Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Земельная реформа в РФ

Реферат

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение  3

2.     Этапы земельной реформы в РФ   3

3.     Цели и задачи земельной реформы в России  8

4.     Заключение  10

Список литературы   11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало современной земельной реформе в Российской Федерации было положено законами 90-го года «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села». Эти новшества и сейчас не нашли своей полной реализации и остаются весьма актуальными. По оценкам зарубежных специалистов, любая реформа может доказать свою эффективность только спустя 40-60 лет после начала ее реализации. Современная Россия пока не пришла к оптимальной модели законодательства в области использования и охраны земель.

 

Этапы земельной реформы в РФ

 

Проведение земельной реформы предусматривалось в два этапа: на первом необходимо было выявить потребности граждан, сформировать фонд перераспределения земель, установить ставки земельного налога и цены земли, на втором — фактически осуществлять реформу. Таким образом, в Законе РСФСР «О земельной реформе» была фактически сконструирована полная модель земельной реформы, основанная на переводе государственной собственности на землю в частную, воспроизведенная в последующих законах и иных нормативных правовых актах с разной степенью изменения. Этот Закон (как и все другие земельно-правовые акты) утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Однако его роль в судьбе сельского хозяйства и всего общества оказалась в основном негативной.

В Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» была также предусмотрена схема раздела земель колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств в двух вариантах:

а)      выдача колхозникам, работникам совхозов денежных акций (с правом наследования и получения дивидендов), удостоверяющих долю каждого из них в стоимости сельскохозяйственных угодий;

б)      условный раздел земли между членами коллектива на паи (с правом наследования и получения дивидендов).[1]

Однако такое решение экономически и юридически было несостоятельно, противоречило специальному Закону РСФСР «О земельной реформе» и потому не имело юридической силы. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. были воспроизведены нормы Закона «О земельной реформе»: о гражданах как субъектах частной собственности на землю и видах ее целевого назначения; о коллективно-долевой собственности на земельные участки; о моратории на продажу и иное отчуждение земельных участков (ст. 12 Конституции РСФСР). Но Земельным кодексом РСФСР в отличие от Закона «О земельной реформе» приватизация земель колхозов и других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, предлагалась как альтернатива, т. е. им лишь предоставлялось право (по формуле «могут») трансформировать земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, в коллективную (совместную или долевую) собственность и только по решению общего собрания работников (членов) коллектива (ст. 8, 9), поскольку названные субъекты, равно как совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия согласно ст. 12 имели право и впредь пользоваться земельными участками, предоставленными им ранее (или вновь) в постоянное (бессрочное) пользование. В последующих нормативных правовых актах некоторые направления земельной реформы изменялись.

1. Расширен перечень категорий граждан, получивших право собственности на земельную долю (кроме работающих в сельскохозяйственных организациях, пенсионеров, постоянно проживающих на их территориях, и лиц, занятых в социальной сфере). В их число вошли работавшие ранее в хозяйстве, временно отсутствующие (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные из этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г. (согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), а также руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации, руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые получили право собственности на земельные участки за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель согласно Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

2. «Раскрепощалось» право распоряжения всеми собственниками земельных участков и земельных долей.

Таким образом, на этой стадии (в канун принятия новой Конституции РФ) земельная реформа достигла своего апогея — вовлечение земельных участков в качестве товара в свободный рынок с использованием конкурсов и аукционов. Земельные участки, как и все прочно с ними связанное, отнесены к недвижимости, и потому все сделки должны регулироваться гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Итак, правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления (1991-1993 гг.) ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан (98% земельных участков хозяйственных обществ и 99,1% — сельскохозяйственных кооперативов, т. е. в собственность юридических лиц передано соответственно 2 и 0,9%), а затем после принятия Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 — в собственность владельцев крупного капитала, далеких от сельскохозяйственной деятельности. Абсолютная свобода распоряжения земельными участками без каких-либо ограничений, которая нигде в мире не существует, нанесла непоправимый ущерб сельскохозяйственным организациям, разрушила их как единые технологические комплексы, привела к невосполнимой утрате плодородия почв, нарушению требований охраны окружающей среды.

Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период с 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась ст. 36 (п. 2) Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.[2] Это первая в российском законодательстве сложная частнопубличная норма, отражающая, хотя и не в полной мере, социальную функцию собственности на землю, которая занимает основополагающее место в зарубежном законодательстве. На данном этапе земельной реформы наблюдалась тенденция усиления специальных норм, что вполне объяснимо сложностью земельных отношений и их ярко выраженным региональным характером.[3]

Современное земельное законодательство – уникальное явление в законотворческой деятельности России. Его комплексный характер порождает многочисленные противоречия. Законодательство об использовании и охране земель не свободно от недостатков и пробелов. Нормы Земельного кодекса имеют в большей части отсылочный характер, наблюдаются противоречия между нормами земельного и гражданского законодательства, особенно в части вещных прав на земельные участки. Законодательство в данной сфере находится на пути разработки и реализации оптимальной модели правового регулирования, способной учесть как частные интересы, так и публичный характер отношений по использованию и охране земель. Все это можно обозначить как третий (новейший) этап земельной реформы. Наступление данного этапа можно также связать с принятым в третьем чтении 18 декабря 2012 г. федеральным законом № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на урегулирование механизма права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки и иные природные объекты. Одновременно на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данные законопроекты по существу характеризуют собой разнонаправленные тенденции дальнейшего развития земельного законодательства, требующие коренного обновления большей части земельно-правовых норм, притом что законопроект № 47538-6 в части земельных отношений построен на категорийности земель.

К тому же, одновременное концептуальное изменение гражданского, земельного и градостроительного законодательства при отсутствии практики применения вносимых изменений отрицательно скажется на инвестиционном климате страны. В настоящее время земельное и градостроительное законодательство нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов и коллизионных норм. Действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет.

Цели и задачи земельной реформы в России

 

Итак, суть преобразований на первом этапе сводилась к переходу от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); приватизации земли; децентрализации права государственной собственности на землю и государственного управления земельными ресурсами.

О частной собственности юридических лиц пока вопрос не ставился, к этому также пришли в ходе реформ. Право землепользования (постоянное и временное) граждан и юридических лиц полностью сохранялось. Была поставлена цель дальше закрепить и развивать новую форму права на землю - право пожизненного наследуемого владения землей, а также шире развивать аренду земли, как самостоятельное более демократическое и доступное право на землю, отличное от права пользования (заключение договора аренды, арендная плата за землю и т.д.).[4]

Цели второго этапа - улучшение использования земли, укрепление новых хозяйственных формирований на земле и подъем сельскохозяйственного производства

Осуществляемая в России земельная реформа ставит перед собой следующие задачи:

·        придать земле легальную денежную оценку, перейти к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

·        легализовать иные формы собственности на землю;

·        расширить полномочия местных органов в части планирования использования земли и распоряжения ею;

·        разграничить федеральные государственные земли и земли субъектов РФ, а также местного самоуправления;

·        обеспечить реальную информированность общественности о реальном положении дел в земельном хозяйстве страны и выработать процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использовании земли;

·        усилить значение экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

·        повысить эффективность государственного земельного кадастра, мониторинга и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно - налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде. В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47538-6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры. Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.

 

 

Заключение

 

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.   Содержанием земельной реформы на нынешнем этапе являются:

·        осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией РФ формам собственности на землю и их стабилизация;

·        вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка;

·        перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

·        повышение плодородия почв и охрана земель;

·        приватизация гражданами и юридическими лицами земли;

·        разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности;

·        создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение оценки земли.

Выделяются два этапа реализации Программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации". На I этапе (1999-2000 гг.) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительного и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.     На II этапе (2001-2003гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

Список литературы

 

1.     Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//РГ - Федеральный выпуск №4831

2.     Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

3.     Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

4.     Указ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

5.     Приказ Госкомзема РФ от 09.07.1997 N 48 (ред. от 14.05.2001) "Об очередных задачах земельной реформы в России"

6.     Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993). Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

7.     Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) "О собственности в РСФСР". Утратил силу

8.     Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 (ред. от 30.11.1994) "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Утратил силу с 1 июля 2002 года (Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ).

9.     Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 (ред. от 28.04.1993) "О земельной реформе". Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2287.

10.           Закон РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 (ред. от 28.04.1993) "О социальном развитии села". Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

11.           Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О. Аграрное право / Под ред. Палладиной М. И., Жаворонковой Н. Г. - М.: Проспект, 2011. - 432 с.

12.           Земельная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - №37 (480), 2012



[1] Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

[2] Конституция РФ от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//РГ - №4831

[3] Указ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

[4] Приказ Госкомзема РФ от 09.07.1997 N 48 (ред. от 14.05.2001) "Об очередных задачах земельной реформы в России"


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика