Эмоции и чувства
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие и характеристика эмоций
Введение
Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы.
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.
1. Эмоциии
1.1. Понятие и характеристика эмоций
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, напрвленных на удовлетворение актуальных потребностей.
В отечественной психологии подчеркиваются два аспекта: аспект отражения - эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объектов для субъекта; аспект отношения - эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к миру.
Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом, как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.
Основные эффекты эмоций
|
____________________________
| |
|
Мобилизация |
|
Оценка |
организма на |
|
события |
основе оценки |
|
ситуации |
| |
__________ __________
| | | |
С позиции |
|
С позиции |
|
Энергети- |
|
Информа- |
личной |
объективной |
ческая |
цонная |
|||
значимочти |
вероятности |
мобилизация |
мобилизация |
1.2. Виды и формы эмоций
В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь— к отрицательным.
Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аффективные проявления положительных эмоций — восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.
Собственно эмоции — более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.
Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств.
Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими. В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными.
2. Чувства
2.1. Сущность чувств
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.
Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви. Функции чувств:
· мотивационная – чувства мотивируют поведение;
· сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
· оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
· функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
· экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.
2.2. Виды чувств
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.
Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.
Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.
Человек на протяжении определенного отрезка времени может испытывать как положительные, так и отрицательные чувства. Ученые выделяют в отдельную категорию несколько чувств, которые принято называть "нейтральные". К положительным чувствам относятся:
· Благодарность – чувство, выражающее признательность за какой-то поступок со стороны другого человека, например, за его внимание или же за какую-то услугу.
· Влюбленность – чувство, которое выражает один человек по отношению к другому. В некоторых случаях, для влюбленности характерно появление искаженного мнения о другом человеке. Влюбленность – это кратковременное чувство, которое может перерасти в любовь или же не получить продолжения.
· Восхищение – сильное чувство, которое отображает радостное удовлетворение человека определенным объектом, предметом или личностью.
· Любовь - глубокая привязанность, чувство, которое выражает симпатию человека к конкретному объекту или субъекту. Любовь стала одной из фундаментальных тем в мировом искусстве.
· Нежность – чувство, выражающее трепетность и радость, благодарность и радость одного человека по отношению к другому. Нежность характерна для влюбленных пар и для отношений между родителями и детьми.
· Симпатия – сильное чувство, которое характеризует устойчивую эмоциональную предрасположенность человека к другим людям. При проявлении симпатии человек проявляет повышенный интерес к своему объекту, оказывает ему внимание, помощь. Фундаментом для возникновения симпатии являются общие взгляды, интересы и ценности, поведение и характер другого человека.
· Страсть является сильным и стойким чувством, которое доминирует над другими чувствами. Для страсти характерно сильное влечение к объекту своего обожания – это могут быть предметы или люди. Некоторые личности испытывают страсть к своим идеям.
Основные отрицательные чувства:
· Ревность является негативным чувством, которое возникает в тех случаях, когда человеку недостаточно внимания, уважения или любви со стороны другого человека, очень ценимого и любимого.
· Антипатия – это безвольное чувство, которое возникает, независимо от того, желает человек испытывать его или нет.
· Вина – чувство, которое выражает неудовлетворенность человека своим поступком, который нанес моральный или иной ущерб другим людям.
· Ненависть – чувство, которое устойчиво по своему характеру и продолжительности, оно может отражать отвращение и неприятие, а также враждебность по отношению к предмету и объекту, к явлению или группе людей, к человеку.
· Страх является внутренним состоянием человека, обусловленным грозящими реальными или предполагаемыми бедствиями.
Заключение
Эмоции и чувства — личностные образования. Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. В практической деятельности сформировались практические чувства человека, теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства. В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства. Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям. В результате духовных поисков появились духовные чувства. В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.
Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.
Список литературы
1. http://traditio-ru.org/wiki/Эмоции
2. http://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/kakie-est-chuvstva
3. http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/982-2010-12-03-10-26-35.html
4. http://psy4u.narod.ru/psych/em1.htm
5. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/emocii-i-chuvstva.html
6. http://kpip.kbsu.ru/ps/glava9.html
7. http://www.psychologos.ru/articles/view/emocii_i_chuvstva