Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Развитие речи

Шпаргалки

1.Овладение родным языком, развитие речи - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве - общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык - средство овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в образовании. Овладение речью перестраивает всю его психику, всю деятельность. Язык средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи. Язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

2.1 младшая группа. Учить детей по словесному указанию педагога находить предмет по названию, цвету, размеру. Обогащать словарь детей: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

2 младшая группа. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть: существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. Учить понимать обобщающие слова называть части суток; различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Средняя группа. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действий. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы. Учить употреблять существительные с обобщающим значением.

Старшая группа. Расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Подготовительная группа. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать усваивать выразительные средства языка.

3.1. Формирование правильного произношения звуков: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней  и  старшей группах; последовательная  работа  над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей; закрепление правильного произношения звуков в контекстной  речи  (во всех группах).

2. Выработка дикции. Работа  над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы в  основном  в процессе пения  и  чтения стихотворений, а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной  задачей  занятий по развитию  речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.

3.  Работа  над правильным словопроизношением и словесным ударением. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа. Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. В ДОУ необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в  речи   детей. Воспитатель должен предоставить  детям  образцы устной  речи. В старших группах эта  задача  является составной частью обучения родному языку. Внимание детей этого возраста можно привлекать к сознательному усвоению некоторых правил.

5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко, предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах — вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Начиная со старшей группы педагог учит  детей  использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной  речи, но  и  при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо  и  громко, медленно  и  быстро, высоко  и  низко.

6.  Воспитание  выразительности  речи. В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту  и  непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса  и  ответа, наиболее яркие чувства, которые они многократно пережили в своем опыте. В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные  и  тонкие чувства. Очень важная  задача  — развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть  и  пересказе. У  детей  старшего  возраста  одновременно с собственной эмоциональностью  речи  следует формировать умение слышать выразительность речи других.

7.  Воспитание   культуры  речевого общения. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками  и  взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями — капризными, грубыми, плаксивыми. В старших группах  основные  навыки  культуры  поведения в процессе  речи  должны быть уже сформированы. Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы  ребенка  в момент публичной  речи. Все эти навыки должны быть прочными.

8. Развитие речевого слуха  и  речевого дыхания. У  ребенка  старшего  дошкольного   возраста  нужно развить  и  более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие.

4. 1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении  падежных форм. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го  лица единственного и множественного числа. Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода,  соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с  глаголами прошедшего времени. Детей  подводят к образованию повелительного наклонения глагола к образованию сослагательного наклонения. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, падеже, с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения. В процессе обучения дети овладевают и другими частями речи.

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и  предложения разных типов – простые и сложные. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо уделить правильному порядку слов в предложении. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и правильном использовании лексики в предложениях разного типа. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в  предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого  однокоренного слова, которым оно мотивировано. Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать  словообразовательное гнездо.

5. Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Структура:

1. Вводная часть.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ.

Виды пересказов: по плану-схеме, по опорным вопросам, по цепочке, выборочный, по следам демонстрируемого события, с использованием элементов драматизации, с элементами творчества, после восстановления деформированного текста.

6. Методические приемы: вопросы, образец педагога, частичный образец педагога, совместное рассказывание, план рассказа, коллективное обсуждение плана будущего рассказа, составление рассказа подгруппами, оценка детских монологов. Структура занятия:

1. Часть – вводная.

2. Часть – основная.

3. Часть – итог занятия.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения:  обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине.

Детей ср. дошк. в. учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение». В средней группе образец дается для копирования. Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

В старшем дошкольном возрасте во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника. Обращение к собственному опыту детей, лексико-грамматические упражнения. В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичного или поиска более удачного, точного названия.

В подготовительной группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине.

7. План: вступительная реплика воспитателя; чтение воспитателем всего текста, повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем. Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура образовательной деятельности. В средней группе большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты. Надо постараться довести до ребенка понимание смысла.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни. Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям, создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

8. Основной принцип – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Требования:

- удобное расположение;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света, чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. В оформлении главные условия - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки. В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. В старшей и подготовительной группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 10-12 разных книг. Срок пребывания книги в уголке в среднем 2-2,5 недели.

Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования. У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами. У старших дошкольников формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности.

9. 1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

3. Речь воспитателя должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости.

4. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой.

5. Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию.

 

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика