МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»
1. Понятие «Образовательная программа», общая характеристика. Виды образовательных программ, их сравнительная характеристика.
Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже мы попробуем дать наиболее распространённые определения данного понятия:
Образовательная программа – это:
Ø документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
Ø нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
Ø индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
Ø совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
Ø организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение её в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.
Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.
Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.
Существует несколько категорий образовательных программ:
Ø Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.
Ø Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определённого уровня направленности содержания образования.
Ø Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:
а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;
в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.
2. Нормативные требования к моделированию образовательных программ.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования (2001) основная цель (миссия)общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Образование выступает важнейшим средством самореализации человека (и – опосредованно – общества) как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развить человеческий капитал – способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач, что, в свою очередь, является условием признания такой деятельности успешной и заслуживающей высокого морального и материального поощрения.
Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и образовательной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.
Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.
В социальном аспекте образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком. Все это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социокультурной эффективности.
Образовательная программа образовательного учреждения представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.
Таким образом, в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в основу их деятельности положены основные образовательные программы трех ступеней образования, последовательное освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о среднем (полном) общем образовании.
3. Требования ФГОС дошкольного и начального образования к образовательным программам.
Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
Требования:
1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарт в ДО по новым требованиям – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия,
что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация) .
Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.
Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.
Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.
В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.
Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
4. Содержание структурных компонентов образовательной программы.
Структура программы
Содержание структурных компонентов программы
1. Титульный лист
2.Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
(по годам обучения)
4. Содержание
программы
5. Методическое обеспечение программы частично может быть описано в пояснительной записке)
6.Список литературы
Информация, содержащаяся на титульном листе:
• полное название вышестоящего органа управления образованием;
• полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
• название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
• данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);
• название населенного пункта, в котором написана программа;
• год написания программы;
• ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;
• дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
• возраст детей, на который рассчитана программа;
• срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т. п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
• обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение
в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,
умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности
и т. п.);
• воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т. п.);
развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т. д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3.Описывая особенности программы, следует отразить:
• ведущие идеи, на которых она базируется;
• ключевые понятия, которыми оперирует автор;
• этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.
4.В пояснительной записке отмечаются:
• основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
• вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
• особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).
5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать: • общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
5. Характеристика пояснительной записки образовательной программы.
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.
1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
• ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;
• связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;
• вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
• новизна (для программ, претендующих называться авторскими).
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т. п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
• обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение
в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,
умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности
и т. п.);
• воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т. п.);
развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т. д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
7. Особенности учебно-тематического планирования.
Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания призвана обеспечить трансформацию учебной деятельности академического типа в самостоятельную деятельность, позволяющую обучающемуся решать проблемы и задачи на основе знания.
Эта трансформация деятельности обеспечивается всеми компонентами образовательного процесса (содержанием, формами, методами, средствами, взаимодействием учителя и учащихся). Процесс трансформации разворачивается во времени и фиксируется особенностями планирования изучения учебной темы:
1) изучение любой темы осуществляется в 4 этапа;
2) предметные результаты представляются в деятельностной форме, как этого требуют планируемые результаты обучения в основной образовательной программе согласно ФГОС;
3) формирование метапредметных результатов обеспечивается самим процессом, а не являются дополнением к нему;
4) рефлексия осуществляется обучающимся в каждом моменте изучения темы и выступает отдельным этапом ее изучения.
План изучения темы отражает сущность каждого этапа и его возможностей в обеспечении формирования планируемых результатов образования (предметных и метапредметных).
8. Содержание образовательной программы.
В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется образовательной программой (образовательными программами), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.
Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:
· образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию,
· образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми,
· содержание образования не может сводится только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,
· содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,
· образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.
Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, отражающим специфику его деятельности.
Образовательная программа каждого ОУ специфична, т. к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей контингента.
Образовательная программа для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. Поэтому, сегодня задача каждого руководителя образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы.
9. Методическое обеспечение образовательной программы.
Под образовательной программой общеобразовательного учреждения понимается совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности конкретного общеобразовательного учреждения.
Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, образовательная программа может быть рассмотрена как технология достижения результата деятельности школы.
Назначение образовательной программы – мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом школы содержания образования и соответствующих технологий для его реализации.
Нормативная правовая основа разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения.
§ Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14, п. 2 ст.9, п.3 ст. 17);
§ Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст.32,36).
В образовательную программу не могут быть включены дополнительные образовательные программы, реализуемые в качестве дополнительных платных образовательных услуг, поскольку в соответствии со статьей 45 Закона РФ «Об образовании» платные дополнительные образовательные услуги – это услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Деятельность по разработке образовательной программы должна стать средством вовлеченияпедагогического коллектива, родителей, обучающихся, социальных партнеров в управление образовательным учреждением.
10. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
11. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты:
·обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфик обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
·являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. В структуре планируемых результатов выделяются следующие уровни описания.
Цели‑ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»; программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Татарский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на татарском языке», «Английский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
11 Системно-деятельностый подход как основной принцип моделирования образовательной программы
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
12. Проблема целеполагания при моделировании основной образовательной программы дошкольного образования.
Целью проектирования основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования является модернизация образовательного процесса детского сада в свете требований ФГОС дошкольного образования. Следовательно, результатом проектирования выступает проект образовательного процесса, который показывает отличия нового образовательного процесса от существующего. Кроме самой образовательной программы продуктом проектирования становится программа её реализации в практике работы детского сада, которая фиксируется в локальных актах.
Установление соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС дошкольного образования требует определения планируемых результатов, на которые будет ориентирована образовательная программа. Вопрос о планируемых результатах ООП дошкольного образования является дискуссионным, так как, с одной стороны, они должны конкретизировать целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, а, с другой стороны, их конкретизация требует использования педагогической диагностики и мониторинг для выявления индивидуальных различий детей. При этом ФГОС дошкольного образования запрещает использовать целевые ориентиры как основание для диагностики, а индивидуализация дошкольного образования, его ориентация на интересы и склонности детей указывает на необходимость её проведения.
13. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая учителем, взрослыми в семье самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Принципы создания программы:
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников
2. Учет возрастных особенностей обучающихся
3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса
4. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания.
5. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности.
Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников,
Задачи программы:
· дать представление о факторах, влияющих на здоровье;
· дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
· научить детей делать осознанный выбор сохранять и укреплять здоровье;
· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
· сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК образовательных систем «Школа 2100».
.
Дидактические принципы УМК ОС «Школа 2100» позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
· принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
· принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации образовательного процесса и приведения содержания образования в соответствие с функциональными и возрастными особенностями детей;
· принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
· принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки;
· принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать осознанный выбор и тем самым снижает у детей напряжение в ситуации выбора;
· принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
14. Особенности программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
· своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
· определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
· определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
· создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
· обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
· реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
15. Характеристика программ духовно-нравственного развития и воспитания детей.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования основная образовательная программа образовательного учреждения, в числе прочих разделов, должна включать программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Методические рекомендации помогут подготовить специалистов сферы воспитания к созданию такой программы, разработка которой осуществляется самостоятельно каждым образовательным учреждением с учётом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением собственной программы может служить Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е. Н.Савинов). - М.: Просвещение, 2010).
Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом образовательном учреждении, каждом классе осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Обязательными при организации воспитательного процесса являются национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.
16. Характеристика программ дошкольного образования (на конкретных примерах).
Современные программы дошкольного образования подразделяют на комплексные и парциальные. Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое; к ним отнесены: “Программа воспитания и обучения в детском саду”; “Детство”; “Радуга”; “Истоки”. Парциальные (специализированные) программы по физическому воспитанию имеют различную направленность:
1. Физкультурно-оздоровительная – к ней отнесены следующие программы “Физическая культура – дошкольникам” (Глазырина), “Развивающая педагогика оздоровления” (Кудрявцев), “Здоровье” (Алямовская), “Театр физического воспитания дошкольников” (Ефименко), “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” (Щербаков), “Воспитание здорового ребенка” (Маханева).
2. Валеологическая – к ней отнесены программы “Здоровье с детства” (Казаковцева), “Здравствуй” (Лазарев).
3. Узкоспециализированная. К узкоспециализированным программам физического воспитания отнесены “Старт” (Яковлева, Юдина) и “Са-Фи-Дансе” (Фирмлева, Сайкина).
Практически все программы предлагают стандартный набор средств физического воспитания, включая гимнастику, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Хотя новые программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию, раздел “Физическое воспитание” базируется на основе комплексной “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Эта программа, бывшая на протяжении многих лет основным и обязательным документом для всех ДОУ, сегодня является одной из альтернативных программ, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.
В комплексной программе “Детство” материал по физическому воспитанию представлен в разделе “Приобщаемся к двигательной культуре” программного блока “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”. Для каждой возрастной группы приведено содержание физических упражнений; перечислены умения, которыми дети должны овладеть в течение учебного года; выделены критерии для оценки уровня их освоения, даны методические советы. В качестве ориентира представлены минимальные результаты физической подготовленности дошкольников. Несомненными достоинствами программы являются ее четкое структурирование, а также наличие методического обеспечения и рекомендаций по планированию содержания учебного материала.
К существенным недостаткам раздела по физическому воспитанию комплексной программы “Радуга” можно отнести отсутствие четкой структуры. Не приведено содержание физических упражнений для каждой возрастной группы, не сформулированы программные задачи, так как, по мнению авторов, их следует конкретизировать для каждого ребенка, что противоречит требованиям, предъявляемым к программам дошкольного образования. Даны лишь общие рекомендации гигиенического и организационного характера, а приводимый перечень физических упражнений весьма ограничен.
В разделе “Физическая культура” для старшей группы приведен неоправданно ограниченный перечень двигательных навыков, которыми ребенок должен овладеть к шести годам, и даны общие советы по организации физического воспитания. В программе по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет раздел “Физическая культура” отсутствует вообще. Следовательно, качественно осуществлять процесс физического воспитания в ДОУ на основе раздела “Формируем культуру движений” программы “Радуга” не представляется возможным.
Одним из несомненных достоинств комплексной программы “Истоки” является наличие двух блоков – базиса и варианта его реализации. Базисную часть составляют такие компоненты, как характеристики возрастных возможностей развития ребенка, задачи и показатели развития, базисные характеристики личности и общие условия реализации программы. Вариант реализации базиса приводится в разделе “Содержание и условия педагогической работы”. Программа “Истоки”, как и программа “Детство”, имеет четкую структуру, что также заслуживает положительной оценки. Для каждой возрастной группы в разделе “Физическое развитие” дана характеристика возможностей детей, предложен примерный двигательный режим, приведены минимальные показатели развития моторики для мальчиков и девочек и ориентировочные показатели физического развития детей (длины, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, кистевой динамометрии, физической работоспособности).