Рефераты, контрольные, курсовые, дипломы в Плавске и по всей России

  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
  • Наши услуги и цены
  • Контакты
  • Каталог готовых работ
  • Бесплатные студенческие работы
  • Поиск
  • Для рекламодателей
Наша группа ВКонтакте и ОТЗЫВЫ Нюрнбергский процесс
Главная БЕСПЛАТНО

Семейные клубы как нетрадиционная форма взаимодействия

Реферат

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение  3

2.     Формы работы с родителями  3

3.     Семейный клуб как возможность оптимизации детско-родительских отношений дошкольников  5

4.     Заключение  10

Список литературы   11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. В законе «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу 01.09.2013 (доработан в ноябре 2013 г.)) и ФГОС Дошкольного образования говорится, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения должны оказывать им помощь в воспитании детей.

Детский сад и семья могут создать единое пространство педагогов и родителей, но только в гармоничном взаимодополнении друг друга. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

 

Формы работы с родителями

 

 

Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие как родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации.

Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что не все родители доверяют уровню профессиональной компетентности воспитателей детского сада, предпочитая находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги). Недоверие родителей педагогам,

 воспитывающим их ребенка, напрямую оказывает влияние и на детей: из года в год проблемы в развитии детей остаются всё те же – недостаточный уровень развития речи, самостоятельности, познавательной активности, мотивации к здоровому образу жизни, адекватной самооценки и др.

Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, клубы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования.

Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.

Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

 

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информацион­но-аналитиче­ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

Семейный клуб как возможность оптимизации детско-родительских отношений дошкольников

 

 

Семейные клубы на базе дошкольных учреждений создаются с целью формирования у родителей психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений и рефлексии, позволяющей понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним. Данная цель определяет следующие задачи:

1. Установление партнерских отношений, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

2. Объединение усилий сотрудников ДОУ и родителей.

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

4. Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми.

В основу программ клуба входят разработанные СЭП – подходы (Смыслы – Эмоции – Поведение):

1.                Смыслы. Семья является источником и опосредующим звеном передачи  ребенку социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений.

2.                Эмоции. Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отношения с родителями. Ребенок может находиться в состоянии эмоционального комфорта (эмоционально-теплые, ровные отношения с родителями, постоянная поддержка), либо в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликтные, тревожные отношения). «Фундаментом» эмоционального опыта дошкольника, его мироощущения является эмоциональный образ семьи. Поэтому реализация данного подхода представляла собой гармонизацию эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

3. Поведение. Реализация данного подхода предполагало обучение родителей способам совместных действий во всех видах деятельности (познавательной, художественно – эстетической, трудовой, хозяйственно-бытовой, двигательной, игровой и т.д.), а также обучение родителей взаимодействию с детьми по всем направлениям их личностного развития.

Реализация данных подходов позволяет определить три направления занятий клуба:

1                   направление: Расширение знаний родителей о детско – родительских отношениях и способах контакта с ребенком, целью которого стало повышение когнитивного уровня родителей, т.е. глубины восприятия ребенка; привлечение внимания к важности проблемы взаимодействия и общения с ребенком и оптимизация этих взаимоотношений.

Широко используются педагогами в этом направлении нетрадиционные виды консультаций, деловые игры.

Позитивно зарекомендовала себя консультация - конференция  с родителями, основной целью которой стал обмен опытом  семейного воспитания.

Родители заранее  готовят  свои сообщения, педагог оказывает помощь в выборе темы, в оформлении выступления. На конференции  в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать полезные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами ДОУ.

Самыми убедительными являются встречи, на которых своим опытом делятся родители, уже пережившие  возникшие трудности детско – родительских отношений. В непринужденной беседе, в уютной, располагающей к откровенности обстановке делятся своими впечатлениями и знаниями.

Удачной находкой является проведение деловых игр с родителями. В процессе работы педагогами используются различные варианты классификации  данных игр: исследовательские, дидактические, рефлексивно-оценочные, мотивационно-побудительные.

Так, например, использование «Педагогического ринга» (исследовательская игра) позволяет родителям взглянуть на проблему семейного воспитания с точки зрения критика, новатора, консерватора.  Здесь отрабатывается умение аргументировано отстаивать свое мнение, навык дискуссионного общения.  

Используемые консультации, деловые игры помогают добиться самостоятельности, творческой активности каждого родителя. Они максимально активизируют имеющиеся у участников игры знания, создают удачный эмоциональный климат для наиболее полного их выявления, для обмена опытом.  

Необходимой формой работы стало «Дерево откровения», на которое каждый родитель в удобное для себя время вносит свои предложения, замечания по работе, задают интересующие вопросы. На основании этих записей, педагог корректирует свою работу, делает выводы, о том, что беспокоит родителей.

Благодаря этой форме работы, расширяется круг обсуждаемых тем на занятиях клуба.

2                   направление: Гармонизация эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

Цель - повышение эмоционального уровня взаимоотношений родителей и ребенка.

Она выражается в эмоциональной окраске образа, в формировании позитивного эмоционального фона взаимоотношений родителей и детей. Повышение эмоциональности родителей и овладение способами проявления своих эмоций и чувств к ребенку.

Реализация данного направления осуществляется с помощью включения в занятия различных методов повышения эмоциональности детей и родителей:

- Эмоционально-экспрессивные игры (совместные игры – имитации, игры – драматизации, игры – этюды, игры – инсценировки, ролевые игры и др.); сенсорные, пальчиковые игры; коммуникативные игры вербальной и невербальной направленности; речевые, мимические, музыкально-ритмические разминки; использование эмоционально-символических методов; праздники, развлечения; психомышечная тренировка и др.

Ролевые игры. На занятиях клуба родители осваивают ролевую гимнастику вместе с детьми (например, улыбнитесь, как радостный ребенок, устаньте, как папа после работы и т.д.), учатся включать в ролевые действия разный тембр, интонации голоса (например, произнести фразу с разным эмоциональным оттенком - «Я же попросил не подходить ко мне»  и т.п.). Роли дети и родители изображают при помощи мимики и жестов, поз и движений.

Например, в игре «Ребенок – зеркало семьи», где участники «разбирают» привычные роли: ребенок – «папа», а взрослый – «ребенок» и проигрывают различные ситуации взаимодействия.

Игры – имитации. Цель игр – обогащение эмоциями, возникающими от ощущений, связанных с движениями, жестами, позами, от переживания состояния и условий, в которые попадают ребенок и взрослый.

Используемые сенсорные и пальчиковые игры помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика.

С помощью коммуникативных игр осуществляется тренировка общих способностей вербального и невербального воздействия родителей и детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты-пантомимы).     

Очень нравятся детям и родителям мимические и пантомимические этюды, в которых нужно выразительно изобразить характер персонажа, настроение, чувства, отдельные эмоциональные состояния (радость, гнев, удивление, интерес и др.), связанные с переживанием телесного и эмоционального воздействия.

Опираясь на принципы концепции личностно-ориентировочной модели построения развивающей среды, совместно с родителями организовывают: «уголок настроения» и «уголок уединения», где хранятся фотографии, копилки, любимые вещи семей, сделанные совместно с родителями фотоальбомы, игры; зоны для игр с водой и песком.

3                   направление: Гармонизация способов и приемов поведения родителей с целью повышения поведенческого уровня, оптимизации детско-родительских отношений, гармонизации приемов и способов поведения родителей, обучение оптимальным способам взаимодействия с ребенком. С этой целью на занятиях клуба обучают родителей в общении с ребенком быть слушателем, строить свое поведение так, чтобы это способствовало его полноценному развитию, включать во все виды совместной деятельности, принимая его таким, какой он есть.

В этом направлении широко используютсяь такие практические формы работы, как:

·                    Решение педагогических задач с целью улучшения рефлексии родителями своих взаимоотношений с ребенком, выработки конструктивных навыков взаимодействия с ребенком.

·                    Упражнения с целью выработки вербального и невербального взаимодействия.

·                   Ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяет сформировать у родителей способность играть определенные роли, оказывать педагогически правильно помощь ребенку в проблемной ситуации. В них родители, совместно с педагогом-психологом, учатся разбираться в поведенческих реакциях ребенка,  оценивать и рассчитывать поведение, в том числе, свое собственное, рассматривая его как набор реакций - стимулов внешней среды, формируя социальные навыки поведения, т.е. разрешать проблемы, возникающие во взаимодействиях между  родителями и детьми.

·                    совместная деятельность родителей и детей, в процессе которой создается серия дидактических игр,  направленных на социальное развитие. Благодаря этому, у родителей проявляются социально-значимые интересы, потребность в получении новой информации, возникают партнерские отношения с детьми.

Интересной и развлекательной формой сотрудничества педагога, родителей и детей  является организация досугов клуба. 

Тематика мероприятий может быть различна, и включать разнообразные направления, например: «Традиции семьи», «Мой день рождения», «День рождение детского сада» и т.д.

Праздники – особая, любимая часть общей жизнедеятельности, где родители являются полноправными участниками таких  действ – от идеи до воплощения.  

Такой подход помогает творческому сотрудничеству родителей, детей, позволяет устранить отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы семейного воспитания.

 

Заключение

 

Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Список литературы

 

 

1.     Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

2.     Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

3.     Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

4.     Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2012. №4. с.100-110.

5.     Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2010. – 117 с.

6.     Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. - Красноярск, 2013.

7.     Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.

8.     Практическая психология для педагогов и родителей / под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010. – 351 с.  

9.     Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

10.           Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.


flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

г. Плавск

 

les5125@yandex.ru

© эллалесная.рф
Яндекс.Метрика