Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Проблемы ребенка с пониженным слухом

Контрольная работа

1)                    Какие проблемы в общении испытывает ребенок с пониженным слухом, как можно организовать его общение? Зачем?

 

Наблюдения за взаимодействием детей с сохранным и нарушенным слухом показали, что не всегда жизнь в группе бывает простой и безоблачной даже в тех случаях, когда организована всесторонняя психолого-педагогическая поддержка. Конфликты среди детей этих категорий неизбежны.

Основной причиной конфликтов во многих случаях выступали трудности взаимопонимания между детьми в процессе речевого общения, а именно специфические особенности понимания речи слабослышащим ребёнком.

Личностные проблемы общения глухих и слабослышащих освещены в научной литературе крайне ограниченно.

Общее мнение всех исследователей, кто так или иначе изучал аспекты социальной коммуникации неслышащих, состоит в признании эмоционально-нравственного своеобразия их межличностного общения, обусловленное объективными трудностями акта коммуникации.

Зарубежные сурдопсихологи (Е. Ливайн) указывают на прямую корреляцию личностных проблем общения и уровня развития словесной речи.

В группе глухих с низким уровнем развития речи проявляются в общении такие качества, как ригидность, чувства отличия от других, неполноценности.

У глухих со средним уровнем развития словесной речи проявляются такие трудности в общении, как замкнутость, эмоциональные проблемы, низкое стремление к сотрудничеству.

Л. А. Головчиц отмечает у глухих детей возрастную динамику развития интереса к сверстникам и потребности в общении с ними.

Неслышащие дети 2-3 лет в ДОУ недостаточно вступают в контакт с другими детьми, предпочитая игры в одиночку или общение со взрослыми; поэтому одна из главных задач педагогов на этом этапе-целенаправленно воспитывать такие коммуникативные качества, как интерес и доброжелательность к сверстникам. У детей среднего дошкольного возраста появляется больший интерес к другому и потребность в общении с ним. У старших дошкольников потребность в межличностном общении резко возрастает. Между детьми возникают привязанности. В этом возрасте в процессе общения глухие дети уже способны к информационному обмену, организации совместных действий, распределению обязанностей в игре. Существуют, правда, иные эмпирические данные относительно качества межличностных контактов в этом возрасте. Исследуя дошкольную готовность слабослышащих старших дошкольников, Е. Г. Речицкая и Е. В. Пархалина отмечают крайне низкий уровень сформированности ее социального компонента, т.е. способности к инициативному межличностному общению: «в ситуации игры, когда задание…могло быть выполнено только при согласовании своих действий друг с другом, оно оказывалось непосильным, т.к. многие вообще не обращали внимание на партнера». В школьном возрасте без целенаправленного внешнего педагогического руководства коммуникативные личностные качества спонтанно развиваются весьма медленно и слабо. М. И. Никитина отмечает не всегда адекватное поведение неслышащих младших школьников по отношению к окружающим, что выражается в отчужденности, боязливости, робости.

По мнению М. Е. Хватцева и С. Н. Шабалина, у неслышащих школьников вне педагогического руководства слабо формируются положительные отношения к товарищам: отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь, принципиальность по отношению к ним.

           


 

     2) Составить план индивидуального сопровождения ребенка с пониженным слухом.

 

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждение проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели должны работать в тесном содружестве, стремится к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:

- совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

- разработка общих рекомендаций для родителей;

- обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

- совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Важны содержательные аспекты теории сопровождения М.Р. Битяновой, а именно:

1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.

2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним.

3. Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала.

4. Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.

Данные принципы работы вполне приемлемы в практике сопровождения развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Во-первых, образовательная среда в ДОУ в настоящее время строится на аналогиях школьной жизни и учебной деятельности ребенка.

 Во-вторых, учебно-воспитательная система ДОУ предъявляет к ребенку те же требования, что школьная - решение задач образования, социализации и психологического развития.

В-третьих, роль педагога-психолога в ДОУ на практике заключается в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи, где он выступает партнером при разработке стратегии развития дошкольника. Кроме того, последний принцип наглядно демонстрирует в ДОУ ведущую роль семьи в развитии дошкольника, а педагогический коллектив лишь помощник в данном случае.

На наш взгляд, в школе роль семьи существенно снижается не только в силу возрастных особенностей, но и по причине отсутствия у родителей профессиональных педагогических навыков и умений.

 

               


 

 3) Организация бесконфликтного общения и способы разрешения конфликтов ребенка с пониженным слухом.

 

Часто дети с сохранным слухом стремятся, но не умеют вступать в контакт со слабослышащими детьми; выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним; соблюдать этикет, слушать собеседника.

Чтобы лучше понять состояние ребёнка с нарушенным слухом, расположить его к себе, выразить своё эмоциональное отношение, для этого помогут невербальные способы общения, через коммуникативные игры.

Развивать потенциал общения и взаимодействия между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом проще всего в форме игры. Игра является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте. Во время игры у детей с нарушениями слуха наблюдается целый ряд особенностей, а именно чёткие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика).

В процессе коммуникативных игр невербальным способом общения слабослышащие дети заряжают своими эмоциями сверстников с сохранным слухом.

Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Важнейшим фактором проявления конфликтного поведения является агрессивность.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:

·             Целевая агрессия

·             Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

·             стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

·             повсеместная демонстрация сцен насилия;

·             нестабильная социально – экономическая обстановка;

·             индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

·             социально – культурный статус семьи и т.п.

Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие:

·             Привлечение к себе внимания сверстников;

·             Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

·             Защита и месть;

·             Стремление быть главным;

·             Стремление получить желанный предмет.

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям:

·             положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствуют такие формы работы, как совместные тренинги, совместные чтения, беседы и т.д.

·             сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, релаксационные паузы для снятия напряжения, занятия психогимнастикой, беседы, проблемные ситуации и т.д.

·             расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений - совместные тренинги, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т.д.

Мы уже отмечали, что любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка и педагогами группы целесообразно проводить в двух направлениях:

·             информирование – наглядная информация, лекции, сообщения на родительских собраниях и т.д.;

·             обучение эффективным способам общения с ребенком – лекции, семинары и диспуты, наглядная информация, индивидуальные беседы, тренинги детско-родительских отношений и т.д.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.

 


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика