предупреждения и ликвидации;
- для решения задач гражданской обороны по планам гражданской обороны и защиты населения;
- для решения иных задач в зависимости от местных условий.
Нештатные формирования гражданской обороны могут проводить не связанные с угрозой жизни и здоровью людей неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Список литературы
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гражданской обороне"
Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 30.06.2014) "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"
Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций / Ред.Лутошкин А.В. / Сост.: Афлятунов Т.И., Кривых Э.А., Новиков О.Н., Норсеева М.Е., Поляков И.А., Скубак Н.Ю., Тараканов А.Ю., Твердохлебов Н.В. – М.: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России. 2017 г. 204 с.
Романцов И.И., Тусупова М.Д. Нештатные аварийно-спасательные формирования в высших учебных заведениях // Экология и безопасность техносфере: современные проблемы и пути решения. – Томск. 2017. С. 715-718
Монахов П. А. О некоторых вопросах аттестации нештатных аварийно-спасательных формировании // Технологии гражданской безопасности. 2017. №3. С. 58-65
Монахов П.А. Управление чрезвычайными ситуациями в ТЭК. - Брянск, 2016. 600 с.
Монахов П.А. Формулирование понятия «управление чрезвычайными ситуациями // Технологии гражданской безопасности. 2016. № 2.
Фральцова Т. А., Монахов П.А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей//Технологии гражданской безопасности. 2014. № 4.