Методика руководства дидактическими играми в старшей и подготовительной группах детского сада
СОДЕРЖАНИЕ
2. Особенности организации дидактических игр в данных возрастных группах
3. Значение дидактической игры в развитии ребенка на данном возрастном этапе
Задание: подобрать две дидактических игры для старшего дошкольного возраста
Введение
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры.
1. Виды дидактических игр
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
Игры с природным материалом воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков. Для детей старших групп на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. Одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.
2. Особенности организации дидактических игр в данных возрастных группах
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решение сверстников. Это усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность и ответственность за ход игры и ее результат. Почти каждая игра предоставляет детям возможность выбора из суммы знаний, которыми они уже овладели, нужные для данной ситуации. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать отрицательное.
Предложенные почти в каждой игре варианты, усложняя игровую ситуацию, позволяют детям разнообразными способами выполнять игровое задание. Так сохраняется интерес детей при повторении игры, ведь обычно достичь поставленной цели за одну игру не удается.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования. В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
Дети подготовительной к школе группы должны уметь самостоятельно выполнять любое игровое задание. Почти все темы им знакомы, новыми оказываются правила, ситуации. Жизненный опыт детей этого возраста значительно полнее, шире. Рекомендуется варьировать ход игры, использовать как можно больше вариантов, что позволит сохранить у детей интерес к играм и откроет возможности для творческого разрешения игровых ситуаций. Надо побуждать детей самим ставить игровые задания и определять правила. Это укрепит их сознательное и требовательное отношение к общим для всех нормам поведения. Характерно, что придуманные ими самими правила дети соблюдают более строго, чем предложенные воспитателем: ведь они – плод их выдумки, фантазии.
Воспитатель решает сам, как лучше проводить игру – со всей группой или небольшими подгруппами детей. Маленькую группу легче организовать, в ней лучше проявляется активность каждого, выявляются отношения между детьми. Когда игра хорошо знакома детям, можно проводить ее со всей группой, так как возможные трудности уже преодолены в играх с подгруппами детей. Потом можно опять проводить игры в маленьких группах, но уже иначе: дети играют самостоятельно, ибо задание и правила игры ими хорошо усвоены. Остается один шаг к сюжетно-ролевой игре, в которую может перерасти практически каждая дидактическая игра.
3. Значение дидактической игры в развитии ребенка на данном возрастном этапе
Дидактические игры в старшей группе представляют собой обучение в игровой форме, когда по заранее установленному сценарию дети должны выполнять определенные действия. По сути, это вид активного обучения, который хорош тем, что малыши воспринимают его как веселую игру. В ее основе лежит ситуация, которую воспитатель описывает детям, а затем предлагает поиграть. Как результат, воспитанники усваивают различные понятия, расширяют свой кругозор, развивают внимание, учатся мыслить и анализировать.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. Используя дидактические игры с игрушками, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек. В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Настольно-печатные игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании, обучение логическому мышлению, развитие умений из отдельных частей составлять целый предмет, развитие речи, воображения и творчества. В более старших группах решаются задачи посложнее: формируются способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Всестороннее развитие и подготовка к школе – основные цели, которые преследуют воспитатели в подготовительной группе. Детки по-прежнему продолжают знакомиться с окружающим миром, познают первые математические азы, расширяют словарный запас, развивают связную речь, учатся формулировать предложения, выражать мысли, описывать предметы. Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний». К тому же в процессе игровой деятельности дошкольникам проще упорядочить уже приобретенные навыки, удовлетворить свою любознательность и раскрыть потенциал. Картотека дидактических игр в подготовительной группе должна быть разнообразна, это словесные игры, математические, экологические, игры с музыкальным сопровождением. В комплексе все они формируют волю, нравственность, гуманность, способствуют воспитанию всесторонне-развитой личности.
В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры важны в воспитании и обучении детей подготовительной группы, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Заключение
В дидактических играх воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.
Задание: подобрать две дидактических игры для старшего дошкольного возраста
«Кинопробы». Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения. Оборудование: «кинокамера» для «оператора».
Ход игры. Ребенок — «режиссер» фильма — приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку... Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль. Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы. При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.
«Смак». Цель: развивать уверенность в себе, умение вести разговор на определенную тему в присутствии большого количества людей. Оборудование: посуда, плита, стол, фартуки.
Ход игры. Для этой игры-тренинга можно использовать сюжет известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Ему предлагается представить себе, что он самый лучший на свете повар и его пригласили выступить в телевизионной передаче, чтобы поделиться секретом приготовления самых диковинных, самых изысканных блюд.
Ведущим может быть взрослый. В игре желательно присутствие зрителей.
Список литературы
1. Нищева Н. Играйка 14. Узнавайка. Зоопарк. Дидактические игры для развития зрительного восприятия и внимания: - Детство-Пресс; 2015 г., 32 стр.
2. Павлова Л. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет: - Мозаика-Синтез; 2015 г., 80 стр.
3. Салмина Н., Милаева М., Глебова А. Воображаем, думаем, играем. Дидактические игры для детей 3-4 лет: - Вентана-Граф; 2015 г., 95 стр.
4. Султанова М. Путешествие в страну математики. Дидактические игры для детей 5-7 лет: - Вентана-Граф; 2015 г., 96 стр.