Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Естественно-научная и гуманитарная культуры

Реферат

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение  3

2.     Гуманитарная культура  3

3.     Естественнонаучная культура  5

4.     Деление культур на естественнонаучную и гуманитарную   5

5.     Заключение  10

Список литературы   11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под культурой имеется в виду совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама его способность производить и использовать их. С помощью понятия культуры выражается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Однако мир культуры существует не рядом с миром природы, а внутри него. Поэтому в каждом предмете культуры можно выделить две составляющие –природную основу, а также социальное содержание и оформление. Двойственность созданных человеком предметов лежит в основе выделения двух типов культуры – естественнонаучной и гуманитарной.

 

Гуманитарная культура

 

По логическому критерию родовидовых соотношений гуманитарная культура является автономным классом («подвидом») культуры в составе множества идеационной («духовной») культуры. В целостном множестве «культура» его «видами» дополнительно к идеационной культуре представлены: материальная культура ‒ система вещественных средств деятельности людей; социальная культура ‒ система норм и правил деятельности людей по поводу межиндивидуальных и общественных взаимосвязей.

В составе идеационной культуры особое место занимают идеалы. Философами предложены человечеству универсальные идеалы: истина, добро, красота, справедливость, свобода; гармония, гуманность, совершенство, Бог – как высшее персонифицированное совершенство. Учитывая критерий идеала, гуманитарная культура ‒ это система знаний об идеально-должном позитивном глобально и локально полезном состоянии жизни людей и её внешне-внутренних условий осуществления.

В философии как части гуманитарной культуры человечества с 8 в. до н.э. создано плюралистическое множество полезных для гуманитаризации личности гипотез, концепций и парадигм: предельная степень обобщения опыта человечества и ориентация на программирование смысловых жизненных задач индивидуального и родового существования человека совмещаются в философии с эвристическим мощным влиянием на решение научных, социальных, культурных, «вечных» и актуальных проблем изменяющейся реальности.

В современной гуманитарной культуре, философия реализует не менее десяти цивилизационных общечеловеческих функций:

1)    идеационная,

2)    гуманистическая,

3)    критическая,

4)    мировоззренческая,

5)    методологическая,

6)    практическая (праксеологическая),

7)    сотериологическая,

8)    культуротворческая,

9)    социально-идеологическая,

10)                      эвристическая.

Н. И. Элиасберг определяет гуманитарную культуру как познание, освоение и развитие духовного (т. е. нематериального) мира человека, присущих ему специфических свойств, которые отличают его от других живых существ. Её предметом является не только внутренний мир человека, но и общественное сознание, представляющее собой отражение социальной и духовной сущности человека, а также присущих ему форм деятельности.

Поэтому гуманитарную культуру можно рассматривать как культуру человековедения и человекосозидания, делающую личность субъектом культуротворчества.

Предметную область гуманитарной культуры образуют свойства и отношения самих людей, понимаемых как социальные и духовные существа. В неё входят науки о человеке (история, социология, философия и др.), а также мораль, религия, право и т. д.

 

 

Естественнонаучная культура

 

Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.

Предметную область естественнонаучной культуры образуют природные свойства и отношения вещей, которые представлены в виде естественных наук, а также технических изобретений, производственных технологий и т. д. Она представляет собой комплекс материальных и духовных ценностей, созданных человеком на основе явлений природы, которые существуют объективно.

 

Деление культур на естественнонаучную и гуманитарную

 

В своей лекции «Две культуры и научная революция», прочитанной в 1959 г. в Кембриджском университете (Англия), английский писатель и учёный Ч. П. Сноу говорил, что в мире существует две культуры – естественников и гуманитариев. Главная мысль его лекции сводилась к утверждению, что между традиционной культурой европейского Запада и новой, научной культурой 20 в. с каждым годом увеличивается разрыв. Более того, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, вражда двух культур может вообще привести к гибели человеческой культуры.

Основанием для деления культуры на естественнонаучную и гуманитарную является степень преобладания в её предметах одной из двух составляющих – материальной или духовной. Хотя это деление условно (так, для исполнителей музыкальных произведений музыка относится к гуманитарной культуре, а для создателей музыкальных инструментов –к естественнонаучной), оно считается общепринятым. Во второй половине 19 в., отмеченной формированием целого ряда гуманитарных дисциплин (религиоведения, теории государства и права, эстетики и др.), проблема соотношения двух типов культур оказалась в центре внимания представителей неокантианства и философии жизни, однако различные её аспекты (философия и математика, математика и логика, логика и философия и т.д.) рассматривались представителями других школ и направлений начиная с античности.

Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы:

1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо или плохо), у естественников есть реальность, а ее оценка вторична);

2. Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой процесс элемент искусственности, естественник лишь наблюдает (описывает) реальность);

3. Образы – термины и числа (гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная – на язык терминов и чисел);

4. Объяснение – понимание (у гуманитариев явления личностны (Я так понимаю), у естественников безличностны (Есть, так как есть));

5. Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее в вещах, гуманитарии ищут в них неповторимость, уникальность);

6. Отношение к ценностям (у естественников ценность истинна как объективная повторяемость (диктатура фактов), у гуманитариев преобладает аргументация под заранее сделанный выбор (так должно быть);

7.       Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);

8.       Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);

9.       Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);

10.  Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);

11.  Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);

12.  Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);

13.  Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).

Обсуждение различных принципов естественнонаучного и гуманитарного начала в человеческой культуре показывает их относительность, так как очевидно, что в каждом из них можно найти общее. Речь идет лишь о преобладании отдельных принципов в естественнонаучной или гуманитарной деятельности человека. Гуманитарное познание невозможно без учета субъективных мотивов людей, поступки которых подлежат изучению. Поскольку чужие мысли и дела не даны исследователю непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному. Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

При сравнении естествознания и гуманитаристики следует, на наш взгляд, уделять особое внимание принципу гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию. Суть дела в том, что нельзя к культуре причислять все что угодно. Зачатки естественнонаучного и гуманитарного знания присущи каждому человеку, но не каждому удается возвыситься до уровня культуры. Принцип гносеологического актуализма нацеливает на непременное усвоение достижений современных наук. Недопустимо удовлетворяться суррогатами знания. Это относится в равной степени как к естествознанию, так и к гуманитаристике.

Особое место в гуманитарной культуре занимает философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. При этом свойственный философии обобщающий характер свидетельствует, что по своей сути она представляет собой организованную систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Таким образом, философия вынуждена затрагивать, объяснять с общих позиций окружающий физико-биологический мир природы и его основные законы развития. Кроме того, один из разделов философии - гносеология - изучает также особенности адекватного научного познания этих законов человеком. Тем самым философия осуществляет реальную и органичную взаимосвязь между естественнонаучной и гуманитарной культурами, всемерно содействуя их синтезу и взаимодействию.

Специфика явлений, изучаемых соответственно в естествознании и гуманитаристике, позволяет очертить особенности воспроизведения этих явлений на перцептуальном (чувственном), когнитивном (мыслительном), и лингвистическом (словесном) уровнях науки.

Культура – это проявление креативного (творческого начала) в человеческой личности, раскрытие ее возможностей, ее общественной значимости, синтез ее способностей и функций. Вот почему в настоящее время происходит сближение естествознания и гуманитарных областей человеческой деятельности, что не только естественно, но и объективно закономерно, так как в их основе лежит единое начало - творчество. Взаимодополнительность естествознания и гуманитаристики проявляется также в том, что в реальной жизни они тесно переплетены друг с другом.

Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны.

 

Заключение

 

Естествознание и гуманитаристика не только различны, но и едины, они взаимодополнительны. Между естествознанием и гуманитаристикой существуют междисциплинарные связи, которые необходимо учитывать. Односторонняя естественнонаучная или гуманитарная специализация чревата издержками, выходом за пределы своей компетентности. Резкое противопоставление естествознания гуманитаристике несостоятельно, оба знаменуют собой достижения человечества. Подлинными вершинами естествознания и гуманитаристики являются соответственно естественнонаучные и гуманитарные теории. В естествознании и гуманитаристике разумно ориентироваться на принцип гносеологического актуализма: совершенное и развитое знание предпочтительнее всякого другого.

Антропная основа естественно-научной и гуманитарной культур приобретает на рубеже XX—XXI вв. первостепенное значение.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Баранов Г.В. Гуманитарная культура - фактор инновационной  экономики // Экономический рост и конкурентоспособность  России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты. - М., 2013.  C. 209-210.

2.     Баранов Г.В. Гуманитарная культура как фактор инновационной  экономики // Наука, образование, общество: тенденции и  перспективы. – М.: «АР-Консалт», 2014.  С. 157-158.      

3.     Баранов Г.В. Философский практикум в гуманитарной культуре личности // Наука и общество в условиях глобализации. 2015. №1. С. 76-80 

4.     Беляев Г.Ю. Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №1. С. 31-45

5.     Зезюлько А.В. Пределы применения компьютерных технологий в гуманитарной культуре // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. №5. С. 118-123

6.     Кочетова Ю.Ю. Особенности применения образно-эстетических средств в гуманитарной и естественно-научной культуре // Культура. Духовность. Общество. 2013. №8. С. 102-108 

7.     Маштакова Л.Ю. Гуманитарная культура и ее влияние на культуру общения // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2015. №13. С. 88-89

 

 

        

 

        

 

        

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика