Тема 1: Педагогика как наука.
|
|
|
|
|
|
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.
|
|
|
|
|
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
|
|
|
|
|
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
-
Система педагогических наук
|
Общая педагогика
Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, андрология)
Специальная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)
Коррекционная педагогика
Теория обучения (дидактика)
Частные дидактики (предметные методики)
История педагогики и образования
Педагогика профессионально-технических школ.
Отраслевая педагогика: (военная, спортивная, высшей школы – производственная)
Сравнительная педагогика
Социальная педагогика
Пенитенциарная педагогика (исправительно-трудовая)
Лечебная педагогика
|





текущая мировая и отечественная практика воспитания
|
|
Источники развития педагогики
|
|
Тема 2: Развитие педагогики как науки

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).
|
|

Система образования - совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом "Об образовании" в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.
|
|
Тема 11: Система образования в Российской Федерации

Объект дидактики - реальные процессы обучение во всем их объемах и во всех их аспектах (закономерности, тенденции, связи, сущностные характеристики элементов и др.); образование и обучение различных категорий обучающихся в разного вида учебных заведениях.
|
|
Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги, выступают «обучение как средство образования и воспитания человека» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В. Краевский)», а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)».
|
|
Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
|
|
Тема 13. Теории обучения


разработка общих принципов создания и использования дидактических средств в учебных целях.
|
|
определяет цель образования и обучения
|
|
Связь дидактики с другими науками Связь дидактики с методикой
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1. сообщает новые знания, объясняет
2. Организует осмысления учебной информации
3. Организует обобщение знаний
4. Организует закрепления учебного материала
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения
|
1 Воспринимает информацию, оказывает определенное понимание
2 осмысливает, углубляет понимание материала
3 обобщает усвоенный материал
4 Закрепление изучения путем повторения
5 использует знания в упражнениях, задачах и др.
|
педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
|
|
Тема 14. Закономерности и принципы обучения.
|
|
|
|
Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
|
|
|
|
 |
Общие закономерности процесса обучения
|
Частные закономерности процесса обучения
|
• цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
• содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;
• качества обучения. Качество обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;
• методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса;
• управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий;
стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов
|
• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);
• гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т.д.);
• психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);
• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.);
• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.).
|

Тема 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
|
|
|
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
|
|
|
|
Закономерности - это устойчиво повторяющиеся, объективные связи которые проявляются в воспитательном процессе.
Среди многих закономерностей гуманистического воспитания главной выступает связь между воспитанием и развитием личности.
Другими закономерностями воспитания являются:
· зависимость результатов воспитания, уровня базово) гуманитарной культуры личности от взаимодействия с общечеловеческой культурой;
· связь воспитания и деятельности;
· зависимость воспитания с активности самой личности;
· личностное взаимодействие воспитателя воспитанников в воспитательном процессе;
· связь между саморазвитие личности в ходе воспитания и степенью индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса;
· связь между результатам воспитания и гуманностью участников этого процесса, их ответственностью за судьбы других людей.
|
|
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
|
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
|
Принципы воспитания
|
Ведущим принципом выступает принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Он требует, чтобы воспитание опиралось на объективно необходимые базисные качества для развития личности на каждом возрастном этапе. Остальные принципы по своей сущности обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления.
|
Культурологический принцип предполагает учет культурно-исторически традиций народа в воспитании, их единства с общечеловеческой культуре повышение внимания к воспитанию духовности в человеке.
|
Принцип воспитания в деятельности подчеркивает ведущую роль деятельности в развитии личности, в преобразовании внешних воздействий во внутренние убеждения личности. Включение воспитанника в разнообразную и продуктивную деятельность позволяет ему эффективно овладевать общечеловеческими ценностями и культурой поведения, деятельности, общения.
|
Личностный подход (принцип) требует отношения к воспитаннику не как к объекту воспитательного воздействия, а как к субъекту воспитания, способному к самостоятельному выбору целей и средств своего самосовершенствования. В этом случае каждый ребенок рассматривается как уникальная, неповторимая личность, представляющая самостоятельную ценность для окружающих взрослых, а не средство для достижения их целей.
|
Принцип субъект-субъектного взаимодействия означает установление диалога, обмена субъектным опытом воспитателя и воспитанников, что позволяет обогатить личность каждого участника этого взаимодействия, стимулировать стремление к саморазвитию.
|
Принцип индивидуально-творческого характера воспитания предполагает учет индивидуальных предпочтений воспитанников и создание условий для самовыражения, самореализации личности, развития их творческих возможностей.
|
Одним из результатов воспитания школьника выступает формирование у него базовой культуры. В этом случае культура рассматривается как выражение всего социально-ценного, того, что должно быть закреплено в обществе и освоено новыми поколениями. Культура находит свое выражение как в формах общественного сознания так и в формах общественных отношений. Освоение элементов общественного сознания осуществляется прежде всего в процессе обучения. Подготовка молодого поколения к вхождению в определенную систему социальных отношений во многом реализуется за счет процесса воспитания.
|
|
Тема 16. Формирование культуры личности в целостном педагогическом процессе
Гражданское воспитание предполагает подготовку молодежи к активному участию в жизни государства, его политических институтов и общественных организаций. Гражданское воспитание направлено на формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и общественный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, убежденность. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать точку зрения своих политических оппонентов. Большую роль в реализации гражданского воспитания могут сыграть юношеские общественные организации, участие школьников в различных политических акциях.
|
|
|
|
|
|
|
Физическое воспитание — многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психо-физических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.
|
|
|
|
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Есть своя эстетика в искренних, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками.
|
|
|
Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.
|
|
Тема 17. Воспитательные системы


Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
|
|
Структура воспитательной системы
|
1. цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
2. деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
3. субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
4. рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
5. среда системы, освоенная субъектом;
6. управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
|
Этапы воспитательной системы
|
Первый этап развития воспитательной системы – этап становления (формирование образа школы).
Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы.
Третий этап- завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут.
Четвертый этап – обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими – отношения, более разветвленными – связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы.
|
Воспитательная система школ глобального образования
|
|
Воспитательная система школы-комплекса
|
|
Воспитательные системы вальдорфских школ
|
|
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.
|
|
Тема 18. Семейное воспитание
|
|
|
|
|
|
|
|
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
|
|
|
|
|
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
|
|
|
|
 |
|
|
Методы семейного воспитания: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.
|
|
Функции семьи
|
- воспитательная – социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация психологической терапии.
|
Тема 19. Развивающее обучение
|
|
|
|
|
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.
|
|
|
|
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
|
|
|
|
Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен:
· видеть динамику роста ученика и учитывать его;
· наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
· представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
|
|
|
|
 |
|
|
Виды и формы дифференцированного обучения.
В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации. Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.
1.Внешняя дифференциация.
Она предполагает создание особых типов школ и классов: - школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО, КРО, профильных).
2. Внутренняя дифференциация.
Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
|
|
|
|
Главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность.
|
|
Тема 3: Методы педагогических исследований
Методология педагогической науки – это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
|





1.Методы наблюдения (непосредственное; опосредованное; сплошное; дискретное; открытое; конспиративное; лонгитюдное; ретроспективное).
2.Опросные методы (беседа, интервью, анкетирование).
3.Педагогический эксперимент (естественный и лабораторный).
4.Социометрические методы.
5.Методы тестирования.
6.Изучение школьной документации.
|
1.Теоретический анализ (анализ и синтез педагогических явлений, проникновение в сущность явлений).
2.Индуктивные методы (движение мысли от частных суждений к общему выводу).
3.Дедуктивные методы (движение мысли от общего суждения к частному выводу).
4.Математические и статистические методы (регистрация; ранжирование; шкалирование).
|
Цели и задачи процесса воспитания
|
|
Тема 4: Целеполагание в педагогике.
Интеллектуальная, нравственная, экологическая, физическая культура
|
|

Цели отражают:
- общие наиболее значимые личностные качества выпускника школы;
- конкретный возрастной период школьника;
- конкретный год обучения;
- особенности конкретного школьного коллектива;
- индивидуальность ученика.
|
|



Н.Е.Щуркова
Человек Прекрасное
Природа Труд
Общество Знание
Родина
|
|
Личность способна к культурной идентификации, т.е. осознает свою принадлежность к определенной культуре, интериоризует ее ценности.
|
|
Личность имеет практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве.
|
|
Творческая личность, с развитым чувством нового, стремящаяся к преобразующей деятельности.
|
|
Духовная личность, стремящаяся к самопознанию, осмыслению общенациональных ценностей, поиску смысла жизни.
|
|

В.А.Караковский
Земля Мир
Отечество Человек
Семья Культура
Труд Знание
Знание
.
|
|

Человек как носитель общечеловеческих ценностей
|
|







Тема 5: Педагогическая деятельность.
Педагогическая деятельность-это активность учителя, в которой с помощью различных средств решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
|
|











Анализ педагогической ситуации
|
|



Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение (И.П.Подласый).
|
|
|
|
|
|
|
|
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
|
|
|
Признаки процесса обучения
|
|
|
1.Двусторонний характер.
2.Сотрудничество учителей
и учащихся.
3.Руководство со стороны учителя.
4.Специальная планомерная организация и управление.
5.Целостность и единство.
6.Соответствие закономер-
ностям возрастного разви-
тия учащихся.
7.Управление развитием и воспитанием учащихся.
|
|
1. Чувственное познание («живое со-
зерцание»);
2. Абстрактное мышление (осмысле-
ние, понимание, обобщение);
3.Применение знаний (практика).
|
|
Структура процесса усвоения знаний
|
|
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике
|
|

Образовательная
Воспитательная
Развивающая
|
|




Тема 6: Педагог: профессия и личность.
Профессиограмма учителя-это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
|
|

Профессио-
нальная ком-
петентность педагога
(единство теоретичес-
кой и прак-
тической го-
товности)
|
|




















Профессиональная компетентность учителя – это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, харак-
теризующее его профессионализм.
|
|
|
|
|
|
|
Теоретическая готовность учителя
|
|
|
Практическая готовность учителя
|
|
|








Умение
педагоги-
чески мыслить
|
|









Тема 7: Развитие личности.



Тема 8: Современные дидактические концепции.
Психологическое учение об инте-
риоризации (пре-
образование внешней дейст-
вительности во внутреннюю психическую деятельность).
|
|
Усвоение знаний, фор-
мирование умений и на-
выков,разви-
тие личност-
ных качеств есть процесс образования в сознании человека различных связей (ассо-циаций).
|
|
1.Восприятие учебного мате-
риала.
2.Осмысление.
3.Запоминание.
4.Применение знаний в практи-
ческой деятель-
ности.
|
|
В процессе обу-
чения в психике ребенка появля-
ются новообра-
зования в резуль-
тате внутренних интеграционных процессов
(«сплав»: «ра-
цио»+«эмоцио»+
«действие»)
|
|
1.Обучение ведет-
ся на высоком уровне трудности (пед. воздействия опережают и стимулируют развитие нас-
ледственных дан-ных).
2.В начальном обу-
чении ведущая
роль отводится теоретическим знаниям.
3.Ребенок-субъект деятельности.
4.РО направлено на развитие сово-
купности качеств личности:
РО=ЗУН+СУД+
+СУМ+СЭН+СДП.
5.РО происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
|
|
1.Выявление проблемы, ее формулировка.
2.Анализ усло-
вий, отделение известного от неизвестного.
3.Выдвижение гипотезы и поиск плана решения.
4.Реализация
плана.
5.Проверка пра-
вильности дейст-
вий и результа-
тов.
|
|
Развитие умст-
венных способ-
ностей, самос-тоятельности и творческого мышления уча-щихся на основе создания проб-
лемной ситуа-
ции.
|
|
1.Ознакомление с целью обучения, создание мотива-
ции к учению.
2.Составление схемы ориенти-
ровочной основы действий (ООД).
3.Выполнение действий в мате-
риальном или материализован-ном виде.
4.Внешняя речь.
5.Внутренняя речь (мысленное свер-
тывание инфор-
мации).
6. «Автоматиза-ция» умственных действий (инте-
риоризация мате-
риальных про-
цессов в процесс психический).
|
|
Тема 9: Педагогический процесс как система.
|
|
Целостный педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
|
|
Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика пед.процесса – это взаимная активность, сотрудничество учителей и учеников в процессе обучения и воспитания.
|
|

Целеполагание в педагогическом процессе
Движущие силы педагогического процесса
Движущей силой педагогического процесса выступает основное противоречие между выдвигаемыми требованиями к школьникам и их возможностями.
Главное противоречие конкретизируется рядом частных:
1) между общественными интересами и интересами личности;
2) между коллективом и личностью;
3) между потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса;
4)
Образовательная (информатизации)
|
|
Воспитательная (социализации личности)
|
|



Функции педагогического процесса
|
|
между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания и др.
Тема 10: Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерность отражает объективные, существенные, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.
Принципы – это основные исходные положения, отражающие основные требования к педагогической деятельности.
|
|
- Гуманистической направленности педагогического процесса.
- Связи с жизнью и производственной практикой.
- Соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.
- Научности.
- Ориентации на формирование в единстве: знаний и умений, сознания и поведения.
- Обучения и воспитания в коллективе.
- Преемственности, последовательности и систематичности.
- Наглядности.
- Эстетизации всей детской жизни.
- Сочетания управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
- Сознательности и активности учащихся.
- Опора на сильные стороны личности школьника.
- Согласованности требований школы, семьи и общественности.
- Сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
- Доступности и посильности в обучении и воспитании.
- Учёта возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
- Прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
|
|
Закономерности педагогического процесса
|
|
Закон единства и борьбы противопо-
ложностей
(педагогические противоречия возникают, когда: практическая педагогика отстает от требований жизни; есть несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, подходов изменившимся условиям социального развития и новым требованиям жизни к формирующейся личности).
|
|
- Обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества, производственных отношений и надстройки.
- Зависимость эффективности педагогического процесса от материальных, гигиенических
и психологических условий.
- Зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окру-жающим миром.
- Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особен-ностям школьников.
|
|


Тема 12: Образование как социальное и педагогическое явление.
Содержание образования – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности.
|
|
1. Формирование базовой культуры личности.
2. Научная и практическая значимость.
3. Соответствие содержания учебным возможностям детей.
4. Соответствие объема содержания учебного пред-
мета времени на его изучение.
5. Учет международного опыта построения содержа-
ния общего среднего образования.
6. Соответствие содержания образования имеющей-
ся учебно-методической и материальной базе шко-
лы.
|
|
Критерии отбора содержания образования
|
|
Теории формирования содержания образования
|
|
Цель: развитие способ-
ностей, интересов и
познавательных психи-
ческих процессов уча-
щихся.
|
|
1. Соответствие содержания образования требованиям общества.
2. Единство содержательной и процессуальной сторон обучения.
3. Структурное единство содержания образования (согласование учебного материала, педа-
гогической деятельности и особенностей личности учащегося).
4. Гуманитаризация образования (овладение основой общечеловеческой культуры – базо-
вой культурой личности).
5. Фундаментализация содержания образования (интеграция гуманитарного и естественно-
научного знания; вооружение школьников методами добывания новых знаний).
|
|
Принципы отбора содержания общего образования
|
|










Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
|
|

Государственный образовательный стандарт
|
|
Тема 20. Контрольно – диагностическая деятельность в образовании
|
Вид работы
|
Содержание
|
Формы и виды оценки
|
Фаза совместной постановки и планирования задач уч. года
|
1.Стартовая работа
|
Определяет актуальный уровень знаний, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
|
Фиксируется учителем в журнале.
Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.
|
2.Самостоятельная работа
|
Направлена на возможную коррекцию результатов обучения и отработку материалов вызвавших затруднения при выполнении стартовой работы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.
|
Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяет дальнейший шаг в самостоятельной работе.
|
Фаза решения УЗ
|
1.Диагностическая работа
|
Проводится на «входе» и «выходе» из темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи
|
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника
|
2.Домашняя самостоятельная работа
учащихся
|
Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.
|
Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в 100-балльной шкале оценивает уровень выполненной работы.
Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.
|
3.Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы (ПРСР №…)
|
Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год) и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).
|
Ученик предъявляет результаты (достижения) учителю.
Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной шкале отдельно по каждому уровню.
|
4.Проверочная работа
(ТПР)
|
Направлена на выявление уровня освоения предметных и ключевых компетентностей.
Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням
Все задания обязательны для выполнения.
|
Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни:
1 формальный; 2 –рефлексивный (предметный)№ 3 – ресурсный (функциональный).
Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия.
|
5.Предметная проектная задача
|
Направлена на выявление уровня освоения предметных и ключевых компетентностей
|
Результаты фиксируются в специально разработанных экспертных листах. По каждому критерию 0 -1 балл.
|
6.Ппроектные межпредметные разновозрастные задачи
|
Предполагает пересечение разных предметных линий и объединение достижений учащихся в разнообразных практико-ориентированных событиях.
|
Результаты фиксируются в специально разработанных экспертных листах. По каждому критерию 0 -1 балл.
|
Рефлексивная фаза
|
1..Итоговая трёхуровневая проверочная работа
|
Включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения (задания второго и третьего уровня). Работа может проводиться в несколько этапов.
|
Результаты проверки фиксируются в классном журнале и оценочных листах.
|
2. Рефлексивное сочинение
|
Разные по форме и содержанию виды работ, выполняя которые учащиеся могут продемонстрировать свое понимание изучаемого на протяжении года или нескольких лет материала.
|
Коллекция материалов предназначена для анализа учителя.
|
3.Презентация (демонстрация) достижений ученика.
|
Каждый учащийся должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен, используя оценочный «Портфолио».
|
Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
|
4.Итоговая проектная межпредметныая разновозрастная задача
|
Предполагает пересечение разных предметных линий и объединение достижений учащихся на конец учебного года.
|
Результаты фиксируются в специально разработанных экспертных листах. По каждому критерию 0 -1 балл.
|