Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Особенности восприятия различных категорий детей с ограниченными возможностями

Контрольная работа

ТЕМА: Особенности восприятия различных категорий детей с ограниченными возможностями.

ПЛАН.

1.      Общая характеристика восприятия: понятие, виды, свойства. Восприятие времени и пространства. Перцептивные действия.

 

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Структурность. С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Константность. Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.

 

2. Сделать сравнительную характеристику особенностей восприятия различных категорий детей с ограниченными возможностями, заполнив таблицу.

 

Виды восприятия

Свойства восприятия

 

тактильное

слуховое

зрительное

целостность

предметность

структурность

Нарушение интеллекта

замедлено и сужено

замедлено и сужено

замедлено и сужено

нарушено

нарушено

нарушено

ЗПР

замедлено и сужено

замедлено и сужено

замедлено и сужено

Нарушено, испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой либо его части, сами образы предметов в  представлении детей не достаточно точны и само количество образов – представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми

Нарушено, затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе

Нарушено, испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы.

Нарушение слуха

Нарушенное развитие двигательной чувствительности, испытывают затруднения в узнавании предметов при выключенном зрении

нарушено

Замедленное узнавание предметов

Асинхрония развития

Асинхрония развития

Асинхрония развития

Нарушение зрения

замедлено и сужено, при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия

Нарушено, происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

замедлено и сужено

Нарушено, испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое.

Асинхрония развития

Нарушено, испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое.

Нарушение

речи

Отмечаются нарушения схемы тела, называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, идентификация и называние пальцев рук, письма и чтения.

проявляется в трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов. Например, дети не различают такие звуки, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, шум ветра и дождя, взрослые не способны запоминать или узнавать мелодию (амузия)

 нарушение обобщенного восприятия и называния букв

снижена

снижена

снижена

ДЦП

Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности)

нарушено

нарушение узнавания предметов и явлений

невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

Нарушено, затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе

Асинхрония развития

РДА

проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем.

трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов

неспособностью опознания объектов и изображений действительности. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Особенности проявления: фрагментарность восприятия образа, тенденция к дополнению образа до целого по догадке, неспособность выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.

невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

Нарушено, затруднено

Асинхрония развития

 

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика